Газета Спорт-Экспресс от 7 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

8 марта 1998

8 марта 1998 | Футбол - Зарубежные

ФУТБОЛ

КУБОК КУБКОВ-97/98. 1/4 финала. Первые матчи

"ТЕМНАЯ ЛОШАДКА" ИЗ МОСКВЫ ПРЕПОДНОСИТ УРОК ЗАНОСЧИВЫЙ ГРЕКАМ

Михаил ПУКШАНСКИЙ

из Афин

800 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ ВМЕСТО ПОЛУФИНАЛА?

27-тысячный "Никое Гумас" негодовал. Впервые за последние 50 дней люди в черно-желтых футболках, колпаках и шарфах переполнили стадион АЕКа, а тот в очередной раз подвел - не сумел обыграть мало кому известную здесь московскую команду. Журналисты тут же вспомнили, что и год назад АЕКу не удалась европейская весна. Тогда он по всем статьям уступил в том же турнире французскому "ПСЖ" - 0:3, да еще на своем поле. Но то был величайший европейский клуб, а нынче афинян посрамила "темная лошадка".

Интересно, что еще за три дня до игры билетов в кассах была тьма-тьмущая, и лишь затем они стали разлетаться сотня за сотней. Катализатором выступила уверенная победа баскетболистов АЕКа над "Кроацией". "А мы психологию наших людей знаем, - не без гордости говорил мне перед матчем пресс-секретарь клуба господин Кацакос. - Едва наши баскетболисты разгромили "Кроацию", как у дверей дворца спорта распахнулся кассовый павильон. За какие-то полчаса, да еще и в позднее время, разошлись две тысячи контрамарок. И пошло-поехало".

Билеты, кстати, были не так дороги: в среднем по пять тысяч драхм, что-то около двадцати долларов. Самые дорогие стоили "полтинник". "Вот если бы "Челси" или "Штутгарт" подъехали, - со вздохом продолжал пресс-секретарь, - можно было бы неплохо подзаработать. А "Локомотив" для наших болельщиков все равно что пустой звук. Хотя здесь у АЕКа побольше шансов выйти в полуфинал, но общий доход от игры не столь велик - чуть больше восьмисот тысяч долларов".

РУМЫНСКИЙ ТРЕНЕР АЕКа ПЕРЕШЕЛ НА РУССКУЮ БРАНЬ

Впрочем, после финального свистка голландца Йола грекам было не до денег. "Спортивный союз Константинополя"(такова расшифровка аббревиатуры "АЕК") переживал шок, и не самый легкий. "Всем казалось, что кризис, во время которого команда недосчиталась девяти очков, миновал. И ждали, что АЕК забьет хотя бы столько же, сколько забил в 1/8 финале австрийскому "Штурму". Словом, рассчитывали минимум на 2:0", - рассказывали мне журналисты, пока тренеры обеих команд добирались до зала для пресс-конференций. Один из них, румын Думитриу задержался возле судейской. В выражениях, где доминировала ненормативная лексика (попросту говоря, русский мат), тренер АЕКа объяснял голландцу, что тот не прав, что в Афинах так не судят и что теперь того ждут всякого рода неприятности. Удивительно, но перед журналистами появился совсем другой Думитриу, спокойный и в высшей степени обходительный.

- Когда не побеждаешь в такой игре, чувствуешь себя чертовски скверно, - посетовал Думитру ДУМИТРИУ. - Выиграть были обязаны, три голевых момента у ворот "Локомотива" считаю стопроцентными. К сожалению, у меня не было возможности усилить игру заменами - за нас и так не играли пять футболистов основного состава. Мы не заявили Дониса, потому что в полном порядке был Батиста. Когда же он получил травму, я ощутил себя полным идиотом: Донис помог бы нам сегодня, без всяких сомнений. Впрочем, мы еще ничего не потеряли - впереди второй раунд. Да, "Локомотив" решил в Афинах локальную задачу, но вряд ли может быть доволен собой - он ведь не создал ни единой угрозы.

-Кто заменит тех защитников, которых из-за красных карточек вы потеряли сегодня?

- К нам, слава Богу, присоединяются отбывшие дисквалификацию Костеноглу и Калидзакис. И потом мы не будем такими загнанными, какими были сейчас после встречи с "Панатинаикосом". У команды теперь будет время на полноценный отдых. Есть и еще один плюс: теперь мы уже знаем "Локомотив", более того, мне известно, что в ответном матче за москвичей не будут играть третий и девятый номера (Дроздов и Смирнов. - М.П.).

-Не показалось ли вам, что соперники действовали слишком грубо?

- Отнюдь. Игра была корректной, и Семину моя благодарность за это.

-"Локомотив" подтвердил ваше представление об этой команде?

- Нет, он играл совсем иначе, чем в предыдущем раунде в Турции и чем на сборах в Израиле.

-Почему пара форвардов сыграла сегодня не больше, чем на 50 процентов своих возможностей?

- Маладениса выбили из колеи не использованные в дебюте моменты, а Николаидис еще не нашел себя после длительного лечения, связанного с травмой спины. Не забывайте: это был только третий его матч.

-Главное достижение АЕКа в сегодняшнем матче?

- Мы не дали сыграть сопернику впереди, лишив его шанса на контратаки. Мои игроки успевали перестраиваться, и едва соперник овладевал мячом, как четверо наших тут же перекрывали все зоны.

-Вы ведь уже бывали как-то в Москве?

- Да, вместе со "Стяуа" в середине 80-х.

-И какие остались воспоминания?

- Жуткий мороз, лед, снег и наша безоговорочная победа над "Спартаком".

ПО МНЕНИЮ СЕМИНА, ШАНСЫ ВСЕ ЕЩЕ РАВНЫ

- Мы довольны результатом, - с улыбкой произнес Юрий СЕМИН. - Тем более что для нас это была первая официальная игра. Несколько раз "Локомотиву" повезло, особенно в первом тайме. Заменами я пытался влить свежую кровь и считаю, что выход Джанашия и Маминова во втором тайме помог решить эту задачу. Если говорить о шансах команд, то они, на мой взгляд, остались прежними: 50 на 50.

-Кто из получивших карточки футболистов не будет играть в следующем матче?

- Мы потеряли лучшего игрока сегодняшнего матча Дроздова, а кроме него еще и Смирнова.

-Вы играли сегодня так осторожно, потому что опасались соперника?

- До этого я видел его встречу с "Олимпиакосом", и АЕК мне тогда очень понравился. Представление о греческом клубе сложилось такое, что волновался и я, и, естественно, футболисты. Неудивительно, что повышенное внимание было уделено обороне. Но ответная игра будет совершенно иной.

-Можно ли говорить о том, что в лице Нигматуллина вы нашли замену Овчинникову?

- Нигматуллин действительно сыграл, ударно - и на линии, и особенно на выходах. Но это только один матч, а Овчинников отличался стабильностью на протяжении пяти лет.

-Как, на ваш взгляд, сложится ответный матч?

- Не менее напряженно и бескомпромиссно.

-Что думаете делать с Николаидисом?

- Закрыть так же плотно, как это сделал сегодня Арифуллин.

-Не боялись использовать сегодня столь рискованную тактику?

- Если б мы растянулись по всей территории, было бы еще опаснее. Плотность же создали для того, чтобы как-то локализовать отбор мяча. Встречный заслон должен был принести свои плоды и при организации атакующих действий. Это, однако, не удалось. Сначала мы еще пытались прессинговать, однако и с этим ничего не вышло.

-Ко всему прочему, вы отказались от крайних полузащитников.

- Эти зоны мы хотим заполнять другими игроками, и в отдельных матчах задуманное удавалось.

-Знай вы заранее, что все так сложится, назвали бы другой состав?

- Безусловно. Какие-то перемены были бы непременно.

-Например?

- Сейчас говорить об этом бессмысленно, но скоро придет время Харлачева, добавится кто-то еще. Сегодня же я выставил тот вариант состава, который удачно действовал во втором тайме матча против киевского "Динамо". За исключением болевшего тогда Соломатина. Но с киевлянами команда играла значительно сильнее.

-Не подумываете о том, чтобы выиграть Кубок кубков?

- Сейчас самое главное пройти АЕК. За время, оставшееся до второго поединка, многим необходимо прибавить.

-Этого времени достаточно?

- Для того, чтобы переосмыслить происходящее, вполне.

-Как собираетесь готовиться к повторной игре с АЕКом и к матчу Кубка России против "Торпедо"?

- 9 марта летим в Хосту, где обязательно с кем-нибудь сыграем .

НИГМАТУЛЛИН ЖДАЛ ПОЗДРАВЛЕНИЙ ОТ ШИРКО

Покинув пресс-холл, я направился туда, где полный состав "Локомотива" поджидал затерявшийся неизвестно где автобус. Первым встретил доктора команды Александра ЯРДОШВИЛИ:

- Когда Добош жестоко атаковал Маминова, на мгновение стало не по себе. Острая боль была в области коленного сустава. Но увидев поверхностную гематому, понял, что травма не настолько серьезна. Если бы удар пришелся на три-четыре сантиметра выше, быть беде. Теперь же есть надежда, что полученный ушиб будет вылечен за три-четыре дня.

-Шли разговоры, будто участие Соломатина в этой игре практически исключено.

- Действительно, такое опасение было. Но потом мы пришли к выводу, что у Андрея больше поврежден нерв, нежели мышца, и поэтому удалось поставить человека на ноги. В своем диагнозе мы не ошиблись - у Соломатина не было сегодня никаких проблем с мышцами.

-Кто, кроме Маминова, будет теперь вашим пациентом?

- Никого. Все обошлось. Игра была жесткой, но в пределах правил.

Сам Владимир МАМИНОВ садился в автобус, прихрамывая, а одна из его штанин была завернута выше колена.

- Не самое приятное испытал ощущение. Сначала от страха даже боялся посмотреть в сторону колена - закрыл лицо руками. Но потом понял, что отделался испугом. Пусть даже не очень легким, Руслан НИГМАТУЛЛИН сидел в салоне отдельно от остальных. Плейер был включен, и голкипер, отключившись от всего происходящего вокруг, слушал музыку. Концерт для одного слушателя прервал звонок на мобильный телефон.

- Женя Варламов звонил, поздравлял. Сейчас жду звонка от Ширко - как-никак друзья.

-Ощущаете себя героем?

- Вовсе нет. Приятно, что неплохо сыграл, да и вообще рад был поучаствовать в таком интересном и напряженном матче. Как же давно не играл...

-И как давно?

- Если говорить о международных встречах, то последней была игра в Гамбурге. Не самой удачной она получилась. Тем интереснее было проверить себя на таком уровне еще раз.

-Готовы к тому, что в ваш адрес будут говорить сейчас много лестных слов?

- Постараюсь пропускать хвалы мимо ушей. Последний год многому меня научил.

-Какой из ударов был сегодня самым тяжелым?

- Тот, наверное, когда поскользнулся Арифуллин, а Николаидис без помех бил в упор.

-А что подумали в тот момент, когда мяч рикошетом от ваших рук ударился о перекладину?

- Если честно, показалось, что он улетит выше.

-Удавалось в этом шуме давать защитникам хоть какие-то советы?

- Подсказывал, да, но скорее для себя, для уверенности. Вряд ли они меня слышали.

-До игры, наверное, изучали манеру соперников?

- Смотрел больше за тем, как АЕК разыгрывает штрафные и угловые. Это было особенно важно, поскольку в межсезонье "Локомотив" то и дело пропускал со стандартов.

-В "Локомотиве" вратари стоят до ошибки?

- Всей этой кухни еще не знаю, но, возможно, так оно и есть. Разве что Овчинников пользовался здесь абсолютным авторитетом.

-Теперь греки вполне могут заинтересоваться вами?

- Не горю желанием менять обстановку. Только что пришел в "Локомотив", и все меня здесь устраивает.

Олег ГАРАС:

- Безусловно, сказался огромный перерыв в игре на таком уровне. Тяжело было, очень тяжело.

-Вас заменили, потому что стало совсем тяжко?

- Нет, физически я еще не исчерпал себя.

-Чем объясните такую беззубость "Локомотива" в атаке?

- Обстановка нас, конечно, задавила. Надеюсь, в Москве игра будет совсем другой.

-Но прежде, даже в Мюнхене или Лиссабоне, "Локомотив" выглядел более убедительно.

- У них в разгаре сезон, у нас - межсезонье. О чем тут говорить?

Алексей АРИФУЛЛИН:

- Соперник пытался затолкнуть нас назад, ближе к воротам Нигматуллина. АЕКу не нравилась предложенная нами схема, когда защитники постоянно выжимали его, игроков на чужую половину.

-С Николаидисом не сразу удалось справиться?

- Он быстр, и потребовалось некоторое время, чтобы разобраться. Тем более что создаваемая нами плотность несколько играла ему на руку. Это был риск, но он себя оправдал. Сейчас так играют ведущие команды мира.

-Очень важно при этом, чтобы команда работала словно часовой механизм.

- Безусловно, взаимодействие необходимо. И хорошо еще, если игру читает вратарь - при таком раскладе ему время от времени придется исполнять роль либеро.

-Однажды вы все-таки позволили Николаидису ударить с убойной дистанции.

- Не поскользнись я, мяч бы до него не дошел. Но, как назло, подвернулась кочка.

-Когда греков осталось на одного меньше, не было желания пойти вперед и забить?

- Такое желание - самое страшное. В дефиците времени могли наделать массу ошибок. Будь его больше, возможно, успели бы перераспределить обязанности, занять зоны. Но что можно сделать за 15 минут? Только все испортить.

-Бывало ли в вашей богатой практике такое, чтобы у хозяев удаляли двух игроков?

- Хочу сказать, что судейство в последнее время стало совсем иным. Дома, не дома - везде господствует принцип "фэйр плей". Мы, кстати, предполагали, что игра будет более суровой: ведь в чемпионате, греки ох как уродуются. Готовились к этому, надо полагать, и голландские судьи. Главному арбитру предстоит работать на чемпионате мира во Франции, так что надобности любезничать с хозяевами он не испытывал.

Андрей СОЛОМАТИН:

- Болезнь уже позади. И сегодня я играл, нисколько не думая о ноге, которая еще недавно меня беспокоила.

-В первом тайме вы столкнулись с соперником и захромали. Не думали попросить замену?

- Нет, ничего страшного в том эпизоде не случилось.

-Вышло так, что "Локомотив" играл без крайних хавбеков. Даже вы чаще оказывались в центре, нежели справа.

- Края были отданы на откуп фланговым защитникам. Хавы при нашей схеме должны перемещаться по ситуации.

-Не ваша ли, полузащитников, вина в том, что воротам АЕКа ничто не угрожало?

- Конечно, наша, но была задача не пропустить, и мы ее выполнили.

-Не многовато ли было во втором тайме ненужных нарушений?

- Все хотели побыстрее отнять мяч, иногда теряя при этом контроль над собой.

СЛОЖНЫЙ МАРШРУТ ИГНАТЬЕВА

Главный тренер сборной совершил за три дня уникальный вояж побывав на матчах "Аякс" - "Спартак" и АЕК - "Локомотив".

- Думаю! что не напрасно решился на такое путешествие, - поделился соображениями Борис ИГНАТЬЕВ. - Посмотрел тех людей, которые у нас на слуху. И могу сказать, что сегодня мне очень понравился Арифуллин. В обороне он был одним из лучших, да и вообще задняя линия выглядела прилично. Все четыре защитника поняли и верно интерпретировали новую задумку Семина. Фактически москвичи не дали сопернику проявить свое игровое умение. И очень хорошо сыграл Нигматуллин.

-Почему, на ваш взгляд, не получилась игра в атаке?

- Не хватило специальной подготовки, времени - в принципе это нормальное явление. АЕК был быстрее в силу того, что имел преимущество по части игровой практики. Так что могу поздравить "Локомотив" с добытым очком.

-Как вы добирались в Афины из Амстердама?

- Самолетом, вместе с судейской бригадой.

-Поговорили?

- Один из линейных арбитров узнал меня, и мы нашли для беседы общие темы.

-Случались в вашей практике такие двойные выезды?

- За столь короткое время - нет.

ГРЕКИ СЧИТАЮТ, ЧТО В МОСКВЕ БУДЕТ ВОЙНА

А вот несколько коротких высказываний греческих футболистов.

Николаидис: "Сегодня я играл просто ужасно, хуже всех. Но, думаю, АЕК все равно выйдет в полуфинал - наша команда сильнее московской".

Атмадзидис: "Хорошо, что мы не пропустили. 0:0 оставляют АЕКу хорошие шансы".

Марсело: "В Афинах "Локомотив" играл от обороны, но в Москве ему придется раскрыться и нам будет полегче".

Греческие репортеры были менее оптимистичны. По их мнению, "Локомотив" - классическая восточноевропейская команда, она умеет играть в футбол, ее футболисты быстро ориентируются и умело ведут борьбу. Газета "Орайнспор" выставила москвичам такие оценки: Нигматуллин - 8, Соломатин - 6, Дроздов - 6, Арифуллин - 7, Чугайнов - 7, Гуренко - 8, Черевченко - 7, Бородюк - 5, Гарас - 3, Косолапов - 5, Лоськов - 3, Смирнов - 5, Джанашия - 3, Маминов - 4. В АЕКе лучшим назван защитник Касапис, а худшим - тренер Думитриу, получивший "двойку".

Весьма красноречивы заголовки центральных газет Греции. "АЕК попал на бетон", пишет "Орайнспор". "В Москве будет война", - предполагает "Филофлос". "АЕК не смог взять ворота прекрасного Нигматуллина", - констатирует "Спортайм".