Газета Спорт-Экспресс № 107 (2303) от 16 мая 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 10

17 мая 2000

17 мая 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 8-й тур

ДЕБЮТ

УРАЛАН - САТУРН - 1:2

Владимир ДЕРГАЧ: ЧЕЛОВЕК ИЗ РАЙЦЕНТРА

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

из Элисты

Неудачным получился дебют для нового тренера "Уралана" Владимира Дергача - дома элистинцы уступили "Сатурну". Но узнать, кто он такой, 43-летний специалист, что представляет собой как тренер, каким образом планирует построить свою работу в "Уралане", конечно же, хочется. После матча Дергач дал интервью специальному корреспонденту "СЭ".

- Играть из-за травмы колена я закончил рано, - рассказывает Владимир Дергач. - Своим учителем считаю Леонида Шляка, в командах которого сначала играл, а затем был тренером. Этот человек никогда не работал в знаменитых клубах, посвятив жизнь развитию футбола в небольших городах. Он и привил мне вкус к творчеству. Ведь зачастую тренер скромной команды поставлен в условия, когда для достижения результата необходимо работать нестандартно.

- Сами когда стали заниматься тренерским творчеством?

- Практически в каждом клубе приходилось искать что-то свое. Изюминка обязательно должна присутствовать, а иначе сложно добиться успеха - особенно с клубом из райцентра. А я до Калининграда только в таких командах и работал. Многое постигал экспериментальным путем. Цель была простой: без больших денег и возможностей, не имея шанса пригласить готовых игроков из высшего дивизиона, добиться достойного результата.

- Получалось?

- Считаю, да. В 96-м команда из Волжского после первого круга шла в тройке лидеров. Но платить игрокам стало нечем.

- Вы уходили из большинства клубов со скандалами.

- Скандал был только в Волжском, где нас стали бессовестно обманывать и просто отказались платить честно заработанное. Подали заявление в суд. Во всех остальных случаях я просто собирался и уезжал, а вслед получал обвинения. Нередко и грязью поливали.

- У вас сложилась репутация человека, после отставки которого команды начинают деградировать. Арзамас сейчас вообще потерял профессиональный клуб, в Волжском дело идет к тому же, "Балтика" о высшем дивизионе уже и не мечтает.

- "Балтика" - это отдельная история, самая больная для меня тема. В Волжском, где я живу, просто не хотят иметь мощный клуб. Он там никому не нужен, хотя есть прекрасная школа и предприятия, которые нормально работают. Арзамас - как первая любовь. Я ушел после конфликта с директором завода - мне чуть ли не открытым текстом сказали: мол, не дергайся, нам высокие места не нужны. Я пережил шок - для чего же тогда все затевалось?

- Вы там начинали самостоятельную карьеру?

- Только не в "Торпедо", а в "Знамени" - была такая команда, выступала в чемпионате СССР. Однако там не было перспективы, и я решил уйти в "Торпедо" - у завода, производившего бэтээры, возможности были, сами понимаете, куда более серьезные. Для меня это целая эпоха. Сам стадион проектировал, чертил, поле будущее шагами мерил, канавы копал... Мы там одними из первых в стране сделали подогрев, стадион исключительно футбольный. Команда, собранная из ребят, игравших на первенство области, в итоге добилась впечатляющих результатов, воспитала настоящих звезд - Канищева, Литвинова.

Я ушел, не забрав из коллектива ни одного футболиста. Причем условия, которые не хотели делать под меня, сделали позже - под моих преемников. Однако команда играла все хуже и хуже и вылетела даже из второй лиги. Ко мне это, впрочем, не имеет ровным счетом никакого отношения.

...О Дергаче впервые заговорили, когда арзамасское "Торпедо" вышло в четвертьфинал Кубка России.

- Приезд в небольшой городок именитой "Алании" - высший успех в вашей карьере?

- Работу в "Балтике"-99 ставлю выше. Уверен: если бы не атмосфера внутри и вокруг коллектива, мы вышли бы в элиту. В Калининграде мне дали возможность делать то, что я считал нужным. За это я Чепелю (президент "Балтики". - Прим. А.А.) благодарен. Команду собрал, какую мне хотелось, и играла она так, что я был спокоен за исход борьбы. Даже без денег мы добились бы цели - игроки были профессионалами до мозга костей.

- Почему же вы тогда с ними поругались?

- Конфликтная ситуация была создана искусственно. В итоге, несмотря на удовольствие, полученное от работы в Калининграде, после увольнения месяц лечился.

- Предложение принять "Уралан" стало для вас неожиданностью?

- Это был сюрприз. Честно говоря, даже побаивался - все-таки опыта работы на подобном уровне у меня нет. Но самое главное - нет громкого имени. Хотя высший дивизион всегда был мечтой, и приехал я сюда быстро, в чем отчасти заслуга прежнего главного тренера. Аверьянов славится умением хорошо готовить команды физически, а на таком фоне проще вносить изменения в тактику, атмосферу в коллективе. Мало ли, может, что-то там не клеилось у игроков и тренера - причин отставки я не знал.

- И в каком состоянии нашли команду?

- Еще не понял, хотя расстроил плохой эмоциональный фон. Видимо, последние неудачи, вылет из Кубка, с которым так много связывалось надежд, травмы и дисквалификации ряда футболистов создали атмосферу уныния.

- Не опасаетесь, что игроки, среди которых есть и весьма именитые, вас попросту не воспримут?

- Нет - контакт с игроком всегда можно установить. Я ведь ехал сюда и знал, что ни с одним футболистом "Уралана" по прежней работе не знаком. Хуже, что нету меня громкого имени, привлекательного для инвесторов, учредителей клуба. Проще ведь давать деньги под имя - меньше риск прогореть.

Решение - остаюсь я в Элисте или нет - пока не принято. Мы с президентом договорились присмотреться друг к другу, дать возможность людям, которые пригласили меня сюда, понять, какой я тренер и человек. Если говорить начистоту - я бы хотел здесь работать, но ситуация сложная. У руководства клуба выбор: или все-таки пригласить именитого специалиста и уповать на его авторитет, или довериться мне. Но это риск - в случае неудачи все шишки потом полетят в президента: кого, мол, позвал?

- Вы это понимаете?

- Конечно. Как все сложится - сказать трудно, но пока я работаю, и мне очень интересно.