Газета Спорт-Экспресс от 19 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

19 августа 1997

19 августа 1997 | Хоккей

ХОККЕЙ

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КУБКА СТЭНЛИ В МОСКВЕ

Всеволод КУКУШКИН

из Москвы

Самый почетный и одновременно один из самых старых в мире спортивных трофеев - Кубок Стэнли впервые за свою столетнюю историю совершил путешествие в Россию. Он прибыл в Шереметьево-2 дождливым утром в субботу рейсом авиакомпании Delta из Нью-Йорка, и встречали серебряную чашу на высоком пьедестале трое его нынешних обладателей - Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Вячеслав Козлов, а вместе с ними многочисленный отряд корреспондентов, которые создали немало хлопот руководителям аэропорта и офицерам погранслужбы. Такой большой интерес, по словам пограничников, не вызывали даже кинозвезды, прилетавшие не так давно на кинофестиваль в Москву.

Моя точка наблюдения была возле окна у телескопического трапа, по которому выходили пассажиры... Наконец появились первый вице-президент НХЛ Стив Соломон и шеф безопасности лиги Дэннис Канингхэм.

- Сейчас все будет в порядке, сказал Соломон, указывая на открытый грузовой люк в хвостовой части самолета. - Вон он по транспортеру спускается...

По ленте транспортера спускался серый ящик внушительных размеров...

Увидев репортеров, пассажиры живо начали интересоваться, в чем дело, и дальше пошли традиционные американские восторги по поводу того, что они летели и не знали, что летят вместе с Кубком. На борту были двое детройтцев, которые не смогли видеть трофей даже у себя дома! Пассажиры выходили по традиционному трапу, но к самолету подогнали сбоку еще и аэрофлотовский трап допотопных времен, который, впрочем, не вышел из употребления и вполне годился для торжественных встреч. Под усиливавшимся дождем Вячеслав Фетисов и Вячеслав Козлов вынесли Кубок на трап, и фоторепортеры начали съемку с балкона. Игорь Ларионов, которого искали чуть не по всему аэропорту, оказывается, в этот момент выбирался из автомобильной пробки на Ленинградском шоссе и поспел лишь к началу небольшой пресс-конференции.

Первые слова бывают обычно самыми искренними.

- Я ночь не спал, нервничал по поводу того, как это все будет происходить, как такое событие свершится, - признался Фетисов. - Мы рады, что смогли первыми привезти Кубок на нашу землю, где выросли и начинали свой путь в хоккее.

- У Кубка Стэнли есть очень хорошая традиция - по своему статусу он принадлежит команде-победительнице и каждый игрок имеет право подержать его у себя дома некоторое время. Это справедливо - ведь игроки отдают столько сил для победы, - сказал Соломон.

...Пока шла пресс-конференция, чуть в стороне представитель Зала хоккейной славы Фил Притчард обсуждал возможные проблемы с Евгением Гулинским, отвечающим за безопасность пребывания Кубка в Москве. По правилам, Кубок в ящике, ключ от которого хранится у Притчарда, должен ночевать в его гостиничном номере. Но у наших специалистов уже есть опыт обращения с ценными трофеями, стоимость которых определяется не весом серебра, а их исторической ценностью, - в частности, с Кубком Дэвиса, который дважды был в Москве. Они предложили Притчарду выспаться, а Кубок оставить на хранение в специальной комнате, при этом он, разумеется, мог лично убедиться, что серебряная чаша находится в абсолютно надежном месте. "По секрету" мне сказали, что он будет ночевать в оружейной комнате одной из московских спецслужб.

Из Шереметьева путь Кубка лежал во Дворец спорта ЦСКА, откуда все три хоккеиста начали свой путь к славе и откуда они и уехали в НХЛ. И опять были речи, были искренние слова, обращенные как к хоккеистам из ЦСКА Александра Волчкова, так и к болельщикам, пришедшим на стадион. После торжественной части желающие могли сфотографироваться рядом с трофеем.

Когда ажиотаж первых минут схлынул, канадские и американские корреспонденты вместе с продюсерами телевидения начали искать во Дворце Виктора Тихонова. Увы, его имя обладатели Кубка не упоминали, а на катке его не нашли...

Приезд Кубка Стэнли в любой город в Северной Америке - событие, он, наверно, обладает каким-то особым магнетизмом, привлекая к себе людей. И в Москве эффект присутствия Кубка был таким же. Эту чашу обнимали, как девушку, носили на руках, с ней фотографировались и поодиночке, и вместе с хоккеистами.

На пресс-конференции в Олимпийском комитете кто-то вспомнил, что в мире всего три хоккеиста, которые имеют полный бант наград - золотые медали Олимпиады, чемпиона мира и звание обладателя Кубка Стэнли. Это Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов и Валерий Каменский...

Временный Поверенный в делах США в России Джон Таффт поделился интересным наблюдением. "Вы видите, - сказал он, - чего могут достичь, объединив свои усилия, прекрасные парни из США, Канады и России, когда они в одной команде". Таффта, правда, тут же поправили - он забыл о шведах и финнах. Кстати, после России трофей отправляется как раз в Скандинавию.

Наутро в воскресенье Кубок повезли на Васильевский спуск и неподалеку от собора Василия Блаженного в машине снова протерли специальным составом, чтобы он сверкал даже в по-настоящему осенний день. Большого стечения народа по началу не было, но только до поры до времени... В начале двенадцатого приехали хоккеисты, надели свои детройтские свитера (профессионалы - они во всем профессионалы и не могут себе позволить небрежности даже в одежде) и, взяв Кубок так же, как они делали это в первое мгновение после четвертой победы над "Филадельфией" в финале плей-офф, пошли по Красной площади. И вот тут-то началось - группки экскурсантов вдруг стали отворачиваться от своих гидов, кто-то узнал Кубок и побежал к ребятам, стоило одному попросить, можно ли сняться вместе с Кубком, как тут же образовалась очередь. В конце концов возникло ощущение какой-то всеобщей эйфории. Милиционеры были доброжелательны и не было никаких "нельзя", стражи порядка и сами фотографировались у трофея и даже давали интервью многочисленным теле- и просто репортерам.

После экскурсии по Красной площади трофей немного "отдохнул" и отправился в Сокольники, на встречу с хоккейными болельщиками, которые пришли на первый матч Кубка "Спартака".

А пока Кубок отдыхал, деловую встречу провели президент Федерации хоккея России Александр Стеблин и Стив Соломон. Тем для обсуждения могло бы быть и больше, но внимание уделили главной - олимпийской. Оба партнера выразили уверенность в том, что на Олимпиаде должны быть все сильнейшие хоккеисты, при этом оговорили, что последнее слово будет все-таки за тренерами. Руководство НХЛ, которое пошло на 16-дневный перерыв в календаре, заинтересовано, чтобы в Нагано приехали самые знаменитые игроки. В свою очередь, Стеблин заверил, что приглашения "рассмотреть возможность своего участия в Олимпийских играх" направлены свыше сорока хоккеистам-россиянам, и если кто-то их не получил по каким-то причинам, то они будут вручены им в Москве в ближайшие дни.

Это относится в первую очередь к Игорю Ларионову и Вячеславу Фетисову.

- Сегодня я увидел, как любят хоккей в России, какой большой энтузиазм вызывает прибытие Кубка и твердо решил, что мы должны разработать совместную программу действий, - подчеркнул Соломон, чье слово имеет большое значение при определении политики НХЛ.

...А в Сокольниках Кубок после более чем двухмесячной паузы вновь на льду, на сей раз он принял участие в торжественном церемониале открытия турнира. Мэр Москвы Юрий Лужков получил в подарок от хоккеистов свитер Фетисова со вторым номером на спине...

За кулисами в Кубок налили шампанское - по старой традиции, заведенной еще прошлыми поколениями, и Лужков с Ларионовым - "на брудершафт" - сделали из него по доброму глотку. Сфотографировались возле Кубка Стэнли и два "футбольных" человека, которые в прошлом были связаны с хоккеем, - генеральный секретарь ФИФА Зепп Блаттер, когда-то бывший генеральным секретарем Федерации хоккея Швейцарии, и президент российского футбольного союза Вячеслав Колосков, защитивший кандидатскую диссертацию в ГЦОЛИФКе именно по хоккейной тематике, а затем бывший начальником Управления хоккея в Спорткомитете СССР.

Я не знаю, во сколько лег спать в ночь с воскресенья на понедельник Фил Притчард, сопровождавший трофей и не отходивший от него почти ни на шаг. Серебряная чаша изрядно попутешествовала по Москве, и Притчард, конечно же, безумно устал.

В понедельник Кубок с утра отдыхал, затем "заехал" в посольство США - все-таки Детройт находится в этой стране и среди сотрудников представительства немало хоккейных болельщиков, а вечером его отвезли в Лужники на футбольный матч сборных России и сборной мира.

Ну а сегодня Кубок совершит поездку на родину многих великих хоккеистов - в Воскресенск, где ему также готовят торжественную встречу.