Газета Спорт-Экспресс № 193 (3571) от 25 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

25 августа 2004

25 августа 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

ЗАЖЖЕННЫЙ ФИТИЛЬ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Olympic Indoor Hall

Когда все плохо, остается винить судей.

В понедельник, когда четырехкратный олимпийский чемпион Алексей Немов остался без медали в заключительном виде гимнастической программы - на перекладине, российских болельщиков переполняло единственное желание: разорвать арбитров в клочья.

В своем порыве мы были не одиноки: оценка Немова 9,762 и всего лишь пятое итоговое место взбеленили весь зал.

ЯМУ - СВОИМИ РУКАМИ

Ненависть, обрушившаяся на головы гимнастических арбитров, была совершенно заслуженной. Служители Фемиды вырыли себе яму своими руками, отдав победу в мужском многоборье американцу Полу Хэмму. Трудно сказать, что было более циничным: лишение корейца Ян Тэ Юнга абсолютно заслуженного им золота или же официальное заявление Международной федерации гимнастики (ФИЖ), сделанное на следующий день, из которого следовало, что она, ФИЖ, признает несправедливость итоговых результатов, но изменить их не может.

Это, как ни странно, сильнее всего возмутило американцев. На одном из наиболее популярных сайтов болельщикам был предложен вопрос для голосования: "Должен ли Хэмм вернуть золото?" 61 процент проголосовавших ответили: "Да".

По мнению большинства, у Хэмма был уникальный шанс вписать свое имя в историю американской гимнастики даже не золотыми, а бриллиантовыми буквами. Все, что для этого было нужно, - подняться на олимпийский помост перед началом финалов в отдельных видах вместе с Янгом, на глазах у зала снять с себя золотую медаль и надеть ее на шею корейца. Таким поступком спортсмен не только бы продемонстрировал собственное величие, но и величие своей страны. Доказал бы, что ставит превыше всего принцип честного спортивного соперничества.

Допустим, это произошло. Был бы тогда и ревущий в исступлении зал, и звонок президента США новому национальному герою, и сотни тысяч американских девушек, поливающих горючими слезами портреты гимнаста, прежде чем повесить их на стену над изголовьями кроватей. Более того, в этом случае золото было бы немедленно компенсировано. Как минимум на одном, а то и на нескольких снарядах.

Но чуда не случилось. Поэтому все, в том числе сами американские тренеры прекрасно понимали: никакого золота у Хэмма больше не будет. С ним и так расплатились по максимуму. А вот зал, жаждущий запоздалой справедливости, все более приближался к точке кипения.

Нетрудно предположить, как в подобной обстановке чувствовали себя арбитры. Атмосфера над их головами - как в прямом, так и в переносном смысле - накалялась все больше, а значит, вероятность ошибок могла только увеличиваться.

А СУДЬИ - КТО?

В гимнастике, прыжках в воду, синхронном плавании, фигурном катании - всех тех видах спорта, где результат определяется путем нажатия пальцем на кнопку, уже много лет существует одна и та же проблема: недостаток квалификации тех, кто сидит за пультами. Не всех, естественно. Среди арбитров всегда есть люди, не только сами дошедшие до вершин своего вида спорта, но и обладающие колоссальным опытом судейства крупных соревнований. Хватает и дилетантов, которых с каждым годом становится все больше в силу того, что география спорта неуклонно расширяется. Такие добросовестно изучают предмет по бумагам, высиживают на судейских семинарах, после чего сдают все предписанные правилами экзамены и получают право обслуживать соревнования. Но принять правильное решение в доли секунды, в ситуации, когда пульс под двести, зал ревет, а помост плывет перед глазами, большинство из них не способны. Плюс - дикий, почти животный страх, что твои оценки выпадут из общего ряда и за это придется отвечать.

То, что произошло после выступления Немова на перекладине, когда первоначально выставленные баллы были признаны ошибочными и тут же пересмотрены, было наилучшей иллюстрацией того, насколько растеряны и выбиты из колеи люди, их поставившие. Интересно, что арбитр из Малайзии с перепугу изменил свою оценку аж на 0,15, что с точки зрения здравого смысла не лезет ни в какие ворота.

Градация гимнастических оценок, которые поступают в компьютер с индивидуальных пультов, - 0,05. На первый взгляд разница между 9,75 и 9,8 невелика. Хорошо выполненная комбинация может быть оценена и так и этак, при этом каждый из двух арбитров будет прав, поскольку руководствовался собственными представлениями. В то же время этот диапазон - огромен. На брусьях 0,05 разделили Валерия Гончарова, занявшего первое место, и Ернара Еримбетова, замкнувшего восьмерку финалистов.

Даже пересмотренных в сторону увеличения оценок Немова оказалось недостаточно, чтобы гимнаст вошел в тройку призеров. Поэтому и продолжал бушевать зал над головами арбитров. А те, судя по выражению их лиц, мечтали лишь об одном: провалиться сквозь землю.

ЦЕНА И СТОИМОСТЬ

Можно сколько угодно рвать голосовые связки, доказывая, что комбинация Немова была лучше, чем у всех тех, кто в итоге оказался впереди него. Это так. Перелеты, да еще такие высоченные и точные, как у российского гимнаста, - самое рискованное и зрелищное, что только можно увидеть на перекладине. С точки зрения композиции упражнению Немова не было равных.

Но у этой медали есть, как водится, вторая сторона. Базовая сложность. По нынешним правилам, совсем необязательно набирать ее ценой максимального риска. Есть другие составляющие - вертушки, перехваты, обороты на одной руке. С позиции зрителей, сравнение между комбинациями Немова и тех, кто в итоге получил медали, однозначно было в пользу российского спортсмена. С позиции судей, разницы не было никакой: базовая стоимость упражнений у всех финалистов составляла 10 баллов.

При всей сногсшибательной красоте немовского выступления гимнаст сам, выполнив соскок, думаю, понимал: это - не золото. Вот если бы он встал в "доскок", мертво впечатав ноги в пол... Но ошибка была налицо. Немов потерял равновесие на приземлении со снаряда и был вынужден сделать большой шаг вперед, чтобы не упасть.

Цена каждого шага, согласно правилам судейства, - 0,1. Именно столько снимают даже за крохотный, даже за самый незаметный шажочек. Лет 25 назад я стала свидетельницей разговора между гимнастическими тренерами, обсуждавшими, как лучше выходить из положения, если равновесие на приземлении все-таки потеряно: шагом или прыжочком. Сошлись, помнится, на том, что прыжочек предпочтительнее. Мол, в этом случае гораздо больше шансов на то, что сбавка окажется минимальной. Шаг же вполне могут посчитать за два - туда и обратно. Особенно если он - большой.

9,8, поставленные Немову французским и исландским арбитрами, - оценка честная. Хотя вместе с тем жесткая: если бы такую оценку поставили все судьи, Немов получил бы бронзу. Учитывая послужной список российского гимнаста, его авторитет и опыт, вполне можно было бы чуть набавить - и тогда, не исключено, медаль могла бы оказаться даже золотой. Но будем откровенны: не очень удачными (ни одной крупной победы) выступлениями на протяжении четырех последних лет Немов сам поспособствовал тому, чтобы в Афинах его не воспринимали всерьез. Когда же собрался и совершил невозможное, у судей оставалось уже слишком мало времени, чтобы переломить стереотип в собственных мозгах.

Но это уже проблемы не Немова, а судей. И обструкция, устроенная залом, - это унижение тех, кто сидел в этот вечер за судейским столиком, и тех, кто руководил ими.