Газета Спорт-Экспресс № 30 (3408) от 10 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

10 февраля 2004

10 февраля 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Они - из числа аргентинских первопроходцев в российском футболе. Оказавшись в "Торпедо-Металлурге" в середине прошлого сезона, легионеры сумели завоевать твердые места в составе и помогли команде остаться в премьер-лиге.

Эктор БРАКАМОНТЕ, Густаво ПИНТО: "В КОМАНДЕ НАС ЗОВУТ ПУШКИН И ТОЛСТОЙ"

О РУССКОЙ ЗИМЕ И АРГЕНТИНСКОМ ОТПУСКЕ

Недавний турецкий сбор "Тор-Мета" стал первым в российской карьере Эктора Бракамонте и Густаво Пинто. Накануне вылета команды на очередной сбор в Испанию с аргентинцами встретился корреспондент "СЭ". Все полтора часа разговора аргентинцы балагурили, словно им предстояла не тяжелая работа, а отдых на пляже. Вот что значит другой менталитет.

- К предсезонным сборам едва ли не любой российский футболист относится, скажем так, без особой любви. А каковы ваши первые впечатления?

Эктор Бракамонте:

- Нагрузки, конечно, нешуточные. Поначалу было непросто, тем более что мы пропустили первый сбор команды. Но затем втянулись и стали догонять остальных. Устаешь там не столько физически, сколько психологически. Не видеть семью на протяжении такого длительного времени очень тяжело.

- Признайтесь, так много хоть раз в жизни бегали?

Густаво Пинто:

- Доводилось. В Аргентине по полю тоже не пешком ходят. У нас предсезонная подготовка, хоть и гораздо короче, зато более интенсивная.

- А сколько она длится?

Пинто: - Примерно месяц.

Бракамонте: - Ее отличительная особенность еще и в том, что во время предсезонки клубы участвуют в разных, причем довольно серьезных турнирах. Например в Кубке Аргентины.

- Как работается с новым главным тренером Валерием Петраковым?

Бракамонте: - Очень серьезный человек, с обилием идей, которые тренер очень хочет претворить в жизнь. Надеюсь, у него получится - команде это пойдет на пользу.

- Тренировочный процесс претерпел серьезные изменения?

Пинто: - Нам сложно судить - мы ведь не были на прошлогодних сборах. Ничего экстраординарного тренер нам не предлагает, но занятия проходят весьма интересно.

- Эктор, вы такую шевелюру отрастили специально под русские морозы? - спрашиваю у Бракамонте, чья прическа напоминает львиную гриву.

Бракамонте: - Все равно мерзну. К следующей русской зиме отращу волосы до пояса. Очень уж холодно. В Аргентине при температуре минус 10 жизнь останавливается. А в России, как выяснилось, люди еще и в футбол играют.

Пинто: - На самом деле мы, несмотря на все предупреждения, к вашей зиме оказались не готовы. Нам не в чем ходить. Как только вернулись из Турции, сразу бросились по магазинам закупать теплую одежду.

- Как провели отпуск в Аргентине?

Бракамонте: - Замечательно. Общались с семьями, с друзьями, с бывшими одноклубниками по "Бока Хуниорс". Но и спортивную форму старались поддерживать. Поделились с игроками "Боки" кое-какими футбольными секретами, которые разведали в России, так они сразу победили "Милан" в матче за Межконтинентальный кубок. А Густаво во время отпуска жениться успел.

Пинто: - Мы познакомились с Паолой четыре года назад на дне рождения подруги моего брата. Два года были помолвлены, а теперь вот официально стали мужем и женой.

- Как ваши семьи отреагировали на то, что вам предстоит ехать в Россию? Не возражали?

Бракамонте: - Решение о переезде в Россию принимали на семейном совете, в который помимо меня входят жена Фернанда и дочка Хулиана. Все, включая малютку, проголосовали "за".

- До приезда в Россию где успели поиграть?

Бракамонте: - Всерьез заниматься футболом стал в 13 лет. В клуб "Рио-Куарто" - я родился в одноименном городе - меня привел папа Аймара. Кстати, со звездой "Валенсии" мы дружим до сих пор. В последний раз виделись на Рождество. Может быть, он приедет ко мне во время нашего сбора в Испании. Возвращаясь же к своей карьере, скажу, что из "Рио-Куарто" в 19 лет перешел в "Боку". Поиграть пришлось и за основной состав, и за дубль. Потом уехал на три года в испанский "Бадахос". Затем ненадолго вернулся в Аргентину, после чего и перебрался в Россию.

Пинто: - В пять лет начал играть за дворовую команду, а уже в восемь попал в школу "Бока Хуниорс" и из команды не уходил, пока не поступило предложение "Торпедо-Металлурга".

О КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ И СОВРЕМЕННОМ "ЛОКОМОТИВЕ"

- Что прежде всего испытали, попав в Москву?

Пинто: - Большое удивление. Проехались по городу, погуляли по Красной площади и вдруг осознали: все увиденное не соответствует тому, что мы слышали о вашей стране.

- И что же вы слышали? Что вообще знает о России среднестатистический аргентинец?

Бракамонте: - О России, к сожалению, у нас либо не говорят вовсе, либо дают в новостях всяческий негатив. Послушать радио, так вы тут пьете водку, воюете и бросаете друг на друга бомбы. Теперь мы, приезжая в Аргентину, стараемся разрушать у соотечественников эти стереотипы.

- Российский футбол тоже преподнес вам сюрприз?

Бракамонте: - Да, причем опять-таки приятный. Российский чемпионат оказался весьма сильным, на голову выше второго испанского дивизиона, где я три года играл за "Бадахос". Футбол здесь достаточно скоростной, и очень много силовой борьбы. Выступления "Локомотива" в Лиге чемпионов только подтверждают: футбол у вас европейского уровня.

- Он сильно отличается от аргентинского?

Пинто: - Российский футбол жестче и контактнее, игроки больше нацелены на результат, чем на красоту. В Аргентине же играют для зрителей, отсюда больше нестандартных ходов, импровизации. В России главное - пусть коряво, но забить. У нас игрок предпочтет не забить, но сыграть красиво. Именно поэтому футбол в Аргентине - больше чем игра.

- Где футболисты профессиональнее относятся к делу?

Бракамонте: - Не стал бы категорично разделять. Скажем, аргентинского футболиста вы никогда не увидите в публичном месте после полуночи. Ведь если вас заметят болельщики, что неизбежно, о "гулянке" наутро непременно раструбят газеты и телевидение. Никому, естественно, не хочется стать объектом подобного внимания, поэтому спортсмены предпочитают в позднее время оставаться дома. В России в этом смысле свободы гораздо больше. Но сказать, что русский футболист менее профессионален, у меня язык не повернется.

- Какие козыри вы обнаружили у российских футболистов?

Пинто: - Хорошие физические кондиции. Многие владеют поставленным ударом, но, правда, на удивление редко им пользуются.

- А слабости?

Пинто: - Может быть, игра на "втором этаже". Впрочем, это мое личное мнение.

- Кто лучший российский футболист, на ваш взгляд?

Бракамонте: - Лоськов.

- А лучший игрок российского чемпионата?

Бракамонте: - Хохлов.

- Так он ведь тоже русский...

Бракамонте: - Правда? Разве бывают русские с такой фамилией? Ну, не важно, они мне оба нравятся.

Пинто: - А мне очень импонирует игра седьмого номера "Локомотива" (Марата Измайлова. - Прим. С.Б.) . Очень неплохо выглядят Титов, Гусев, Кержаков. Ну и Бракамонте хорош. (Обращаясь к одноклубнику.) С тебя должок.

- Судя по всему, ваша любимая российская команда - "Локомотив"?

Бракамонте: - После "Торпедо-Металлурга" - да. Пожалуй, в России именно "Локо" демонстрирует самый современный футбол.

- Тогда почему он по итогам чемпионата лишь четвертый, а чемпионом стал ЦСКА?

Бракамонте: - Нам сложно судить. Мы приехали в Россию в момент, когда "Локо" шел на 10-м месте. А в итоге команда едва не попала в тройку призеров, за что заслуживает уважения.

О МОДЕ НА ИНОСТРАНЦЕВ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ЗАРАБОТАТЬ

- Сейчас в России все больше иностранных футболистов и тренеров. Как вы оцениваете эту футбольную моду?

Бракамонте: - Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что иностранцы привносят в Россию свое видение футбола, свежие идеи, без которых не бывает прогресса. А плохо, потому что те же самые иностранцы закрывают дорогу молодым, перспективным русским игрокам. Считаю, что любой легионер должен быть на голову выше местного воспитанника. Только в этом случае сотрудничество игрока и клуба может быть продуктивным.

Пинто: - То же самое могу сказать и про иностранных тренеров. Они должны быть в каждой стране, но при этом недопустим перекос в их сторону.

- То, что многие аргентинские футболисты предпочитают сейчас играть за рубежом, - действительно следствие финансового кризиса в вашей стране?

Бракамонте: - Отчасти. Пока в клубах платили нормально, без задержек, футболисты не стремились за рубеж. Уезжали, конечно, но потому, что у нас так много квалифицированных игроков, что на всех банально не хватало рабочих мест. Ну а после недавнего кризиса люди и впрямь уезжают в большинстве случаев из-за денег.

- Зарплаты игроков в Аргентине и России сильно отличаются?

Пинто: - В России платят больше. К тому же регулярнее.

- Зарабатывая в России, вы можете считать себя богатыми, по аргентинским меркам, людьми?

Бракамонте: - Не скажу, что богатыми, но вполне состоятельными. Мы можем себе позволить содержать семью, помогать деньгами родственникам.

Пинто: - Уточню: можем себе позволить купить дом и машину, но не загородный особняк и "Мерседес".

- В Аргентине в курсе, что представляет собой российский футбол?

Бракамонте: - Не совсем. В основном информация о российском футболе ограничивается результатами матчей. Правда, в последнее время благодаря Роману Абрамовичу с его "Челси" и громким трансферным сделкам интерес к вашему футболу получил тенденцию к постоянному росту.

- А вашими российскими достижениями на родине интересуются?

Пинто: - Периодически звонят журналисты. На днях, например, давали интервью одной аргентинской радиостанции. Спрашивают в основном о нашей жизни здесь. Некоторые отказываются верить, что у нас в России нет никаких проблем. Те самые стереотипы, о которых уже говорилось.

- Внимание к футболу со стороны СМИ в Аргентине наверняка значительно большее, нежели в России?

Пинто: - Конечно. В Аргентине порядка сотни СМИ, которые освещают футбол. Все, естественно, хотят получить комментарий после игры, что называется, из первых рук. Иногда такое пристальное внимание надоедает. На обычную тренировку могут прийти человек двести с диктофонами и микрофонами. И попробуй кому-то откажи - такой шум поднимется.

Бракамонте: - У "Боки" даже есть свой телеканал. Вот они-то точно следят за каждым твоим шагом.

- Следите за своим прежним клубом?

Бракамонте: - Разумеется. Каждое воскресенье не спим полночи - ждем появления в Интернете результата очередного матча с участием "Боки". Уж не говорю о том, когда она встречается с "Ривер Плейт". О, это даже больше, чем матч "Спартак" - ЦСКА для России. Например, если армейцы потренируются за день до игры на поле соперника - ничего страшного. Для главного аргентинского дерби подобное - абсолютно фантастическая ситуация. Игрок "Ривера" не подойдет к тренировочной базе "Боки" даже на расстоянии пушечного выстрела. Болельщики - отдельная история. У вас вполне норма, что фанаты "Динамо", скажем, болеют за "Локомотив" в Лиге чемпионов. В Аргентине инчас "Ривера" никогда не поддержат "Бока Хуниорс" в международном матче. Наоборот: во время матча за Межконтинентальный кубок фанаты "Ривера" рьяно поддерживали "Милан". А когда итальянцы открыли счет, толпы болельщиков высыпали на улицы с радостными криками. На стадионе "Ривера" в тот день даже можно было купить футболки "Милана".

О ПЕРСОНАЛЬНЫХ БОЛЕЛЬЩИКАХ И ВАНДАЛИЗМЕ НА ТРИБУНАХ

- Вообще, сильно отличается манера поведения болельщиков в России и Аргентине?

Пинто: - Как небо и земля. В Аргентине они гораздо импульсивнее. В России, когда проигрывает их команда, болельщики, конечно, расстраиваются, но не до трагедии: ничего, мол, в следующий раз обязательно выиграют. У нас же инчас принимают поражения своих любимцев гораздо ближе к сердцу. И успехи тоже. Причем порой в прямом смысле. После матча "Боки" с "Миланом" три человека умерли от остановки сердца - так переживали.

- Персональные болельщики у вас в Аргентине есть?

Бракамонте: - Конечно же. Наши жены, дети, родственники. (При этих словах оба собеседника так подозрительно переглянулись, что ваш корреспондент поневоле задумался, что круг их персональных болельщиков не ограничивается перечисленными лицами. - Прим. С.Б.)

- А в России?

Пинто: - На матчи "Торпедо-Металлурга" постоянно приходят несколько наших хороших друзей. А в этом году будем серьезно работать над расширением армии персональных фанатов.

- Какие-то забавные случаи, связанные с болельщиками, в вашей карьере были?

Бракамонте: - В Аргентине болельщики очень приставучие. Могут бежать за тобой километрами, давать советы, как играть надо. Или подойдет кто-нибудь, наденет на шею амулет или того хуже подкову и говорит: "Это тебе в воскресенье принесет счастье".

- Проблема с вандализмом на трибунах, весьма актуальная для России, в вашей стране тоже стоит остро?

Бракамонте: - Каждое воскресенье дерутся. Ну а если серьезно, проблема, безусловно, существует. Независимо от дивизиона, где выступают команды, болельщики настроены весьма агрессивно - кидают друг в друга стульями и т.п. Да даже в дворовом футболе постоянно вспыхивают конфликты.

Пинто: - В России болельщики миролюбивее. На трибунах много детей, женщин. Во время матча "Торпедо-Металлурга" с "Локомотивом" часть болельщиков обеих команд сидела вместе. В Аргентине женщина на футболе - большая редкость. Фанаты сидят в специальных секторах, отделенных друг от друга металлическими сетками.

О "ДЕЛЕ ТИТОВА" И ПАМЯТНЫХ МАТЧАХ

- Еще одна проблема, в одночасье ставшая актуальной для российского футбола, - допинг. Что вы думаете по поводу "дела Титова"?

Бракамонте: - Очень удивлен, что в таком сильном чемпионате, как ваш, до сих пор не введена процедура допинг-контроля. Футболисты принимают множество различных таблеток, витаминов, а в них может совершенно случайно оказаться некая субстанция, входящая в список запрещенных препаратов. Думаю, нечто подобное и произошло с Титовым. Вряд ли такому мастеру нужно принимать допинг.

Пинто: - Допинг-контроль необходим. У нас после каждого матча двух человек из каждой команды приглашают сдать анализы. Если мне не изменяет память, за последние несколько лет был зафиксирован лишь один случай, когда футболист попался на употреблении марихуаны.

- Вы знакомы со всеми аргентинскими футболистами, выступающими в России?

Бракамонте: - Почти. С Лукасом Пусинери долго играли вместе и жили неподалеку. Пабло Гиньясу родился в Рио-Куарто. Хорошо знаю Николаса Павловича.

Пинто: - А с защитником "Крыльев" Гставо Лильо познакомился после матча с "Крыльями" в Самаре, и с тех пор мы часто общаемся в Интернете.

- Какой матч в карьере вам запомнился больше других?

Бракамонте: - Помню, играли мы как-то с "Манчестер Юнайтед". Когда чуть не забил с центра поля, мне весь "Олд Траффорд" аплодировал. (Собеседник заразительно засмеялся.) Если серьезно, выделить один матч сложно. Команда победила - молодцы, хорошо играли. Потерпела поражение - мыто не виноваты, ведь хорошо играли.

Пинто: - Мне те матчи запоминаются, в которых наша команда побеждает.

- Какими видами спорта кроме футбола увлекаетесь? Вам-то, Эктор, при росте в 190 сантиметров наверняка предлагали играть в баскетбол?

Бракамонте: - Не предлагали. Но я все равно играл.

Пинто: - Я в отличие от моего друга играю только в футбол.

О "КАМАСУТРЕ" И АЛКОГОЛЕ

- Как продвигается изучение русского языка?

Бракамонте: - Процесс идет. Можем самостоятельно сходить в магазин, поймать такси. В команде общаемся немножко по-русски, немного по-английски. А Сергей Шустиков знает испанский.

- Бразилец Соуза в свое время поспорил с президентом "Крыльев Советов" Германом Ткаченко, что выучит русский раньше, чем тот осилит португальский. У вас нет желания заключить подобного рода пари с Юрием Белоусом?

Бракамонте: - Не думаю, что наш босс заключит с нами такое пари. У нас все-таки вон какая фора.

- Прозвище в команде вам дали?

Бракамонте: - Мне - Пушкин (пышная курчавая шевелюра и бакенбарды действительно придают аргентинцу сходство с великим поэтом). А у Густаво - Толстой.

Пинто: - В команде меня зовут Чаво (в Аргентине - уменьшительное от Густаво. - Прим. С.Б.) .

- Правда, что Эктор Бракамонте во время турецкого сбора частенько брал в руки гитару и будил по ночам одноклубников?

Пинто: - Как только Эктор брал в руки гитару, к нам в номер сразу приходили доктор команды и его знакомые. Начинали заказывать песни. Уж лучше бы он сам и сыграл.

Пинто: - Стараюсь большую часть свободного времени посвящать жене. Иначе приходится слушать музыку Эктора.

- Чем занимаетесь в свободное время?

Бракамонте: - Мне очень нравится музыка. Предпочитаю испанские, кубинские, мексиканские мотивы. Люблю читать.

- И что читаете?

Бракамонте: - Исторические книги, в основном связанные с Востоком. Прочитал даже "Камасутру".

- Водку пробовали?

Бракамонте: - Да. Чуть-чуть. А однажды наш одноклубник Александр Комадина поил какой-то отравой и пытался уверить, что это - настоящая югославская водка.

- А пиво российское нравится?

Бракамонте: - Да, есть один очень хороший сорт. Ну а Чаво вообще не употребляет алкоголь.

- Скучаете в России по аргентинской кухне?

Бракамонте: - Очень скучаем по мясным блюдам. К сожалению, в России их не готовят так, как в Аргентине.

- А какое из российских блюд больше всего понравилось?

Бракамонте: - Салат "Оливье". В Аргентине он, кстати, называется, "русский салат". Еще нравятся пельмени.

- Есть у вас заветная мечта в футболе?

Пинто: - Выиграть с нынешним клубом чемпионат России.

Бракамонте: - А еще сыграть с "Торпедо-Металлургом" за Межконтинентальный кубок с "Бока Хуниорс" и уступить по пенальти.

- Кто ваш любимый футболист?

Пинто: - Марадона.

Бракамонте: - Могли бы и не спрашивать.

Сергей БУТОВ

"СЭ" благодарит переводчика "Торпедо-Металлурга" Антона Евменова за помощь в организации интервью.