Газета Спорт-Экспресс от 26 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

27 февраля 1998

27 февраля 1998 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

№ 73. Февраль '98

Оливер БИРХОФФ - ФУТБОЛЬНАЯ "МАТЬ ТЕРЕЗА"

Оливер Бирхофф родился 1 мая 1968 года в Карлсруэ, учился на экономическом факультете Университета в Хагене. С 1978-го по 1986-й играл за эссенский "Шварц-Вайсс", сезоны 1985-88 провел в "Юрдингене", в 1988-90 годах выступал за "Гамбург", а также за гладбахскую "Боруссию". Всего в бундеслиге провел 73 матча, забил 10 мячей. Затем перебрался в австрийский "Зальцбург", а некоторое время спустя оказался в итальянской "Асколи". С 1995-го является игроком "Удинезе". В сборной Германии дебютировал 21 февраля 1996 года в матче против португальцев. Автор "золотого гола", принесшего победу немцам на Евро-96. В отборочном турнире ЧМ-98 провел на поле 280 минут, в восьми матчах четыре раза выходил на замену, дважды попадал в основной состав, забил четыре гола, три из которых - за семь минут в ворота сборной Северной Ирландии, которую немцы, между прочим, не могли обыграть в течение 20 лет. Когда на счету Бирхоффа оказалось 17 матчей в сборной и 10 голов, германские статистики определили, что лучшее соотношение между этими показателями - а у Бирхоффа оно составляло 0,59 - было в истории сборной Германии только у Герда Мюллера - 1,0, Уве Зеелера - 0,65 и Руди Феллера - 0,65. Когда за плечами Бирхоффа стало 19 матчей и 13 забитых мячей, он обогнал двух соперников и еще больше приблизился к феноменальным показателям Мюллера.

О матери Сильвии он говорит так: "Своими нынешними успехами я во многом обязан именно ей. Мама научила меня тому, что начатое дело обязательно надо доводить до конца". Об отце Рольфе: "Мы с ним вели беседы на различные темы, что в жизни очень пригодилось". Про сестру: "Это прекрасный человек, и я ее обожаю. Николь пришлось бросить работу на телевидении, так как у нее родился ребенок. Муж сестры Бернд Шнайдер - чемпион мира в автомобильных гонках, поэтому с ним я не боюсь ездить на большой скорости". Про свои планы после чемпионата мира во Франции: "Хотелось бы поехать в Рамштайн и принять участие в авиационном шоу, которое устраивают там итальянские мастера высшего пилотажа".

Вот другие ответы на вопросы анкеты, которую перед чемпионатом мира заполняют лучшие футболисты Германии.

1. Самым большим успехом считает "золотой гол" в финале чемпионата Европы. 2. Самой большой неудачей называет падение "Асколи", где он играл четыре года назад, во второй дивизион. 3. Восхищается спортсменами-инвалидами. 4. Хотел бы увидеть газетный заголовок: "Бирхофф забил победный гол на чемпионате мира". 5. Сложнейшую травму получил в 1996-м - разрыв связок. 6. Кубок мира, если его завоюет сборная Германии, он бы советовал передать спортсменам-инвалидам. 7. Больше всего раздражает людская глупость. 8. Хотел бы быть более пунктуальным, считает, что испортили его в этом плане итальянцы. 9. Любит итальянскую кухню. 10. В свободное время слушает музыку и играет в теннис. 11. Девиз: "Чтобы нормально жить сегодня, вчерашний день необходимо провести великолепно".

КАК Я ОТКРЫЛ БИРХОФФА

Звучит, конечно, нахально, но Оливера Бирхоффа для России открыл автор этих строк. В марте 1996 года в Мюнхене мне довелось смотреть товарищеский матч сборных Германии и Дании. Тогда этот гигант и произвел на меня неизгладимое впечатление: стоило ему появиться под конец встречи на поле, как в ворота датчан, тогда чемпионов Европы, один за другим стали влетать мячи. Помнится, на пресс-конференции, устроенной в честь восходящей звезды, Бирхофф рассказал, что ехал на матч на машине, а когда пересекал границу, попал в пробку, поэтому, чтобы не опоздать, выехал на полосу встречного движения. Тогда блюстители порядка еще не знали, что за птица перед ними. И, выясняя личность нарушителя, продержали его в полицейском участке более часа. В отчете о том матче я предупреждал российскую сборную, что на чемпионате Европы в Англии ей следует внимательнее отнестись к новичку. Не потому ли в матче против россиян он не смог проявить себя? Из 32 единоборств ему удалось выиграть только 15, правда, в дуэли на втором этаже рослый Бирхофф выиграл восемь раз, а проиграл четыре схватки. По нашим воротам он нанес четыре удара. А вот журналиста из Чехии, видимо, на матче с датчанами не было, поэтому некому было предупредить об опасности, таящейся в этом форварде. И начинающий снайпер в финале с чехами свой шанс не упустил.

Бирхофф не принадлежит к числу тех, кто любит поговорить: "Я человек дела". Однако при всех достоинствах этого немца, возглавляющего сейчас список лучших бомбардиров итальянской серии А, в сборной Германии его сделали джокером. Правда, в этом он стал признанным королем.

"Если бы вам пришлось выбирать между местом в основном составе и решающим голом во время ЧМ во Франции при условии, что вы будете поначалу в запасе, каким окажется ваше решение?" - спросили у Бирхоффа немецкие журналисты. Последовал уклончивый ответ: "Конечно, мне бы хотелось вновь отличиться во время финала очередного крупного турнира, но с другой стороны, если ты уже познал прелесть игры с начала матча и до конца, а мне несколько раз доводилось это делать, отказываться от теплого места грешно. Поэтому давайте сформулируем мою мысль следующим образом: было бы хорошо завоевать титул, но при этом сделать так, чтобы мой вклад в общую победу был бы весомым. Берти Фогтс знает, что я предпочитаю забивать голы, не находясь в цейтноте. Но конкуренция слишком велика. Имеет значение и то, что я играю в Италии, поэтому бундестренер не имеет возможности наблюдать за мной. В этом плане у Бобича или Кирстена есть определенное преимущество. Их выступления в бундеслиге изучаются более пристально, чем мои".

Но, может быть, Бирхофф пал жертвой своего олимпийского спокойствия? Не секрет, что другие его коллеги, если их переводят в резерв, поднимают страшный шум. "А к чему суетиться? - удивляется человек, созданный для решающих голов, как называют Бирхоффа в Германии. - Конечно, можно повышать голос, но вряд ли это изменит ситуацию. Фреди Бобич, например, пробовал, но у него ничего не вышло".

Во время чемпионата мира герой ЧЕ-96 хотел бы видеть рядом с собой на поле Юргена Клинсманна: "У нас хорошо получается". Может представить на этом месте и находящегося в вечном движении Ульфа Кирстена. К проблемам капитана сборной, резко понизившим свои результаты, он относится с оптимизмом: "Вратари и нападающие нуждаются в спокойствии. Им можно прощать несколько неудавшихся матчей. Этот бонус я имею в "Удинезе", им пользуются также Кирстен и Бобич. Так почему же мы не можем позволить себе подождать нового всплеска результативности Клинсманна". Бирхофф вспоминает, не называя, правда, имен, что в Англии он ощущал недоброжелательное отношение к себе некоторых игроков сборной, видимо, завидовавших его быстрому взлету. Капитан же вел себя безупречно.

СКАНДАЛЫ НЕ В ЕГО СТИЛЕ

Впрочем, такое отношение к себе Бирхоффа нисколько не смущает. "Главное, - любит повторять он, - что мир и согласие царят в моей душе". В германской прессе автора "золотого гола" называют еще "пай-мальчиком". "Конечно, я бы мог устраивать скандалы, как делают некоторые звезды, но это не мой стиль. Предпочитаю нравиться публике, которая выбрала меня своим "Идолом-97". Германское агентство ISPR,имеющее контракт с Бирхоффом, усиленно делает из футболиста положительного героя, с помощью которого предприниматели выгодно продают свою продукцию. В ряде толстых журналов регулярно появляется изображение супергероя с перечислением всех его достоинств, а в конце рекламной статьи делается вывод, что лучшего партнера в бизнесе вам, уважаемые будущие и настоящие миллионеры, не найти. "Не вижу в этом ничего плохого", - говорит футболист. Игрок сборной Германии доволен своими рекламными партнерами, а их у него с десяток, в число которых входят крупнейшие банки, фирмы по производству спортивной одежды и телефонные компании. Право решать, с кем из них работать, а кому отказать, принадлежит футболисту. "Часто случалось, что я отклонял предложения, так как считал нечестным прославлять то, что мне самому не нравится, вещи, которые я бы не стал покупать. Идя, скажем, навстречу телевизионному каналу SAT.1, который предложил мне рекламировать часы, я размышлял так: помогу футбольной передаче RAN, она станет еще популярнее, а это благотворно отразится на всем немецком футболе",- говорит Бирхофф.

Не понимает рекламный ас и издевок со стороны некоторых газет, утверждающих, что Бирхофф не способен никому сделать больно: "Мне действительно трудно видеть человеческие страдания, но разве это не в порядке вещей? Например, мне неприятно даже подумать о том, что президент "Удинезе" прочтет в газете какую-нибудь гадость о своем футболисте".

К сильным своим сторонам Бирхофф относит прежде всего дисциплинированность. Он считает, что на его месте другие игроки во время чемпионата Европы давно истрепали бы себе нервы тем, что их не ставят в основной состав. "Я же терпеливо ждал своего звездного часа", - говорит человек, сделавший два года назад свой народ счастливым. Своей слабостью же он считает неумение говорить знакомым "нет", из-за чего ему часто приходится решать чужие проблемы.

ВОЙНА С ПАПАРАЦЦИ

А вот в свою личную жизнь германский легионер, работающий в Италии, старается не допускать никого: "Если мне фотокорреспонденты говорят: хотим запечатлеть тебя на площади, я охотно соглашаюсь, но устанавливать камеры в доме не позволяю. Итальянские газетчики ведут себя скромно, чего не скажешь о моих соотечественниках, любящих искажать факты. Например, однажды в разговоре я имел несчастье сказать, что топ-модель Клаудиа Шиффер очаровательна, но мне все же больше нравятся темноволосые женщины. На следующий день читаю заголовок: "Оливер Бирхофф: я люблю итальянок".

Любит же он только свою подругу Клару. Доверяет только ей и, пожалуй, еще нескольким школьным товарищам. "После ЧЕ-96 прилетел в Дюссельдорф, - вспоминает автор "золотого" гола, - там меня встретили друзья детства. И, представляете, мы только минуту говорили о моем успехе, так как нашлись более любопытные темы".

Впрочем, меры предосторожности не помогли. Недавно папарацци удалось-таки заглянуть в окна "Идола-97". В кустах его сада они устроили засаду и наделали много снимков из личной жизни чемпиона, что вызвало бурю негодования в душе праведника. Он с обидой поведал корреспонденту журнала Stern историю, как обнаружил в своих цветочных клумбах следы пребывания любителей сенсаций. На что его собеседник сказал: "Своим благочестивым поведением вы напоминаете мать Терезу". Пришлось Бирхоффу горячо оправдываться: "Конечно, мне и самому иногда кажется, что с имиджем добропорядочного человека происходит перебор. Однажды, когда я принял участие в кампании против употребления алкоголя, приятели стали надо мной подшучивать, мол, неужели ты сам никогда не был нетрезвым. Многие считают меня святым, но это не так. Если бы в свои 29 лет я ни разу не напился, это было бы весьма странно. Надеюсь, что я не произвожу впечатления зануды".

"Но, может быть, - поучал Бирхоффа журналист, - будет лучше, если вы позволите себе больше расслабиться?"

"И как я при этом буду выглядеть? - возмутился кумир немецкого народа. - В Англии восхищаются Эриком Кантона, хотя француз ведет себя, считаю, позорно. Лично я не хочу врезаться на своем автомобиле в дерево, чтобы попасть на первые полосы газет".

"Кого-нибудь в своей жизни вы тронули хотя бы пальцем?"

"Самое большее, что я мог себе позволить, - это в детстве подставить ножку".

СЧАСТЛИВЫЙ УЗНИК "УДИНЕЗЕ"

Какие только трансферные слухи не ходят по поводу Бирхоффа. Только, пожалуй, немецкие клубы не фигурируют в списках приглашающих к себе "человека-решаюший гол", так как понимают, что их финансовые возможности не идут ни в какое сравнение с итальянскими. Одни источники связывают его дальнейшую судьбу с "Ювентусом". Об этом говорит тот факт, что Марчело Липпи и Бирхофф хорошо знакомы. Футболист только боится, что наставник "Старой синьоры" скоро покинет клуб. Другие сватают его "Милану", где плюсом для Бирхоффа является то, что там играет другой немец - Кристиан Циге. Третьи намекают на возможную связь с "Пармой". Пришлось Бирхоффу выступать с опровержением: "Я ясно дал понять, что до окончания чемпионата мира буду принадлежать "Удинезе", но после Франции готов рассматривать предложения. Мой президент категорически против того, чтобы продавать меня. Он говорит: ни за какие деньги я не соглашусь отдать тебя, не соблазнюсь и 30 миллионами марок. Без тебя, говорит босс, команда станет значительно слабее, а я только ощутил вкус побед в высшей лиге. Но это не означает, что я буду узником "Удинезе" до 2001 года, когда мой контракт с клубом утратит действие. Президент обещает сдержать слово: если в новом сезоне меня захочет получить какой-нибудь великий клуб, он держать не будет. А сейчас и самому не хочется менять место жительства, хотя и теряю на этом миллионы. В чемпионате Италии у меня все идет как по маслу. Я не придерживаюсь точки зрения, что только деньги делают человека счастливым. Оставаясь в "Удинезе", я смогу лучше подготовиться к чемпионату мира". Ему не хочется менять обстановку и потому, что за семь лет жизни в Италии появилось много друзей.

На родину легионер, ощущающий себя больше итальянцем, чем немцем, не рвется, так как уже привык к местным обычаям. "Если в Германии кто-то говорит "нет", значит, приговор обжалованию не подлежит. В Италии же "нет" не означает окончательного отказа. Скажем, на автостоянке пишут, что мест нет, но не стоит воспринимать это серьезно. Где-нибудь обязательно отыщется свободный уголок. Другой отличительный пример: в Италии я езжу на автомобиле среднего класса. Местные жители по этому поводу скажут так: "Теперь тебе надо постепенно переходить в более крупный клуб, чтобы завести себе солидную машину". В Германии выразят противоположное мнение: "Этот парень зарабатывает огромные деньги, поэтому для него не имеет значения, на чем ездить", - так рассуждает Бирхофф. Не нравится ему и налоговая политика Германии: "Слишком много разговоров, но мало изменений. В этом плане в Италии значительно лучше".

НА СЛУЖБЕ У МЕДИЦИНЫ

Бирхофф на днях побывал в Аахене, где встретился с больным раком юношей. Оказывается, Германский футбольный союз проводил благотворительную акцию в больнице, где лежал молодой легкоатлет Оливер Майер. Когда руководители немецкого футбола спросили парня, чего бы он хотел, то в ответ услышали: "Организуйте мне встречу с человеком, перед которым я преклоняюсь". Говорят, что после того, как она состоялась, больной, поставивший было на себе крест, ожил и стал интенсивно заниматься своим здоровьем. Кумир германских фанатов регулярно выступает по телевидению, а гонорары посылает детям - больным лейкемией. В Удине он принимает участие в акциях, сборы от которых идут на воспитание трудных подростков.

Борис ТОСУНЯН