Газета Спорт-Экспресс от 7 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

7 мая 1998

7 мая 1998 | Футбол

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

ИСТОРИЯ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА

ИСПАНИЯ - 1982

Впервые формат чемпионата мира был расширен с 16 до 24 команд. Как следствие, увеличился и временной отрезок, который потребовался для определения чемпиона - он составил 29 дней. Изменилась формула чемпионата: по два победителя групп выходили в четвертьфинальный этап, состоящий из четырех групп по три сборные. Затем следовали полуфиналы и финал. После 12-летнего перерыва место среди финалистов нашлось и сборной СССР. Правда, она подошла к турниру не в лучшем своем состоянии. Наша команда, к сожалению, прошла свой пик, который пришелся на предыдущий, 1981-й год.

ГРУППА 1

ИТАЛЬЯНЦЫ ПРИБЕГЛИ К ИСПЫТАННОЙ СТРАТЕГИИ

По тому, как сборная Италии начала выступления на чемпионате, очень трудно было предвидеть, что она завоюет в итоге золото. В трех играх группового турнира, завершившихся вничью, "Скуадра адзурра" не проявляла большой активности в середине поля, полузащитники неохотно шли на обострение, а форварды Росси и Грациани действовали разрозненно и недостаточно энергично. Команда не прочь была потянуть время для удержания ничейного счета. Впрочем, если вспомнить мундиаль-70, то там итальянцы действовали примерно по такой же схеме: экономили силы на первом этапе, выиграв группу с одним-единственным мячом, после чего неожиданно взорвались.

События в первой группе развивались очень любопытным образом. Первый тур вообще не принес голов. Матчи Италия - Польша и Перу - Камерун завершились нулевыми ничьими, хотя в последнем из них мяч побывал в сетке: Роже Милла забил красивый гол, но арбитр отменил его из-за придуманного офсайда. Это был первый акт вакханалии судейских ошибок, которая словно злой рок нависла над чемпионатом.

Во втором туре последовала еще одна нулевая ничья - так сыграли Польша и Камерун. Это был не матч, а сущая комедия. Голевые моменты обеими командами создавались с удивительной легкостью и сыпались как из рога изобилия, но завершались на редкость бездарно. При этом камерунцы вновь играли острее соперника. Достойным венцом этой комедии стал эпизод на последней минуте, когда два камерунца вышли на одного вратаря Млынарчика, который к тому же еще и упал. Но Милла (в отличие от мундиаля-90, где он показал себя героем, в Испании напоминал скорее клоуна: козлобородый, с лицом, от которого малолетний ребенок пришел бы в испуг и с которого не сходила ухмылка - ею он выражал недовольство) запутался в собственных ногах, пытаясь с двух метров пробить по воротам. Чуть раньше, за 5 минут до конца, Милла злобно бросил мяч в лицо польскому защитнику, за что получил желтую карточку.

Вничью завершился и другой матч второго тура - Италия - Перу. Но здесь уже имел место кое-какой прогресс: соперники расщедрились и вместо стандартного - 0:0 выдали - 1:1. Результатом некоторого преимущества итальянцев в первом тайме стал красивый мяч, забитый их лучшим игроком Бруно Конти - мяч влетел в сетку, ударившись о крестовину. Затем преимущество перешло к южноамериканцам, но их обидел судья из ФРГ Эшвайлер: не дал пенальти за явный снос Облитаса. Это ему дорого обошлось: в одном из эпизодов кто-то из перуанцев словно бы невзначай слегка зацепил рефери, и этого оказалось достаточно, чтобы высокий и тощий, с маленькой бритой головкой - прямо Киса Воробьянинов в исполнении Сергея Филиппова - он навзничь рухнул на землю, едва не выронив на газон искусственную челюсть. За 5 минут до конца перуанцы все-таки добились своего: безошибочно игравший Дзофф оказался бессилен - правда, перед тем как попасть в его сетку, мяч срикошетировал от ноги защитника.

ГОЛЕВОЙ ДОЖДЬ ПОСЛЕ ЗАСУХИ

В третьем туре Италия и Камерун вновь сыграли вничью - 1:1, и так бы двух победителей и пришлось выявлять с помощью "фотофиниша", если бы в игре поляков и перуанцев не пролился долгожданный дождь мячей после затянувшейся засухи. Точнее, в его втором тайме, поскольку первый опять-таки принес нулевую ничью, хотя в нем были и правильно забитые голы, не засчитанные арбитром из Мексики, и неоднократные попадания в штанги и перекладины. Для перуанцев повторилась история четырехлетней давности, когда они по ходу турнира выглядели все более слабо физически. Любопытно, что состоялась новая встреча старых соперников - польского лидера Лято (теперь он играл уже не в атаке, как на двух предыдущих чемпионатах, а в полузащите) и перуанского вратаря Кироги. Как и четыре года назад в Аргентине, Кирога где-то в районе центральной линии попытался прервать рывок Лято. Но тот учел негативный опыт и не стал на сей раз обводить авантюрного голкипера (который в аналогичной ситуации в 1978 году свалил поляка на землю и удостоился за это всего лишь желтой карточки), а обводящим ударом отправил мяч мимо него в сетку. Сборная Польши победила - 5:1 и заняла первое место. Второе досталось итальянцам, которые установили очередное оригинальное достижение - вышли из группы, не одержав ни одной победы. Камеруну же было обидно покидать мундиаль, не потерпев ни одного поражения, - только потому, что он забил на один гол меньше "Скуадры адзурры".

ГРУППА 2

ВОЗМУТИТЕЛИ СПОКОЙСТВИЯ ИЗ АФРИКИ

Турнир во второй группе начался с сенсации: алжирцы победили сборную ФРГ - 2:1. Сразу вспомнилось, что западным немцам и раньше туго давались матчи с африканскими сборными: у марокканцев в 1970 году они еле вырвали победу (2:1), по ходу проигрывая, с Тунисом в 1978-м сыграли вничью - 0:0.

Самое интересное заключалось в том, что победа Алжира не стала следствием случайностей, а соответствовала событиям на поле. Алжирцы показали игру, не уступающую по всем параметрам той, что демонстрировали лучшие команды мирового футбола. На 55-й минуте Маджер добил в сетку мяч, парированный Шумахером, - 1:0. На 68-й баварская пара Брайтнер - Румменигге забила свой типичный гол: первый прошел по флангу, прострелил на пятачок, откуда его партнер, в шпагате опередив защитника, протолкнул мяч за линию - 1:1. Но тут же похожую комбинацию провели алжирцы Ассад и Беллуми, подведя итог этому историческому матчу, - 2:1.

НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ МИРА - ЗА 1:0

После этой громкой победы и, главное, великолепной игры Алжир спутал все карты: многие стали склоняться к тому, что одному из фаворитов группы - ФРГ или Австрии - придется потесниться, пропустив вперед себя неожиданно заявившую о себе "темную лошадку". Но во втором туре против австрийцев представители Африки почему-то не смогли повторить то, что показали до этого: может быть, испугались собственной смелости, может, по какой-либо другой причине. Алжирцы сразу же повели себя боязливо, отдали середину поля, выжидая ошибки соперника, а пропустив гол, психологически сломались и в результате проиграли - 0:2.

И все же Алжир мог реально потеснить кого-то из европейцев. Для этого ему надо было победить чилийцев - явных аутсайдеров группы - с крупным счетом. И возмутитель спокойствия действительно был очень близок к этому: счет - 3:0 установился уже к 34-й минуте. И тут вновь с ним произошло нечто необъяснимое: алжирцы позволили сопернику отыграть два мяча и свести разрыв к минимуму - 3:2.

Этот матч был сыгран за день до последнего поединка в группе - ФРГ - Австрия. Расстановка сил была такая: Алжир - 4 очка и разница ноль, Австрия - 4 очка и плюс 3, ФРГ - 2 и плюс 2. Это значит, что существовал вариант, устраивающий обе европейские команды, - победа сборной ФРГ с разницей в один или два мяча. Об этом все знали, но мысль о возможности сговора всем показалась дикой: как-никак чемпионат мира смотрит каждый второй житель планеты, и пойти на этот шаг заведомо значило покрыть себя несмываемым позором. '.

Увы, такая перспектива друзей-соперников не смутила. Возможно, здесь не было взяток как таковых и сговор был негласным: игроки обеих сборных хорошо знали друг друга и разыграли спектакль спонтанным образом. Немцы, как легко прогнозировалось, сразу обрушили на ворота соперника шквал атак, который довольно быстро увенчался успехом - на 11-й минуте отличился Хрубеш. "Для приличия" немцы продолжали свой натиск минуты до 20-й, но затем ситуация на поле резко изменилась. Звезды с громкими именами и солидным авторитетом не брезговали катать мяч лениво поперек поля, изредка совершая короткие пробежки. Наиболее нагло саботирующие принципы фэйр плей Румменигге и Хрубеш были заменены. Один Литтбарски кое-когда оживлял игру, пытаясь в одиночку переиграть всю австрийскую оборону. Все это происходило на глазах у шокированных зрителей, которые, скоро сообразив, что их откровенно дурят, час с лишним непрерывно освистывали игроков. Среди многочисленных откликов на этот отвратительный спектакль выделялась ироничная фраза Мишеля Идальго. Тренер французов предложил вручить сборным ФРГ и Австрии... Нобелевскую премию мира.

ГРУППА 3

САЛЬВАДОР ПРИЕХАЛ НА МУНДИАЛЬ РАДИ ОДНОГО ГОЛА

Матч Бельгия - Аргентина открывал чемпионат. Отсутствие забитых голов в подобных играх являлось давней традицией - до этого на четырех мундиалях подряд матчи открытия неизменно приносили нулевую ничью. На протяжении полутора таймов казалось, что своеобразное "проклятие" не будет нарушено и на этот раз. Голевых моментов почти не возникало. Бельгийцы, которые славились своей "офсайдной ловушкой", от нее уже отказались, а вот аргентинцы, которые, напротив, взяли ее на вооружение, попались в нее сами: на 64-й минуте Ван ден Берг выскочил один на один с Фильолом, обработал мяч и послал его точно в нижний угол. И хотя в дальнейшем чемпионы мира оживились (Марадона, дебютировавший на чемпионате мира, попал со штрафного в перекладину), счет 1:0 продержался до финиша.

Небывалую результативность в матче с Сальвадором показали венгры - 10:1. Это был первый и пока единственный двузначный счет в истории чемпионатов мира. А форвард Киш установил персональный рекорд - сделал хет-трик за 8 минут. Венгры скорее забавлялись над неумелым соперником, чем играли. Голы забивались на любой вкус. Естественно, когда цена гола девальвировалась в такой степени, особой радости с каждым новым успехом они не испытывали. Среди сальвадорцев же их единственный точный удар был встречен таким бурным проявлением эмоций, как будто они выиграли чемпионат мира. Позже выяснилась причина этой эйфории: оказывается, перед игроками в Испании была поставлена самая что ни на есть скромная цель - забить хотя бы гол. Это может показаться комичным, но тоже вполне объяснимо: в своем единственном до 1982 года мундиале (мексиканском 1970 года) сальвадорцы проиграли все три матча, так и не испытав радости забитого гола. И вот на решение этой грандиозной задачи были отряжены такие силы, что количество пропущенных мячей не имело никакого значения - десять - так десять, двадцать - так двадцать.

Выполнив цель приезда в первый же день, в двух своих последующих играх сальвадорцы заперлись в обороне и проиграли их с приличным счетом - от Аргентины пропустили два сухих мяча, от Бельгии и вовсе лишь один. Венгры же благодаря чудачеству аутсайдера получили гарантированный выигрыш в разнице мячей, который помог бы им, если бы победителей потребовалось определять по ней. Но завидная разница так и оказалась бесполезной: по очкам сборную Венгрии обошли и Бельгия, и Аргентина. Чемпионы мира на венграх просто "оторвались", едва не поступив с ними так же, как те поступили с Сальвадором. К 60-й минуте счет был 4:0 в их пользу (бесподобен был Марадона, которому венгерская защита позволяла вытворять на поле все что хочется). Затем аргентинцы расслабились и позволили сопернику забить гол престижа.

АРДИЛЕС - НОМЕР ПЕРВЫЙ

Сборная Аргентины очень мало изменилась по сравнению с чемпионатом мира 1978 года. Не было только двух основных игроков - Луке и Ортиса. Пополнили ряды ветеранов еще совсем молодые, но уже успевшие обрести широкую популярность Диего Марадона и Рамон Диас (это был последний турнир, где они выступали вместе: затем между ними "пробежала кошка", и Диаса по настоянию Марадоны из сборной убрали навсегда). Казалось бы, по составу команда стала сильнее, но игра этого не подтверждала - она стала более статичной и индивидуальной. Не хватало как раз неистовости Луке и Кемпеса образца 1978 года. От лучшего бомбардира аргентинского мундиаля осталась одна бледная тень. Лишь расчетливый Ардилес и разносторонний Пассарелла играли на чемпионском уровне (Ардилес выделялся своим первым номером на спине - в ряде южноамериканских стран, в том числе в.Аргентине, было принято раздавать номера строго по алфавиту, невзирая на амплуа).

Сборная Аргентины напоминала свою предшественницу только в первые 15 минут матча открытия о Бельгией и в игре с Венгрией. Этого было явно мало, чтобы претендовать на что-то серьезное. Команде Менотти не хватало той работоспособности, которую она, подстегиваемая горячей поддержкой своих болельщиков, показывала в 1978 году. Сказалось и то, что аргентинцы провели за истекшее четырехлетие слишком мало встреч с серьезными соперниками, особенно европейскими, и "отстали от жизни".

ГОЛ ОТМЕНЕН ПО ВЫСОЧАЙШЕМУ УКАЗУ

В первом матче четвертой группы Англия - Франция состоялось событие, которое также причислили к рекордам чемпионатов мира. Англичане вскоре после начала игры добились права вбросить аут, защита французов оставила Брайана Робсона одного перед воротами Эттори, и тот расправился с вратарем. Шла 27-я секунда, и гол объявили самым быстрым в истории турниров. Но в действительности это не так. Самый быстрый мяч (на 15-й секунде) забил еще в 1962 году чех Машек.

Матч получился красивым. Англичане имели заметное преимущество, мощно атаковали. На 25-й минуте французы отыгрались (Солер вышел один на один с Шилтоном), но затем их соперники окончательно ушли вперед благодаря новому успеху Робсона (головой с прострела Фрэнсиса) и эффектной комбинации, в ходе которой ошибся Мариус Трезор и Пол Маринер остался без опеки. 3:1 - и счет мог даже быть крупнее: Маринер и Фрэнсис не использовали еще несколько моментов.

"Трехцветные" оставили обманчивое впечатление по своей первой игре. Все последующие матчи они провели заметно сильнее. Их не смутили даже вопиющие по своей абсурдности действия нашего арбитра Мирослава Ступара в матче с Кувейтом. Судьи ошибались в Испании очень часто, но Ступар побил все рекорды по этой части. Идальго выставил на эту игру пятерых (!) нападающих, не считая Платини, демонстрируя тем самым полное бесстрашие перед соперником. И если бы его команде противоборствовали только кувейтские игроки, счет был бы близким к двузначному. Но у нее нашлись и другие "соперники".

Этот матч транслировался по нашему телевидению, и когда Ступар добавил к 90 минутам еще семь (в то время судьи обычно если и добавляли, то совсем немного), многие зрители были немало удивлены: никакой причины, казалось бы, не было. Позже выяснилось, что редакторы стыдливо вырезали эпизод, порочащий честь советской школы судей. На 75-й минуте, при счете 3:1, французы разыграли эффектную комбинацию, которая завершилась голом Жиресса. И тут произошло то, что никак невозможно было предвидеть: на поле появился кувейтский шейх со своей свитой, потребовав отменить гол. Мотив был сумасбродный: игроки якобы услышали свисток с трибун и приняли его за судейский. Ступар дрогнул перед высокой особой и отменил гол Жиресса, а вслед за тем и еще два правильных гола французов, когда игра возобновилась.

ГРУППА 5

БЕЗ ПОМОЩИ СУДЕЙ ИСПАНЦЫ БЫ НЕ ОБОШЛИСЬ

Испанцы едва не опростоволосились: лишь благодаря разнице мячей (3-3 против 2-2) они опередили в таблице югославов и, заняв второе место, протиснулись во второй этап. Да и этого вполне могло не произойти, если бы хозяев мундиаля так откровенно не тянули за уши арбитры. Первый матч Испании - с Гондурасом грозил вылиться в сенсацию: испанцы пропустили гол на 7-й минуте и вели атаки так бездарно, что никогда бы не отыгрались, не назначь судья несуществующий пенальти. Лопес Уфарте вытащил ничью - 1:1.

Следующим их соперником были югославы. Надо сказать, что матч получился очень зрелищным, и испанцы выглядели опаснее обычного. На 11-й минуте Гудель реализовал подачу углового - 1:0 в пользу Югославии. Через три минуты перед самой линией югославской штрафной сбили Сатрустеги. Судья только этого и ждал - тут же показал на отметку. Пробил Лопес Уфарте - промах Арбитр и тут проявил находчивость: показал, что вратарь Пантелич раньше времени сдвинулся с места. К мячу подошел Хуанито - гол. 1:1. Далее команды обменялись попаданиями в каркас ворот: Петрович попадает в перекладину, Лопес Уфарте со штрафного - в крестовину, Златко Вуйович - в штангу. В середине второго тайма у испанцев появились два свежих игрока - Кини и Саура. Прошло две минуты, у ворот югославов был назначен угловой. Кини не успел к подаче, зато Саура в шпагате настиг мяч, и тот рикошетом от защитника влетел в сетку - 2:1. С грехом пополам, но Испания порадовала своих болельщиков победой.

Казалось, что выход в следующий этап у нее в кармане, но в заключительном матче с Северной Ирландией ее поджидал еще один конфуз. В начале второго тайма Армстронг открыл счет, после чего арбитр - этот 12-й испанский игрок - нашел смехотворный повод, чтобы удалить североирландца Донахи. Его партнеры тут же соорудили неприступную оборону и не позволили испанцам отыграться. Поражения 0:1 едва-едва хватило им, чтобы занять второе место. Им еще повезло, что югославы проводили свой последний матч на день раньше (вот оно, несовершенство регламента) и ограничились только одним мячом в ворота Гондураса. Ни в каком другом чемпионате мира хозяева не преодолевали первый этап с таким скрипом как в 1982 году.

ГРУППА 6

ЛАМО КАСТИЛЬО ПОСОВЕТОВАЛИ ПРОВЕРИТЬ ЗРЕНИЕ

Поразив футбольную Европу еще во время турне 1981 года, когда были повергнуты на чужом поле три сильнейшие команды, сборная Бразилии предъявила на испанском мундиале еще более сильный состав и совершенную игру - артистичную, как бы воздушную, с непредсказуемыми ходами всех без исключения полевых игроков. За постоянными и весьма неожиданными перемещениями бразильцев скрывалась их незаурядная атлетическая подготовка. Но во главу угла было поставлено искусство индивидуальной и командной игры. Весь мир сочувствовал бразильцам, когда они не получили того результата, которого, безусловно, заслуживали. Тренер Теле Сантана вернул сборную к естественному для бразильцев образу мышления и действий. Вся команда была готова к атаке, но слишком буквальное понимание этого права каждым игроком приводило к потерям. Крайние защитники Леандро и Жуниор уделяли наступательным маневрам и их подготовке не меньше внимания и времени, чем Фалькао, Зико, Сократес, Тониньо Серезо, Эдер.

Сборная СССР, которой выпало первой испытать на себе силу бразильцев, смотрелась на ее фоне весьма достойно. Пресса даже признала матч этих команд лучшим на первом этапе. Нашим игрокам, конечно, повезло, когда на 34-й минуте вратарь Валдир Перес неожиданно выпустил мяч после дальнего удара Баля за линию своих ворот. Но в трех других эпизодах они стали жертвой судейской, мягко говоря, слепоты. На 17-й минуте испанец Ламо Кастильо предпочел не заметить, как Шенгелию явно держал руками в штрафной площади защитник. На 80-й осталась без его внимания игра рукой Луизиньо, также заслуживавшая пенальти. Наконец, на 85-й Шенгелия забил мяч, но Кастильо показал офсайд, которого в действительности не было. Бразильцы вырвали победу благодаря красивым ударам Сократеса и Эдера в последние четверть часа, но за нее они в не меньшей степени должны благодарить и Ламо Кастильо, которого испанская пресса заклеймила, призвав ФИФА на его примере обратить внимание на зрение судей, обслуживавших чемпионат, - может быть, кое-кто из них чересчур близорук.