Газета Спорт-Экспресс от 4 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

4 декабря 1997

4 декабря 1997 | Остальные

ФУТБОЛ

2 декабря, в 10.00, в городском суде Волжского (это райцентр Волгоградской области) начался судебный процесс, в котором истцом выступает футбольная команда, требующая выплатить ей 811 миллионов рублей, а ответчиком - администрация города Волжского в лице городского спорткомитета.

СУД В ВОЛЖСКОМ МОЖЕТ ПОХОРОНИТЬ "ТОРПЕДО"

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

из Волжского

ДО СУДА РАНЬШЕ НЕ ДОХОДИЛО

Болельщикам со стажем, возможно, памятно "липецкое дело": в середине 70-х местный "Металлург" был наказан за практику доплат, существовавшую в ту пору повсеместно. Однако "крайней" сделали липецкую команду, которая, пока велось следствие, успела с треском вылететь из первой лиги, а затем и вовсе была расформирована.

Спустя десятилетие много шуму наделало еще одно дело - "череповецкое". Тогда команда "Строитель" из городка в Вологодской области была расформирована, а ее руководителю пришлось отвечать перед судом за взятки судьям.

В последнее время до судов не доходило. Скандалы заканчивались на стадии следствия, дознания: тут два ярких примера - "дела" Овчинникова и Четверика. И вот - суд в Волжском. Причем в роли истцов выступают футболисты и тренеры - такого у нас вообще не было никогда. Пионерами стали семь футболистов и руководителей волжского "Торпедо" образца сезона 1996 года. В январе этого года главный тренер Владимир Дергач, начальник команды Александр Гонтарь, второй тренер Валерий Шереметов, врач Анатолий Сероглазое, тренер-селекционер Сергей Одинцов, администратор Александр Прохоренко и видеооператор Летуновский вместе с игроками Пискуновым, Большаковым, Суетовым, Еременко, Сальниковым, Чумаченко и Беловым подали исковое заявление с требованием выплаты им положенных по контрактам денег. Ответчиком, как вы уже знаете, была названа городская администрация в лице горспорткомитета.

СКАНДАЛА МОГЛО И НЕ БЫТЬ

Волжское "Торпедо" в первой лиге всегда считалось клубом небогатым. Хронические невыплаты, задержки в выдаче зарплаты и премиальных - все это стало едва ли не системой в муниципальном клубе, каким долгое время являлось "Торпедо". Но 29 декабря 1996 года прежнее городское руководство проиграло выборы, и к власти пришли новые люди. Вскоре муниципального клуба "Торпедо" (Волжский) не стало.

Владимир ДЕРГАЧ (ныне главный тренер "Лады-Тольятти-ВАЗ", а тогда главный тренер "Торпедо" Вж):

- Я быстро понял: с новыми "отцами города" у меня нормальной работы не получится. От футбола они были людьми далекими, и перспективы для "Торпедо" я не видел, поэтому и уволился. Уверен: останься у власти прежний мэр и его заместитель, курировавший футбол, - до нынешнего суда дело вряд ли дошло бы, мы бы нашли общий язык, и долги нам бы в итоге выплатили. Но новые власти решили сделать ход конем: сделали вид, будто прежнего клуба вроде и не существовало, а нас выставили "мертвыми душами".

С приходом нового мэра у ФК "Торпедо" поменялся не только статус, но и президент. Прежний - Александр Летуновский (его сын фигурирует в числе истцов), присутствовавший на суде в качестве свидетеля, подал в отставку еще в начале сентября 96-го. Причина - нежелание в уже немолодом возрасте подвергать себя сверхстрессам. Ведь в отношении Летуновского-старшего было возбуждено дело о растрате 100 миллионов рублей.

Владимир ДЕРГАЧ:

- Помимо бюджетного финансирования клуб имел еще один источник дохода - мы занимались коммерческой деятельностью. Получали товар, который можно было сбыть, и на вырученные деньги существовали. Летом 96-го клуб получил партию подшипников, которая была передана бизнесмену из Сочи на реализацию. С тех пор ни денег, ни подшипников. В растрате денег обвинили руководство "Торпедо". Дело сейчас закрыто, но и Летуновскому, и мне это дорого обошлось.

В отношении Дергача, уже уволившегося тогда из "Торпедо", тоже возбудили уголовное дело. Сам он не слишком хочет об этом говорить, но, судя по всему, именно это обстоятельство и позволило заявиться в чемпионат первой лиги "товариществу футбольный клуб "Торпедо" (Волжский)", учрежденному в январе 97-го, но не пожелавшему стать правопреемником своего муниципального тезки. Возглавил этот клуб г-н Долгов, который, согласно решению мартовского заседания КДК, куда тоже обращались Дергач и К°, должен был выплатить истцам деньги. Но не выплатил.

Владимир ДЕРГАЧ:

- Когда подошел срок выплат, тот самый срок, что был назначен ПФЛ, я проявил слабость - не стал настаивать на футбольных санкциях. Сошлись на том, что "Торпедо" доиграет чемпионат, а потом мы как-нибудь полюбовно договоримся. К тому же в ту пору меня еще подозревали в растрате, хотя любой человек, тогда работавший в клубе, может сказать, что я никогда не лез в финансовые вопросы. И сейчас, кстати, горадминистрация считает, что я ей должен 8 миллионов рублей. В моей голове это просто не укладывается. А дело о подшипниках закрыли - сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями ездили в Сочи и разобрались в ситуации. Но грязью меня поливали долго. Дошло до того, что игрокам внушали: Дергач, мол, взял деньги и уехал - он, дескать, всем остался доволен. Тогда как на самом деле у меня во время обыска - было и такое - отобрали первую за полгода зарплату, полученную в Урене, где я начинал этот сезон. Те полтора миллиона да два конфискованных золотых кольца - как бы расчет за мнимую растрату. Сейчас, правда, все вернули. Зато я на этот раз решил идти до конца. Судиться будем до победного. И в городском суде, и в футбольном.

СИТУАЦИЮ ОБОСТРИЛ ГОРОДСКОЙ СПОРТКОМИТЕТ

Скандал, достигший апогея зимой 97-го, начался в августе 96-го, когда городские власти приняли решение направить финансовый поток для нужд команды через спорткомитет, возглавлявшийся тогда г-ном Винокуровым.

Александр ГОНТАРЬ (тогда - начальник "Торпедо" Вж):

- Винокуров сразу сказал и мне, и другим работникам клуба, что мы будем получать зарплату как штатные сотрудники его ведомства. Это - 300 тысяч рублей. Мы, естественно, возмутились: у каждого существовал контракт, в котором все было оговорено - оклады, премиальные.

Владимир ДЕРГАЧ:

- Доходило до смешного. Согласно приказу спорткомитета суточные там равны 22 тысячам рублей. Больше в командировке потратить на питание ты не имеешь права. А во Владивостоке меньше, чем за 100 тысяч, ты в ресторане при гостинице не поешь. Нам приходилось искать какие-то забегаловки, но денег все равно не хватало. Однажды были даже вынуждены занять у соперников...

Спорткомитет, на чьи счета теперь поступали деньги, выдал нынешним истцам зарплату включительно по август, после чего выплаты прекратил. Хотя, как удалось выяснить Дергачу и К°, деньги на нужды команды из городской казны поступали. Косвенно этот факт подтвердила и бухгалтер спорткомитета, вызванная на заседание в качестве свидетеля. Кстати, Винокуров председателем комитета уже не работает - его сменил г-н Кудахтин, на суд не явившийся. Так что выяснить, куда же делись 2,2 миллиарда рублей, выделенные в виде подшипников, судье Доношевской 2 декабря не удалось.

По ее словам, в ходе двухчасового заседания она открыла для себя много нового и решения выносить не стала, перенеся заседание на 23 декабря.

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ - ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕМИАЛЬНЫХ

Так чего же требуют истцы? Каждый из них во время заседания вслух сформулировал суть своих финансовых претензий. Все суммы приведены в рублях.

Начальник команды Гонтарь полагает, что ему должны 23,5 миллиона рублей зарплаты и премиальных еще за 1995 год, 135 миллионов премиальных и 12,5 миллиона зарплаты за 1996 год. Администратор Прохоренко требует вернуть ему 54 миллиона за премии 1996 года. Видеооператор Летуновский хочет отсудить 1 миллион зарплаты и 54 миллиона премиальных за 1996 год. Тренер-селекционер Одинцов настаивает на получении 12 миллионов зарплаты и отпускных, 54 миллионов премиальных. Все это заработано в 1996 году. Тогдашний врач команды Сероглазов желает добиться от суда выплаты ему 237,5 миллиона. Это 50 миллионов зарплаты и премиальных в 95-м, 40 миллионов - подъемные, 135 миллионов - премии и 12,5 миллиона - зарплата плюс отпускные за 1996 год. Главный тренер Дергач полагает, что ему в общей сложности должны 96 миллионов рублей за 1996 год. Являвшийся вторым тренером торпедовцев Шереметов хочет получить 135 миллионов - это премиальные годичной давности.

Игроки на судебном заседании не присутствовали. Многие из них уже давно не играют в "Торпедо". Белов, к примеру, поменял уже два клуба и сейчас тренируется в третьем. Большаков успел побывать в Камышине и вернуться обратно. Сальников и Еременко теперь играют в Тольятти. Многие из игроков написали отказ от своих претензий.

К тому же, по словам Гонтаря, несмотря на проблемы, клуб игрокам основного состава деньги находил - и платил их исправно. Речь, видимо, шла только о премиальных, за которые с кем-то рассчитывались машинами. Или хотя бы обещали авто, получая взамен расписку о выходе "из игры". (Правда, тут не обошлось без подлогов. Так, в суд был представлен контракт Алексея Еременко с дополнениями. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что печать ПФЛ, которой должны быть заверены дополнения, не соответствует уровню документа.)

Александр ГОНТАРЬ:

- В ПФЛ существуют две печати: одна - гербовая для такого рода документов, как контракты или трансферы между клубами, вторая - для того, чтобы отмечать командировки. Вот ею-то и заверены дополнения к контракту Еременко. Это - нарушение.

Как бы там ни было, но представительница городской администрации довольно ловко разбила все доводы истцов. Дело в том, что основополагающим документом, на котором строятся финансовые претензии Дергача и его соратников, является положение о премировании в ФК "Торпедо"-96. Этот документ подписан директором клуба Летуновским и тогдашним заместителем главы администрации города Таубе. Но печатей клуба и мэрии на нем нет.

Александр ГОНТАРЬ:

- Клубную печать изъяли в августе при передаче в спорткомитет. До этого документ находился у мэра города Кононова на согласовании.

Олег ТАУБЕ:

- Согласование документа происходило в присутствии руководителей клуба - Гонтаря и Летуновского, меня и мэра. Устно Кононов дал "добро", утвердив премиальный фонд на сезон-96 в размере 3,5 миллиарда рублей.

Александр ЛЕТУНОВСКИЙ (тогда - президент ФК "Торпедо" Вж):

- Руководство города знало о суммах премиальных, и большой нужды в печати не было. Подписи же стоят, и они не поддельные, что легко проверяется.

Однако у нынешней городской администрации противоположная точка зрения. Представитель ответчика сформулировал ее так: "Клуб был муниципальным предприятием, которое обязано регистрировать . все основополагающие финансовые документы. Положение о премиальных без печати - не документ". К тому Же он же заявил, что истцы не рассказывают всей правды и на деле ими получено больше денег, а Дергач и Гонтарь даже должны казне. Доводов, подтверждающих это заявление, к сожалению, представлено не было.

"ТОРПЕДО", СУДЯ ПО ВСЕМУ, ЖИЛО НЕ ПО СРЕДСТВАМ

Олег Таубе - в 1996 году непосредственный куратор "Торпедо" в городской администрации - показал на суде, что команда постоянно испытывала финансовые проблемы. Не отрицают этого факта и истцы. И пока, несмотря на все попытки противной стороны (начало процесса откладывалось четыре раза), их позиции выглядят привлекательнее. И это несмотря на то, что, по словам Дергача и К°, документы им никто давать не желал, и они добывали их окольными путями. Однако, признавая возможную справедливость претензий Дергача, я не могу не заметить, что клуб явно жил не по средствам. Согласно тому же самому положению о премиях одно набранное очко стоило в Волжском-96 1 миллион рублей для административного состава и 2,5 - для руководителей клуба, тренеров и игроков. То есть победа согласно этим расценкам оценивалась в 1,5 тысячи долларов - деньги для первой лиги солидные. Оклады, правда, были невысокими: от 1 до 3 миллионов рублей.

Для 350-тысячного Волжского это очень много, такие средства найти было попросту негде. Впрочем, и ситуация была безвыходной - согласно требованиям ПФЛ клуб первой лиги обязан иметь годовой бюджет в как минимум 1,5 миллиона долларов. Арифметические подсчеты показывают, что волжане уместили свои расходы примерно в эту сумму.

***

Итак, решение по иску отложено - в суд вызван бывший мэр Кононов. Каким будет исход дела, сейчас не скажет никто: городу, понятно, выплачивать свыше 130 тысяч долларов явно не хочется. Удобнее всего попросту затягивать судебный процесс, ведь, признай суд справедливость претензий истцов, пойдет по миру и волжское "Торпедо" - как ни крути, основной источник финансирования у этого клуба - все-таки городской бюджет.

Тем более что нынешнее шумное дело - не последнее: собираются подать иски со схожими требованиями еще 8 человек. Только уже из "Торпедо"-97.