Газета Спорт-Экспресс от 21 января 1997 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

21 января 1997

21 января 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

ПЕЛЕ В МОСКВЕ

Я хотел назвать эту заметку "Король в Москве" по аналогии с известным фильмом Чарли Чаплина. Действительно, король изволил пожаловать в Москву, и случилось это в воскресенье вечером, 19 января. Как снег в июне или как гроза в январе.

Парадоксально, но факт: в аэропорту Пеле не встречал никто из правительственных или спортивных чиновников. А ведь приехал не просто великий спортсмен, не только обожаемый всем миром король футбола, а вдобавок еще и министр, да к тому же не простой, а чрезвычайный. Именно так называется его должность в бразильском правительстве - чрезвычайный министр по спорту. И она была создана два года назад специально для него.

Впрочем, приехал Пеле в Москву не как министр и не как король, а как частное лицо - в качестве представителя бразильской фирмы, выпускающей растворимый кофе, названный его именем, чтобы россиянам этот кофе представить. Наверное, многие читатели "СЭ" уже видели рекламный ролик: наслаждаясь чашечкой горячего кофе, король утверждает, что это лучший сорт в мире. Хотите верьте, хотите нет. Мне лично этот сорт очень нравится. Тем более что тридцать один год назад я присутствовал в бразильском городке Лондрине при отправке первой партии кофе "Касике" в Советский Союз.

Тут возникает вопрос: как это так - министр, да еще и чрезвычайный, в роли рекламного агента?! Такое позволительно только Пеле. Такое возможно только в Бразилии. Да теперь, пожалуй, и в России.

Пеле в третий раз в Москве. Впервые приехал в 1965 году, чтобы в составе Бразилии разгромить сборную СССР (3:0), во второй раз - в 1988 году, чтобы вместе с Майком Тайсоне м открыть первый в России гольф-клуб в Нахабине.

Прибытие короля не обошлось без инцидента: два его чемодана не были обнаружены при выгрузке багажа. И настроение королевской четы (Пеле приехал со своей новой супругой Ассирией Лемос, которая три месяца назад родила ему двойню) было слегка подпорчено. Однако вскоре выяснилось, что службы Шереметьева тут не виноваты: чемоданы застряли на пересадке во Франкфурте и были доставлены следующим рейсом спустя три часа, когда Пеле наслаждался в баре гостиницы "Балчуг" отличной, как он сообщил нам, семгой.

А самый эмоциональный момент произошел в тот миг, когда к Пеле приблизился с просьбой об автографе некто Николай Худобин: скромный житель украинского Луганска, который вот уже более четверти века, то есть всю свою сознательную жизнь, посвятил Пеле - собрал уникальный и, кажется, единственный в мире личный музей короля, где хранятся его автографы, медали, марки, портреты. И ни разу собиратель и хранитель музея не видел Пеле "живьем". И вот - сбылось! В Шереметьеве он не смог сдержать слез, когда Пеле обнял его и щедро одарил автографами.

Вообще уже в первые часы своего пребывания в Москве бразилец трудился по-королевски: дал свою пресс-конференцию в салоне-VIP, ряд эксклюзивных интервью. Из аэропорта, когда стало ясно, что чемоданов пока не видать, королевскую чету вместе с вице-президентом компании Pele Sports & Marketing Элио Вианной автор этих строк доставил в отель на шикарном лимузине, зафрахтованном принимающей стороной - компанией "Видео Интернэшнл". Королева Ассирия Лемос весь путь до "Балчуга" проспала на плече супруга, который тем временем демонстрировал замечательную выносливость: шутил, смеялся, интересовался нашими российскими делами. А когда после ужина Ассирия отправилась отдыхать в свой номер-люкс, Пеле совсем раскрепостился, расправил плечи и принялся тщательным образом анализировать женский состав посетителей кафе, обращая особое внимание на блондинок. Судя по всему, именно они являются его давней слабостью: насколько мне помнится, подавляющее большинство его подруг в перерыве между двумя браками были блондинками.

Ну а если о делах, то из рассказанного Пеле в первых интервью складывается такая картина. Он пока не претендует ни на какие высокие посты, хотя ему предложили выдвинуть свою кандидатуру на пост президента ФИФА после объявленной Авеланжем отставки в 1998 году, и среди тех, кто обещал Пеле свою поддержку, значится множество федераций Европы и Африки, не говоря уже об Америке, а также такие фигуры, как Франц Беккенбауэр. Пеле не хочет даже обсуждать такой вариант: "Я сейчас - министр, и мне эта работа нравится". И главную свою задачу на посту министра он видит в том, чтобы сделать спорт в Бразилии не элитарным, как это было до сих пор, а превратить его в любимое занятие и основное времяпрепровождение для простого народа.

Игорь ФЕСУНЕНКО