Газета Спорт-Экспресс от 29 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

30 августа 1998

30 августа 1998 | Авто-мото

АВТО

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОНОЧНАЯ СЕРИЯ АСПАС. ШЕСТОЙ ЭТАП

Александр ЭКСЕРДЖЯН

И НОЧЬЮ ВО СНЕ, И ДНЕМ НА РАБОТЕ РИСУЮ "ФОРМУЛУ-1"

Сегодня и завтра на трассе "Воробьевы горы" возле здания МГУ пройдут квалификационные заезды и гонка 6-го этапа престижного и популярного соревнования сильнейших российских гонщиков-кольцевиков Национальной гоночной серии АСПАС. Среди главных действующих лиц спортсмены из российской команды "Астрада", выступающей в "Формуле-3", итальянец Фабио Бабини и грузин Давид Рамишвили. Накануне корреспонденты "СЭ" встретились с одним из конструкторов и владельцем "Астрады" Александром ЭКСЕРДЖЯНОМ.

Кто-нибудь задумывался, почему на российских дорогах такое засилье иномарок? Ответ, казалось бы, прост: потому что "Форд", "Хонда", "Ауди" и так далее, не говоря уж о "Мерседесах", "Ягуарах" и "Феррари", лучше, чем "Москвич", "Волга" или "Жигули"!

Бесспорно. Но - почему лучше?

Не спешите углубляться в технические подробности. Дело не только в мощности двигателя, разных электронных примочках и качестве резины, хотя и в этом тоже. Однажды мудрый человек по имени Энцо Феррари произнес фразу, ставшую афоризмом: "Гонки улучшают породу автомобилей".

Вот где собака зарыта! Если в Западной Европе автогоночные традиции насчитывают уже столетие, то в России до 4 сентября 1994 года профессионального автоспорта почти не существовало. Улучшать породу российских автомобилей было негде и некому.

Теперь ситуация изменилась: пять лет в Москве, возле здания МГУ на Воробьевых горах, проводятся настоящие профессиональные соревнования, организуемые фирмой АСПАС. В этом сезоне они называются Национальная гоночная серия. Уже третий год на старт выходят "формулы" российского производства из "Астрады". Если России когда-нибудь суждено иметь в "Формуле-1" свою команду, то ею будет детище Александра Эксерджяна. Потому что "Астрада", выступающая в "Формуле-3", - единственная из всех с самого первого дня своего создания идет тем путем, которым шли когда-то все нынешние асы "Формулы-1": создает, а не покупает.

-Ваша "Астрада" - единственная российская команда, которая идет по пути, теоретически ведущему напрямую в "Формулу-1": вы не покупаете шасси, а строите свои автомобили сами. Сложно было в наших условиях отважиться на такой почти самоубийственный эксперимент?

- С одной стороны, эксперимент действительно самоубийственный. Но, с другой... Покупая созданное кем-то другим шасси, ты автоматически принимаешь и чужие правила игры, лишаешь себя свободы: вмешательство в чужую конструкцию никогда не приводит ни к чему хорошему. Я всю жизнь прожил в России и всю жизнь создавал гоночную технику будь то кроссовые автомобили, багги, раллийные или кольцевые, - на которой много лет сам ездил, и мне было больно смотреть, во что превращалось "кольцо" после развала Союза. Ведь все гоночные трассы и все производители соответствующей техники остались за рубежом! Поэтому в 1992 году я и начал создавать свой гоночный автомобиль (первое российское гоночное шасси, поскольку до этого пилоты выступали на шасси эстонского производства - в нашей стране они не производились. - "СЭ".).

-Какую цель вы преследовали, начиная работу над проектом шасси "Астрада"?

- Мне хотелось, чтобы это был добротный, недорогой первый автомобиль для молодых российских спортсменов. Ведь картинг отделяет от, скажем, "Формулы-3" громадная пропасть, и если мы не заполним ее отечественной техникой, это место займет старая, отъезженная (то есть дешевая) зарубежная - всякие там "форды", "рено", "опели". Поэтому мы не отказываемся от идеи сделать надежное, качественное и недорогое российское шасси, которое было бы оснащено стандартным отечественным двигателем. Надеемся, что нас заметят наши моторостроители, например, "Авто-ВАЗ", которые вовремя поймут, что жизнь идет и останавливаться нельзя. Остановишься - и тебя вытеснят (сейчас "Астрады" ездят на двигателях "Фиат". - "СЭ"). Те же "Опель" или "Дэу".

-Пока мы видим в гонках только две "Астрады", на которых выступают пилоты вашей команды Фабио Бабини из Италии и Давид Рамишвили. А можно ли надеяться, что в следующем сезоне мы увидим не две, а, скажем, четыре машины?

- Это зависит не от меня, а от менеджеров уже существующих или создающихся команд. Им решать - покупать ли "Даллару" за 130 тысяч долларов и иметь громадные проблемы в обеспечении запчастями, которые "там" стоят в несколько раз дороже (для сравнения - "их" рычаг подвески стоит 300 - 500 долларов, наш - 80 - 100, к тому же не нужно тратить ни денег, ни времени на доставку), либо купить "Астраду", которая и стоит раза в два дешевле, и обслуживается быстрее и легче (и дешевле в три раза), да и по качеству ничем не уступает.

-Кстати, насчет качества - побеждают-то "Даллары".

- Это вопрос не качества, а финансирования. Будь у меня иной бюджет, я поставил бы на свои машины не прошлогодний "Фиат", а новый и гораздо более мощный "Рено-Спорт", который стоит и на лукойловских "Далларах". Но даже с таким гандикапом мои гонщики время от времени навязывают им настоящую борьбу. На двух выездных этапах в Питере и Фабио, и Давид поднялись на подиум, финишировав третьими. Да, выигрывает пока только "ЛУКОЙЛ", но это отнюдь не игра в одни ворота, как может показаться. Кстати, "Астрада" и в самом деле отличается от "Даллары" - тем, что при небольшой переделке, замене кое-каких комплектующих и двигателя наше шасси становится пригодно для "Формулы-1600". И оно уже сейчас лучше и быстрее, чем отживающие свой век "Эстонии".

-А есть ли интерес к шасси "Астрада" среди ваших коллег-менеджеров?

- Есть. Но многие по привычке считают, что все зарубежное лучше. Однако это в самом деле не так. "Астрада" как минимум не хуже той же "Даллары". Моложе, а значит, чуть менее надежна - это да. К примеру, на 3-м этапе НГСА в Москве Бабини мало в чем уступал лукойловцам на квалификации, а в гонке и, вовсе легко опередил Маслова и начал жестко прессинговать Педемонте, как вдруг на его "Астраде" внезапно развалился совершенно новый аккумулятор! Это - невезение. Но чаще случаются поломки иного характера, естественные для конструкции, еще не вошедшей в пору зрелости. И здесь мы снова вынуждены будем вернуться к вопросу финансирования. Для нормального функционирования команды "Формулы-3" требуется бюджет примерно в полмиллиона долларов, "Астрада" же имеет в лучшем случае пятую часть!

В начале сезона Эксерджян подписал с одной российской фирмой двухлетний спонсорский контракт, который гарантировал его команде нормальное существование. Под эти деньги были начаты новые разработки, укомплектован штат механиков и инженеров, заключены контракты с гонщиками, разработан план тестов на зарубежных автодромах. Все это рухнуло, потому что спонсор внезапно исчез, отказавшись от всех своих обязательств, и поставил Эксерджяна и его команду в совершенно безвыходное положение: времени на заключение новых соглашений уже не было. Сегодня "Астрада" существует фактически на деньги Эксерджяна.

Частично выручил новичок, грузин Давид Рамишвили, пришедший в команду вместо Александра Нестерова. Он привел с собой и финансового партнера, обувную фирму Filanto, чьи вложения покрывают хотя бы некоторую часть издержек.

-Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

Эксерджян не дал договорить, ответив коротко и быстро: "Мечтаю".

- Мы поняли друг друга с полуслова - вопрос действительно был о том, не мечтает ли первый в России создатель шасси "Формулы-3" о "Формуле-1".

- И ночью во сне, и днем на работе я только тем и занимаюсь, что рисую мою "Формулу-1". Уверен, что шасси мы построить сможем. Если не через год, то через два точно.

Сегодня у нас нет своей "Формулы-1". Если честно, она и не нужна - на данном этапе. Автоспорт - это пирамида, вершиной которой и являются гонки "Больших призов", а пирамиды не начинают строить с макушки. В России же пока потихоньку начали собирать лишь ее основание. Вот года через два, когда - дай-то Бог! - будет в нашей стране настоящий стационарный автодром, и гонки НГСА будут проводиться не только в Москве или Питере, а российские команды начнут выступать на отечественном шасси "Астрада", и у инженерной фирмы Эксерджяна появится настоящий серьезный спонсор, готовый вкладывать деньги в долговременный, сложный, престижный и очень перспективный проект и готовый ждать результата не день-два и даже не два года, вот тогда Эксерджян начнет рисовать свою "Формулу-1" всерьез.

Ольга ЛИНДЕ, Лина ХОЛИНА