Газета Спорт-Экспресс от 12 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

12 сентября 1998

12 сентября 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

ЕВРОПЕЙСКАЯ СУПЕРЛИГА: СТОРОНЫ В ПОИСКАХ КОМПРОМИССОВ

Призрак футбольной Суперлиги бродит по Европе, приобретая все более конкретные очертания. После состоявшейся на прошлой неделе в Лондоне встречи с представителями 16 ведущих клубов разных стран инициатор коренных перемен в европейском футболе Родольфо Хехт выразил "возросшую уверенность" в том, что новый проект будет запущен уже в 2000 году.

КАЛЬКА С АМЕРИКАНСКИХ ОБРАЗЦОВ

Хехт, президент базирующегося в Милане концерна Media Partners, сразу же после лондонского совещания выпустил в свет пресс-релиз, в котором охарактеризовал его как "крайне позитивное и продуктивное". Суперлигу он назвал "калькой с профессионального спорта Северной Америки", заверив, что она на сто процентов будет принадлежать входящим в нее клубам - подобно нынешним футбольным лигам Англии, Шотландии и Голландии.

Между тем, несмотря на горячее стремление Media Partners как можно быстрее воплотить свои замыслы в жизнь, пока довольно туманно выглядят самые простые детали - формат соревнования, его структура, принципы отбора участников. Чуть ли не каждую неделю Хехт переходит от одной схемы к другой.

ЗАБЫЛ ПРО "СПАРТАК" И СБОРНЫЕ

На упомянутой встрече рассматривался такой проект: Суперлига формируется из 36 клубов, которые разбиваются на две категории по 18 - высшую и низшую. В высшую должны попасть клубы, добившиеся наибольших успехов в еврокубках за последнее десятилетие. Им гарантируется устойчивое пребывание в Суперлиге на протяжении трех лет. Согласно планам Media Partners, в разряд "неприкасаемых" должны попасть все 16 клубов, приславшие в Лондон своих делегатов: "Интер", "Ювентус" и "Милан" от Италии, "Ливерпуль", "Манчестер Юнайтед" и "Арсенал" от Англии, "Бавария" и дортмундская "Боруссия" от Германии, "Реал" и "Барселона" от Испании, "Олимпик" и "ПСЖ" от Франции, "Бенфика" от Португалии, "Аякс" от Голландии, "Панатинаикос" от Греции и "Галатасарай" от Турции.

У российских болельщиков сразу же возникает законный вопрос: а как же "Спартак"? Чем он хуже, к примеру, "Панатинаикоса" или "Галатасарая"? Наш сильнейший клуб в 90-е годы выходил в полуфинал всех трех евротурниров, в то время как успехи греков и турок куда скромнее.

Низшая категория из 18 команд должна быть сформирована из клубов, сильных не вообще, а в данный момент, то есть занявших первые места в своих национальных первенствах (видимо, речь идет о самых престижных согласно коэффициенту УЕФА).

Предполагается, что два дивизиона по 18 команд будут играть по двухкруговой системе. Игры должны проходить по вторникам, средам и четвергам - таким образом, по замыслу авторов проекта, не будет помех национальным чемпионатам, в которых туры проходят по уик-эндам. Заведомо неприемлемой предложенную схему делало то, что на протяжении 34 недель турнира не оставалось никаких "окон" для игр сборных.

МОГУТ ПОСТРАДАТЬ "МАЛЫЕ" СТРАНЫ

Осознав, что имел место перебор, Хехт и иже с ним несколько дней спустя предложили другой план: 36 клубов разбиваются не на два, а на три дивизиона по 12 команд с играми в один круг и последующей финальной пулькой. Такая система, предусматривающая проведение одной командой максимум 18 матчей, более реалистична, но и она наверняка не окончательна. Организаторы прежде склонялись к тому, чтобы придать Суперлиге постоянный и законченный вид, без обновления состава (это уж точно было калькой с НХЛ или НБА, но в Европе выглядело абсурдно и справедливо подвергалось критике). Теперь они уже допускают возможность переходов.

Завершить новую картину клубных соревнований континента, по замыслу Media Partners, должен так называемый ProCup, который придет на смену Кубку УЕФА и Кубку кубков. В нем будут состязаться по олимпийской системе 96 клубов, отобранные как исходя из текущих успехов, так и по суммарным заслугам последнего десятилетия. В число 96 должны попасть представители всех национальных федераций, которые в настоящее время числятся в УЕФА (их 51).

Но здесь возникает новый вопрос. Если сложить составы Суперлиги и ProCup, получится всего 132 команды - почти в полтора раза меньше нынешнего числа участников еврокубков. Сокращение произойдет за счет "малых" стран. Как они после этого должны воспринять подобные реформы? Идти на собственные сепаратные сделки?

СЧЕТ ИДЕТ НА МИЛЛИАРДЫ

Естественно, необходимость крутых преобразований должна быть подкреплена серьезными аргументами. Хехт за словом в карман не лезет: "Мы рассчитали, что прибыль от Суперлиги - главным образом за счет продажи телевизионных прав - составит 1,25 миллиарда фунтов стерлингов (около 2,05 миллиарда долларов) в каждом из первых шести сезонов. Суперлига отвечает интересам всех сторон - клубов, болельщиков, национальных лиг, УЕФА". Почему в список "облагодетельствованных" попадают национальные лиги и УЕФА? Наверное, потому, что Хехт собирается часть прибыли - 50 миллионов фунтов в год - выделять в фонд развития любительского и детско-юношеского футбола. УЕФА в новой системе координат он отводит всего лишь роль координатора и распределителя этих денег. Таким образом, распоряжаться всеми финансами Европейский союз уже не сможет. "Золотой дождь" будет проливаться мимо него. Точнее, заденет краешком.

АНГЛИЧАНЕ ВОЗДВИГАЮТ БАСТИОНЫ

Действительно ли идея Хехта так близка к осуществлению, как он это представляет? В ряде стран ее пока встречают настороженно, если не сказать больше. Жесткое предупреждение от своей федерации получил, к примеру, амстердамский "Аякс". "Клуб, который пожелает присоединиться к Суперлиге, должен сказать "до свидания" национальному чемпионату. Ему уже не будет места в нашей федерации", - так высказался президент "Витесса" Ян Вюллингс, которого поддерживают руководители голландского футбола.

Но самые крепкие бастионы на пути создания Суперлиги воздвигнуты в Англии. Неделю назад - в тот же день, когда "сепаратисты" проводили свой митинг, - Английская ассоциация выступила с постановлением: "Клубы, которые будут участвовать в несанкционированной Суперлиге, исключаются из всех внутренних соревнований. Дисквалификации подвергнутся также английские футболисты, которые выступят в ней под флагом зарубежных клубов". Ассоциация выразила надежду на то, что аналогичная реакция последует и в других странах".

Правда, пресс-атташе ФА Стив Дабл попросил при этом обратить внимание на эпитет "несанкционированный". "Не думаю, что к этим чрезвычайным мерам придется прибегнуть, поскольку клубам вполне по силам достичь компромисса с УЕФА, и Суперлига имеет шанс быть официально признанной", - сказал он, добавив: "Конечно, УЕФА не может предложить таких заманчивых перспектив, как некоторые внешние организации. Но лучше все-таки действовать в рамках более стабильной системы, проверенной десятилетиями, чем пускаться в рискованное предприятие, которое еще неизвестно чем обернется. Не сомневаюсь, что в ближайшие годы новая Лига будет создана, но пусть это сделают в рамках существующей структуры и в результате консультаций с национальными лигами".

КОНСЕНСУС ИЩУТ. НАЙДУТ ЛИ?

Видимо, почувствовав, что путь сепаратных переговоров ведет в тупик, инициаторы Суперлиги выразили готовность идти на компромиссы. Первый состоялся непосредственно вслед за демаршем Английской ассоциации там же, в Лондоне: Media Partners пригласил на разговор хозяев всех 20 клубов премьер-лиги. Главный итог встречи в следующем: "Ливерпуль", "Арсенал" и "Манчестер Юнайтед" - основные заинтересованные стороны - поступаются ведением своих индивидуальных переговоров ради единства национального футбола, и все дела, касающиеся Суперлиги, клубы премьер-лиги впредь будут решать только сообща.

"Можно констатировать наличие стойкого противодействия отрыву клубов от национальной почвы, но не вызывает сомнения и необходимость реформ в европейском футболе, - резюмировал исполнительный директор премьер-лиги Питер Ливер. - Представители клубов признали, что свой, домашний чемпионат - это их хлеб, и хотят сохранить существующую структуру".

Ливер пояснил, что если творцы Суперлиги хотят пригласить в компанию грандов три-четыре английских клуба, то сделать это они обязательно должны через премьер-лигу. Но от лица владельцев клубов он отверг намерение Media Partners предоставить половине участников Суперлиги гарантированные места в течение трех лет: "Нельзя ни в коем случае забывать про спортивный принцип: в европейскую элиту должны попадать не те, кто одерживал крупные победы в прошлом, а те, кто выступил сильнее в последнем национальном чемпионате". Что касается баснословных прибылей, которые сулит Хехт, то Ливер имеет на сей счет серьезные сомнения: "Когда представители клубов пытались детально разобраться, откуда именно будут браться миллиардные доходы, люди из Media Partners четких разъяснений на сей счет им так и не дали. Хехт говорит, что банк Моргана дал ему кредит в 30 миллионов долларов. Но из этого еще ничего не следует".

ЧТО СКАЖУТ ФИФА И УЕФА?

Президент ФИФА Зепп Блаттер к идее Media Partners относится враждебно. Когда Английская ассоциация обнародовала свое постановление, она тут же получила от Блаттера телеграмму, приветствующую ее "отповедь попыткам частных организаций внести раскол в существующую систему соревнований".

В УЕФА к проблеме подходят более гибко. Естественно, там предпочли бы, чтобы все осталось по-старому. Но, опасаясь потерять почву под ногами, чиновники Европейского Союза готовы обсуждать проект Суперлиги с ее инициаторами. Первое, ознакомительное заседание намечено на 6 октября в Цюрихе, второе, более предметное, - на 10 декабря. На нем уже предполагается принять какие-то решения - до сезона-2000/01 остается не так много времени. За три месяца генсеку УЕФА Герхарду Айгнеру и его помощникам предстоит проделать колоссальный объем работы. Прийти к формуле, которая хотя бы приблизительно устраивала всех, - задача не из легких.

Созданием Суперлиги уже заинтересовались и в Европейском Сообществе, точнее, в его антимонопольном комитете. Представитель этого органа Карел Ван Мьерт намерен в ближайшие дни переговорить как с Media Partners, так и с УЕФА, чтобы выяснить, не будут ли нарушены основополагающие экономические права, запрещающие заключение эксклюзивных долгосрочных контрактов и дискриминацию в любых ее формах.

Игорь ГОЛЬДЕС