Газета Спорт-Экспресс от 12 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

12 июля 1997

12 июля 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЗАВТРА - ДЕВЯТЫЙ ЭТАП

Девятый этап. "Гран-при Великобритании"

13 июля. Сильверстоун. 308,400 км (60 кругов по 5140 м). Находится в 48 км северо-восточнее Оксфорда. Рекорд круга в квалификации: 1.26,875 (210,177 км/ч) - Дэмон ХИЛЛ (Великобритания, "Уильямс-Рено"). Рекорд круга в гонке: 1.29,288 (204,497 км/ч) - Жак ВИЛЬНЕВ (Канада, "Уильямс-Рено").

Сильверстоун - место для "Формулы-1" особенное. Именно здесь 13 мая 1950 года прошел самый первый "Гран-при" самого первого официального чемпионата. И с тех пор не было сезона, в календаре которого отсутствовал бы "Гран-при Великобритании" в Сильверстоуне. Английский этап никогда не отличался спокойным характером. Не предвидится спокойствия и нынче. Напомним, что на экваторе 48-го чемпионата лидерство в обеих формулических номинациях - чемпионате мира и Кубке конструкторов - захватила итальянская "Феррари". А где пытаться отыграться английской команде "Уильямс", какие в Англии! Шансы сторон выглядят примерно равными: лидер чемпионата Михаэль Шумахер имеет психологическое преимущество, но в отличие от вице-лидера Жака Вильнева он ни разу не выигрывал британского "Гран-при". Гонщики "Феррари" и "Уильямса" побеждали в Сильверстоуне по 9 раз, но если "Феррари" в последний раз раньше всех пересекала линию финиша в 1990 году (Ален Прост) и львиная доля ее побед здесь приходится на зарю чемпионатов мира, то "Уильямс" за последние 10 лет выигрывал здесь 6 раз, причем 5 из этих побед одержаны в последние 7 лет.

Рон ДЕННИС

С ХАККИНЕНОМ И КУЛТХАРДОМ ГРЕХ МЕЧТАТЬ О КОМ-ТО ЕЩЕ

Не только гонщики "Феррари" и "Уильямса", двух главных действующих лиц нынешнего чемпионата, имеют на своем счету рекордное число побед в "Гран-при Великобритании". Столько же раз - 9 - первыми в Сильверстоуне финишировали пилоты команды "Макларен", познавшей громкую славу, а ныне изо всех сил пытающуюся вернуться на лидирующие позиции в "Формуле-1". Вполне возможно, что первый прорыв конюшни Рона Денниса, эксклюзивное интервью с которым предоставлено "СЭ" агентством МИК, произойдет именно в этот уик-энд в Сильверстоуне. Ведь именно пилот "Макларена" Мика Хаккинен показал на тестах недельной давности в Сильверстоуне абсолютно лучший результат, оставив за спиной и двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера, и вице-чемпиона мира-96 Жака Вильнева.

- Мистер Деннис, две недели назад во Франции пилоты "Макларена" демонстрировали неплохую форму, и лишь досадное недоразумение не позволило им закончить гонку с зачетными очками.

- Мы разработали правильную стратегию на гонку, и Дэвид Култхард вполне мог покинуть Францию с неплохими очками, если бы не маневр Жана Алези, который вытолкнул его на полосу безопасности и таким образом отнял законное четвертое место.

-А что случилось во Франции с Микой Хаккиненом?

- Его проблемы с двигателем - та цена, которую приходится платить за форсирование программы развития. Тем не менее, иные темпы работы и иная скорость внедрения наших разработок не дадут команде того результата, к которому мы все стремимся и к которому, я уверен, мы уже близки.

-Какой из моментов вашей долгой жизни в "Формуле-1" вы считаете самым лучшим?

- Возможно, это победа Култхарда на "Гран-при Австралии" нынешнего года (прервавшая трехлетнюю серию из полусотни безвыигрышных гонок - до Култхарда тоже в Австралии, но осенью 1993 года, успех "Макларену" принес Айртон Сенна. - "СЭ"). Мне действительно посчастливилось пережить несколько великих моментов, но Мельбурн - нечто особенное, незабываемое.

-С кем из гонщиков за всю вашу карьеру у вас было наилучшее взаимопонимание?

- С Айртоном Сенной у меня были наиболее близкие отношения. Айртон - личность совершенно уникальная, чрезвычайно цельная, целеустремленная... Он был тем гонщиком, про которого я могу сказать: это мой очень хороший друг.

-На какой из трасс чемпионата мира "Макларен" чувствует себя наилучшим образом?

- Спа, Монца, Хоккенхайм, возможно, Сильверстоун - вот автодромы, на которых "Макларен" должен быть очень силен, способен реализовать свой потенциал. Разумеется, мы и на других трассах стараемся изо всех сил. Если бы остальные команды на какой-то момент приостановили прогресс своих машин, то, уверен, "Макларен" выиграл бы несколько гонок кряду. Но в "Формуле-1", увы, так не бывает. Здесь никто не останавливается по полпути.

-Что вы думаете о МР4/12 - нынешней вашей машине и о ваших нынешних гонщиках?

- После Михаэля Шумахера - очень специфического гонщика, выделяющегося среди прочих, идут примерно шесть пилотов, способных побеждать, дай им лучшую машину. Пилоты "Макларена" - из их числа. Вопрос в том, достаточно ли хороша для побед наша машина. На некоторых трассах достаточно хороша, что мы доказали в Мельбурне. Вы спросите, насколько хорошо шасси, а насколько - мотор. Мы не отделяем их друг от друга. Потому что, даже если бы у команды была лучшая машина, мы все равно хотели бы ее еще улучшить, а если бы был лучший мотор, нам хотелось бы еще лучшего. В подготовке двигателя мы сейчас очень близки к цели. А удачная комбинация шасси - мотор даст возможность выигрывать гонки уже в этом году.

-Какова атмосфера в команде, принимая во внимание, что кривая успеха после Мельбурна пошла под уклон?

- Не забывайте, что совсем недавно мы фактически были очень близки к победе. Но те проблемы, с которыми мы столкнулись, например, в Канаде, - совершенно нормальная вещь. В автогонках иногда возникают непредвиденные ситуации. Нам не повезло. Но, с точки зрения конкурентоспособности, мы очень сильны и уже дважды в этом году продемонстрировали способность выигрывать гонки. Именно поэтому с мотивацией в "Макларене" все о'кей.

-Будут ли Култхард и Хаккинен пилотами "Макларена" и в будущем году? И насколько сильно на процесс выбора гонщиков влияет национальная принадлежность? Ходят слухи, что ваши партнеры из "Мерседеса" во что бы то ни стало хотят видеть в команде немца.

- Национальность реально не влияет на выбор. Мы просто хотим иметь в своем распоряжении лучших из имеющихся гонщиков. В этом заключается сложность принятия подобных решений. Я имею в виду, что, если посмотреть с одной точки зрения, пилот может быть хорош, если с другой - несколько похуже. Возьмем, к примеру, Физикеллу. Извечная проблема молодых: блестящая квалификация и одновременно с этим большая нестабильность в гонке. Кстати, стабильностью в избытке обладает Дэвид Култхард. Он очень хороший гонщик. Как и Мика. Так о каких же новых гонщиках можно говорить?

-Что вы думаете о возможности проведения гонок в восточноевропейских странах?

- На мой взгляд, это возможно. Правда, сейчас к странам, желающим пригласить к себе "Формулу-1", предъявляются очень большие требования. "Формула-1" - слишком дорогой вид спорта, поэтому увеличить количество гонок без увеличения притока денег спонсоров просто невозможно. Иначе коммерческий эффект будет отрицательным. Именно поэтому большинство команд не хочет, чтобы чемпионат становился чрезмерно раздутым (сейчас ходят слухи о том, что с будущего года, если не с нынешнего, в программе будет 18 "Гран-при" вместо привычных 16. - "СЭ"), - они не найдут денег на проведение слишком длинного чемпионата. Ведь команде нужно не только как-то существовать, но и приносить прибыль.

-Что, по вашему мнению, должно случиться для того, чтобы в один прекрасный день стало возможным вернуть "Формулу-1" в Америку?

- Я думаю, чтобы провести сейчас американский "Гран-при", надо купить там в складчину трек. Когда "Формула- 1" проводилась в Америке, то каждый раз - будь то "Гран-при" в Фениксе, Далласе, Детройте или Лас-Вегасе - как только контракт заканчивался и мы были готовы подписать следующий, появлялись представители CART и сбивали цену процентов на 50, потому что им ведь не надо совершать этот сумасшедший трансокеанский перелет из Европы в Америку. Именно поэтому "Формула-1" гораздо дороже гонок CART. Подобная история случалась пять раз за последние 20 лет. Но больше наступать на одни и те же грабли невозможно. Поэтому иметь постоянный "Гран-при" в Америке можно лишь при условии полного контроля над одной из трасс. И еще вот что хотел бы отметить. Каждый чисто американский вид спорта преподносится там как нечто уникальное, поднимается на небывалую высоту. У них есть всего несколько видов спорта, которые пришли туда извне. Я думаю, они не любят "привозные" виды спорта. Вот и футбол никогда не станет там очень популярным из-за того, что это не исконно американский вид. Они считают, что все, не рожденное в Америке, не может быть хорошим.

-Что скажете о возможном 18-м "Гран-при" в Эшториле?

- Я не думаю, что его удастся провести - это противоречит соглашению. Да и команды вряд ли примут эту идею с интересом, потому что и 16 гонок - вполне достаточно. А у нас их в этом году уже 17! Этого, надеюсь, хватит, чтобы выявить и чемпиона мира, и обладателя Кубка конструкторов.

Материалы подготовили

Ольга ЛИНДЕ и Лина ХОЛИНА