Газета Спорт-Экспресс № 102 (2894) от 11 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

11 мая 2002

11 мая 2002 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

"КОШМАРНЫЙ СЕЗОН" Максима СОКОЛОВА

Четыре отраженных послематчевых буллита и 41 парированный бросок сделали вратаря сборной России Максима Соколова главным героем полуфинальной встречи России и Финляндии

ДОСЬЕ "СЭ"

Максим СОКОЛОВ

Родился 27 мая 1972 года.

Вратарь.

Выступал за СКА (1990 - 2000), "Северсталь" (2000 - 2002). Со следующего сезона будет играть в омском "Авангарде".

В сборной России - с 1997 года. Участник чемпионатов мира 1998, 2000, 2001, 2002 годов. За национальную команду провел 31 матч, пропустил 56 голов.

Нынешний сезон Максим Соколов, по его же словам, полностью провалил - бесповоротно и окончательно. Настолько, что после последнего четвертьфинального матча чемпионата России с омским "Авангардом", в котором места в воротах ему не нашлось, бросил в сердцах и в рифму: "Забыть бы этот сезон, как кошмарный сон..."

Хотя начиналось все "во здравие" - с первого этапа Евротура в Чехии, где Соколов был признан лучшим голкипером турнира. Сыграл он там так уверенно, будто именно к нему относился вопрос Вячеслава Фетисова (тогда еще не министра спорта, а главного тренера олимпийской сборной): "А есть ли хорошие вратари в российской суперлиге?"

Но дальше все пошло через пень-колоду. Шайба валилась из рук, залетала в ворота со всех сторон и углов, включая отрицательные, в меньшинстве и большинстве, сверху и снизу. Едва ли не впервые в своей жизни помрачнел "вечный оптимист" Сергей Михалев - главный тренер "Северстали". "В плей-офф выйдут те команды, у которых есть нормальные вратари, - сказал он в середине первого круга. - А у нас голкиперов лихорадит: то в жар бросает, то в холод. Вот и болтаемся во второй половине таблицы..."

Будущего героя Швеции наставник, очевидно, к "нормальным" голкиперам в тот момент не причислял. И хотя в итоге "Северсталь" вышла в плей-офф, но первый же этап превратился в апофеоз вратарского несчастья. Пять безответных шайб в третьем периоде первого домашнего матча, 3:1, превращенные в 3:6 - и российский сезон для Соколова завершился. Дошло до того, что сообщество интернет-болельщиков почти единогласно номинировало Максима на приз "Большое Сало" - после Олимпиады всем понятно, кого и за что могут так "наградить". "Прощай, сборная!" - решили все поклонники Соколова, а череповецкий телекомментатор в прямом эфире четвертьфинальной встречи российского первенства и вовсе озвучил эту мысль.

Так думали все, за исключением двух человек. Первым оказался президент "Авангарда" Анатолий Бардин, пригласивший вратаря к себе в команду (к слову, в Череповце этому даже порадовались и потирали руки: дескать, ослабляем соперника). Вторым - Борис Михайлов.

Вряд ли будет правильным сказать, что главный тренер сборной угадал с Соколовым. Скорее, он доверял ему, не глядя на показатели голкипера во внутреннем чемпионате. Доверял даже после глупой и нелогичной шайбы шведов, заброшенной ими от синей линии в овертайме четвертьфинала предыдущего чемпионата мира, доверял даже после изумительной игры в течение всего внутреннего первенства Егора Подомацкого - главного конкурента Максима в воротах сборной.

К слову, именно Подомацкий, очаровавший всех в России, но потерявшийся в Швеции, был единственным, кто не сомневался в выходе нашей сборной в финал. При подготовке к заключительному этапу Евротура - розыгрышу Кубка "Карьяла" - Подомацкий как-то вскользь заметил: дескать, неполный у него в этом сезоне комплект медалей, а Бог, как известно, любит троицу. Дальше вывод напрашивался сам: поскольку есть золото российского чемпионата и бронза Олимпиады, выходит, для полноты счастья не хватает только серебра чемпионата мира.

Мог ли подумать, безусловно, первый на тот момент вратарь сборной, что как минимум серебряную медаль ему поднесет на блюдечке с голубой каемочкой его сменщик, не всегда попадающий в основной состав не только сборной, но даже своей "Северстали"?

Что оставалось делать Соколову? Только работать на тренировках как проклятому и верить в свой шанс. Что он и делал, не разделяя в отличие от других дни на рабочие и выходные. "Мой номер - третий, я пока вне игры", - сказал Максим в кафе одинцовского Ледового дворца, откуда через застекленную стену смотрел, попивая нарзан, контрольный матч россиян с украинцами. Тот самый матч, в котором наша сборная лишилась Разина. На следующий день в Сокольниках Соколову все же довелось надеть форму, но лишь для того, чтобы остаться на скамейке запасных и оттуда сопереживать своему одноклубнику Чистову.

Так они и поехали на заключительный этап Евротура: Подомацкий - первым номером, Чистов и Соколов - соответственно вторым и третьим. Правда, в Хельсинки произошел небольшой перерасчет, но главным вратарем сборной по-прежнему был не Максим...

Вот таким оказался "провальный сезон" Соколова, который еще недавно он хотел забыть, как кошмарный сон. Но аппетит, как известно, приходит во время еды. И вряд ли теперь нашего вратаря удовлетворит серебряная медаль. Перед выходом на раскатку перед полуфиналом вратарь обмолвился: "Возможно, сейчас у меня будет самый главный матч в жизни..."

Соколов снова ошибся. Самый главный матч в жизни у него будет сегодня.

Максим ЛЕБЕДЕВ