Газета Спорт-Экспресс № 127 (2919) от 10 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

10 июня 2002

10 июня 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002

Матч № 29

Группа Н

ЯПОНИЯ - РОССИЯ - 1:0 (0:0)

КАК ЖЕ ТАК, ВОЛОДЕНЬКА?!

Александр ПРОСВЕТОВ

из Йокогамы

Японцам впору радостно кричать "банзай". Для нас же достижение удобоваримого результата - именно таковым Романцев называл выход из группы - осложнилось. Харакири Олегу Ивановичу и К° делать рано. Впереди ждут "красные дьяволы". А затем либо унылая дорога домой, либо, судя по всему, Бразилия - после той самбы, которую "тетракампеоны" исполнили на костях китайцев, трудно представить себе, что они упустят первое место в группе.

С САМУРАЙСКОЙ РЕШИМОСТЬЮ

Можно теперь пенять на судью Мерка, который не назначил в первом тайме в ворота хозяев чемпионата явный пенальти, кусать локти, что Бесчастных не сумел попасть в пустые ворота. Но это слабое утешение. Обидно, что японская команда не показала ничего особенного. Никаких откровений. Она продемонстрировала напор и высокие скорости при ограниченности идей. И тем не менее мы проиграли.

Накануне матча на пресс-конференциях два главных тренера - Романцев и Филипп Труссье - говорили о том, что их команды не будут играть на ничью. Россиянин заметил, что во втором туре думать о дележе очков рано, потому что нелепо откладывать на завтра, а точнее, на последний матч то, что можно сделать сегодня. Француз же заявил, что, хотя фаворитом является Россия, которая сильнее Бельгии, игра от обороны противоречит японскому менталитету.

Позволю себе в связи с этим цитату из "Хагакурэ", свода правил и наставлений молодым самураям, авторство которого принадлежит Ямамото Цунэтомо, жившему на рубеже XVII - XVIII веков. "Победа и поражение часто зависят от мимолетных обстоятельств, - поучал этот философ воинов. - Добиваться цели нужно даже в том случае, если ты знаешь, что обречен на поражение. Для этого не нужна ни мудрость, ни техника. Подлинный самурай не думает о победе или поражении. Он бесстрашно бросается навстречу неизбежной смерти".

И еще оттуда же: "Никогда не думай, что что-то невозможно... Человек ничего не стоит, если он не понимает, что "сейчас" и "то самое время" - одно и то же". Это актуально для российской сборной перед битвой с Бельгией.

ГИ РУ НЕ ЗРЯ СОМНЕВАЛСЯ

В пресс-центре мы с Константином Клещевым встретили старого знакомого Ги Ру, который помогает вести телерепортажи французскому каналу TF1. Бывший тренер "Осера" поинтересовался делами во Владикавказе, где "Осер" шесть лет назад принимал участие в Кубке президента Северной Осетии - Алании. Спросил, в частности, тот ли в республике руководитель, что был тогда, как нынче играет "Алания", и пожелал этому клубу успехов. Мы, в свою очередь, не упустили возможности спросить, что Ру думает о предстоящей игре.

- Исход зависит от того, как сборная России справится с двумя трудностями - жарой и давлением трибун. Если бы матч проходил на нейтральном поле, то россияне победили бы без проблем. Скажем, 3:0. В Японии - другое дело. В апрельском матче с Францией российская команда показала, что у нее есть основательная игра. Но выдержит ли она высокий темп, который постараются задать японцы? С Бельгией хозяева чемпионата играли с необычайным энтузиазмом. России важно выстоять в первые полчаса.

Примечательно, что Олег Романцев сказал перед матчем, что его не пугают ни зной, ни настрой стадиона. Мол, в России иногда приходится играть и в 30, и в 35 градусов тепла, а футболисты, включая молодых, - профессионалы ("Они за футбол деньги получают"), которым доводилось выходить и на заполненные "стотысячники". В общем-то он оказался прав. Во втором тайме подустали как раз японцы, и российская команда, проведя замены, захватила преимущество. Да и людское скопление едва ли наших игроков смущало.

К сведению: Международный стадион Йокогамы, самый большой в Японии, вмещает 72 370 зрителей. Повсюду на подходах к нему - плакаты и транспаранты, напоминающие о том, что именно Йокогаме доверена честь принимать финальный матч ЧМ-2002. Много сил для этого приложил мэр Такахидэ Хидэнобу, которому довелось побывать на ЧМ-74 в Германии, где его поразило, какие бурные эмоции вызывает футбол. Современный футбол в Японии получил развитие поначалу в префектуре Сидзуока, в границах которой находится Симидзу, на время ЧМ-2002 ставший "русским", но здешней родиной игры миллионов все-таки считается Йокогама. В 1873 году капитан-лейтенант британского флота Дуглас познакомил с ней курсантов Токийской военно-морской академии, хотя некоторые источники утверждают, что футбол на японских островах знали и до этого времени. В частности, предполагается, что в него играли иностранцы - члены основанного пятью годами ранее Крикетного клуба все той же Йокогамы.

Примечательно, что после матча с Бельгией газета The Daily Yomiuri, издающаяся в Японии на английском языке, восхищалась, что японские болельщики наконец отказались от врожденной деликатности. Будто в Европе, они облачились в синие футболки сборной, всячески ее поддерживали и освистывали соперников, то есть они действительно стали тем двенадцатым игроком, который помог команде завоевать первое в истории чемпионатов мира очко.

Стадион в Йокогаме забурлил задолго до начала матча: "Ниппон! Ниппон!" Замелькали сотни фотовспышек, так что создавалось впечатление некоего спецэффекта. Когда объявляли составы, фамилии японцев встречали овациями, а российских - неодобрительным гулом.

"О-О-О" - СТОНАЛИ ТРИБУНЫ

Как заявил перед матчем Романцев, Мостовой и Смертин не готовы отыграть все 90 минут, хотя их присутствие на поле стало бы для команды очень полезным. Трудно сказать, не было ли это высказывание нацелено на то, чтобы дезориентировать соперников. Смертин в стартовый состав попал, Мостовой же остался запасе. Но ведь в нем могут числиться все футболисты, включенные в заявку на чемпионат. Футболист "Сельты" даже не разминался.

По сравнению с матчем против Туниса Романцев произвел только одну коррективу: Смертин вместо Бесчастных. Это значило, что команда будет играть, как и в ходе отборочного турнира, с одним нападающим. В данном случае Пименовым. Смертин занял привычную позицию опорного полузащитника, что позволило выдвинуться вперед Титову.

Что касается Труссье, то он обещал сделать две замены. Две и сделал. Вместо хава Итикавы в число одиннадцати был включен Миодзин, а защитника Мориоку, травмировавшего и бедро, и голеностоп в ходе встречи с бельгийцами, заменил Миямото. Причем человеку в маске - Миямото перед чемпионатом сломал нос - "по наследству" перешла от Мориоки капитанская повязка. Японские коллеги уверяли, что потеря серьезная.

С первых же секунд японцы, применившие распространенную у итальянских клубов схему с тремя защитниками в линию, принялись коршунами по нескольку человек налетать на наших игроков, блокируя продолжения атак сразу по нескольким направлениям. Россияне же стремились играть в пас и заставлять соперников носиться впустую. К сожалению, в передачах наблюдался большой брак. Особенно у Никифорова. Если Титов находил перспективные варианты, то Измайлов слишком увлекался обводкой на месте, и быстрые японцы мяч отбирали. Обозначилось их территориальное преимущество. Правда, обходилось без острых моментов.

Первый удар по воротам у россиян нанес на 11-й минуте Смертин. Увы, мяч пролетел далеко от ворот. А вот Измайлов спустя пять минут пробил здорово - "девятка" была близко.

Темп был достаточно высок, но сумасшедшим его не назовешь. Все-таки нашим удавалось его сбивать. Хотя периодически японцы, гонимые трибунами, устраивали ускорения. На 28-й минуте Кодзи Наката убежал по флангу от Соломатина и прострелил. Нигматуллин мяч отбил, но возможность для удара по центру получил другой Наката - Хидетоси. Примерно с линии штрафной кумир местных болельщиков направил мяч выше ворот. По стадиону разнеслось глубокое "о-о-о", которым японцы выражают и удивление, и восторг, и разочарование.

МЕРК НЕ ЧЕТА ПРЕНДЕРГАСТУ

Тотчас тонкой передачей блеснул Титов. На нее откликнулся Пименов. Однако вратарь Нарадзаки прочитал атаку и опередил нападающего, который пошел встык слишком резко - имея желтую карточку, рисковал получить вторую. Честно говоря, его агрессивность внушала опасения - не повторил бы трюк Анри (сделанная в перерыве замена на Сычева напрашивалась). Неосторожный подкат исполнил Соломатин - тоже предупреждение.

Буквально в следующем эпизоде Соломатин вновь оказался в центре внимания. Он сделал острое забегание, получил передачу от Титова и ворвался в штрафную под острым углом к воротам. Защитник предпочел сделать пас в центр. Там Тода руками обнял Семшова за шею и уложил на землю. Мерк пенальти не назначил. Вот вам и европеец! Жаль, что нас снова не судил Прендергаст, что с острова Ямайка.

Надо отдать должное японским телевизионщикам. В перерыве на мониторах, установленных в ложе прессы, крупным планом показали этот момент, и мы окончательно убедились, что нарушение было очевидным. Впрочем, трудно было рассчитывать, что судья сделает что-то неприятное для хозяев чемпионата, которые к тому же после первого матча раскритиковали коста-риканского арбитра и за незасчитанный гол Инамото, и за второй гол бельгийцев, которому предшествовал офсайд.

КАК ОН МОГ НЕ ЗАБИТЬ,
УМУ НЕ ПОСТИЖИМО!

Второй тайм начался с прострела Карпина, который отыскал Измайлова, несмотря на противодействие двух японцев. Полноценного удара у локомотивца не получилось. Едва не вышла результативная контратака после того, как хорошо отобрал мяч в середине поля Смертин.

И вдруг - гол в наши ворота! Японцам удался розыгрыш мяча по центру. Юркий Инамото, который и в первой половине доставлял больше всех хлопот, при попустительстве нашей обороны остался один прямо против ворот и не промахнулся. В это время на правом фланге японский футболист находился в положении "вне игры". Мерк расценил этот офсайд как пассивный.

Романцев тотчас выпустил на поле Хохлова, а вскоре и Бесчастных. И эти двое сразу попали в фокус внимания. Хохлов, уверенно включившийся в борьбу, выиграл верховой мяч у "человека в маске", и после его скидки Бесчастных вышел чисто один на один с Нарадзаки. Вратаря он обыграл - оставалось поразить пустые ворота. Как можно было не забить, уму непостижимо! Однако мяч свалился у Бесчастных с ноги, и тот сильно послал его в сетку ворот с внешней стороны.

После замен российская сборная перешла на игру с двумя форвардами. Впереди она стала действовать активнее (к воротам вновь прилежно пристреливался Сычев), но при этом образовывались разрывы между линиями - мечта Труссье, который не скрывал, что на это и рассчитывает. Янагисава получил мяч за спиной у Никифорова, обвел его и нанес угрожающий удар над перекладиной. Так же пробил вскоре и Судзуки. А после мощного удара X.Накаты мяч миновал руки Нигматуллина, и японская перекладина сыграла за Россию.

Время шло, и надежды на благополучный исход таяли. Близко к чужим воротам подбираться не удавалось. Оставалось уповать на удары со средней дистанции. Хохлов и Сычев пробили в руки вратарю, еще под один удар Сычева бросился соперник, Титов запустил мяч в небеса. Больше такого золотого шанса, какой представился Бесчастных, не выдалось.

На последних секундах Мерк отобрал мяч у россиян за якобы неправильный ввод из аута, неспешно записывал в блокнот предупреждение японскому игроку, зато поспешил дать финальный свисток. Впрочем, обижаться нашим футболистам надо не на Мерка - в первую очередь на себя.