Газета Спорт-Экспресс от 23 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

23 декабря 1997

23 декабря 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

В ГРЕЦИИ ЕСТЬ ВСЕ. НО ТОЛЬКО НЕ FAIR PLAY

Стихия насилия и коррупции, захлестнувшая греческий футбол, выплеснулась за пределы мира спорта. Острейшая проблема, угрожающая внутренней безопасности страны, стала предметом разбирательства парламентариев Эллады.

Документ, подписанный 123 депутатами парламента (из 300), проникнут тревогой: "Каждое воскресенье болельщики наблюдают с трибун, как арбитры исправно совершают ошибки, которые невозможно списать на обычные человеческие слабости - ведь в большинстве случаев они влияют на результаты матчей. Среди болельщиков крепнет убеждение, что судьба чемпионата во всех дивизионах и турнирная ситуация команд решаются не на поле, а за закрытыми дверями. Наш футбол, самый популярный вид спорта в стране, неуклонно движется к своему самоуничтожению. Мы, депутаты, не можем оставаться равнодушными к этому губительному феномену, который является следствием грубости, коррупции, закулисных игр. Надо остановить эту тенденцию". Декларацию подписали представители всех парламентских фракций, исключая коммунистов.

Толчком к решительному шагу законодателей послужила вспышка насилия сразу на трех матчах в очередном туре греческого чемпионата. Особенно это касалось игры "Ионикоса" и "Олимпиакоса", закончившейся победой гостей из Пирея - 1:0. Сразу после финального свистка две враждующие толпы (поклонников "Олимпиакоса" было, естественно, поменьше) выскочили на поле и принялись "месить" друг друга. Полиция попыталась было разъединить противников, но слишком поздно. Досталось также игрокам "Олимпиакоса": разъярившиеся вандалы принялись избивать и их, причем не только кулаками, но и железными прутьями. И это при том, что спустя три дня пирейцам нужно было представлять Грецию в матче Лиги чемпионов с "Порту". Два игрока клуба получили довольно значительные увечья. Кроме того, травмы получили пятеро полицейских. Безобразное действо длилось 20 минут, и все это демонстрировалось по телевидению. "После таких боев над нами будут смеяться во всем мире", - прокомментировал тренер "Олимпиакоса" Душан Баевич. Полиция отнеслась к нарушителям порядка на удивление мягко: не было произведено ни одного ареста. Министр юстиции Эвангелос Яннопулос запросил Верховный суд открыть расследование по поводу события, которое, как он выразился, "может повредить имиджу Греции за рубежом".

Парламентарии в своем заявлении не указали, какие именно команды и каких именно лиц они обвиняют во взятках и прочих закулисных делах, указав лишь, что эту проблему надо срочно решать на всех уровнях футбола страны. Она действительно носит, вероятно, глобальный характер: вспомним, сколько раз наши легионеры, попадая на землю Древней Эллады, оказывались обманутыми при подписаниях контрактов и выполнении их условий.

Греческий министр культуры Андреас Фурас, в чьем ведении находится также и спорт, в свою очередь заявил: "Я не могу согласиться с каждым словом в заявлении депутатов. Но оно определенно касается меня". Не откладывая дела в долгий ящик, Фурас созвал совещание руководителей всех 18 клубов первого дивизиона, чтобы совместными усилиями попытаться найти способы борьбы с насилием. Особое внимание было уделено наведению порядка во время центрального матча следующего на тот момент тура - между "Олимпиакосом" и "Панатинаикосом". Министр культуры пообещал установить на Олимпийском стадионе в Афинах камеры и задействовать невиданные ранее силы полиции - 6000 человек. Но события, развернувшиеся здесь в день игры, показали, насколько власти пока бессильны перед разбушевавшимися фанатами. Несмотря на все предпринятые меры, вспышку насилия предотвратить не удалось. Хулиганы словно в насмешку над парламентариями и членами правительства затеяли очередную бойню, которая по числу жертв - 30 раненых - затмила даже предыдущую.

Арене, которой в 2004 году предстоит принять Олимпиаду (а в связи с этим грекам очень не хочется портить в глазах цивилизованного мира свое реноме, и без того не являющееся безупречным), был нанесен материальный ущерб: фаны изломали 1776 пластиковых сидений, которые были использованы как снаряды для метания друг в друга. В нескольких местах на трибунах были совершены поджоги. Серьезно пострадала и дорогостоящая дорожка, уложенная к прошлогоднему чемпионату мира по легкой атлетике. Подведение итогов было удручающим: ущерб составил около миллиона драхм.

Разгневанный Фурас воспринял случившееся как вызов себе. Он заявил, что и "Панатинаикос" и "Олимпиакос" становятся клубами нон-грата для олимпийского стадиона: доступ туда им будет воспрещен. Команды также лишились правительственных субсидий как раз на миллион драхм. Употребил власть и дисциплинарный комитет греческой федерации, наказав "Ионикос" и "все тот же Олимпиакос". Первому из них предстоит провести шесть игр, запланированных как домашние, вдали от Никеи, города, который он представляет, и выплатить штраф в 1 миллион драхм (около 4 тысяч долларов). Второй дисквалифицирован на одну домашнюю игру и оштрафован на 2 миллиона драхм. Кроме того, президент "Ионикоса" Никос Канеллакис отстранен от присутствия на матчах клуба на 4 месяца и вынужден будет лично раскошелиться на полмиллиона драхм. Впрочем, у пострадавших еще будет возможность добиться пересмотра решения дисциплинарной комиссии в апелляционном суде.

Основную тяжесть своего наказания, которое, кстати, в клубе считают незаслуженным, "Ионикос" понес за беспорядки в матче с "Олимпиакосом". Но комиссия учла и инциденты, имевшие место в ходе других матчей, состоявшихся в Никее.

Джентльменство в футболе - то, что в Греции если и есть, то в небольших дозах. Московский "Локомотив", которому предстоит следующей весной окунуться в эту стихию, может успокаивать, правда, то обстоятельство, что АЕК все же в числе главных рассадников беспредела не значится.

Игорь ГОЛЬДЕС