Газета Спорт-Экспресс № 47 (3134) от 3 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

3 марта 2003

3 марта 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Ники ЛАУДА

КАПИТАН СМЕРТЬ

В последнее время в "Формуле-1" дела у австрийских гонщиков явно не клеятся. А ведь прежде у них были успехи - и немалые. Например, Ники Лауда, с которым встретился в Вене корреспондент "СЭ", трижды становился чемпионом мира.

ДОСЬЕ "СЭ"

Никлаус Андреас ЛАУДА

Родился 22 февраля 1949 года в Вене (Австрия). Разведен. Имеет двух сыновей.

За руль гоночной машины (Cooper) впервые сел на горной гонке в 1968 году. В "Формуле-1" дебютировал в 1971 году ("Марч"), провел 12 сезонов, выходил на старт 171 "Гран-при", 25 раз финишировал первым, 24 раза стартовал с поул-позишн. Трижды - в 1975 ("Феррари"), 1977 ("Феррари") и 1984 ("Макларен") годах - становился чемпионом мира.

В 1976 году на Нюрбургринге стал жертвой страшной аварии, в результате которой получил ожоги первой степени и четыре дня провел в коме. На трассу вернулся спустя шесть недель.

В 1979 году ушел из "Больших призов", основав авиакомпанию Lauda Air. В 1982 году вернулся в "Формулу-1" и окончательно завершил карьеру в 1985 году.

В 1992 году был приглашен президентом "Феррари" Лукой ди Монтеземоло на роль консультанта Скудерии. В 2000 году Lauda Air обанкротилась. В 2001 году стал главой Ford Motor Company's Premier Performance Division, то есть фактически возглавил "Ягуар". В конце 2002-го был уволен с этого поста.

* * *

- Ники, как вам удалось добиться таких побед, будучи родом из страны, где не производятся автомобили? Спрашиваю это потому, что прочитал в местной прессе приписываемые вам слова: "Австрия слишком слаба, чтобы соперничать с великими формулическими державами, так как в ней абсолютно нет автопромышленности".

- Это полный бред, я такого не мог сказать. Гонщик из любой страны, если он талантлив, способен себя проявить. Возьмем, к примеру, Россию, где автопромышленность не слишком хорошо развита. Тем не менее у вас уже есть тест-пилот в "Минарди", что лишний раз доказывает: не обязательно самим создавать болиды, чтобы уметь на них ездить.

- А как вы стали гонщиком "Ф-1"?

- Благодаря фальшивому аттестату зрелости. Мои родители поставили условие: окончишь среднюю школу - разрешим учиться на автогонщика. Я же, мягко говоря, не отличался прилежанием, поэтому одолжил у приятеля документ о получении среднего образования, стер его фамилию и вписал свою.

- Значит, если бы вы не пошли на хитрость, мир потерял бы великого гонщика?

- Думаю, мир обо мне все равно бы услышал. Не мог же я не окончить когда-нибудь эту школу!

- А вашим сыновьям не пришлось обманывать своего отца?

- Нет, оба в отличие от меня учились хорошо. Теперь они пилоты в формуле "Ниссан".

Еще недавно Лауда гордился тем, что он и его соотечественник Герхард Бергер - единственные в своем роде шефы команд "Формулы-1": "Правда, мы умеем не только командовать, но и ездить". Однако, как известно, хозяева английского "Ягуара" отказались от услуг прославленного австрийца. Лауда вспоминает, как однажды владелец конюшни выразил недовольство небрежностью в одежде своего директора.

- После этого я накупил себе дорогого барахла на 5 тысяч долларов. Выходит, расходы были напрасны. А если серьезно, то увольнение из "Ягуара" здорово меня расстроило. Я никогда не падал с кровати, но когда получил известие о своей отставке, со мной это случилось. Ведь я разработал новый болид, машина стала гораздо лучше в плане аэродинамики, а теперь кто-то другой воспользуется плодами моей работы.

- Но, полагаю, эта неудача не идет ни в какое сравнение с тем трагическим происшествием, которое оставило заметные следы на вашем лице?

- Да, в 1976 году я потерпел аварию во время гонок в Германии и оказался в больнице с сильнейшими ожогами. Четыре дня был без сознания, а когда очнулся и глянул в зеркало, то не узнал себя. На меня смотрело чудовище с головой в три раза больше обычной. Медсестра сказала, что могло быть и хуже, ведь я оказался в эпицентре пекла с температурой под 800 градусов. С тех пор я называю тот кошмарный день не иначе, как праздником гриля. Как бы там ни было, после трагедии я постарался как можно быстрее вернуться на трассу, чтобы перерыв в тренировках и соревнованиях не получился слишком большим.

Лауда, побывавший, можно сказать, в аду, говорит, что не верит в потустороннюю жизнь.

- Я был настолько близок к смерти, что если бы тот свет существовал, то я бы наверняка это почувствовал.

А еще авария стала следствием появления на голове Лауды знаменитой бейсбольной кепочки, без которой его уже трудно представить.

- После случившегося в Германии я стал еще более популярен, и молочная фирма "Пармалат" сделала мне очень выгодное рекламное предложение. Бейсболки с ее символикой были двух цветов, я выбрал красную, и с тех пор она стала как бы моим фирменным знаком, приносящим к тому же мне хорошие деньги. Так что, как видите, нет худа без добра.

Лауда признался, что хотел бы родиться попозже. Ведь сегодня гонщики его класса получают за свой труд в десятки раз больше.

- Не зря мой дедушка, когда я добился первых успехов, учил меня: "Ты должен появляться не только на спортивных полосах газет, но и на экономических".

И, вняв советам старика, 23 апреля 1979 года новоявленный бизнесмен основал авиакомпанию Lauda Air, заявив, что не хочет больше ездить по кругу, так как полеты на дальние расстояния ему нравятся больше. Кстати, через год с небольшим Ники самолично доставил в Москву на Олимпийские игры австрийскую всадницу Элизабет Тойрер и ее лошадь Мон Шери.

- Ники, я читал ваши мемуары, но не нашел там истории про этот знаменитый рейс. Разве он не достоин упоминания?

- Просто речь в книге идет в основном о более позднем периоде. А это было действительно незаурядное путешествие. Я выбрал "Фоккер", который лучше всего подходил для этой цели, и мы отправились в путь. Лошадь всю дорогу заглядывала ко мне в пилотскую кабину и радостно ржала.

А самому капитану лайнера тогда было не до смеха. Его авиакомпания несла большие убытки, и вскоре ее хозяин охладел к своему детищу, решив возобновить карьеру пилота "Формулы-1".

- Нет, меня снова потянуло на трассу вовсе не из-за денег. Они для меня всегда стояли на втором месте, а на первом возможность заниматься любимым делом.

Но, окончательно распростившись с гонками, Лауда все-таки вернулся в большую авиацию. Обменял свои два "Фоккера" на более крупные самолеты, докупил "Боинг 737", назвав его "Моцартом", и стал помимо босса одним из 15 пилотов своей авиалинии. Она славилась тем, что пассажирам на ее рейсах подавали такие блюда, которые и в ресторанах на земле не всегда сыщешь. Посуда тоже была весьма оригинальная. Например, тарелки - треугольной формы. Но грянул страшный для Лауды 1991 год.

- Мне позвонили с телевидения и сказали, что флагман моей компании разбился где-то в джунглях Таиланда. Я не поверил, думал, это снова ошибка, ведь два года назад меня самого чуть было не похоронили, сообщив, что я погиб в автокатастрофе. К тому же по наивности верил в высочайшую надежность современной авиатехники.

Увы, на сей раз никакой ошибки не было. Все 213 пассажиров и 10 членов экипажа "Боинга" погибли. Лауда полетел на место трагедии и был потрясен увиденным: разбросанные на сотни, а то и тысячи метров обломки самолета, фрагменты человеческих тел...

- Меня замучила совесть, хотя, как выяснила специальная комиссия, причиной случившегося стала конструкторская ошибка. В те дни газеты писали обо мне: "Этот человек приносит несчастья. Он вполне заслуживает прозвища Капитан Смерть. Лауда всегда остается жив, а вместо него гибнут другие". Припомнили 1985 год, когда я на своем болиде на огромной скорости врезался в отбойник, однако через несколько дней вновь вышел на старт. Кстати, это был последний старт в моей карьере пилота "Формулы-1".

После трагедии доходы авиакомпании Лауды стали падать. Экономические проблемы приводили к тому, что ему приходилось постоянно уменьшать долю своего участия в предприятии, а когда Ники лишился контрольного пакета, его новые обладатели убрали Лауду со всех постов. Тут-то он и произнес свою знаменитую фразу о том, что плюет на Австрию, которую ему на родине до сих пор не могут простить. В ответ на свет вновь всплыла история с катастрофой "Боинга". Утверждалось, что американский капитан лайнера не прошел необходимую по закону переподготовку, что самолет можно было спасти, действуй экипаж более умело. Договорились до того, что, дескать, "Боинг" Лауды вез крупную партию героина и на его борту мафия устроила разборку, приведшую к взрыву...

От Ники ушла жена, что стало для него потрясением, хотя женился он, как сам признается, просто из любопытства, чтобы понять, что такое семья. Однако постепенно, опять-таки по его словам, сильно привязался к супруге, которая давала ему полную свободу. Но, видимо, той в конце концов надоели постоянные возвращения мужа домой в 6 утра. Ведь прекрасно известно, что Лауда - тот еще бабник, его часто можно встретить в обществе топ-моделей и актрис, которые, несмотря на его многочисленные шрамы и ожоги, вешаются ему на шею. Правда, Ники уверяет, что для него в женщине главное не фигура, а глаза. Однако, когда он был шефом "Ягуара", не раз говорил, что мечтает увидеть в своей команде вместо одного из пилотов длинноногую пилотку.

- Это шутка? - спросил я Лауду.

- Какие тут могут быть шутки! Все сейчас ломают голову над тем, как сделать наш вид спорта интереснее и привлекательнее для публики, а ответ лежит на поверхности. Представляете, что творилось бы, выйди такая гонщица на старт вместе с Михаэлем Шумахером! Я бы лично предпочел какую-нибудь темнокожую красотку вроде Наоми Кэмпбелл. При желании мою идею легко претворить в жизнь. Тем более что каких-то слишком больших нагрузок, противопоказанных слабому полу, в нашем спорте нет. Предлагаю русским, которые славятся своими красавицами, взяться за это дело.

- А вы знаете, что одна российская фирма стала спонсором "Заубера"?

- Нет, но новые спонсоры это всегда хорошо. Теперь в вашей стране будут более внимательно следить за "Формулой-1". Кстати, с нетерпением жду, когда в России начнут проводить этап "Гран-при". Не напомните, когда это произойдет? Кажется, в 2005-м?

Узнав, что пока ничего еще не решено, Лауда разочарованно вздохнул, добавив, что все равно очень надеется снова побывать в наших краях.

- Ники, а как вы восприняли революцию в правилах, которую устроили боссы "Формулы-1"?

- Положительно. Все, что они предлагают, мне нравится. Во-первых, резко снизятся затраты, так как сократится количество обслуживающих болиды людей. Ведь им уже не надо будет днями и ночами возиться с машинами, достаточно будет и 20 минут, чтобы перед стартом, так сказать, пропылесосить кокпит. А во-вторых, я всегда был решительным противником того, что за человека все делает электроника. Надо гонщику и самому мозгами шевелить, как это было в наши годы.

- На ваш взгляд, в этом году Михаэль Шумахер снова станет чемпионом мира?

- Если первые три гонки выиграют другие пилоты, то, возможно, и произойдет смена лидера. Но, скорее всего, титул опять достанется немцу. Впрочем, не это главная проблема. Гораздо хуже, что гонки сейчас слишком уж монотонные. Вот это надо срочно исправлять.

- Однако вы как-то сказали, что "Формула" умрет, если Шумахера нельзя будет победить...

- Да. Спортивные результаты остальных участников чемпионата мира оставляют желать лучшего. И если в ближайшее время ситуация не изменится, популярности "Формулы-1" будет нанесен огромный урон.

- Долго еще пробудете в Австрии? - спросил я, вновь вспомнив, как пару лет назад Лауда бросил в сердцах: "Я плюю на эту страну. Меня тут избили, как собаку, только за то, что я не позволял себя дрессировать". И хлопнул дверью, отправившись в Англию. Но теперь опять зачастил на родину

- В Англии у меня больше нет ни жилья, ни работы. Одному Богу известно, где я теперь обоснуюсь. Пока не найду новую работу, буду жить в Австрии.

Вообще-то Лауда и без работы вполне может жить припеваючи на одни только проценты от своего весьма солидного капитала, который сегодня оценивается в 35 миллионов долларов. Лишь в последнее время на его счет были переведены 17 миллионов долларов отступных от бывших партнеров по бизнесу. Стала приносить прибыль новая авиалиния, которую он открыл в Италии. Неплохой куш Ники получил, играя на бирже. Добавим зарплату в "Ягуаре" - 2 миллиона евро в год, деньги от той самой "шапочной" рекламы, и не останется сомнений в том, что Лауда безбедную старость себе обеспечил. Кроме того, как уверяет сам бывший гонщик, он весьма экономный человек: "Мне бывает вполне достаточно скромной суммы на ведение хозяйства".

Но тот, кто жил такой активной жизнью, вряд ли захочет ограничиться ролью рантье. Так что наверняка Капитан Смерть еще не сказал своего последнего слова.

Борис ТОСУНЯН

Вена