Газета Спорт-Экспресс № 82 (3169) от 15 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

15 апреля 2003

15 апреля 2003 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ДЕНЬГИ В ФУТБОЛЕ: НА ЧЕМ ЗАРАБАТЫВАЕМ И НА ЧТО ТРАТИМ

Пожалуй, никогда раньше разница между богатыми и бедными в высшем эшелоне российского футбола не была столь значительной, как сейчас.

Если у одних клубов, стартовавших в чемпионате России, бюджет составляет пять миллионов долларов, то у других он чуть ли не в пять раз больше.

А что вообще представляет собой бюджет футбольного клуба?

Владимир КОНСТАНТИНОВ

Клуб

Объявленный бюджет-2003 ($ млн)

Главный акционер (донор)

ЛОКОМОТИВ

25

Московская железная дорога

ЦСКА

13

Bluecastle Enterprises Ltd.

СПАРТАК

15

Андрей Червиченко, "ЛУКойл"

ТОРПЕДО

5

ОАО "Лужники"

КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ

12

Герман Ткаченко, Администрация Самарской области

САТУРН REN-TV

10

Администрация Московской области

ШИННИК

9

"НТМ-Холдинг"/Николай Тонков

ДИНАМО

22

ЮКОС

РОТОР

5

Владимир Горюнов

ЗЕНИТ

12

"Газпром"

РОСТОВ

8

"Донтабак"/Иван Саввиди

СПАРТАК-АЛАНИЯ

5

Предприятия республики Северная Осетия - Алания

УРАЛАН

8

Республиканская администрация Калмыкии

ТОРПЕДО-МЕТАЛЛУРГ

8

"Норильский Никель"

ЧЕРНОМОРЕЦ

6,5

Георгий Антоньян, Администрация Краснодарского края

РУБИН

10

Мэрия Казани

Конечно, мы и раньше догадывались, что игроки бьются не только за победу и престиж клуба. Но о том, что они получают за свою работу не одну и не две тысячи долларов, узнали, пожалуй, только в начале (или скорее даже в середине) 90-х.

Тогда, впрочем, не принято было писать ни о доходах футболистов, ни о трансферных суммах, ни о бюджетах клубов. Тем более что в большинстве случаев все это было тайной за семью печатями.

МЫ СТАЛИ ЦИВИЛИЗОВАННЕЕ

Сегодня ситуация изменилась. Нет, денег в нашем футболе меньше не стало. Наоборот, в последние год-два в него хлынули мощные финансовые потоки, мечтать о которых в конце XX века могли лишь отчаянные фантазеры. Многомиллионные инвестиции в российские клубы со стороны не нуждающихся в рекомендациях ЮКОСа, "Норильского никеля", "ЛУКойла" и других финансово-промышленных гигантов свидетельствуют о том, что футбол из развлечения постепенно превращается в бизнес, в сферу, где можно заработать. Пусть пока, возможно, и не в денежном отношении, зато в плане рекламы, роста репутации - уж точно.

Футбольный бизнес в России, как и вся наша экономика, в последние годы развивался достаточно динамично - вот и оказался коммерчески привлекательным для инвесторов. Отсюда - рост интереса к нему не только внутри страны, но и из-за рубежа.

Не менее важно и то, что накануне этого сезона впервые в отечественной практике руководители большинства клубов премьер-лиги не побоялись открыто заявить о своих бюджетах (в частности, в традиционных интервью "СЭ" перед стартом чемпионата). Скорее всего, такая метаморфоза тоже связана с приходом в российский футбол крупных корпораций, имеющих прозрачную финансовую отчетность. По словам одного видного бизнесмена, большие деньги труднее скрывать.

Обнажив бюджеты, пусть пока и не полностью, наши клубы сделали шаг на пути к цивилизованному футболу. Это тем более важно, что с 2004 года участникам еврокубков, а с 2005-го и всем остальным клубам придется в обязательном порядке проходить лицензирование. При этом среди главных требований УЕФА - открытое финансирование, правильный бухгалтерский учет и проведение ежегодных аудиторских проверок.

БЮДЖЕТЫ КЛУБОВ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ - ОТ 5 ДО 25 МИЛЛИОНОВ

Еще каких-то пару лет назад Профессиональная футбольная лига требовала, чтобы бюджет клубов высшего дивизиона был не меньше 3 миллионов долларов. Сегодня для решения серьезных задач эта сумма уже кажется несолидной. Больше того, такие расходы предусматривают на год представители низших подразделений отечественного профессионального футбола.

Например, середнячок первой лиги "Факел-Воронеж" устами своего президента Эдуарда Саенко заявил о смете 100 миллионов рублей (около 3,3 миллиона долларов), хотя о непременном повышении в классе речь вроде бы не идет. Два миллиона "зеленых" не пожалеют хозяева владивостокского "Луча-Энергии" за то, чтобы команда поменяла прописку во втором дивизионе на первый.

Что же касается элитного эшелона, то тут озвучены суммы от пяти до двадцати с лишним миллионов долларов. Причем реальные затраты, как это нередко случается, могут превзойти прогнозируемые.

Кстати, эти суммы не выглядят смешными даже в сравнении с бюджетами клубов из самых сильных в футбольном отношении стран. В Испании на 20 миллионов можно не только сводить концы с концами, но и замахиваться на высокие цели. Лучший тому пример - "Реал Сосьедад" Валерия Карпина и Дмитрия Хохлова. В прошлом году он с 24 миллионами евро немного не дотянул до десятки богатейших клубов страны, а перед началом нынешнего сезона пополнил кассу еще 10 миллионами - и всерьез включился в борьбу за чемпионский титул. В то же время у "Эспаньола", где в свое время играли наши Корнеев, Галямин и Мор, сегодня бюджет - 18 миллионов евро, а у одного из аутсайдеров испанского чемпионата "Рекреативо" - и вовсе 9-10 миллионов.

Мадридский "Реал", разумеется, в расчет не берется: по предварительным оценкам, его доходы в текущем сезоне составят 240 миллионов евро, расходы - 190, а вырученные 50 миллионов пойдут на покупку новой звезды уровня Фигу, Зидана или Роналдо.

САМЫЕ БОГАТЫЕ - "ЛОКО", "ДИНАМО", ЦСКА И "СПАРТАК"

В России чемпионом по толщине кошелька в этом году, судя по всему, станет "Локомотив" или "Динамо". Президент "Локо" Валерий Филатов точную сумму бюджета не называет, хотя и не скрывает, что его команда наверняка выйдет за рамки прошлогодних 20 миллионов долларов.

Руководители большинства наших клубов завидуют "Большому Филу", поскольку за его спиной стоит могучий донор - до недавнего времени Российские железные дороги, а теперь ее московское отделение, наполовину обеспечивающее бюджет клуба. Как проводится такая колоссальная сумма в отчетах железнодорожного ведомства - другой вопрос, но очевидно: в том, что команда в последние годы стала одной из сильнейших и имеет, пожалуй, лучший стадион в стране, заслуга не только Филатова, Семина и их подопечных.

"Динамо", похоже, пошло еще дальше. После того как минувшей осенью оно заключило контракт с нефтяным гигантом ЮКОС (по некоторым данным, это крупнейшая коммерческая сделка в истории отечественного футбола), новый генеральный директор клуба Юрий Заварзин заявил о планируемом годовом бюджете 22 миллиона долларов (эта сумма, кстати, не намного меньше, чем у флагмана украинского футбола - киевского "Динамо").

Вливание таких мощных средств позволило бело-голубым не только серьезно укрепиться в межсезонье (Алберто, Ганек, Менди) и удержать лидера команды Коромана, но и вплотную заняться модернизацией устаревшей клубной инфраструктуры - в частности, реконструкцией стадиона, заменой на нем газона, строительством новой базы в Новогорске.

К разряду толстосумов следует отнести и ЦСКА, за которым стоит британская компания Bluecastle Enterprises Ltd. Хотя президент клуба бизнесмен Евгений Гинер в интервью говорит о бюджете 12 - 13 миллионов долларов, реально он может быть, по некоторым сведениям, в два раза больше. Тем более что команда собирается еще усилиться в летний период дозаявок в свете возможного попадания в будущем евросезоне в Лигу чемпионов. К тому же, как недавно стало известно, на владение пакетом акций армейского клуба претендует хозяин "Сибнефти" и губернатор Чукотки Роман Абрамович.

Вслед за "тремя китами" идут "Спартак" с бюджетом примерно 15 миллионов долларов и лидеры футбольной провинции - "Крылья Советов" и "Зенит" с 12 миллионами у каждого. С учетом того, что самые бедные команды запланировали расходы 5-6 миллионов, можно сделать вывод: средний бюджет клуба премьер-лиги в 2003 году составит 10-11 миллионов долларов.

КТО СТОИТ ЗА ЭЛИТНЫМИ ФУТБОЛЬНЫМИ КЛУБАМИ?

Абсолютное большинство профессиональных футбольных клубов в России являются открытыми акционерными обществами. Хотя такая форма собственности отнюдь не обязательное условие. "Каких-то жестких требований в этом плане у нас не существует, - утверждает президент РФС Вячеслав Колосков. - Просто тенденция такова, что акционирование считается оптимальным путем. Но клуб может быть и общественной организацией".

И действительно, важно не то, как клубное АО оформлено в регистрационной палате, а кто реально за ним стоит. В одних клубах, как мы уже могли убедиться, верховодят крупные промышленно-финансовые группы, в других - частные акционеры, третьи по традиции живут за счет поддержки местных властей. Не случайно в мозговой центр целого ряда клубов - где-то формально, а где-то и нет - входят чиновники различного уровня.

Так, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев является президентом новороссийского "Черноморца", самарский губернатор Константин Титов - председателем попечительского совета "Крыльев Советов", мэр Казани Камиль Исхаков - фактически первое лицо в "Рубине", а председатель Московской областной думы Валерий Аксаков - глава наблюдательного совета раменского "Сатурна".

Доля участия властных структур в финансировании клубов премьер-лиги в зависимости от региона колеблется от 20 до 100 процентов. Источники такого финансирования - самые разные. Где-то расходы на футбол прописаны отдельной строкой в областном или краевом бюджете, где-то на эти цели скидываются крупнейшие предприятия, где-то открыты специальные банковские счета.

Любопытный опыт в этом плане накоплен в Московской области, где принят закон о льготном налогообложении. Согласно ему предприятия отчисляют часть налогов на прибыль и на имущество в бюджет ФК "Сатурн". То есть чем успешнее эти предприятия работают, тем вольготнее чувствуют себя игроки и тренеры подмосковной команды. По оценкам уже упомянутого Аксакова, в нынешнем сезоне только отчисления по льготам в "Сатурн" составят около 160 миллионов рублей (более 5 миллионов долларов), что покроет значительную сумму клубного бюджета.

Впрочем, прямые дотации откуда бы то ни было - из кармана ЮКОСа или областного бюджета, Московской железной дороги или частных предпринимателей - самый простой, но в то же время наименее перспективный путь развития футбольного клуба. Любая хозяйственная единица только тогда чего-либо стоит, когда обеспечивает себя сама. А потому логичен вопрос: сколько же и на чем зарабатывают российские клубы?

СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ СОБСТВЕННО НА ФУТБОЛЕ?

Бюджет футбольного клуба, как и любой другой, состоит из доходной и расходной частей. Сразу стоит оговориться, что футбольный бизнес в нашей стране сейчас находится на такой стадии, что у всех клубов премьер-лиги бюджеты дефицитные, то есть расходы в них превышают доходы. И значительно. Так, по словам президента "Крыльев Советов" Германа Ткаченко (возможно, самого открытого среди своих коллег), доходы составляют только 30 процентов из 12-миллионной сметы клуба, еще 20 процентов - поступления от Самарской областной администрации, остальное - дефицит. Примерно такая же картина и в "Зените", где, по свидетельству президента Виталия Мутко, бюджетный минус равняется 4 миллионам долларов.

Итак, о доходах. В идеале профессиональный клуб может заработать собственно на футболе. Чем больше он выигрывает, тем больше у него денег. Однако в условиях нашей страны, где на средства от рекламы и продажи телевизионных прав пока не проживешь, по-настоящему солидные гонорары можно получить разве что за успешное выступление в Лиге чемпионов, которая с финансовой точки зрения остается для европейских клубов самым заманчивым предприятием.

В сезоне-02/03, сойдя с дистанции по итогам второго группового этапа, чемпион России "Локомотив" заработал в этом турнире ни много ни мало 7,2 миллиона долларов! Пусть это почти в два раза меньше, чем у "Барселоны", "МЮ" или "Валенсии", иным клубам премьер-лиги такой суммы вполне хватило бы на целый год. Кстати, "Спартак" в этом евросезоне выступил в Лиге значительно хуже, чем в последние годы, заработав "всего" 1,8 миллиона.

Участие в Кубке УЕФА и тем более Интертото, особенно на тех стадиях, где наши клубы обычно вылетают из этих турниров, не сулит им больших финансовых дивидендов. Во всяком случае, прямых. Зато более или менее удачное выступление и в этих соревнованиях способствует капитализации клуба - в том смысле, что лучшие игроки и брэнд клуба "засвечиваются" в Европе, а следовательно, растет их реальная стоимость.

Впрочем, здесь, как и вообще в футбольной бухгалтерии, нужен точный расчет. Если участие в Кубке Интертото, по некоторым источникам, оценивается в 400 - 500 тысяч долларов, то эта сумма должна быть заложена в игрока, которого клуб намеревается продать в Европу.

Что же касается наших внутренних соревнований, то непосредственно футболом большие - по европейским меркам - деньги тут не заработаешь, даже если выиграешь все турниры. Так, чемпион страны по итогам сезона получает миллион долларов (а, например, пятая команда - около 400 тысяч) от Российского телевидения, которое владеет эксклюзивным правом на трансляцию матчей национального первенства. За победу в Кубке России, проводимом под эгидой РФС, премиальных не положено, зато можно подзаработать на недавно учрежденном Кубке премьер-лиги, в котором победителю достанется 60 тысяч долларов. 90 тысяч "зеленых" стоят на кону в Суперкубке России, который разыгрывают чемпион и обладатель кубка страны. Наконец, чемпион страны может разжиться 50 тысячами у.е., выиграв Кубок Содружества.

НА ОДНИХ БИЛЕТАХ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ

Во многих западных клубах важную статью доходов (в Англии - более 30 процентов бюджета. - Прим. В.К.) составляют средства, получаемые от продажи билетов на матчи, сезонных абонементов и футбольной атрибутики. К сожалению, нашим командам об этом пока остается только мечтать. В первую очередь потому, что уровень благосостояния основной массы российских болельщиков не позволяет им платить за вход на стадион, клубные шарфы и футболки столько же, сколько в Англии, Германии или Франции. Если уж президент "Спартака" Андрей Червиченко жалуется на ситуацию с билетами, то что говорить руководителям других клубов?!

- Доход "Спартака" от билетных сборов составил в прошлом году 138 тысяч долларов, - с грустью признался Червиченко в интервью "СЭ" в начале марта. - И то за счет продажи абонементов в VIP-зону Лужников, которую на 70 процентов я провел в добровольно-принудительном порядке среди друзей и знакомых. В противном случае мы бы вообще в минус ушли.

Впрочем, не везде все так плохо. К примеру, в Санкт-Петербурге и Самаре. В отличие от "Спартака", у которого нет своего стадиона да к тому же в прошлом году заметно упала посещаемость, на "Петровский" и "Металлург" народ по-прежнему валом валит. По расчетам президента "Зенита" Виталия Мутко, доходы от продажи билетов в этом году составят примерно 4 процента от бюджета клуба, а это почти полмиллиона долларов! Немало петербуржцы зарабатывают и на реализации атрибутики с сине-бело-голубыми клубными цветами - недаром их называют лидерами отечественного футбола в этой области.

Еще успешнее, если верить пресс-службе самарского клуба, идут дела в "Крыльях Советов", где в минувшем сезоне на домашние матчи ходили в среднем более 26 тысяч зрителей. В результате с учетом четырех тысяч сезонных абонементов, реализованных по цене 2700 рублей каждый, болельщики пополнили клубную кассу почти на 700 тысяч долларов!

Примечательно, что часть этой суммы затем возвращается самарской торсиде в виде впечатляющих шоу, организуемых перед каждым матчем чемпионата. Тем не менее президент клуба Герман Ткаченко убежден, что продажа билетов и футбольной атрибутики может приносить как минимум в два раза больше доходов. С этой целью перед началом сезона-2003 в "Крыльях" был принят соответствующий бизнес-план.

ЗАЧЕМ ФУТБОЛ НУЖЕН СПОНСОРАМ?

Следующая и одна из самых существенных статей доходов футбольных клубов - спонсорские контракты и поступления от рекламы. О наиболее влиятельных донорах - Московской железной дороге и ЮКОСе, поддерживающих соответственно "Локомотив" и "Динамо", уже говорилось. Авторитетный покровитель и у "Спартака" - это известная нефтяная компания "ЛУКойл", сотрудничающая с клубом уже не первый год.

В начале марта обе стороны продлили спонсорский договор еще на три года, причем на более выгодных условиях для красно-белых, чем раньше. Теперь "Спартак" ежегодно будет получать от генерального спонсора более 3 миллионов долларов, не считая дополнительных бонусов, предусмотренных за чемпионство и выход в 1/4 финала еврокубков.

Помимо "Локомотива", "Динамо" и "Спартака" игроки еще только трех клубов премьер-лиги носят на футболках логотип титульного спонсора. Это "Зенит", сотрудничающий с "Газпромом", "Сатурн", прославляющий телеканал REN TV, и "Шинник", рекламирующий некий "НТМ-холдинг". Правда, суммы контрактов у них заметно меньше, чем у "Спартака" с "ЛУКойлом". Остальные клубы, включая могущественный ныне ЦСКА, пропагандируют своих технических спонсоров, то есть фирмы, поставляющие им спортивную форму.

Оригинальное решение нашли в Самаре: в отсутствие генерального там на футболках разместили название информационного спонсора - клубный сайт в Интернете KC-CAMAPA.ru. А вот один из самых бедных клубов лиги - "Ротор" - не нашел ничего лучше, как заняться саморекламой. Вот только непонятно, почему название родной команды на груди у футболистов написано латинскими буквами...

А что взамен на многотысячные и даже миллионные - в долларах, естественно, - вливания имеют спонсоры? Логотип на футболках, щиты на стадионе, эмблему компании на программках и афишах к матчам. Одним словом, рекламу.

- Спонсорские инвестиции - это в первую очередь реклама, - считает президент "Крыльев Советов" Герман Ткаченко. - Сейчас 70 - 80 процентов доходов клубов составляют спонсорские поступления или дотации акционеров. Дивиденды последним, конечно, поступают, но они не денежные. Эти расходы капитализируются через социальное или региональное влияние.

Впрочем, спонсоры, вкладывающие деньги в российский футбол, могут преследовать не только рекламные и маркетинговые цели. Кто-то добивается налоговых льгот, кто-то делает это исключительно из благотворительных побуждений, а кто-то - по просьбе местных властей.

Окончание - завтра