Газета Спорт-Экспресс № 160 (2952) от 19 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 11

19 июля 2002

19 июля 2002 | Шахматы

ШАХМАТЫ

КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"

Вторым финалистом отборочного турнира чемпионата мира по шахматам стал болгарин Веселин Топалов

РЕЦЕПТ УСПЕХА "ПО ТОПАЛОВУ": БАНЯ И МАГИЧЕСКИЙ СТАКАН ВОДЫ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Дортмунда

Увы, в финале наших нет. Евгений Бареев сражался мужественно, но Веселин Топалов оказался и удачливее (в 4-й классической и 1-й укороченной партиях), и - будем справедливы - сильнее (блестящая атака во 2-й партии тай-брейка наверняка войдет в учебники по тактике). Таким образом, в финальном матче встретятся венгр Петер Леко и Топалов. Утешает лишь то, что бороться они будут за право играть с российским чемпионом Владимиром Крамником. Напомню, что мероприятие в Дортмунде - лишь половина объединительного цикла чемпионата мира.

НОВОЕ - ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Есть минимум два повода вспомнить в этом репортаже моего любимого классика шахмат - неувядаемого Давида Ионовича Бронштейна. Повод № 1 - 4-я, классического формата партия матча Бареев - Топалов. Корень всех бед, обрушившихся на Евгения в этой партии, лежит в якобы современном, якобы год назад открытом, якобы молодыми ребятами (конкретные имена "молодых ребят" - во вчерашнем номере "СЭ") варианте защиты Каро-Канн, в котором белые "замуровывают" черного слона на g6. Оказалось, что на самом деле автором этой великолепной идеи (как и бесчисленного множества других) является гений шахмат Бронштейн!

Этот факт сообщил мне гроссмейстер Александр Волжин. Он родом из Махачкалы, сейчас живет в Ростове-на-Дону. Волжин - личность без преувеличения уникальная. Мало того, что он имеет рейтинг под 2600, так еще и кандидат медицинских наук, мастер спорта по баскетболу (Александр - сын известного махачкалинского баскетбольного тренера Волжина), прекрасно играет в волейбол, объездил весь свет, пишет на английском языке... Человеку всего 31 год, а как много он уже успел! Узнав, что Волжин помогал Барееву в подготовке, я решил поинтересоваться:

- Как же это вы так "попали" в 4-й партии?!

Волжин ответил, что подобная опасность существует постоянно - теория стремительно развивается, и всегда найдется кто-то, откопавший нечто новое. Но одно дело "попасть" в ничего не значащей партии, когда это идет тебе даже на пользу - становишься умнее, опытнее, а другое - в самый ответственный момент шахматной карьеры. Тогда это трагедия. Именно так произошло с Бареевым в 4-й партии, где он наткнулся на "новинку"... 30-летней давности.

- Автор идеи - Бронштейн. Если мне не изменяет память, Давид Ионович впервые сыграл так в сходной позиции на чемпионате СССР 1970 года в Киеве, - рассказал Волжин. - А год назад этой идеей воспользовался Эмиль Сутовский. Конкретная позиция, стоявшая на доске в 4-й партии матча Топалов - Бареев, встретилась впервые. Но прием был типовой. Тот самый, который применил Бронштейн в 70-м... Позиция для черных очень опасная! Топалов играл блестяще, хотя в конце чаша весов заколебалась...

Нет, каков этот Бронштейн! Мало ему "новинок" в староиндийской, французской, так он молодых еще и в "Каро-Канне" "достает"!

РАЗБОР НОЧНЫХ "ПОЛЕТОВ"

Завершая рассказ о 4-й партии, должен сделать одно уточнение - раз уж речь зашла о "чаше весов". Слово главному арбитру турнира претендентов в Дортмунде Анжею Филипповичу:

- Когда Бареев намеревался сделать 40-й ход, у него на часах появился "минус", что означало просрочку времени. Я уже собирался подойти и даже приготовил фразу: "К сожалению, время закончилось..." Но не успел я это сделать, как Бареев сам протянул руку Топалову и поздравил его с победой. Для меня осталось тайной: то ли Евгений сам заметил, что время, отпущенное на 40 ходов, закончилось, то ли просто сдался, так как считал свою позицию проигранной...

Так сдался Бареев или просрочил время? Анализ позиции, в которой черные якобы сдались, говорит: никакого смысла сдаваться российскому гроссмейстеру не было! Вот финальная позиция этой партии.

40... Cf5! 41. Kf2 Cd3 42. Kd3 Ле8 43. Сс5 а6 44. Cd4 Kph7 и шансы добыть необходимую ничью у Бареева были бы налицо - глава его войска подключался к борьбе по белопольной "дороге жизни" черного короля: g6-f5-g4... Евгению не хватило лишь какой-то доли секунды, чтобы сделать 40-й ход, воплотить на доске этот вариант и попытаться спасти положение. Увы, на часах появился "минус", Бареев заметил это и - протянул руку сопернику.

Время - решающий фактор. И в жизни шахматных королей, и в жизни людей.

ЧАСЫ ОТ БРОНШТЕЙНА, ФИШЕРА И КАСПАРОВА

Шахматные часы, которые это время отсчитывают, фактор тоже немаловажный. Перед началом тай-брейка в матче Бареев - Топалов на всех трех экранах дортмундского "Вестфалленхалле" высвечивалась начальная позиция и показания шахматных часов: у белых и у черных - 25:05. То есть по 25 минут и 5 секунд, причем секунды эти прибавлялись игрокам ПЕРЕД каждым ходом, а не после, как считают многие. Между прочим, знаменитая "фишеровская добавка" времени, помогающая довести до победы выигранную позицию, - тоже одна из бесчисленных идей Бронштейна, которую Давид Ионович просто не довел до патента.

Еще о часах. Их весьма необычную модель привез в Дортмунд глава петербургской фирмы "Шахком" Борис Ешан - он реализовал идею Гарри Каспарова, у которой, похоже, большое будущее. Часы Каспарова - Ешана не добавляют время в цейтноте, они его останавливают. Правда, эта мысль уже была опробована во время знаменитого блицматча Каспаров - Крамник в московской гостинице "Космос". Но у часов Каспарова - Ешана есть и вторая функция - они позволяют играть в шахматы через Интернет без помощи компьютера! Это не только избавляет игроков от соревнования в искусстве владения "мышкой", но и, что гораздо важнее, позволяет сделать игру в Интернете свободной от жульнического использования компьютеров и подсказчиков. Новые часы сенсорно соединены с доской и с компьютером. Ответный ход высвечивается на поверхности часов, вы его воспроизводите, рядом стоит судья, тут же могут находиться и зрители... В общем, грядет новая шахматная эра, господа!

ГЛОТОК ВОДЫ

Итак, 1-я партия с контролем времени по 25 минут каждому плюс по 5 секунд от Бронштейна с Фишером. Заняв место в полутемном зрительном зале, я решил вести хронометраж.

Появление игроков разительно отличалось от того, что я видел в предыдущие дни (замечу, что накануне Топалов со своим тренером Сильвио Данаиловым побывал в сауне, и Веселину удалось сбросить усталость, накопившуюся за 10 игровых дней). Первым на сцене появился Бареев. Он деловито снял пиджак, остался в темно-серой рубашке, сел за стол и обхватил голову руками. Весь облик российского шахматиста являл собою сгусток напряжения, воли, энергии.

Репортеры снимали Бареева минут пять. И вдруг на сцене появился персонаж совсем из другой "пьесы": Топалов в костюме, в белой рубашке, галстуке, пиджак небрежно расстегнут, в руке стакан, наполненный доверху водой. Болгарин был расслаблен, по его лицу блуждала легкая улыбка - как будто он пришел на бережок поболтать с приятелем... В том, как Топалов поставил стакан воды на стол, как неторопливо и изящно отпивал из него в ходе партии - по глоточку, по чуть-чуть, даже в самые напряженные моменты - было что-то необычное.

Находясь под впечатлением от раскрепощенности Топалова, я взялся хронометрировать не только время, но и - глотки воды! Первый - демонстративный - Веселин сделал перед началом партии (напротив, сжавшись пружиной, сидел обхвативший голову Бареев), последний глоток в 1-й партии - на 51-м ходу после скромного хода h5-h4. Всего Топалов семь раз подносил к губам магический стакан. Это же надо, как человек экономно расходует воду! Как тут не вспомнить великого шахматного психолога, врача, массажиста и остроумного писателя (его спортивный рассказ выиграл приз на конкурсе, который проводил "СЭ") Валерия Крылова, который не устает повторять: "Мелочь?! Да поймите, что в шахматном матче мелочей не бывает!"

Не в том ли причина неудачи Бареева, что он был слишком напряжен, слишком скован - в отличие от соперника? А ведь во время 2-й партии основного матча картина была совершенно противоположной - тогда Топалов выглядел понуро-обреченным, а Бареев птицей "летал" над доской.

БЫЛ МОМЕНТ, КОГДА ТОПАЛОВ ИГРАЛ БЕЗ ДВУХ ФИГУР!

Внешняя и внутренняя раскрепощенность Топалова сопровождалась его удивительно раскрепощенной игрой! Болгарин играл так легко, словно на кону не стояли 40 000 евро (занявший 2-е место получает 80 тысяч, а 3 - 4-е - по 40) и право побороться с Леко за участие в матчах совсем другого уровня - и в плане престижа, и с точки зрения призовых. В английском начале, которое избрал Бареев, к 27-му ходу Топалов играл без двух фигур - он их пожертвовал за инициативу! И - спокойно попивал себе водичку.

В этом положении, имея в запасе 21 минуту, Веселин пожертвовал первую фигуру и отпил традиционный глоток воды. Заварушка началась нешуточная! Вроде бы белые играют с лишней фигурой, но в то же время эта фигура (конкретно - конь) как бы выключена из игры совместными действиями слона (белопольного) и ферзя черных. Следует серия ходов-красавцев: 22... Фh6! 24... с5! 26... Лс5!

И не менее красивый ответ белых: ему и одной хватит. От этого хода у Топалова слегка пересохло в горле, но он не стал прибегать к спасительному стакану, а задумался - на целых две минуты. И нашел нить игры. Гроссмейстер Волжин, равно как и международный мастер Филиппович, полагает, что белые упустили выигрыш, разменяв своего коня на слона черных. Бареев, вероятно, рассчитывал, что его слон сможет контролировать ситуацию на обоих флангах (так в принципе слоны обычно и поступают с вражескими пехотинцами, рвущимися в генералы). Но слону и королю пришлось следить сразу за тремя участками фронта: в центре требовала внимания проходная, оставшаяся со времен бурных событий 30-х ходов, на королевском фланге маршировал выдвиженец по имени "h", а на ферзевом крались по-пластунски забытые всеми связные (по совместительству - связанные проходные) "а" и "b". На трубе они, впрочем, не оказались - попасть туда им не позволили слон и бдительный король. Вода в стакане у Веселина кончилась, и он, тронув улыбкой губы, принял ничью Бареева.

ВО ВТОРОЙ ПАРТИИ ВЫПИТЬ БЫЛО НЕКОГДА

И на вторую партию Топалов вышел, гордо неся перед собой вновь наполненный до краев стакан с чистейшей водой из ледников Швейцарии. Но в этот раз пополнять водные ресурсы организма болгарину не пришлось. Партия получилась настолько захватывающей и короткой, что Веселину некогда было взять стакан в руки! Зато ему приходилось то и дело что-то жертвовать. Сначала это был конь, отданный на поле b5 на 23-м ходу, потом - на 25-м - Топалов пожертвовал ладью, а на 27-м партия уже закончилась. Финальная позиция расскажет вам о случившемся лучше любых слов.

Бареев не жадный, ему не нужны две лишние фигуры, Как видим, король черных, прошагав полдоски пешком, должен сложить свою голову от неминуемого удара вражеского ферзя: 28. Фе7 - а3.

Да, в шахматном матче мелочей не бывает. И трещину, которую дал "огнеупорный Каро-Канна" в 4-м классическом поединке, "мелочью" не назовешь. Времени на срочный ремонт варианта у Бареева не оставалось (регламент слишком жесткий), пришлось вспоминать некогда излюбленную им французскую защиту. Но здесь Евгения ждала новинка жесточайшей силы: 12. Фb4!

Разобраться в ситуации за доской было крайне сложно. Желваки на скулах Бареева выдавали его чувства, но... Даже его феноменальный защитный инстинкт не выручил. Слишком большой заряд оказался в теоретической мине, которую заготовили в домашней лаборатории болгарина...

Бареев поздравлял Топалова с выходом в финал с гордо поднятой головой. Ему не в чем себя упрекнуть. Его болельщикам - тоже. Евгений бился, как лев. Но соперник в этот раз оказался сильней.

Тай-брейк по быстрым шахматам

Евгений БАРЕЕВ (Россия) - Веселин Топалов (Болгария) - 0,5:1,5