Газета Спорт-Экспресс от 7 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

7 марта 1998

7 марта 1998 | Хоккей

ХОККЕЙ от "СЭ"

№ 31. Март'98

Алексей КАСАТОНОВ

У НАС ПОЯВИЛАСЬ СБОРНАЯ НА ГОДЫ

Продолжение. Начало на стр. 10

ЮРЗИНОВ ЛОЖИЛСЯ ПОСЛЕДНИМ И ВСТАВАЛ ПЕРВЫМ

-Юрзинов не намерен стать постоянным главным тренером сборной?

- Этот вопрос открыт и будет решаться федерацией. Единственное, что могу сказать: Владимир Владимирович намерен сделать паузу в клубной работе. По его словам, для того чтобы кое-что переосмыслить, взглянуть на хоккей с несколько другой стороны. Хотя лично я считаю, что пока у него есть творческая энергия и физические силы, он должен работать. В Нагано он последним ложился и первым вставал - и так изо дня в день. Мы, трое молодых, уже валились с ног, а он все сидел и что-то писал. Это - уникальная личность с невероятной работоспособностью. Человек старой закалки.

Скажу еще о докторе команды Валерии Конове, администраторе Владимире Меринове, двух массажистах - Олеге Кученеве и Константине Рогатине. Я не знаю, когда эти люди спали. Много помогал нам наш прославленный защитник Юрий Ляпкин, хорошо говорящий по-японски и тоже бывший полноценным членом нашей команды. Огромная им всем благодарность - они проявили себя настоящими профессионалами. Ведь с нами первоначально должен был работать врач-американец из "Нью-Йорк Рейнджерс", но в последний момент договоренность с ним сорвалась. И мы боялись, что наш медсостав не совсем отвечает требованиям, предъявляемым в НХЛ. Но все было на высшем уровне.

ЭТО БЫЛА ОЛИМПИАДА ТРЕНЕРА И КАПИТАНА

-Как относились игроки к решениям Юрзинова и других тренеров? Ведь не секрет, что миллионеры-хоккеисты подчас свысока, с пренебрежением относятся к наставникам, зарабатывающим гораздо меньше их.

- В команду приглашали только тех, кто действительно хотел в ней играть. А раз хочешь, то, значит, должен выполнять все требования тренеров. Об этом игроков предупредил и сам Юрзинов, когда дважды приезжал в США, об этом говорили им и Стеблин, и я. Такая железная дисциплина - не прихоть Юрзинова, это закон профессионального спорта. Вообще я считаю, что хотя на эту Олимпиаду у нас работало множество людей, она стала Олимпиадой прежде всего двух человек - Юрзинова и Павла Буре. О роли Владимира Владимировича я уже много говорил. А Павел показал себя капитаном, которого можно поставить в один ряд с такими великими нашими хоккейными вожаками прошлых лет, как Михайлов и Фетисов. Хотя до Игр многие утверждали, что такого человека у нас в команде нет. Павел оказался лидером, который мог и на площадке повести ребят за собой, и в жизни сплотить их. Многие организационные вопросы мы решали с его помощью.

- Какие, например?

- Кто с кем будет жить, кто где будет сидеть в раздевалке... Сообща с капитаном было решено, что после полуфинала команда должна сразу поехать в деревню, дабы лучше подготовиться к финалу, а не отправляться ужинать в рестораны. Много еще можно привести таких примеров. И ребята с пониманием относились ко всему этому, не было никаких разногласий и противоречий. Потому что у всех, подчеркну это в который уже раз, была одна цель. Владимир Владимирович сказал на первом в Нагано собрании сборной: "Многие наши соперники приехали сюда для того, чтобы прославиться, обеспечить себе в будущем более выгодные контракты. Мы же приехали сюда для того, чтобы доказать: наш хоккей жив. Мы должны все подчинить этому. Нас и так уже считают второсортной хоккейной страной - и мы не имеем права с этим мириться".

-Кого еще из игроков помимо Буре вы бы назвали лидером команды? Мне показалось, что таковым оказался Каспарайтис.

- Для Дарюса это был лучший турнир. Он не только продемонстрировал в Нагано свой фирменный хоккей - очень жесткий, неуступчивый, но и прекрасно справился с обязанностями ассистента капитана, причем как на льду, так и за его пределами. Его вполне можно назвать душой команды. Как мы шутили, Каспарайтис был у нас самым русским.

ФЕДОРОВА НА СОБРАНИЯХ БЫЛО НЕ ОСТАНОВИТЬ

-Для многих стало откровением то, каким командным человеком оказался Сергей Федоров, у которого раньше была репутация индивидуалиста.

- Мы рады, что не ошиблись, решив дать ему возможность выступить на Олимпиаде. Общеизвестен хоккейный талант Сергея. Но этот парень еще и суперпрофессионален! Особенно это проявилось на проводившихся нами собраниях пятерок. Их звено всегда задерживалось на них дольше остальных, они разбирали все до последних мелочей. Сергея было просто не остановить. Он и сам, наверное, не ожидал, что в команде будут такие отношения. И когда Игры завершились, Федоров подошел к Юрзинову и Стеблину и поблагодарил за эти прожитые с командой прекрасные недели.

-Кто придумал эти собрания и как конкретно они проходили?

- Идея принадлежит Владимиру Владимировичу. К каждому собранию готовилась специальная видеокассета с записью игры того или иного звена. И игроки вместе с тренерами проводили тщательнейший разбор и анализ увиденного, определяли ошибки и недостатки, сообща решали, как их исправить. Кстати, Юрзинов стремился к тому, чтобы у каждой пятерки обязательно был свой стиль. Тут вот еще о чем нужно сказать. Традиционно успехи нашего хоккея базировались помимо всего прочего на фундаментальной совместной подготовке: начиная с лета команды проводили двухмесячные тренировочные сборы, на которых отрабатывались все аспекты техники и тактики, повышались физические кондиции. Плюс хоккеисты годами вместе играли. Теперь же ребята впервые собрались все вместе лишь накануне соревнований. И, чтобы решить стоявшие перед нами задачи, надо было переходить на совершенно иные отношения в команде. Одним из проявлений этих новых отношений и стали собрания, о которых я рассказал. Если учесть, что в последние годы наша сборная вообще ничего не выигрывала, то результат, показанный нами в Нагано, говорит сам за себя.

-Что, по-вашему, предопределило триумф хоккейной Европы в Нагано?

- Я бы сказал, что это было прежде всего триумф европейских тренеров - Глинки, Юрзинова, Аравирты. Они сумели найти наиболее эффективную тактическую схему игры, грамотно расставить хоккеистов по позициям. У Канады и Америки тоже были выдающиеся игроки, но тренеры, я считаю, оказались сильнее у европейцев, что и предопределило их успех. Что касается чехов, то хотел бы отметить вот что. В отличие от некоторых своих основных соперников они включили в состав сборной 10 игроков, играющих в Европе. Большинство из них - Ружичка, Кучера и другие - поварились в НХЛ, но потом вернулись домой. Это говорит о том, что хоккей в Чехии - в порядке, игроки там получают почти НХЛовские зарплаты. Поэтому и тренеру сборной легче: 10 человек постоянно "прокручиваются" через национальную команду и прекрасно сыграны. Ну и, конечно, у них есть Гашек и Ягр - два человека, которые решают исход игры. А остальные работают по наигранной схеме.

-А более просторные площадки, на ваш взгляд, в успехе европейцев сыграли свою роль?

- В НХЛ на новых стадионах коробки сейчас почти таких же размеров. Но какое-то преимущество у европейцев в связи с этим, конечно, было. Оказалось им на руку и то, что турнир проходил в нейтральной стране. А еще очень важным было, думаю, то, что и у чехов, и у нас, и у финнов оказалось много игроков, которые в равной степени освоили и европейский, и НХЛовский хоккей.

РУССКАЯ РАКЕТА СТАЛ ДВАЖДЫ ЗАСЛУЖЕННЫМ МАСТЕРОМ СПОРТА

-Не считаете, что американцы и канадцы переоценили в Нагано себя и недооценили других?

- Если только американцы, выигравшие перед этим Кубок мира. На два таких турнира подряд настроиться очень трудно. Канадцы же, знаю, готовились очень серьезно. Я, когда приезжал смотреть наших игроков, разговаривал и с игроками сборной Канады. И понял, что они очень хотят выиграть Олимпиаду. Например, жена Скотта Стивенса, с которым мы играли в "Нью-Джерси", рассказала мне, что в период подготовки к Играм ее муж даже перестал пить пиво. А ведь он тогда только что подписал большой контракт и вроде мог жить, ни о чем не беспокоясь.

-Какова была реакция игроков, когда в раздевалке после финальной игры им вручили удостоверения заслуженных мастеров спорта России?

- Выполнить эту миссию пришли президент нашего Олимпийского комитета Виталий Смирнов и председатель Госкомитета РФ по физической культуре и туризму Леонид Тягачев. Когда ребята услышали про удостоверения, то тут же спросили: "А значки?" Смирнов с Тягачевым даже немного растерялись, они не думали, что это имеет для игроков такое большое значение. Срочно послали за значками, и все хоккеисты терпеливо дожидались, когда их им вручат. А дождавшись, были просто счастливы. Буре восклицал: "Я - дважды заслуженный! Как Кузькин!" Кузькин был в СССР единственным двукратным заслуженным мастером спорта, и Пата был рад, что повторил его достижение. Я ему тогда в шутку сказал: "Скоро будешь, как Леонид Ильич".

ХОЧУ ПОУЧАСТВОВАТЬ В РАЗРЕШЕНИИ КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЦСКА

-Вы не сожалеете о том, что чуть поторопились с завершением карьеры? Ведь могли быть на этих Играх не менеджером, а игроком?

- Да нет, все сделал правильно, чудес не бывает. Я видел, как игроки в возрасте "садились" через одну-две игры. И те же канадцы, которые не взяли в Нагано молодого Нидермайера - защитника европейского стиля с прекрасным катанием, предпочтя ему более возрастных защитников, здорово ошиблись. Конечно, как бывший игрок я немного завидую ребятам, игравшим в сборной, - но что тут поделаешь? Время...

-Когда истекает срок вашего менеджерского контракта?

- В мае.

-А что дальше? Есть какие-то планы?

- Серьезных пока нет. Мне бы очень хотелось помочь нашему прославленному армейскому клубу найти выход из того положения, в котором он оказался. Очень хочу, чтобы была одна команда, чтобы не умерла наша ЦСКовская школа. Ситуация-то ведь критическая. Сердце болит за клуб, в котором я добился всего, в котором провел столько лет. Нужно садиться за стол переговоров с армейским руководством и искать пути решения проблемы.

-Как вы думаете, изменится ли отношение к хоккею в российских верхах после Олимпиады?

- Я думаю, Нагано должно дать толчок к принятию правительственной программы поддержки детских школ, строительству катков, развитию хоккея вообще. После Олимпиады есть все основания сказать: "Наш хоккей жив, но он требует внимания к себе". Кстати, до этих Игр я думал, что они принесут вред хоккейной Европе. Ведь раньше многие европейцы воздерживались от скоропалительного отъезда в НХЛ, потому что мечтали сыграть на Олимпиаде. А теперь, когда НХЛовцы могут в ней участвовать, такого барьера не стало. Однако победа в Нагано европейского хоккея способна, на мой взгляд, изменить ситуацию, дать толчок новому витку интенсивного развития этого вида спорта в Старом Свете. И тогда молодежь не будет так массово и стремительно уезжать за океан.

ГУСАРОВ ПРЕДЛОЖИЛ ТОСТ ЗА ТИХОНОВА, А ЖЕНЫ ИГРОКОВ БРАЛИ У НЕГО АВТОГРАФЫ

-Что было после того, как команда покинула стадион после финала?

- Поехали в деревню за вещами, а оттуда - в гостиницу, где жили жены. Мы пригласили с нами Виктора Васильевича Тихонова. Там был банкет, звучало много тостов: за нас, за жен, за Родину. И вдруг встает Алексей Гусаров и говорит: "Я хочу предложить всем поднять бокалы за Виктора Васильевича. За человека, который был победителем и многое сделал для нас, хотя тогда, может быть, мы этого и не понимали. Я хочу выпить за него, потому что я до сих пор играю; у меня прекрасная жизнь. И теперь я понимаю, что, сколько он от меня требовал, столько же он мне и дал". Это было, если честно, для меня неожиданно. Ребята фотографировались с Тихоновым, жены просили у него автограф. Да, прошло время, и люди стали по-другому на многое смотреть. Когда мы приехали в деревню, то тренеры собрались вместе, и Тихонов был с нами. Первым слово взял Владимир Владимирович: "Я хочу провозгласить тост за Чернышева, за Тарасова, за Кулагина, за Тихонова. Васильевич, вы были победителями! И какова бы ни была цена этих побед, главное - что вы создали наш хоккей, вывели его на такой уровень. Хочу выпить именно за тебя". От себя бы добавил, что и Юрзинов - такой же тренер-победитель. Человек, который в самый тяжелый момент взял на себя огромную ответственность и доказал, что наш хоккей жив. Это серебро дороже иного золота. И Юрзинов по праву занял место в ряду наших самых великих хоккейных тренеров. Я в этом убежден.

- Подарили что-нибудь ребята Юрзинову в день рождения, который пришелся на полуфинал против финнов?

- Да, но только на следующий день. В день игры у нас это не принято.

-И что подарили?

- Видеокамеру новейшей модели.

-А как команда расставалась?

- В тот момент я совершил свою самую большую ошибку за весь турнир. Из-за жуткой суматохи забыл заказать автобус, который бы отвез нас из деревни, куда мы после финала заехали за вещами, в гостиницу, где жили жены и где должен был состояться прощальный ужин. Голодным и уставшим ребятам пришлось ждать, наверное, часа два. И здесь опять проявил себя Буре. Он предложил поехать на электричке. До ее отхода оставалось 6 минут, а бежать до платформы надо было 500 метров через всю деревню. И мы побежали - Паша, Каспарайтис, Немчинов, я... И... Тихонов. Все как раз возвращались с церемонии закрытия Игр, в деревне начинались гулянья. Мы бежали, а люди недоуменно смотрели и не могли понять, что происходит. Все-таки мы успели и через полчаса приехали в город. Ну а дальше был тот самый банкет, на котором говорились самые добрые слова в адрес друг друга. И каждый выступавший подчеркивал, что этот результат - наш общий успех, успех всех тех, кто в нашей стране связан с хоккеем, - тренеров, игроков, руководителей федерации, медицинского и административного персонала сборной, журналистов, болельщиков...

Я хочу еще раз поблагодарить всех, кто нам помогал. И вспомнить Валентина Лукича Сыча, который внес свой вклад в это серебро. На поминках по нему говорилось, что лучшей памятью о Сыче стало бы успешное выступление команды на Олимпиаде. Уверен, что сейчас он был бы счастлив.

А еще я хотел бы пожелать нашему футболу, чтобы он испытал то же, что испытываем сейчас мы, хоккеисты. Чтобы российские футболисты, которым не занимать мастерства, сумели так же объединиться ради главной цели, так же отбросить все несущественное и понять, что главное в жизни спортсмена - это достигнутый результат и та память, которая остается о тебе у болельщиков на десятки лет.

Игорь РАБИНЕР

РУССКАЯ КОМАНДА-МЕЧТА НА ОЛИМПИАДЕ В НАГАНО: КТО В ЧЕМ ИГРАЛ

Российские НХЛовцы на Олимпиаде-98 использовали экипировку десяти фирм

Игрок

Перчатки (*для вратарей - ловушка и блин)

Клюшка

Шлем

Михаил ШТАЛЕНКОВ

*EASTON

EASTON

EASTON

Андрей ТРЕФИЛОВ

*EASTON

EASTON

EASTON

Алексей ЖИТНИК

ITECH

ITECH

CCM

Дарюс КАСПАРАЙТИС

ITECH

ITECH

COOPER

Сергей ГОНЧАР

NIKE

NIKE

NIKE

Алексей ГУСАРОВ

SHERWOOD

SHERWOOD

CCM

Дмитрий ЮШКЕВИЧ

КОНО

SHERWOOD

CCM

Борис МИРОНОВ

КОНО

KOHO

CCM

Дмитрий МИРОНОВ

КОНО

EASTON

CCM

Игорь КРАВЧУК

SHERWOOD

EASTON

CCM

Павел БУРЕ

BAUER

BAUER

BAUER

Алексей ЖАМНОВ

EASTON

EASTON

CCM

Валерий КАМЕНСКИЙ

SHERWOOD

SHERWOOD

BAUER

Сергей ФЕДОРОВ

NIKE

NIKE

NIKE

Алексей ЯШИН

BAUER

EASTON

CCM

Андрей КОВАЛЕНКО

JOFA

KOHO

CCM

Герман ТИТОВ

COOPER

EASTON

COOPER

Валерий ЗЕЛЕПУКИН

EASTON

EASTON

CCM

Алексей МОРОЗОВ

EASTON

NIKE

COOPER

Валерий БУРЕ

SHERWOOD

SHERWOOD

CCM

Сергей НЕМЧИНОВ

LOUSVILLE

SHERWOOD

COOPER

Сергей КРИВОКРАСОВ

BAUER

BAUER

COOPER