Газета Спорт-Экспресс № 77 (2570) от 6 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

7 апреля 2001

7 апреля 2001 | Футбол - «Пас из-за границы»

ФУТБОЛ

МАМЕДОВ ДИСКВАЛИФИЦИРОВАН ДО МАЯ,
НО ДЕЛО ЕГО НЕ ЗАКРЫТО

Паспортная история экс-защитника "Штурма" Рамиза Мамедова, заглохшая было на время в связи с его вынужденным отъездом в Москву, получила продолжение. Но сначала коротко напомню о том, как возник и развивался этот скандал.

Борис ТОСУНЯН

из Вены

Возвращаясь в Грац после новогодних каникул, бывший спартаковец был задержан в венском аэропорту "Швехат". Пограничники заявили, что его португальский паспорт числится в розыске Интерпола. "Странно, - написала на следующий день австрийская пресса. - Ни на одной границе европейских стран, куда подозреваемый ездил с командой играть в Лиге чемпионов, не возникло и тени сомнения в подлинности документа".

Между тем, согласно показаниям Мамедова в полиции, паспорт он лично получил в Лиссабоне, заплатив при этом госпошлину в размере 1500 австрийских шиллингов. А годом ранее, по информации австрийских источников, отец Мамедова отвез в Португалию документы, свидетельствовавшие о том, что один из его предков был гражданином этой страны.

На странице паспорта, ксерокопию которой опубликовал венский еженедельник News, указано, что документ был выдан 28 июля 1999 года мэрией Лиссабона. В графе "Место жительства владельца" указана столичная улица Сатро Grande. Кстати, как раз в конце этой улицы расположен стадион "Спортинга".

Футболист потерял покой, пытаясь доказать свою невиновность. В Москве он собрал справки, доказывающие, что у него действительно были родственники в Португалии, и отправил их в австрийскую полицию по почте. В пакете также были дубликаты других документов, которые он ранее сдал в организацию, занимающуюся в Португалии рассмотрением ходатайств о предоставлении гражданства. Но австрийским следователям потребовались оригиналы этих бумаг. "Куда они запропастились? - спросили у игрока австрийские чиновники. - Может быть, их и не было? Ведь в Португалии не могут ничего найти?"

Занимающийся делом Мамедова полковник полиции Альфред Рупф заявил, что даст футболисту возможность объяснить все до конца, прежде чем отправит дело в суд. Но, по закону, преступления, связанные с подделкой документов, караются в Австрии тюремным заключением.

Хотя в деле много неясных моментов и следствие пока не завершено, "штрафной сенат", как называют дисциплинарный комитет футбольного союза, поспешил дисквалифицировать россиянина до мая. При этом Мамедову дали понять: после истечения дисквалификации он волен продолжить выступление в национальном первенстве, но уже на правах гражданина России.

Руководство "Штурма" ободрило защитника: дескать, в конце сезона собирается уходить иранец Минаванд, и, не исключено, именно он заполнит освободившуюся вакансию "иностранца".

- Хотелось бы в это верить, - с грустью заметил в беседе с корреспондентом "СЭ" Мамедов. - Но факты, к сожалению, говорят о другом. К тому же контракт со мной расторгнут.

Рамиз был арендован у киевского "Динамо" по инициативе президента "Штурма" Ханнеса Картнига. Но сейчас он не горит желанием помочь попавшему в беду протеже. В ответ на просьбу футболиста выплатить все причитающиеся ему деньги, первый человек в клубе отрезал: "Мы с тобой полностью рассчитались. Больше не получишь ни шиллинга".

Мамедов признался мне, что был обескуражен таким поворотом событий. Ведь при подписании контракта австрийцы обещали в случае побед в матчах Лиги чемпионов выплачивать ему премиальные, как и всем другим игрокам. И сказано это было при свидетелях. "Правдивость моих слов, - говорит Мамедов, - может подтвердить другой российский легионер - Андрей Чернышов, выступавший тогда на переговорах в роли переводчика". "В документе об этом ничего не говорится, - парировал доводы футболиста Картниг. - Разговор окончен".

В результате, как признался мне Мамедов, кроме премиальных за успешные матчи в чемпионате страны, он от "Штурма" больше никаких денег не получил. А причитавшаяся ему зарплата почти вся ушла на погашение задолженности по страховке.

"Если ничего не изменится, то придется подавать на клуб в суд, - отметил Мамедов. - Получается, я мог отказаться от участия в матчах Лиги чемпионов, а так пришлось потеть бесплатно".

Тем временем в одной из местных газет перед заключительным матчем группового турнира с "МЮ" я нашел следующие строки: "Оборона "Штурма" ни на что без надежного Мамедова не годится. Где же теперь наш герой? Когда наконец решит свои паспортные проблемы?"

На вопрос журналистов о том, можно ли ожидать возвращения Мамедова в "Штурм" хотя бы к лету, Картниг ответил: "Давайте немного подождем. Впрочем, решение будут принимать тренер и менеджер".

Почему президент так легко отказал человеку, столько сделавшему для сенсационного выхода "Штурма" во второй раунд престижного турнира? Помнится, Картниг и другим игрокам пытался урезать премиальные, но отступил после того, как футболисты пригрозили ему судом. Может быть, теперь он решил отыграться на беззащитном Мамедове?

- Не выбила ли и вас эта шумная история из колеи? - спросил я у бывшего легионера "Штурма", который формально остается игроком киевского "Динамо".

- Признаюсь, сейчас мне не до футбола. Но стараюсь не падать духом и самостоятельно поддерживать форму.