Газета Спорт-Экспресс от 16 ноября 1996 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

16 ноября 1996

16 ноября 1996 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

УЖ ЛУЧШЕ ФАРМ-КЛУБ, ЧЕМ ШВЕДСКАЯ СКУКА

В круговерти событий начала сезона переезд Вячеслава Буцаева из Америки в Швецию оказался малозаметен, хотя в иное время стал бы сенсацией. Но тренеры сборной, разумеется, не оставили его без внимания. Они вызвали Буцаева на первый же турнир и даже назначили капитаном команды.

-Как получилось, что вы оказались в Швеции?

- Очень просто. Прошлый сезон я провел в "Анахайме". Но за "Майти Дакс" сыграл всего семь матчей - подменял травмированных, а в основном играл в фарм-клубе. Весной у меня контракт закончился...

-А что у вас был за контракт?

- Двусторонний сроком на год. То есть фактически это был контракт не с основной командой, а с фарм-клубом. И когда он истек, я начал собираться в Москву. Хотел вернуться в ЦСКА. Однако агент нашел мне, как казалось, хорошее предложение из Швеции.

-Почему вы предпочли "Седертелье" ЦСКА, можно не спрашивать?

- Нет, дело не в деньгах и не в лучших условиях жизни. Просто я еще надеюсь вернуться в НХЛ. А мне кажется, что в Европе себя легче проявить, чем в России. Шведской и финской лигам, на мой взгляд, менеджеры и скауты американских и канадских клубов уделяют больше внимания.

-Вы планируете провести в "Седертелье" весь этот сезон?

- Я уже попросил агента подыскать какой-нибудь другой клуб - мне не нравится играть в "Седертелье". До того, как я сюда приехал, у меня было более высокое мнение об уровне шведского клубного хоккея. Правда, Илья Бякин, который здесь выступает не первый год, предупреждал меня, что хоккей в Швеции не ахти какой боевой - все стараются играть медленно и просто. Но действительность оказалась еще хуже.

-Ваше недовольство не связано с какими-то финансовыми проблемами в клубе?

- Нет, своим нынешним материальным положением я доволен. Но я хочу играть и хорошо зарабатывать не только сейчас, но и в будущем. А для этого нужно по меньшей мере не терять того, что я сейчас умею, нужно постоянно поддерживать квалификацию. Шведский хоккей этому никак не способствует. "Седертелье" постоянно проигрывает, но никто в команде даже не пытается настроиться на борьбу, тренеры делят матчи на те, в которых можно победить и в которых нельзя... А одному в шведском чемпионате биться очень тяжело. Кроме того, шведы очень консервативны, они привыкли к своей игровой системе и отступать от нее, перестраиваться не хотят.

-Вы не вписываетесь в эту систему?

- До поры до времени вписывался, но в последнее время у меня, скажем так, испортились отношения с тренером команды.

-А кто он у вас?

- Матс Далин. Он сам когда-то играл в НХЛ, в основном в четвертых тройках - так называемых чекинг-лайн. Был игроком среднего уровня. Ни в НХЛовском хоккее, ни в шведском у него серьезных достижений нет. Тренировки у нас очень примитивные, не уделяется должного внимания ни тактике, ни технике. Я попытался с ним поговорить. Спросил, почему мы не можем играть более разнообразно. Он заявил: "У нас для этого недостаточно хороших исполнителей". А я не хочу играть в слабой команде - очень быстро можно самому стать плохим хоккеистом. И пока не поздно, постараюсь найти что-нибудь более интересное.

-К вам лично у Далина какие-то претензии есть?

- К иностранцам претензии, когда команда проигрывает, есть всегда. Но смешно, по-моему, объяснять причину поражения ошибками одного-двух игроков.

-А в целом вам нравится шведский стиль хоккея?

- Нет. Шведы действительно играют медленно и предпочитают не созидать, а выжидать, когда соперник допустит ошибку. Мне больше по душе канадский хоккей. Он более живой, агрессивный, интересный и, несомненно, ближе по духу российскому.

-А как насчет жесткости в шведской лиге?

- Хоккей в Швеции не жесткий, а грязный - очень много зацепов, задержек. Шведы физически обычно сильны, но у них чаще всего нет характера. Как только дело доходит до принципиальных столкновений, до драк, они обычно пасуют. Бывает, достаточно в самом начале матча сыграть жестко - и тебя будут объезжать стороной. Могу рассказать полуанекдотичную историю. Мы принимали участие в турнире в Лугано, где играл "Дюссельдорф". Так некоторые молодые игроки, увидев в составе немецкого клуба Сергея Сорокина, прибежали ко мне чуть ли ни в панике и принялись расспрашивать: а что, он действительно может ударить? В свое время Сергей наделал шуму в Швеции, перебив там пол-лиги. И когда он в самом начале матча пару раз очень жестко встретил кого-то из наших нападающих, команда сразу хвост поджала - мы проиграли практически без боя. Не буду утверждать, что все шведские хоккеисты трусы, но я много раз убеждался в том, что очень многие из них легко уступают в жесткой борьбе.

-А как же шведы играют в НХЛ?

- Играют те, у кого есть мастерство. Но я ни разу не видел, чтобы в НХЛ кто-то из них подрался.

-А в шведской лиге вам уже приходилось драться?

- Да, пару раз было. Мы проигрывали с крупным счетом, а соперник откровенно грубил. О нас просто вытирали ноги, а партнеры и не пытались что-то изменить, хотя можно было по крайней мере постараться навязать силовую борьбу, показать, что мы не мальчики для битья. И я просто не имел права не ответить на грубость.

-Какие-то предложения от других клубов у вас уже есть?

- Пока нет. Может быть, вернусь в Россию. Но, повторю, я хотел бы, что бы мой будущий клуб был более высокого уровня, нежели "Седертелье". И не важно, в какой лиге он будет играть. Я, кстати, считаю, что даже в фарм-клубах за океаном уровень хоккея выше, чем в Швеции. В ней, на мой взгляд, есть лишь две-три команды, которые могут сравниться по подбору игроков с американскими. Например, "Мальме", в составе которого есть шесть приличных хоккеистов - Илья Бякин и пять игроков финской сборной. Но эта команда в чемпионате не может показать все, на что способна, из-за той самой шведской консервативности в тактике.

-Значит, если бы вам сейчас предложили вернуться в фарм-клуб какой-нибудь НХЛовской команды, вы бы согласились?

- Скорее всего да. Уровень хоккея, как я уже сказал, там достаточно высок. После неудачного сезона в "Сан-Хосе", когда я практически все время сидел на скамейке запасных, фарм-клуб "Анахайма" помог мне вернуть уверенность в своих силах, я снова почувствовал себя игроком.

-Вы - эмоциональный человек?

- Да. Но не в этом дело. Любому игроку нужна уверенность в своих силах. Среди своих коллег я почти не встречал абсолютно невозмутимых людей. Поверьте, неудачи тяжело переживают все.

-Шведские клубы богаче североамериканских?

- Если вы имеете в виду зарплату хоккеистов, то здесь есть ребята - в основном бывшие НХЛовцы и кандидаты в сборную, которые получают больше, чем игроки команд АХЛ, ИХЛ и других низших лиг. У меня, например, контракт здесь выше, чем был в фарм-клубе "Анахайма", хотя с НХЛ, естественно, сравнивать нельзя. Рядовые же игроки в Швеции получают немного. Профессионалов тут ведь обычно в командах очень мало. У нас в "Седертелье", например, всего два - я и вратарь, канадец Кей Уитмор, который, кстати, играл в свое время за "Ванкувер". Остальные вынуждены подрабатывать. Как? В нашем городе с работой проблем нет - в Седертелье заводы известной компании по производству грузовиков "Скания", и в команде многие как-то связаны с этой фирмой: трудятся на ней и монтерами, и малярами, и механиками, и автодилерами...

-А если сравнивать отношение к хоккею в Швеции и в Америке?

- В Америке все на два порядка выше. Здесь мы, скажем, чаще всего выезжаем на матчи в другие города только в день игры, а уезжаем уже через час после нее. В ИХЛ или АХЛ же все команды состоят только из профессионалов, и ни одна не обходится без утренних предматчевых раскаток. Там абсолютно все направлено на то, чтобы у игрока не было мыслей, не связанных с хоккеем.

-А есть помимо вас с Уитмором в "Седертелье" еще НХЛовцы?

- Месяц назад подписал контракт с командой ветеран шведского хоккея, очень популярный защитник Андреас Эльдебринк. Он играл в свое время в "Монреале". Но пока его включают в составе нерегулярно - Андреас шесть месяцев не тренировался и далек еще от своей лучшей спортивной формы. Начинал сезон в команде также американец Майк Бобак, который провел несколько матчей в "Вашингтоне", но у него обнаружились серьезные проблемы с желудком, и он уехал в США.

-Вы сейчас поддерживаете какие-то отношения с ЦСКА?

- Я тренировался этим летом в клубе, у меня хорошие: отношения с Виктором Тихоновым и генеральным менеджером команды Валерием Гущиным. И если что-то у меня не сложится, думаю, обращусь к ним за помощью.

-Но вы тренировались летом в команде Волчкова...

- Потому что у них был лед. А команда Тихонова получила возможность тренироваться, когда я уже готовился к Кубку "Спартака" в "Сокольниках". Правда, сыграть на нем мне так и не довелось... Кстати, я не был в конфликте на чьей-то стороне, и мне было очень больно видеть раздоры в клубе, который дал мне почти все. От них страдали и страдают в основном игроки.

-Что для вас значит быть, капитаном сборной России?

- Сборная для меня - это что-то святое. И мне искренне жаль, что у меня не было в последнее время возможности сыграть на чемпионате мира. А на пост капитана я был назначен тренерами просто потому, что я сейчас один из самых опытных в команде. Так всегда делается на первых турнирах сезона.

-Как вы, кстати, расцениваете выступление команды в Хельсинки?

- Поверьте, мне очень обидно, что мы выступили неудачно. Те же шведы потом не раз, думаю, напомнят мне об этом поражении и не захотят ничего слушать о том, что у нас в составе была в основном молодежь.

-Какой сезон вы считаете самым удачным пока в своей карьере?

- Второй сезон в "Филадельфии". В 1993 году мы выиграли звание чемпионов мира в Германии, и после этого ко мне в клубе изменилось отношение со стороны тренеров - они мне стали доверять. Кроме того, тогда получил травму Линдрос, и я проводил на льду много времени, хотя не столько все же, сколько хотел. У меня был и постоянный партнер - Ренберг. Мне многое запомнилось из того года. Например, хет-трик в ворота "Ванкувера". Все шло хорошо, и тут как снег на голову - трейд в "Сан-Хосе"...

-Вас обменяли потому, что вернулся Линдрос?

- Дело не в Линдросе. Когда меня брали во "Флайерз", там не было Бобби Кларка, нынешнего генерального менеджера. Он появился клубе в 1994 году после того, как команда не попала в "плей-офф". Кларк и стал перестраивать команду, подбирать игроков под Линдроса. Может, я не вписывался в его схемы, может, мне просто не хватило удачи, но меня поменяли.

-Сейчас в "Ладе" играет ваш 18-летний брат. Если он соберется за океан, что вы ему посоветуете: уезжать или не уезжать?

- Я ему посоветую решать это самому. У него, я знаю, дела пока в "Ладе" идут неплохо, и дай Бог, чтобы все складывалось хорошо и дальше. Но я лично считаю, что сначала нужно сделать себе имя дома, а потом уже куда-то ехать. Несколько матчей в молодежной сборной и пару сезонов в российской лиге - этого мало, чтобы считать себя сформировавшимся хоккеистом. Сейчас многие ребята пытаются еще в юности научиться играть по-НХЛовски - и многое теряют. Мне кажется, куда лучше освоить российский стиль хоккея. И еще я помогу Юрию в выборе агента. Без хорошего, разумного помощника ничего в НХЛ не добьешься.

Алексей ЖУК

Хельсинки - Москва