Газета Спорт-Экспресс № 231 (3609) от 8 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

8 октября 2004

8 октября 2004 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА

Год 1938. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

СОРЕВНОВАНИЕ ФУТБОЛЬНОЕ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ

ЧЕМПИОНАТ. С наступлением весны 38-го десятки команд отправились на юг готовиться к сезону. Отправились, не дожидаясь окончания находившихся в разгаре бурных дискуссий вокруг структуры чемпионата, о которых мы рассказали в прошлом выпуске.

Будущее основной массы "курортников" было окутано густым туманом. Лишь уверенный в завтрашнем дне футбольный бомонд сохранял спокойствие. Изменения в кадровом и руководящем составе ведущих команд произошли небольшие. Только в двух (из девяти) коллективах сменились тренеры. Освежили руководство, как ни странно, лучшие: первая и третья советские команды - динамовцы Москвы и Киева. Тренер киевлян Михаил Товаровский прибыл в Москву, чтобы возглавить "Динамо", и отодвинул на второй план Виктора Дубинина, который в 37-м сделал первый в СССР дубль - выиграл первенство и Кубок. Освободившуюся в Киеве вакансию заполнил Владимир Фомин. Все остальные, включая аутсайдеров, ничего менять не стали. Непостижимо!

РЕЦЕПТЫ АНГЛИЙСКОЙ КУХНИ

Выехали команды в южные края с уже накопленным за зиму багажом по ОФП - общефизической подготовке. Большая группа московских футболистов участвовала во всесоюзном чемпионате по хоккею с мячом. Динамовцы и здесь шли в авангарде. А кое-кто (Якушин, Чернышев, Коротков) успевал и в баскетбол в столичном первенстве поигрывать. Жаловали эту игру и в Грузии. Несколько динамовцев участвовали зимой в первенстве Тбилиси. Все остальные игроки и команды чередовали занятия в зале и на свежем воздухе.

На юге основное внимание уделяли "физике". Единой методики тренировок в подготовительный и соревновательный периоды еще не существовало. Теоретически разработки велись (этим занимались Михаил Козлов, Михаил Товаровский и некоторые другие), но общедоступными еще не стали. Дотянуться до иностранной литературы было неимоверно сложно. Все же некоторые тренеры, например, владевший английским Сергей Бухтеев (московское "Торпедо"), кое-что добывали.

В этой связи особую ценность представляла публикация англофила Оганесова, выведавшего рецепты профессиональной английской футбольной кухни. Он обнародовал схему тренировок "Арсенала" в предсезонку и "Астон Виллы" - в соревновательный период, оговорив, что в таком примерно режиме готовятся все профессиональные английские клубы.

Не столь наивен, чтобы полагать, будто наши современники, тренеры-гурманы, позаимствуют что-то из британской "Книги о вкусной и здоровой пище". В их оборудованных по последнему слову техники и научной мысли кухнях готовятся блюда куда изысканнее. Публикую отрывки из оганесовской статьи в надежде дать пищу если не для размышлений, то для сравнения рациона нынешнего с давно минувшим. Ну а если озарит вдруг светлая идейка или отыщут крохотное рациональное зернышко, буду безмерно счастлив.

БЛЮДО ПЕРВОЕ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

"Игроки поступают в непосредственное подчинение тренера. Соответственно с результатами врачебного осмотра тренер разрабатывает тренировочную программу для каждого игрока индивидуально.

Команда сразу же включается в "режим свежего воздуха", и тренер смотрит за тем, чтобы игроки как можно меньше времени проводили в клубных помещениях. С самого же начала тренировки преследуется задача "поставить" у игроков дыхание.

Игрокам дается обязательная установка: спать не меньше 8 часов, ложась в постель не позднее 11. Окна в комнате должны быть всегда открыты. Есть на ночь игрок не должен.

Игроки вовсе не сидят на жесткой диете, как почему-то думают многие. Еда очень разнообразная и обязательно хорошо приготовленная, так как "только то, что кушается с удовольствием, хорошо усваивается организмом"... Потребление жидкостей (вода, молоко, минеральные воды) ограничивается полутора-двумя литрами в день.

Личной гигиене игроков придается очень большое значение.

В центре внимания подготовительного периода общая тренировка, придающая телу гибкость, а также прекрасно координирующая работу всей мышечной системы. Первые тренировочные дни заняты различными гимнастическими упражнениями (ходьба, бег)... Бег (чередующийся с ходьбой) начинают с двух и доводят до 7 и даже до 9 километров. Тренер контролирует темп бега, правильную постановку ног, работу рук, дыхание и т.д.

Вся работа тренера вплоть до конца сезона происходит при одном обязательном условии: всячески избегать однообразия упражнений. Подчеркивая чрезвычайную важность этого условия, английские тренеры указывают еще на необходимость строжайшей дисциплины и приспособления тренировочного плана ко всем игрокам команды с обязательным учетом индивидуальности каждого. Через несколько дней после начала тренировки приступают к работе с футбольным мячом, и наряду с общей начинается и тренировка специальная. Специальная тренировка постепенно занимает главное место, однако спортивная гимнастика вплоть до конца сезона остается основой всех "разогревающих" упражнений. Во время подготовительного периода продолжительность ежедневной тренировки, начиная от 60 минут, доходит до 3 часов в день... Одновременно с технической подготовкой команды начинают и подготовку тактическую, при этом подчеркивается, что в футболе все индивидуальные качества игроков должны быть подчинены одному понятию: команда... Кроме того, ни один клуб не позволит себе негодной попытки пригонять игроков к тактическому плану, а только наоборот, план к игрокам. В последние 10 - 12 дней до первого лигового матча проводится несколько игр основного состава с резервным.

Занятиям по тактике (теоретическим) отводятся два дня в неделю. На этих занятиях тщательно разбирается система игры, принятая командой. Отделываются детали, вносятся всевозможные варианты, тактические маневры. Все это проверяется на командной тренировке и принимается к исполнению...

Вопросы тактики разрабатываются на демонстрационных досках, специальных собеседованиях и т.д. В "минимум" тактических знаний игроков (не менее обширный, чем "минимум" технический) входит также во всех тонкостях и деталях безупречное знание правил игры".

А ЧТО У НАС?

Если бы знать. Показать подготовку советских команд на высоком профессиональном фоне было бы весьма и весьма интересно. Увы. Удовлетворить ваше любопытство не смогу. Кое-что по газетным сусекам наскреб. Получилось негусто. Но, как говорится, чем богаты.

Одно могу сказать определенно: приоритет ОФП на юге не оспаривался.

Чемпионов дежурный выводил ежедневно на зарядку в 8.15. Затем водные процедуры, завтрак и после небольшого отдыха тренировка. По четным дням - бег по пересеченной местности (2-3 км) или ходьба (7-8 км). По нечетным - гимнастические упражнения. В начале апреля ко всему этому добавлялись занятия с мячом, двусторонние и товарищеские игры.

Михаил Сушков ("Локомотив" Москва) действовал в Ташкенте круче. Практиковал двухразовые тренировки. Будил команду раньше - в восемь часов утра. И только после получасовой гимнастики, пробежки и быстрой трехкилометровой ходьбы допускал ребят к еде.

После завтрака - чтение газет. С 12 до 14 - теоретические занятия по тактике. С 14.30 до 17.30 - обед и послеобеденный отдых. В конце дня в отличие от многих баловал парней мячом: с 18 до 20. Затем баня, массаж и сон.

Михаил Рущинский (ЦДКА) готовил команду в Сухуми. Судя по графику, режим в Красной армии был более щадящим, нежели на окружной железной дороге: утренняя зарядка - каждый день, кроссы - два раза в шестидневку, работа с мячом - через день. В дни кроссов - теория.

В таком примерно режиме тренировались в Севастополе "Крылышки"... Общая продолжительность занятий, включая теорию и политпросвещение, у большинства команд продолжалась от двух до четырех часов.

БЛЮДО ВТОРОЕ. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

"В субботу происходит матч. В воскресенье и понедельник - свободные дни.

Тренировка начинается со вторника с 10 утра. Тут гимнастические упражнения, работа с мячом, тренировочный матч (два тайма по 30 минут). В заключение - горячая ванна (в английских клубах души не приняты. Считают, что ванны значительно более эффективны). Продолжительность тренировки - 3 часа. Во второй половине дня занятия по тактике.

Среда. Тренировка: бег, затем один час гимнастики. После этого тренировка отдельных элементов футбола. Общая продолжительность три с половиной часа. В заключение - горячая ванна.

В четверг тренировка та же, что и в предыдущие два дня. Во второй половине дня окончательный тактический разбор предстоящего матча.

Пятница. Немного гимнастических упражнений и небольшая работа с мячом. Весь остальной день игроки отдыхают, так как на следующий день матч. Игроки в постелях в 10 часов вечера.

Суббота: матч в 15 час. 30 мин. В 10 часов утра - завтрак: чай, варенье, яйца всмятку, поджаренный хлеб. Затем полчаса - 40 минут легких упражнений. В 13 часов второй завтрак: жареная рыба, поджаренный хлеб, варенье, чай. Затем полный отдых. Перед самым началом матча команда 5 - 10 минут разогревается: бег на месте, приседания, наклоны корпуса вперед, назад и в стороны, прыжки на месте. После матча горячая ванна..."

У наших удалось заглянуть в примерный план спартаковского руководства. Составлялся он в расчете на четкий стабильный календарь с пятидневным интервалом.

1-й день после игры. Легкая зарядка и разбор матча.

2-й день. Индивидуальная тренировка (по полтора часа) с 10 часов утра до семи вечера. Футболисты являлись в назначенное время небольшими группами, тренеры находились на рабочем месте весь день.

3-й день. Игра в двое ворот - проверка тактических схем.

4-й день. Командная тренировка с мячом посвящалась отработке технических элементов: остановка мяча, передачи, удары, игра головой...

5-й день. Перед очередным матчем. Зарядка, определение состава и плана на игру.

Так задумывалось. Что из этого вышло? То же, что и с календарем, который вскоре после старта затрещал по всем швам, рвался на мелкие кусочки.

БЛЮДО ТРЕТЬЕ. ДЕСЕРТ

Изготовил его Оганесов в совковой кухне:

"Мыне видим здесь ничего, кроме мяча и "около мяча". Вопросы политики, общественной жизни отбрасываются в сторону. Футболист-профессионал, связанный по рукам и ногам таким режимом, выжимающим из него все соки, не имеет возможности заняться ни учебой, ни каким-либо трудом, чтобы по уходе с футбольного поля быть материально обеспеченным.

Мы знаем сотни примеров, когда футбольные "звезды", кончив свою футбольную карьеру, калекой влачили нищенское существование. Наши тренеры и футболисты могут из приведенных в этой статье данных по режиму и содержанию тренировки игроков-профессионалов взять только то, что соответствует целям и содержанию советской физкультуры, направляемой прежде всего к созданию полноценного гражданина на трудовом и политическом фронтах".

Вот тут-то наша взяла! Оставалось только посочувствовать хваленым профессионалам в связи с отсутствием в их рационе общепитовского "компота", растрогаться, предвидя нищенское будущее и видя столь же скудное духовное настоящее английских коллег. А все потому, что не значились в штате политруки. Прижимистые боссы на них не раскошелились. Некому было организовывать для футболистов в горячую подготовительную пору курсы по вождению мотоцикла (как в бакинском "Темпе"), изучению анатомии и гигиены (ростовское "Динамо"), готовить ворошиловских стрелков ("Стахановец"), изучать если не биографию товарища Сталина (чем поголовно занимались все советские команды), то хотя бы своего Невилла Чемберлена и историю руководимой им консервативной партии... А "Астон Вилле" без посторонней помощи и в голову не могла забрести идея вызывать на соц-, экскьюз ми, капсоревнование футболистов "Арсенала", как это сделал ленинградский "Спартак", бросивший перчатку "Спартаку" московскому. Не шучу. Об этом 23 марта поведал "Красный спорт" в материале "Мастера футбола соревнуются": "Надо всячески приветствовать хороший почин ленинградских спартаковцев, вызвавших на социалистическое соревнование своих московских одноклубников.

Приводим обязательства ленинградских спартаковцев: "Организовать и образцово наладить работу кружка по изучению истории ВКП(б). Два раза в месяц выпускать стенную газету мастеров футбола. Систематически проводить беседы и обсуждение вопросов текущей политики... Подготовить из числа мастеров футбола 12 ворошиловских стрелков второй ступени". Соревнование продлится до конца 1938 года. Примеру спартаковцев должны последовать все мастера футбола".

Итоги подобных соревнований не публиковались. Тот случай, когда важна не победа, а участие. Политруки, включенные в штат всех показательных команд, не зря хлеб жевали. С каждым годом на их крепкие идейные плечи ложился все более тяжелый груз.

К началу мая футболисты, укрепив тело и дух, получив идейно-политическую закалку, дислоцировались к месту назначенных календарем сражений.

"ГРУБОСТЬ - НЕ СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ"

Благодаря скорректированному группой художников-любителей календарю (см. "СЭФ" № 111) чемпионат начался двумя днями раньше намеченного срока - 10 мая. "Торпедо" на своем стадионе принимало харьковский "Спартак".

Первый гол четвертого союзного чемпионата забил форвард москвичей Александр Свиридов. До перерыва его тезка и партнер по нападению Синяков счет увеличил. Не позволил хозяевам отметить первую победу центр нападения Харькова Алексей Серов, сделав первый турнирный дубль - 2:2.

На следующий день состоялся первый хет-трик в исполнении московского динамовца Михаила Семичастного, и первая крупная победа - чемпион разгромил "Буревестник" - 7:1.

В двух первых турах новички сохраняли дистанцию, субординацию не нарушали и безропотно шли на заклание. Старожилы разнесли пришельцев: +8=3-1, 32-9. Обошлось без сенсаций. Исключение - ничейная игра чемпиона с "Пищевиком". Но наибольшее внимание прессы привлек "Буревестник". Не качеством игры - хулиганством.

Грубость и проблемы судейства - ровесники футбола, неразлучные его спутники. Возникли около полутораста лет назад на Британских островах и бодро шествуют по всей планете. Более века живут и в нашем доме. Борьба со злом ведется повсеместно с разной степенью эффективности. В родном отечестве ввиду специфических его особенностей КПД ощутимо отстает от мировых достижений. Главная тому причина - либерализм, субъективизм и вытекающая из него непоследовательность в исполнении внешне привлекательных, порой безупречных законов, ими же (властями предержащими) установленных. Отсюда бесперспективность если не в искоренении грубости и откровенного хулиганства (изжить их невозможно), то хотя бы в уменьшении масштабов.

Каждый год словесные потоки разной мощности по тому или иному поводу извергались со страниц центральных газет без сколь-нибудь серьезных (исключения общее правило лишь подтверждали) последствий для возмутителей спокойствия.

На поле криком кричали пострадавшие. За его пределами - журналисты. Взывали они к рубакам, тренерам, судьям, общественности, руководящим товарищам из Комитета физкультуры и даже стражам порядка.

"Грубость - это не советский стиль. Так говорит зритель, так говорит вся масса советских физкультурников и спортсменов!" - вопила передовица центральной газеты. "Подлое членовредительство, удары сзади, охота за хорошими игроками с целью вывести их из строя - этот пережиток буржуазного спорта должен быть выжжен каленым железом.. Уйдите с поля!" - старалась перекричать ее газета спортивная.

Предпринимались попытки разобраться в причинах "чуждого нашему спорту буржуазного явления". Юрий Ваньят писал: "Наши мастера часто рано зазнаются и прекращают работу над собой. У них мало дисциплины и культуры. Многие игроки ни о чем не думают, кроме мяча и посещения кино. Некоторые малограмотны, и лишь хороший костюм прикрывает культурную отсталость, отсюда и рост грубости".

Публиковались и фундаментальные аналитические работы. Один безымянный автор указал на три источника, три составные части борьбы с грубостью на футбольных полях Республики Советов:

"Во-первых, повышение квалификации наших судей.

Во-вторых, повседневная кропотливая воспитательная работа в коллективах.

В-третьих, решительная, беспощадная борьба с непоправимыми хулиганами путем дисквалификации и изгнания их из спортивных обществ. Надо воспитывать в наших спортсменах чувство презрения к хулигану. И когда ему не подаст руки товарищ, это будет достойным наказанием хулигана".

Сразу после окончания календарного матча со "Стахановцем" игроки "Буревестника" Бочков и Бенедиктов тут же, на поле, средь бела дня на глазах у честного народа и блюстителей порядка надавали тумаков капитану гостей Бикезину.

Подробности - в отчете Александра Вита: "Конец игры омрачился инцидентом, опозорившим команду "Буревестника". Почти одновременно с финальным свистком к стоящему на поле капитану "Стахановца" Бикезину подошел Бочков и ударил кулаком в лицо. Затем к нему подбежал Бенедиктов и ударил его ногой.

Это хулиганство, не имеющее прецедента на футбольном первенстве СССР, вызвало всеобщее возмущение зрителей Гостеприимство хозяев поля - "Буревестника" - носит, как мы видим, весьма условный характер. Инспекция Всесоюзного комитета должна немедленно сделать соответствующие выводы".

Взрыв негодования прессы произошел не сразу, а после вынесенного дисциплинарной комиссией приговора: Бочкова дисквалифицировали до 1 января 1939 года, то есть до конца сезона - на 23 оставшихся матча, Бенедиктова до 1 августа 1938 года - на 13 игр. Удар кулаком оценили чуть ли не вдвое дороже удара ногой. Лишился работы и начальник команды Голованов. (Сравните решение ДК конца 30-х годов с реакцией нынешних господ-гуманистов, членов КДК и их патронов на битву в Раменском, не имеющую в нашей истории аналогов по массовости и ожесточенности).

Продолжение - стр. 13