Газета Спорт-Экспресс от 18 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

19 октября 1997

19 октября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

УЛЬТИМАТУМ МОСЛИ СДЕЛАЛ ШУМАХЕРА ЛИДЕРОМ ЧЕМПИОНАТА

В четверг вечером, как уже сообщал "СЭ", команда вице-чемпиона мира-96 и лидера нынешнего чемпионата Жака Вильнева, "Уильямс-Рено", отозвала из FIA апелляцию, поданную на решение стюардов дисквалифицировать Вильнева на "Гран-при Японии" за проезд на высокой скорости под желтыми флагами. После этого лидером чемпионата автоматически стал двукратный чемпион мира, первый пилот "Феррари" Михаэль Шумахер.

УИЛЬЯМС ПРИШЕЛ К ВЫВОДУ, ЧТО МОСЛИ НЕ ШУТИТ

Фрэнк Уильямс поддался на своеобразный шантаж президента Международной автофедерации Макса Мосли, заявившего накануне в интервью немецкому агентству SID: "Если "Уильямс" не отзовет апелляцию, высока вероятность того, что Вильнев не только лишится двух очков, завоеванных в Японии, но и вынужден будет пропустить финальную гонку в Хересе. Вполне допускаю, что это явится пренеприятнейшим сюрпризом для промоутеров "Формулы-1" (читай - Верни Экклстоуна. - О.Л.), но дело в том, что апелляционный трибунал FIA - абсолютно независимый орган, он принимает решения, руководствуясь лишь правилами. Если же "Уильямс" отзовет протест, то Вильнев лишится только двух очков и сохранит шансы на титул. Я сочувствую Жаку, симпатизирую ему и прекрасно понимаю, что он жаждет всегда ехать так быстро, как возможно, но мне хочется, чтобы он завершил свою карьеру автогонщика живым. К тому же своей безответственной ездой он подвергает опасности не только себя, но и стюардов гонки, и коллег-пилотов, всех, кто вовлечен в "Гран-при" и имеет семьи".

Согласитесь, это было похоже на ультиматум: отзывайте протест - тогда мы лишим Вильнева только двух очков, а не целой гонки в Хересе. Но в тот же вечер из штаб-квартиры FIA в Париже последовало разъяснение: "Все, что было сказано президентом FIA мистером Мосли, имеет своей целью разъяснить, что Международный апелляционный трибунал FIA - совершенно независимый орган. Он состоит из опытных юристов, знающих особенности автоспорта, но не имеющих никакого отношения к автоспорту и никак не связанных ни с одной из сторон, заинтересованных в разборе протеста. Именно поэтому невозможно заранее предсказать, каким будет вердикт трибунала по поводу поданного командой "Уильямс" протеста".

В этом коммюнике содержался явный намек на то, что решение может быть как положительным, так и отрицательным. Но, видимо, Фрэнк Уильямс все же решил не искушать судьбу, придя к справедливому выводу, что из двух зол лучше выбрать меньшее.

"Команда "Уильямс", - говорится в распространенном в Париже коммюнике, - при посредничестве Английского королевского автоклуба (RAC) ходатайствовала перед Международным апелляционным трибуналом FIA об отзыве протеста, поданного на действия стюардов "Гран-при Японии". Ходатайство было удовлетворено. FIA не будет препятствовать этому решению, протест не будет рассматриваться Международным апелляционным трибуналом. Таким образом наказание, наложенное на Жака Вильнева директоратом "Гран-при Японии", вступает в силу."

ШУМАХЕР ПОЧТИ УВЕРЕН, ЧТО УЖЕ ВЫИГРАЛ ЧЕМПИОНАТ

Двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер узнал о решении Фрэнка Уильямса от своего личного пресс-атташе Хайнера Бюхингера в тот момент, когда прибыл в Маранелло на тесты, сообщает Андреа Кремонези из La Gazzetta dello Sport. - Абсолютно не удивлен подобным решением, - сказал Шумахер. - Уже на Сузуке я прекрасно понимал, что в "Уильямсе" предпочтут потерять два очка, но сохранить гонку в Хересе. Было бы высшим идиотизмом проявить в этом вопросе упрямство и тем самым из-за какого-то флага помешать Вильневу сражаться за титул в Испании. Я рад, что не ошибся, потому что хочу выиграть у Вильнева на трассе. Третий титул чемпиона мира, выигранный за столом, меня не интересует.

Позже, давая интервью итальянскому телевидению, Шумахер признался: "Стать чемпионом мира на "Феррари" - все равно что высадиться на Луне".

Короче, немец настроен в высшей степени оптимистично. А вот глава спортивной службы "Феррари" Жан Тодт, когда его спросили, согласен ли он с Ники Лаудой, считающим, что Шумахер уже стал трехкратным чемпионом мира, ответил:

- Нет. Близок к этому - да.

-Как вы отнеслись к тому, что "Уильямс" отозвал протест?

- Понимаем это решение и уважаем его.

-Как вы относитесь к высказываниям технического директора "Уильямса" Патрика Хеда, который уверен, что в сложившейся ситуации (лидерство Шумахера с разницей в очко. - О.Л.) судьба чемпионата будет решена столкновением?

- Мне кажется, Хед слегка потерял голову. Извинить подобные слова можно только этим.

ВИЛЬНЕВ СОБИРАЕТСЯ БЫТЬ В ХЕРЕСЕ ПРЕДЕЛЬНО АГРЕССИВНЫМ

Только от самого, пожалуй, заинтересованного во всей этой истории лица, Жака Вильнева, комментариев по свежим следам дождаться не удалось. После японского уик-энда канадец исчез из поля зрения не только прессы, но и собственной команды.

Еще на Сузуке Фрэнк Уильямс и Патрик Хед объявили, что к суперфиналу в Хересе "Уильямс" намерен готовиться серьезнейшим образом, для чего на автодроме Сильверстоуна запланированы пятидневные тесты с участием всех трех пилотов, Жака Вильнева, Хайнца-Харальда Френтцена и тест-драйвера Жана-Кристофа Буллиона. Тесты начались, как и было запланировано, во вторник, вот только Вильнев на них не появился.

Пино Аллеви из La Gazzetta dello Sport цитирует слова Мики Сало, одного из друзей Вильнева, которые проливают свет на то, в каком психологическом состоянии находится сейчас вице-чемпион мира: "Когда мы улетали из Японии, Жак откровенно признался мне - он чувствует, как земля уплывает у него из-под ног. К "Гран-при Японии" он готовился, как к пустой формальности, намереваясь уже на Сузуке отпраздновать победу в чемпионате мира, а вышло все наоборот. Причем до такой степени наоборот, что он до сих не можете этим свыкнуться. Вильнев не может согласиться с тем, что за столь глупое нарушение он был столь строго наказан! Теперь он, как никогда раньше, намерен в последней гонке в Хересе ехать максимально агрессивно".

А вот выдержки из комментария самого Вильнева, распространенного агентством ICN сразу после "Гран-при Японии":

"Люди делятся на победителей и проигравших. И я, безусловно, хочу и буду принадлежать к победителям, хотя сейчас мое самое большое желание - поскорее забыть уик-энд на Сузуке. Случилось слишком много такого, что было невозможно предсказать. Слишком много такого, что испортило схватку за титул чемпиона мира между мной и Михаэлем Шумахером. Схватку, которая могла стать фантастической!

У меня была мечта. Я хотел выиграть чемпионат уже на Сузуке. С преимуществом в девять очков, которое я имел, это казалось несложным. Поэтому я был настроен весьма оптимистично. В Японию прилетел за неделю до гонки, чтобы как следует акклиматизироваться. В одном из любимых мною баров - я ведь прожил в Токио целый год - я встретил Эдди Ирвина, который прямо сказал, что будет изо всех сил осложнять мне жизнь (добавив, правда, что в этом нет ничего личного). Мне следовало бы не забывать об этом...

"...Дисквалифицирован на гонку" - этому известию в субботу я отказывался верить! Что я могу сказать? В "Формуле-1" я уже научился всегда ожидать худшего. Я прекрасно понимаю, что эти гонки - серьезный бизнес, и не я придумывал для них правила. Но я - один из тех, кому хотелось бы, чтобы "Формула-1", несмотря ни на что, оставалась спортом. Мои два очка, завоеванные на Сузуке, могут превратиться в ничто в ближайшие дни. С этим трудно смириться, но каким бы ни был вердикт FIA, я останусь топ-пилотом "Формулы-1", чья работа - показывать, что можешь, соблюдая этику автогонок, быстро водить машину и выигрывать, что бы ни случилось. Если я сумею это сделать, это будет грандиозной победой!"

В Сильверстоуне на тестах партнер Вильнева Хайнц-Харальд Френтцен так прокомментировал решение FIA: "Я уверен, Жак ответит им как следует. На трассе. Что касается меня, то я хотел бы выиграть последнюю гонку сезона. Это было бы роскошно: я - победитель "Гран-при Европы", Жак - чемпион мира!"

ДО ВИЛЬНЕВА ЖЕРТВАМИ ФЛАГОВ БЫЛИ МЭНСЕЛЛ, СЕННА И ШУМАХЕР

Жак Вильнев - далеко не первый пилот "Формулы-1", оказавшийся под прицелом функционеров FIA. И до него сильнейшие пилоты чемпионатов мира лишались очков и пропускали гонки. 1989 год. Во время "Гран-при Португалии" Найджел Мэнселл ("Феррари") нарушил правила заезда на пит-стоп - затормозив слишком поздно и промахнувшись мимо своего бокса, он вынудил механиков совершать необходимую операцию по смене резины вне регламентированной зоны. После того как англичанин вернулся на трассу, ему вывесили черный флаг - дисквалификация, но Мэнселл, не обращая на этот сигнал никакого внимания, продолжил гонку и спровоцировал аварию Айртона Сенны на "Макларене". После гонки в Эшториле апелляционный трибунал FIA принял решение дисквалифицировать Мэнселла на следующий "Гран-при" - испанский - в Хересе.

1989 год. На "Гран-при Японии" на Сузуке один из двух претендентов на победу в чемпионате мира, Айртон Сенна на "Макларене", столкнулся в повороте с другим претендентом, своим партнером по команде Аленом Простом. Француз заглох, а бразилец с посторонней помощью сумел завести машину, вернулся на трассу, срезав при этом поворот, и выиграл гонку. После финиша "Гран-при Японии" Сенна был лишен победы за эти два нарушения - постороннюю помощь и срезку, оштрафован FIA на 250 000 долларов и подвергнут так называемому отложенному штрафу "один/четыре". Титул чемпиона мира достался Просту.

1994 год. На прогревочном круге "Гран-при Великобритании" Михаэль Шумахер на "Бенеттоне" обогнал обладателя поул-позишн Дэмона Хилла на "Уильямсе". Стюарды приняли решение подвергнуть Шумахера штрафной остановке в боксах, но "Бенеттон" не дал своему пилоту команды заезжать на пит-лайн. Директор гонки вывесил черный флаг - дисквалификация. Шумахер его игнорировал, финишировав на 2-м месте. Апелляционный трибунал FIA отклонил протест "Бенеттона" и дисквалифицировал немца на два "Гран-при", лишив его очков, завоеванных в Сильверстоуне. На "Гран-при Бельгии" того же года Шумахер, выигравший гонку, был так же дисквалифицирован за то, что аэродинамическая плата под днищем его "Бенеттона" оказалась тоньше нормы.

1997 год. Во время "Гран-при Бельгии" проба топлива, взятая из бака "Макларена" Мики Хаккинена, оказалась несоответствующей образцу. Стюарды приняли решение выпустить занявшего в квалификации 5-е место финна с последней линии стартового поля. "Макларен" подал протест, и Хаккинен стартовал пятым. Через несколько дней после гонки апелляционный трибунал FIA счел протест неправомерным, и финн был дисквалифицирован и лишен очков за 3-е место.

1997 .год. В Австрии, на "А1 ринге" после вылета с трассы Йоса Ферстаппена на "Тиррелле" были вывешены желтые флаги, запрещающие обгоны. И именно в этот момент Михаэль Шумахер на "Феррари" обогнал Хайнца-Харальда Френтцена на "Уильямсе" и вышел на 3-е место. Позже стюарды приняли решение остановить двукратного чемпиона мира в боксах на 10-секундный штраф "стоп-энд-гоу". После этой остановки Шумахер вернулся на трассу 9-м, а потом с трудом сумел завоевать очко.

"ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ": ОТ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ ВИЛЬНЕВА ВЫИГРАЛИ ШУМАХЕР, АЛЕЗИ И ХЕРБЕРТ

Хотя лидер сменился, судьба титула пока не решена. Вильневу для того чтобы стать таки чемпионом мира, необходимо 26 октября в Хересе финишировать лишь на одно очко впереди Шумахера. Тогда счет сравняется, но по наибольшему количеству побед корона достанется канадцу. А вот "Уильямс", пусть и потерял два японских очка, Кубок конструкторов сохранил, ибо даже если эта команда не наберет на "Гран-при Европы" ни одного очка, а "Феррари" сделает дубль и получит их сразу 16, "Уильямс" останется впереди с разницей в 2 очка.

48-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". "Гран-при Японии". Автодром Сузука. 310,582 км (53 круга по 5864 м). 1 . Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - 1:29.48,446 (средняя скорость 310,596 км/ч). 2. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Уильямс-Рено") - отставание 1,378. 3. Эдди Ирвин (Ирландия, "Феррари") - 26,384. 4. Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 27,129. 5. Жан Алези (Франция, "Бенеттон-Рено") - 40,403. 6. Джонни Херберт (Великобритания, "Заубер-Петронас") - 41,630.

Чемпионат мира. 1. Шумахер - 78 очков. 2. Жак Вильнев (Канада, "Уильямс-Рено") - 77. 3. Френтцен - 41. 4. Алези - 36. 5. Дэвид Култхард (Великобритания, "Макларен-Мерседес") - 30. 6. Герхард Бергер (Австрия, "Бенеттон-Рено") - 24.7. Ирвин - 22. 8. Джанкарло Физикелла (Италия, "Джордан-Пежо") - 20. 9. Хаккинен - 17. 10. Оливье Панис (Франция, "Прост-Мюген/Хонда") - 16. 11. Херберт - 15. 12. Ральф Шумахер (Германия, "Джордан-Пежо") - 13. 13. Дэмон Хилл (Великобритания, "Эрроуз-Ямаха") - 7. 14. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Стюарт-Форд") - 6. 15. Александр Вурц (Австрия, "Бенеттон-Рено") - 4.16. Ярно Трулли (Италия, "Прост-Мюген/Хонда") - 3.17-19. Мика Сало (Финляндия, "Тиррелл-Форд"), Синдзи Накано (Япония, "Прост Мюген/Хонда") и Педро Паулу Диниц (Бразилия, "Эрроуз-Ямаха") - по 2. 20. Никола Ларини (Италия, "Заубер-Петронас") - 1.

Кубок конструкторов. 1. Уильямс - 118. 2. Феррари - 100. 3. Бенетгон - 64. 4. Макларен - 47. 5. Джордан - 33. 6. Прост - 21. 7. Заубер - 16. 8. Эрроуз - 9. 9. Стюарт - 6. 10. Тиррелл - 2.

Ольга ЛИНДЕ