Газета Спорт-Экспресс № 246 (2145) от 26 октября 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4

26 октября 1999

26 октября 1999 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Первый этап. 5-й тур.

Сегодня - "СПАРТАК" - "ВИЛЛЕМ II"

О ТОМ. ЧТО НАС МОЖЕТ УСТРОИТЬ И НИЧЬЯ ЛУЧШЕ СРАЗУ ЗАБЫТЬ

Пожалуй, нет смысла переоценивать силу "Виллема". Голландский клуб - явный аутсайдер группы и по всем параметрам уступает "Спартаку". Теоретически чемпионов России не лишает шансов на продвижение дальше даже ничья с командой из Тилбурга: правда, тогда необходима победа "Бордо" над "Спартой" и - в любом случае - выигрыш самих спартаковцев в Праге.

Но для начала, чтобы избежать случайностей, лучше взять три очка у вице-чемпиона Голландии. Единственное, что может помешать красно-белым добиться победы - психологическая закрепощенность футболистов. Если Тихонову и К° не удастся выбросить из головы "Бордо", то у нашего клуба могут возникнуть серьезные проблемы. Поэтому в преддверии матча с "Виллемом" нелишне вспомнить, как складывались домашние игры "Спартака" с командами, которые по уровню сопоставимы с голландцами. Причем особое внимание "СЭ" уделил именно психологическому фактору.

СЫГРАТЬ ЧЕРЕЗ "НЕ МОГУ" С "КОШИЦЕ" НЕ УДАЛОСЬ

Когда начинаешь вспоминать самые черные дни "Спартака", сразу приходит на ум ответный матч с "Кошице". После поражения с минимальным счетом 1:2 в Словакии только отъявленные пессимисты могли предположить, что в Москве чемпион России не сумеет ликвидировать этот небольшой дефицит. Романцева перед той игрой волновали не только кадровые проблемы (травма Ананко, дисквалификация Ромащенко, плохая форма Цымбаларя, усталость Тихонова), но и психологическое состояние игроков после тяжелого матча с ЦСКА, концовку которого красно-белые провели крайне неудачно. Не случайно, капитан спартаковцев Илья Цымбаларь очень самокритично высказался на эту тему: "Встреча с армейцами отняла у нас много эмоциональных и физических сил. Просто нет слов, как мы провели концовку того матча. Так играть нельзя. Настроение у всей команды решительное. Нам всем надо забыть о личных проблемах и сыграть с "Кошице" через "не могу". В принципе это - средняя команда, она нам по силам. Поэтому судьба матча со словаками в наших руках".

Увы, слова Цымбаларя не были подкреплены игрой. Лишь во втором тайме спартаковцы сумели создать несколько угроз у ворот соперника, но Аленичев, Кечинов и тот же Цымбаларь свои моменты не использовали. Представлявший "Спартак" на послематчевой пресс-конференции Георгий Ярцев вынужден был признать: "Это - поражение не только "Спартака", но и всего российского футбола. К сожалению, на данный момент мы играем лоскутно, нет общего, единого рисунка". Помимо сугубо игровых причин у этого поражения была еще одна: спартаковцы, похоже, еще до матча уверились, что без проблем одолеют не известный в Европе клуб, и в итоге пали жертвой собственной самоуверенности.

ДВЕ НЕДЕЛИ РОМАНЦЕВ УБЕЖДАЛ КОМАНДУ,
ЧТО ПОБЕДА НАД "ШТУРМОМ" ПРОСТО ТАК НЕ ПРИДЕТ

Нечто подобное повторилось спустя год, когда в предпоследнем туре Лиги чемпионов "Спартак" принимал "Штурм". Перед игрой Романцев опасался за настрой команды на поединок с аутсайдером из Австрии.

"Опасения есть, и очень серьезные, - говорил главный тренер "Спартака" в предматчевом интервью "СЭ". - Все болельщики, с которыми приходилось общаться, в один голос утверждают, что 3 очка в матче со "Штурмом" у нас в кармане и надо думать об игре в Мадриде. В течение последних двух недель я пытался внушить футболистам обратное и настроить их на серьезный лад".

Увы, эти слова Романцева до игроков так и не дошли. По голевым моментам австрийский чемпион превзошел нашего (3:2), а в итоге команды разошлись миром, что поставило "Спартак" в очень сложное положение, из которого он уже не выпутался, проиграв по всем статьям "Реалу".

ПЕРЕД "ГАЛАТАСАРАЕМ" РОМАНЦЕВ СПРЯТАЛ КОМАНДУ В ХОРВАТИИ

Еще один матч, в котором на первый план вышла психология, состоялся 8 декабря 1993 года. "Спартак" встречался с "Галатасараем". За две недели до этого москвичи на стадионе "Луи II" потерпели сокрушительное поражение от "Монако" (1:4), в рядах которого блистали Клинсманн и Джоркаефф. Чтобы рана зажила побыстрее, Романцев увез команду подальше от всех - в хорватский город Пула. "Игрокам нужно было освободиться от стресса после поражения в Монте-Карло. А в Пуле как раз не было того ажиотажа, который в последнее время преследует "Спартак", - объяснял позже Романцев свое решение. А когда после возвращения в Москву его спросили, помогла ли эта мера, наставник "Спартака" сказал: "Со стороны игроки вроде бы выглядят, как всегда, а там пойди разбери, что у них внутри". Судя по высказываниям тогдашнего капитана "Спартака" Виктора Онопко, "внутри" у футболистов было все нормально: "В Хорватии мы наконец хорошо отдохнули. От всего. От прессы, критики, суеты. Ребята достаточно много общались друг с другом и, по-моему, уже отошли после поражения от "Монако". Это очень важно, ведь в матче с турками на первый план выйдет не физическое состояние - оно у нас в порядке, - а скорее психологическое".

Матч с "Галатасараем" показал, что хорватский вояж благоприятно отразился на нашей команде. Спартаковцы выглядели достойно, а желание победить подкрепляли классом. Но на их пути встал голландский судья Бланкенштайн, удаливший Онопко и Мамедова. Вдевятером о победе над оборонявшимися всей командой турками пришлось забыть. "Мы были готовы и физически, и психологически к матчу, жаждали победы, но судья..." - этот послематчевый экспресс-комментарий Рамиза Мамедова лучше всего отражает суть происходившего в тот морозный день в Лужниках.

ПОЧИН В БЛЭКБЕРНЕ БЫЛ РАЗВИТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛУЖНИКАХ

Но были в постсоветской истории "Спартака" и удачные примеры, когда именно эмоциональный настрой помогал подопечным Романцева одерживать победы на европейской арене. Прежде всего вспоминается 1995 год, когда красно-белые выиграли все тесть матчей в групповом турнире Лиги чемпионов. Второй по счету успех пришелся на игру с польской "Легией". До нее "Спартак" в чемпионате провел тяжелейший матч на выезде с "Аланией", в котором были удалены сразу четыре игрока, в том числе Юран и Никифоров. "На поле было мало игры и много борьбы. Единственное мы с лихвой проверили морально-волевые качества. Надеюсь, игроки сумели сохранить эмоции и выплеснут их в игре с "Легией", - отметил тогда Романцев. Тренеру вторил Онопко, который, правда, связал предстоящий матч с игрой против "Блэкберна". "Победа над чемпионом Англии очень много дала нам в психологическом отношении. Почин был сделан. Теперь в Лужниках его надо развить".

Это москвичам удалось. Они победили 2:1. Полтора тайма "Спартак" имел значительное преимущество, но концовка получилась смазанной. Романцев объяснил это накопившейся за длинный сезон усталостью у футболистов.

В совсем другом ключе проходил домашний матч "Спартака" в Лиге чемпионов-95/96 против "Русенборга". Вот, например, что говорил Романцев перед этой игрой, победа в которой досрочно выводила "Спартак" в четвертьфинал: "В команде чувствуется эмоциональный подъем. Это связано и с важностью матча, и еще с тем обстоятельством, что сборная России, в которую входит группа игроков "Спартака", решила задачу выхода в финал чемпионата Европы. Главное теперь, чтобы игроки не перегорели".

Этого не случилось. Судьба матча была решена уже к перерыву - хозяева повели 3:0, а во втором тайме команды обменялись голами. Присутствовавший на игре Борис Игнатьев, в то время главный тренер молодежной сборной, отметил, что "норвежцы уступали "Спартаку" не только в тактике и технике, но даже в желании играть".

В МАТЧЕ ПРОТИВ "КАРЛСРУЭ"
СПАРТАКОВЦЫ РЕАБИЛИТИРОВАЛИСЬ ЗА "КОШИЦЕ"

Наконец, именно сумасшедший настрой помог "Спартаку" два года назад одолеть в ответном матче 1/8 финала Кубка УЕФА германский "Карлсруэ". На промерзшем поле динамовского стадиона спартаковцы творили чудеса, стараясь искупить вину перед болельщиками за невыход в Лигу чемпионов, и в конце концов дожали соперника в дополнительное время. Ширко, воспользовавшись несогласованностью защитников, забил решающий мяч. "Психологически было очень трудно подготовиться к этой игре, признался после матча Дмитрий Аленичев. - В последние дни мне часто звонили разные люди и просили во что бы то ни стало обыграть "Карлсруэ". Не буду говорить за всех, но лично я ощущал громадный груз ответственности".

А Романцев выразил восхищение болельщиками, "которые в такую погоду пришли на стадион. Сегодня, по-моему, все убедились, что интерес к футболу по-прежнему высок".

Так было и четыре года назад, когда на матч с "Русенборгом" пришло 42 тысячи, а скромная "Легия" в том же 95-м собрала еще большую аудиторию - 45 тысяч. В прошлом году 35 тысяч болельщиков, несмотря на восьмиградусный мороз, пришли в Лужники поддержать "Спартак" в игре со "Штурмом". Как-то будет сегодня?

Юрий БУТНЕВ