Газета Спорт-Экспресс № 219 (2712) от 24 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

24 сентября 2001

24 сентября 2001 | Бокс и ММА

БОКС

ЛЕБЗЯК ПОБЕЖДАЕТ, НО УХОДИТЬ
В ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ ТОРОПИТСЯ

Как уже сообщал "СЭ", олимпийский чемпион Сиднея Александр Лебзяк успешно дебютировал в профессиональном боксе. В минувший уик-энд на турнире в Ташкенте он в первом же раунде победил техническим нокаутом американца Стейси Гудсона.

Александр КРУЖКОВ

из Ташкента

О ДЫНЯХ И ПОГОДЕ

Ташкент - город контрастов. Казалось бы - солнце, дыни, плов... Плова действительно много. Его продают в огромных казанах буквально на каждом углу. И везде разный. Дынь не сыщешь днем с огнем - в отличие почему-то от гигантских арбузов. А солнце - и вовсе редкий гость в ташкентском небе. И нынче там на удивление прохладно.

"Как запустят что-нибудь на Байконуре, у нас всегда погода портится, - ворчат местные жители. - Иной раз даже в мае снег пойти может".

Фантастически вежливые полицейские. С незнакомцем непременно поздороваются за руку (!), как со старым товарищем, а уже потом потребуют документы. Загадочные цены в кафе. Целый обед стоит столько же, сколько бутылка пива. И то и другое, к слову, обойдется в один доллар. Заголовки в газетах возвращают лет эдак на двадцать назад: "Рапортуют хлопкоробы", "Последовательность в реформах - важный фактор прогресса" и так далее... А рядом то и дело попадаются странные объявления: "Утерянный угловой штамп Ташкентской дистанции гражданских сооружений и водоснабжения, выданный хокимиятом Хамзинского района, считать недействительным"...

В городе только и разговоров о том, предоставит ли Узбекистан свои военные базы американцам и как на это отреагируют соседи-талибы. Ну и о футбольной сборной не забывают, обсуждая ее шансы на попадание в финал чемпионата мира.

Бокс поначалу горожан интересовал куда меньше. Однако по всем телеканалам почти с утра до вечера крутили рекламные ролики, анонсирующие первый в истории страны турнир среди профессионалов. Ну как тут остаться равнодушным? В итоге спорткомплекс "Юнус-Абад", под сводами которого совсем недавно махали ракетками Кафельников с Сафиным, едва вместил всех желающих поглазеть на маститых боксеров.

КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ

Для одного из них, Александра Лебзяка, это был дебют на профессиональном ринге. Дебют, который мог состояться еще много лет назад.

Нашего полутяжа ведь неоднократно туда зазывали, но он отказывал всем, включая тренера Леннокса Льюиса. У него была другая мечта - выиграть чемпионат мира и Олимпиаду. А когда сделал это, поезд под названием "профессиональный бокс" уже ушел.

Лебзяк и сам это прекрасно понимал. И все-таки вскоре после победы на Играх в Сиднее позвонил другу - чемпиону мира среди профессионалов по версии WBO Артуру Григоряну, защищающему цвета гамбургского клуба Universum Box Promotion, - и попросил выяснить, что там думают о его возможном переходе в профи. Григорян отправился к менеджеру клуба: "К нам не прочь приехать чемпион мира, Европы и Олимпийских игр Александр Лебзяк". "Сколько ему лет?" - первое, чем поинтересовался тот. - "32 года". - "Отпадает. Нам нужны ребята помоложе".

- Да я, если честно, и не ожидал иного ответа. Так, прозондировал почву на всякий случай, - признался Лебзяк и приступил к тренерской работе с молодежью в родном ЦСКА.

Прошел почти год. И вдруг, как снег на голову: Лебзяк проводит профессиональный бой в Ташкенте!

- Как вообще возникла идея пригласить Лебзяка? - спросил я промоутера ташкентского турнира знаменитого Влада Уортона, представляющего интересы Кости Цзю.

- Саша - одна из легенд российского бокса, - ответил он. - У него масса поклонников в разных стран, в том числе и в Узбекистане, которые грезили увидеть его на ринге. Потому мы и предложили Лебзяку выступить.

Некоторые отговаривали боксера от этого шага. Твердили, что он давно не участвовал в официальных соревнованиях, что безрассудно вот так ставить на кон репутацию. Однако раздумывал Александр недолго: "Второго такого шанса может и не быть". Его не смутило даже, что до поединка оставалось всего три недели. А тут еще и с соперником возникла полная неразбериха.

Боксировать Лебзяк должен был с доминиканцем Сесаром Рамосом. Но в последний момент тот неожиданно отказался лететь в Узбекистан. Мотивы туманные - то ли находится в неважной форме, то ли получил травму, а может, попросту испугался. И тогда выбор пал на американца Стейси Гудсона, у которого тоже что-то не сложилось со спарринг-партнером.

О Гудсоне было известно немного: ровесник Лебзяка, в профессионалах провел 21 бой, из которых в 17 победил. Впечатляет? Пожалуй. Однако, как позже выяснилось, и цифры способны легко ввести в заблуждение...

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦА

Впервые Гудсон и Лебзяк встретились в отеле "Интерконтиненталь", где накануне боя состоялось взвешивание. Американец оказался невысоким, плотным крепышом с татуировкой на левом плече. На шее у него болтался фотоаппарат, с которым он расстался, только когда пошел на весы. В остальное же время фотографировался со всеми подряд, словно в первый раз очутился в таком солидном обществе.

Лебзяк сидел в уголке на диванчике и терпеливо ждал своей очереди. Выглядел он абсолютно безмятежно.

- Волнуюсь? - переспросил. - Ни капельки. Быстрее бы в бой! Жаль, конечно, что ни разу не видел Гудсона в деле, но ничего, думаю, раунда мне хватит, чтобы понять, что к чему.

- Непривычно, наверное, будет боксировать без шлема и майки?

- Пустяки. Я еще застал те времена, когда боксеры-любители выходили на ринг без шлема. Так что этим меня не удивишь. А что без майки... Ну, так ведь не без трусов же...

В этот момент наш разговор внезапно прервался. Причиной тому стала потасовка, устроенная двумя американскими боксерами, которым на следующий день предстояло сойтись на ринге. Клифф Коузер, кстати, сводный брат по матери Майка Тайсона, ни с того ни с сего двинул кулаком в плечо Вилли Чепмену. Ответить тот не успел - боксеров с превеликим трудом удалось разнять.

"Эй, ты, урод! - кричал Коузер, который и впрямь вылитая копия своего скандального братца. - Можешь забрать деньги, которые мне должны заплатить за завтрашний бой, но давай выясним отношения прямо сейчас!" Чепмен в долгу не остался и тоже грозился разорвать Коузера, но только на ринге.

Увидев эту сценку, отдававшую налетом театральности, Лебзяк недовольно поморщился: "Дешевые номера. Американские боксеры, как актеры, любят играть на публику. Я так не умею. На ринге готов драться с любым, но так себя вести - не в моих правилах. Наверное, просто сделан из другого теста".

Бой Лебзяка и Гудсона открывал вечернюю программу турнира. Поддержку наш чемпион имел колоссальную. Крики "Санек, давай!" слились с ударом гонга. И с первых же секунд стало ясно, что американец боится Лебзяка, как чумы. Он сразу ушел в глухую оборону и даже не помышлял об атаке. Происходящее напоминало избиение младенца.

Быстро уяснив, что собой представляет соперник, Лебзяк обрушил на него серию мощных ударов. Янки плюхнулся на канаты и после паузы с явной неохотой продолжил бой. Но вскоре еще пару раз получил в челюсть и снова осел на пол. Рефери - думается, к радости американца, - остановил поединок, зафиксировав технический нокаут. Все!

Шла лишь вторая минута первого раунда. А на счету Гудсона не оказалось даже ни одного удара...

- Объяснить поведение американца проще пареной репы, - заметил Артур Григорян, приглашенный в Ташкент в качестве почетного гостя. - Деньги ему заплатили вне зависимости от результата. Ну и какой смысл упираться? Чем быстрее он выкинет белый флаг, тем меньше получит по башке и здоровее будет. Вот Гудсон и решил поберечься от греха подальше. Впрочем, это не умаляет достоинств Саши. Даже от слабого соперника можно легко пропустить шальной удар и проиграть. Для первого раза он выступил замечательно. Мне понравилось его хладнокровие и уверенность в себе. Он вел себя, как и подобает олимпийскому чемпиону.

А вот Влад Уортон нашел другое объяснение безропотному поражению американца:

- На мой взгляд, Гудсон элементарно перегорел. На самом деле он опытный боксер и не так слаб, как могло сегодня кому-то показаться. А Саша был молодцом.

УЙТИ ИЛИ ОСТАТЬСЯ?

Конечно, можно лишь порадоваться за Лебзяка, у которого первый блин, слава Богу, не вышел комом. Однако и судить по этой встрече о его перспективах в профессионалах по меньшей мере наивно.

- Уходить Лебзяку в профи или нет? Полагаю, он сам должен сделать выбор, - говорит Григорян. - За его плечами очень много боев, и, естественно, пик карьеры у него уже позади. А ведь профессиональный бокс отличается от любительского как небо и земля. Но года два в запасе у Лебзяка, уверен, есть. За это время он и денег может подзаработать, и даже звание чемпиона мира выиграть. Но вот отстоять титул ему уже будет невероятно трудно.

- С учетом достижений Лебзяка он имеет неплохие шансы быстро продвинуться наверх и получить право побороться за звание чемпиона мира, - считает Уортон. - Например, победитель Игр в Сиднее Мухаммадкадыр Абдуллаев уже в своем четвертом бою на профессиональном ринге оспаривал звание паназиатского чемпиона по версии IBF в полусреднем весе. К тому же некоторые боксеры только созревают к 32 годам и потом успешно выступают до 35 и даже 40 лет. С точки зрения отношения к тренировкам и боям Саша всегда был профессионалом, даже в любителях.

- Вы полагаете, он сможет составить конкуренцию нынешним обладателям чемпионских поясов в этом весе по различным версиям - в частности, российскому боксеру Василию Жирову и кубинцу Хуану-Карлосу Гомесу?

- На мой взгляд, Лебзяк ничуть не хуже Жирова. Вася довольно прямолинеен, а Саша - очень умный и хитрый боксер. Что касается Гомеса, то техника у них примерно одинаковая, но на ринге Лебзяк гораздо храбрее, чем кубинец.

"САША, НЕ УХОДИ..."

Ну а что же сам Лебзяк? После победы над Гудсоном он, разумеется, был счастлив, хотя не скрывал, что от соперника ждал большего.

- Вы прямо как Цезарь - пришел, увидел, победил...

- Спасибо. Я даже не предполагал, что все сложится так легко. Думал, раунда три-четыре наверняка придется попотеть. Правда, еще на взвешивании, посмотрев Гудсону в глаза, увидел в них обреченность. А после первого нокдауна они были у него совершенно потухшие. Признаться, я очень удивился. Будь на его месте, изо всех сил старался бы выправить положение, а американец сразу поднял лапки кверху.

- Ну и как, почувствовали, что такое профессиональный бокс?

- Да. Только без грязи, которой он обычно славится, - ударов исподтишка локтями и головой, откусывания ушей. Профессиональный бокс более жестокий. В любительском только пропустишь удар, ножки задрожат, судья сразу произносит: "Стоп!" и открывает счет. А здесь, пока не упадешь на одно колено, тебя будут добивать.

- Еще готовы участвовать в подобных турнирах?

- Разумеется, если будет время и устроят финансовые условия. Да и соперник должен быть посильнее. А то так неинтересно.

- А насовсем податься в профи по-прежнему нет желания?

- И хочется, и колется... Но надо быть реалистом. В моем возрасте поздновато штурмовать боксерские вершины. А раз так, зачем вообще все это затевать? Если я что-то делаю, привык выкладываться на сто процентов. Так что вернусь из Ташкента и продолжу работу тренером в армейском клубе.

- Можно не стать чемпионом, зато существенно пополнить кошелек.

- Не скажу, что я очень богат, но есть стабильный заработок, на хлеб с маслом хватает. Конечно, в профи за пару лет можно заработать столько, сколько не получишь за всю любительскую карьеру. Однако не исключено, что потом будешь на них только лечиться... Да и жена ни за что не отпустит, хоть миллионный контракт мне бы предложили. "Ты мне нужен живым и здоровым", - говорит. А главное, мальчишки в ЦСКА меня постоянно просят: "Саша, не уходи". Вот им я точно не могу отказать...