Газета Спорт-Экспресс от 26 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

26 февраля 1998

26 февраля 1998 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР XXI КАТЕГОРИИ В ЛИНАРЕСЕ

ШИРОВ ОБЫГРЫВАЕТ ТОПАЛОВА В СТИЛЕ ТАЛЯ, А КАСПАРОВ АНАНДА - В СВОЕМ СОБСТВЕННОМ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

Поразительную боевитость для турниров столь высокого уровня демонстрируют пока участники Линареса-98: 7 побед в 9 партиях первых трех туров! Статистики со стажем говорят, что такого еще не бывало. Впрочем, сравнивать особо не с чем: проводился еще только один подобный турнир - в Лас-Пальмасе в конце 1996 года. Тогда ревнивый линаресский директор Луис Рентеро (ну как же, островитяне переплюнули его детище!) презрительно заметил: "Приехали 6 лентяев, подурачили публику, забрали миллион долларов и уехали. В Линаресе такое просто невозможно!" А Каспаров подвел под ничейную тенденцию первенца клуба "21" такую теоретическую базу: "Слишком высока сопротивляемость на подобном уровне".

Но ведь сопротивляемость должна быть высока по идее и в Линаресе. Однако, видно, на материке климат более суровый, да и нет в Линаресе этой ленивой праздношатающейся канарской публики... А главное, конечно же, в том, что на Канарах нет сеньора Рентеро. С ним-то ничьи не очень полепишь! Этот три шкуры сдерет и вывернет любого наизнанку за канарские штучки с "повышенной сопротивляемостью".

А может, сами топ-гроссмейстеры соскучились по настоящему делу? Кто его знает. Но только сеча идет сейчас в Линаресе без дураков, истинно мужская!

После третьего тура к Алексею Широву подходили самые разные люди и поздравляли с изумительной по красоте и сложности комбинацией, которую ему удалось провести в партии с Веселином Топаловым. По-моему, приз за красивую игру уже обрел своего владельца, хотя турнир только начался. Невозможно поверить, что кто-то способен сотворить что-либо похлеще! Вечером во время ужина к Алексею подошел тренер чемпиона мира гроссмейстер Юрий Дохоян и, с восхищением глядя на него, спросил: "Неужели видел 31. Фf3, когда делал свой 26. Кс5?" Широв честно признался, что увидел этот, фантастической красоты ход несколько позже, когда соперник думал над своим 28-м ходом: "Я чувствовал, что там что-то должно найтись! Таль ведь тоже так часто играл, правда?" Тут мне на память пришел случай, свидетелем которого я был 20 лет назад в Тбилиси, когда там проходил чемпионат СССР в высшей лиге. Михаил Таль, наблюдая за анализом партии юного Гарика Каспарова, который не рискнул пойти на красивую жертву фигуры, так как не смог все посчитать, произнес крылатую фразу: "Надо сначала жертвовать, а потом считать". Великий рижский кудесник шахмат наверняка оценил бы по достоинству то, как его земляк играл эту партию.

В пресс-центре, где гроссмейстеры и журналисты наблюдали за партией Широв - Топалов "в прямом эфире" по монитору, больше других волновался Найджел Шорт, проигравший, кстати, Широву гораздо больше партий, чем выиграл у него:

- Абсолютно типично для Широва - начать комбинацию, недосчитав ее до конца!

Шорт трижды повторил этот свой приговор, каждый раз оборачиваясь к тренеру-секунданту рижанина Эмилю Сутовскому. Сутовский морщился, но терпел. Может, и впрямь Широв перемудрил? Пожертвовал фигуру, подставил под тройную вилку ферзя и две ладьи...

Но вот Широв переставил ферзя с поля h5 на поле f3 - и с лица Шорта стала сползать ядовитенькая улыбочка, оно начало вытягиваться, глаза приняли трагически-серьезное выражение. Он обернулся к Сутовскому в последний раз: "Бриллиант мув" - "Прекрасный ход".

Действительно, "бриллиант". И сам ход ослепительно красив, и вся комбинация на тысячу каратов сияет!

Только что белый конь пошел на поле с5. Делая этот ответственный ход, Широв должен был предвидеть позицию, возникающую через два хода:

26... b6 27. Ке4 Kd4 28. С:е5! Kf5! Кажется, что белым плохо. Вроде напрашивается 29. Фс13, но у черных находится ответ удивительной силы: 29... Сb7! Белые идут ферзем в лагерь противника: 30. Фd7, однако слон достает его и там 30... Сс6! И неожиданно выясняется, что все защищено, и после 31. Фf5 Се4 32. Фh5 Лg8 31. Фf3!

Полюбуйтесь на эту позицию! Партия здесь продолжалась так:

31... K:dl 32. Kd6! Фа7 33. К:с8 Фd7 34. Kd6! Конь возвращается на свое любимое поле, с которого грозит "спертым матом" черному королю. Черные не успевают вытащить своего коня с поля d1: 34... К:b2 35. Фd5! и 36. С:b2. А на 34... Сс7 следует простое 35. Л:d1. Поэтому черные сдались.

- Ты играл сегодня лучше, чем "Фритц"! - вот какую неожиданную похвалу получил Широв от тренера Топалова Сильвио Данаилова. Действительно, "Фритц-5" не нашел ни 29. Фg4!, ни 31. Фf3! Возможно, придет время, и "Фритц-7" или "Фритц-9" будет находить все. Но пока - праздник на улице Широва, праздник на площади имени Таля!

Алексей ШИРОВ:

- Конечно, прагматик Шорт в чем-то прав: я многого не видел, находил ходы в последний момент. Но я чувствовал, что там что-то есть! И это что-то нашлось. Михаил Таль разве не так играл в шахматы?

Эта реплика Широва прозвучала в ответ на злопыхательское замечание Шорта:

- Широв все зевнул, но после 28-го хода черных на Kf5 нашлись спасительные ходы белого ферзя.

Впрочем, отказывавшегося верить в гениальную интуицию Широва англичанина в этот вечер ждали не только маленькие разочарования, но и крупные радости. После того как его подопечный Петр Свидлер в сицилианской позиции что было сил навалился на пешку d6 в лагере черных фигур, которыми руководил Василий Иванчук, Шорт произнес:

- Я чувствую, что мой мальчик сегодня победит!

И Свидлер действительно выдавил-таки из Иванчука очко. Украинский гроссмейстер так и не смог выйти из своей "шевенингенской зоны", не позволил ему Свидлер освободить сицилианскую пружину в этой партии. Все завершилось элементарным тактическим ударом белых по пункту е5. Не везет что-то Иванчуку с центральными полями на старте своего 9-го Линареса: накануне пропустил удар от Широва на поле е4, теперь вот - от Свидлера на соседнем е5... Впрочем, Петр играл во вторник в добротные шахматы - практичные, надежные, крепкие. И Иванчук, как ни странно, ничего не смог противопоставить этой добротности и основательности. Не разыгрался пока еще львовянин.

Чемпион мира Гарри Каспаров пришел на третий тур после выходного дня, который в связи с нечетным количеством участников выпал накануне на его долю. Отдых оказался для Каспарова как нельзя кстати: он ведь здесь довольно серьезно заболел. Хорошо еще, что рядом его мама, Клара Шагеновна, будем надеяться, сумеет быстро подлечить своего знаменитого сына.

Но Каспаров, даже бледный и больной, с повышенной температурой и абсолютно голодный (он отказался от пищи, как сказал мне его тренер Юрий Дохоян) - все равно Каспаров, безжалостный лев. А льву поголодать даже полезно, злее будет.

Его партия с Анандом имела принципиальное значение. Король должен время от времени ставить на место своих наиболее опасных вассалов, норовящих занять его трон в будущем, чтобы это самое будущее не наступило чересчур быстро. Тем более слишком уж больших успехов в последнее время добился индийский гроссмейстер: победы на крупных международных турнирах в Белграде и Вейк-ан-Зее, второе место на чемпионате ФИДЕ в Лозанне, которое иных первых стоит.

В предыдущий раз эти гроссмейстеры встречались год назад, здесь же, в Линаресе. А всего они сыграли друг с другом 19 партий: 8 побед на счету Каспарова, одна - Ананда и 10 раз они разошлись с миром.

Во вторник была разыграна защита Каро-Канн. Дебют этот, как известно, особенно часто применяет чемпион мира ФИДЕ Анатолий Карпов. Видимо, Ананд, играя с Карповым с Лозанне, заразился "каро-каннистым" вирусом: в первом туре с Шировым играл эту защиту, теперь вот с Каспаровым.

Между прочим, неплохим психологом оказался Ананд. Каспаров, думая, что индиец не будет второй раз играть Каро-Канн, не готовил этот дебют к партии. А Ананд думал, что Каспаров именно так и подумает.

За ужином я подсел к оказавшемуся в одиночестве Дохояну (Гарри сразу после партии отправился в свой номер продолжать лечиться):

- Вообще-то я Гарика предупреждал, что может быть Каро-Канн, он не поверил. Впрочем, неважно, что не готовились, главное - быть в принципе готовым. Идеи ведь есть во всех дебютах. Так, например, в данной партии, хотя формально был разыгран Каро-Канн, витали идеи русской партии, в которой тоже бывает, что при открытом центре фигуры белых стоят лучше и это можно использовать. В этой партии конь белых на с4 был очень хорош. Ананд здорово играл, он сделал лишь один неточный ход - 18... Лge8, на что Гарри ответил 19. Крb1. И вдруг выяснилось, что полезных ходов у черных почти нет. Последующее ослабление позиции: 19... g5 было практически вынужденное, но Гарик эти ослабления использовал очень точно. Мне очень понравилось, как он любил и холил своего коня в этой партии: 25. а4, 28. b3. Потом, когда конь перешел на g4, Гарик продолжал лелеять и холить этого коня ходами 32. f3, 34. h5. Бережное отношение к умному и прыткому животному сыграло огромную роль в этой партии. Мне также понравилось, как Каспаров предпочел материальным приобретениям позиционные плюсы централизованного расположения своих фигур. Вообще я очень доволен его игрой в этой партии. До эндшпиля в ней не дошло, дело кончилось абсолютным превосходством белых. Редкое зрелище!

Ананд не смог вынести этого редкого зрелища и просрочил время - второй случай за всю его карьеру. Впервые, как вспомнили в пресс-центре, это случилось во время матча с Камским в Лас-Пальмасе. Но там Виши уронил флаг в выигранной позиции, что было ему, конечно, жутко обидно, а здесь судьи зафиксировали просрочку в абсолютно безнадежном для Ананда положении.

III тур. Гарри Каспаров (Россия) - Вишванатан Ананд (Индия) - 1:0. Петр Свидлер (Россия) - Василий Иванчук (Украина) - 1:0. Алексей Широв (Испания) - Веселин Топалов - 1:0.

После трех туров: Ананд и Широв - по 2 очка, Каспаров и Крамник - по 1,5 из 2, Свидлер - 1,5, Иванчук - 0,5, Топалов - 0.