Газета Спорт-Экспресс № 138 (3516) от 22 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

23 июня 2004

23 июня 2004 | Бокс и ММА

БОКС

WBC И ЕГО МОГИЛЬЩИК

Ситуация с банкротством одной из ведущих организаций мирового бокса - Всемирного боксерского совета (WBC) - вызывает растерянность как среди чемпионов по версии этой самой организации, так и среди простых болельщиков по той простой причине, что ничего подобного до сих пор не было - а значит, никто и не знает, как все закончится.

Вкратце напомним суть дела. В конце 1997 года чемпион мира в полутяжелом весе по версии WBC Рой Джонс заявил, что переходит в тяжелый вес. Так как на тот момент он давно не защищал свое чемпионское звание в полутяжелом и не собирался этого делать впредь, WBC без всякого скандала лишил его титула. Впрочем, чиновники этой организации не были уверены в том, что Рой не передумает, - и во всех своих заявлениях оставляли лазейку для заднего хода.

Однако время шло, а Джонс настаивал на своем. Тогда 21 марта 1998 года WBC выдал санкцию на бой между немцем итальянского происхождения Грациано Рокиджани и американцем Майклом Нанном за вакантный титул в полутяжелом весе. Рокиджани победил - и стал, как он считал, чемпионом мира.

Тем временем Джонс, как и ожидалось, передумал и решил вернуться в свою родную категорию. WBC оказался в положении брошенной жены, которая ждала-ждала загулявшего, но потому еще более любимого супруга, а потом нехотя развелась и вышла замуж за первого встречного. А тут вдруг звонок в дверь, а там стоит любимый и блудливый с огромным букетом цветов и бессмертной мужской фразой: "Прости, малыш".

WBC и повел себя в этой ситуации чисто по-женски. Нелюбимому новому мужу было тут же указано на дверь и сказано, что "наша встреча была ошибкой", а любимого тут же пустили, накормили и спать положили.

Впрочем, "брак" Роя Джонса с WBC был заключен не по любви, а по расчету. WBC, как и любая боксерская федерация, живет главным образом за счет процентов, которые боксеры отчисляют ей за выдачу санкций на бои, прежде всего чемпионские. Основной рынок здесь - США, где Рокиджани пользовался мизерной известностью, а Джонс, наоборот, был одним из самых популярных боксеров, и его гонорары, а следовательно и отчисления с них, были во много раз больше, чем у немца-итальянца.

Но нелюбимому чемпиону все-таки нельзя так просто дать пинка под зад, как нелюбимому мужу, и руководству WBC пришлось выкручиваться. В этой ситуации оно не нашло ничего лучшего, чем задним числом объявить, что в бою с Нанном Рокиджани выиграл только так называемый "временный" (interim) титул, который разыгрывается в тех случаях, когда действующий чемпион не может защищать свой титул по уважительной причине.

Выходом из положения мог бы стать бой между Джонсом и Рокиджани, но он не состоялся, так как стороны не смогли договориться о гонораре Рокиджани. WBC счел, что немец саботировал переговоры и втихую лишил его и "временного" титула - исходя, видимо, из того, что Рокиджани в Америке никому не нужен и никаких последствий у этого действия не будет.

Рокиджани был в Америке действительно никому не нужен, но у многих там давно созрело желание наказать боксерские федерации за тот, извините за выражение, бардак, в который они превратили мировой бокс, и за беспредел, который они творят с рейтингами. Рокиджани дал предлог, и недоброжелатели WBC его не упустили. Тем более что акция, проведенная против боксера, была наглой до безобразия. Ведь на руках у Рокиджани имелись даже официальные документы WBC, в которых говорилось, что он завоевал полноценный, а не временный титул.

Немец-итальянец подал в суд и в конце 2002 года выиграл дело, которое после всех апелляций и проволочек завершилось буквально только что.

По приговору Рокиджани должен получить от WBC 31 миллион долларов в качестве компенсации за моральный и черт еще знает какой ущерб. Не знаю, откуда взялась эта совершенно безумная сумма, которую WBC выплатить никогда не сможет, о чем было прекрасно известно. Кроме того, и сам Рокиджани за всю свою профессиональную карьеру далеко не заработал даже десятой части этих денег. Получив титул WBC, он все равно стал бы "малобюджетным чемпионом" по причине своей низкой популярности, и ни о каких миллионных гонорарах речь бы не шла. К тому же он вряд ли долго задержался бы на троне ввиду некоторых особенностей своего характера.

Рокиджани вообще персонаж довольно колоритный. Когда суд выносил решение в его пользу, сам боксер отбывал годичный срок в немецкой тюрьме, но был по такому случаю ненадолго выпущен на свободу. Все-таки не каждый день заключенные, пока сидят за решеткой, становятся мультимиллионерами. Ну а после суда он благополучно вернулся в тюрьму - досиживать оставшиеся несколько месяцев.

Обладая буйным характером, Рокиджани всю жизнь влипал в самые разные истории со стражами порядка, и у него даже был условный срок, который превратился во вполне реальный при довольно забавных обстоятельствах. Полицейские как-то обнаружили его среди ночи спящим в чужой машине (как оказалось позже, принадлежавшей его подруге) и попросили предъявить документы, а заодно объяснить, что он тут делает. Рокиджани, будучи крепко пьяным, не нашел ничего лучшего, чем наброситься на девятерых служителей закона, и даже успел крепко отделать одного из них, прежде чем его скрутили. Похмелье было жестоким. Фемида наконец устала от Рокиджани - и отправила его на уютные немецкие нары.

Совершенно очевидно, что, приговаривая WBC к выплате 31 миллиона этому матерому человечищу, суд выполнял чей-то заказ. Дело в том, что в 1999 - 2000 году в Америке проходил нашумевший процесс против другой ведущей боксерской организации - IBF. Ее руководство обвинялось в том, что за взятки жонглировало местами боксеров в своем рейтинге. С доказательствами был полный порядок, факт получения взяток был неоднократно доказан. Президент IBF Роберт Ли выглядел при этом неким подобием Остапа Бендера, который делал деньги из ничего. Все тогда думали, что IBF попала под каток и ее ждет суровый приговор. Но, как вскоре выяснилось, руководство IBF попало совсем не под эту страшную машину, а, как все тот же герой "Двенадцати стульев", под лошадь и, как и он, отделалось лишь легким испугом, хотя нарушения там были посерьезнее, чем у WBC.

Двойной стандарт в данном случае объясняется очень просто. Штаб-квартира WBC находится в Мексике, а IBF - в Америке. Многовластие в боксе всех утомило, однако банкротить и закрывать единственную организацию, базирующуюся в США, и тем самым лить воду на мельницу тому же "мексиканскому" WBC или WBA, которая вершит дела из Венесуэлы, американский суд не собирался. К IBF они отнеслись, как Петр I к Меньшикову, - "хоть вороватые, но свои". А WBC - чужие: с них и спрос другой.

Что ждет WBC и его чемпионов в будущем - пока неясно. Поступили сведения, что руководство этой организации сделало Рокиджани в обмен на отказ от своего иска следующее предложение: 1 миллион сейчас, а потом, по разным данным, от 100 до 250 тысяч долларов ежегодно в течение 20 лет. Рокиджани это предложение отверг, что сразу же вызывало определенные подозрения. Президент WBC Хосе Сулейман и его хитрые мексиканские парни не лыком шиты, и от ликвидации их организации Рокиджани не светит получить ни 31 миллион, ни даже 3,1 миллиона, и не понимать это он не может, так как, когда Грациано трезвый, соображает он очень неплохо. Резонно предположить, что некая конкурирующая с WBC фирма сделала ему более выгодное предложение зато, чтобы он не мешал естественному ходу вещей.

Одновременно к Рокиджани устно и письменно обратился целый ряд обладателей титулов WBC с просьбой решить дело миром. В ответ новоявленный миллионер сказал, что предложение WBC не было серьезным и его просто попытались в очередной раз обмануть, а что касается чемпионов, то, когда WBC лишил его своего титула, ни один чемпион не выступил в его защиту, а посему он им ничего не должен.

Пока ситуация с WBC остается совершенно непонятной. Одни говорят, что брэнд будет выкуплен некой сторонней организацией и все чемпионы останутся при своих титулах. Другие - что WBC всплывет под новым названием, и опять же боксеры не пострадают. Третьи - что как раз боксеры-то больше всех и пострадают, так как WBC дадут совершенно спокойно утонуть и никто палец о палец не ударит, чтобы защитить интересы чемпионов, не говоря уже о тех, кто стоит в табели о рангах ниже них.

Так что звездный час Грациано Рокиджани продолжается. Впрочем, ему, на мой взгляд, тоже не стоит забывать, что весь этот сыр-бор был затеян не из-за него и не ради него, и если он будет слишком долго кочевряжиться, то может ничего из своих виртуальных миллионов так и не обналичить. Он сам по-прежнему никому не нужен. Кажется, кроме жены. Не знаю, как он объяснил ей свое спанье в машине другой женщины. Думаю, что, как и многие в подобной ситуации, тупо смотрел в пол и мычал что-то про то, что "больше никогда".

Я однажды видел, как его жена за него болела, когда сам он был на ринге. Казалось, что каждый удар эта бедная женщина принимает на свою красивую голову. Так что, скорее всего, она его простила. Надеюсь также, что она сможет вовремя остановить своего не то зазвездившегося, не то звезданувшегося супруга, и какие-то деньги их семья все-таки получит.

Не знаю, как насчет 31 миллиона, но какую-то серьезную материальную компенсацию за жизнь с таким субъектом, как ее муженек, фрау-синьора Рокиджани заслужила.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ