Газета Спорт-Экспресс от 12 ноября 1996 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

12 ноября 1996

12 ноября 1996 | Хоккей

ХОККЕЙ

Игорь ДМИТРИЕВ

ХОТИМ ПОПРОБОВАТЬ ИГРАТЬ, КАК АМЕРИКАНЦЫ НА КУБКЕ МИРА

Алексей ЖУК

из Хельсинки

Турнир в Хельсинки был для Игоря Дмитриева особым. Много раз он работал со сборной, но Кубок "Карьяла" стал первым для него соревнованием, которое он провел в качестве ее главного тренера.

- Я недоволен результатом, - сказал он сразу после третьего матча, комментируя для "СЭ" итоги Кубка, - но доволен тем, что мы нашли ответы на многие вопросы и прояснили наши задачи на будущее. Кроме того, мы, тренеры, проверили себя, уяснили, допустим, как можно создать здоровую атмосферу в сборной, как дать понять ребятам, что они не просто те, от кого требуют выполнения заданий, а тоже входят в коллектив. Это, согласитесь, очень важно.

-Вы лично ощущаете усталость? Нелегко, наверное, было выдержать такой турнир через три месяца после тяжелой операции?

- Сейчас уже все нормально, но утром перед последним матчем, скажу откровенно, я чувствовал какое-то напряжение. Однако это скорее связано с неудовлетворенностью от игры команды.

-Чем именно вы неудовлетворены?

- В матче со шведами и финнами я увидел, что ребята настроены на борьбу, но ничего не могут сделать, потому что не у всех из них есть навыки противодействия очень специфичной, вязкой обороне этих сборных. Многие игроки, которые порой оказываются на виду в нашем чемпионате, здесь не могли пробиться через эту оборону просто потому, что им не хватало скорости или габаритов. Чтобы успешно играть со скандинавами, нужно побольше пробивной мощи в атаке... В российской лиге немало мощных ребят, которых мы обязательно попробуем в сборной. Но мы оставим в составе и несколько "живчиков" - быстрых и шустрых нападающих... Возьмем, например, такого игрока, как Бабенко. Мне понравилось то, что этот рослый нападающий умеет использовать свои габариты, умело удерживает шайбу, прикрывая ее корпусом. Он как раз подходит для того, чтобы взламывать оборону финнов и шведов. Но в некоторых моментах - на добивании, например, - ему не хватало ловкости, верткости. Того, что есть, допустим, у Гоголева, которого мы специально подольше подержали на площадке в конце третьего матча. Чехи играют не так, как финны и шведы, кроме того, они подустали к третьему периоду, и у него был хороший шанс проявить свою быстроту. Что Дмитрий и сделал. Со шведами же он одного защитника обыгрывал, а второй его "съедал". Силы ему явно не хватает. Иными словами, нам не хватило сбалансированности на этом турнире, оптимального соотношения габаритных и "мелких" игроков.

-Шанса победить финнов и шведов у нас не было совсем?

- Первый матч - с финнами - был особым. Ребята просто еще не понимали, зачем и куда они приехали. Они успели получить от нас, тренеров, только общее задание - и все. Мы предложили им новую схему игры, которую наши клубы не используют. Игроки попытались следовать ей, но при этом забыли о том, что надо постоянно двигаться, все делать на скорости. Они решили, что если будут располагаться, как мы им сказали, то этого будет достаточно для того, чтобы победить любого соперника. А соперник раскатывался в своей зоне и влетал на скорости в нашу... В общем, шансов у нас в первом матче не было, но проигрывать с таким крупным счетом финнам мы все-таки не должны были. Не имели права, например, пропускать три шайбы в меньшинстве. Егоров должен был парировать один-два несложных броска...

Шведов же мы могли победить. Перед второй встречей мы уже от элементарной установки смогли перейти к диалогу с игроками. Они, мне кажется, нас поняли, и временами были моменты, когда команда правильно строила оборону своих ворот. В нападении же проблем было больше. Чтобы преодолевать оборону финнов или шведов, нужна скорость. Нападающие в современном хоккее должны использовать каждую свободную секунду, чтобы разогнаться - у себя ли в зоне, в центре ли площадки. А многие привыкли действовать по старинке: сначала встали - и только потом начали атаку. Очень часто игроки ориентируются на пас защитника изза ворот, от красной линии, тот самый знаменитый наш: первый пас. А в современном хоккее это уже не проходит, особенно при хорошо организованной обороне соперника. Сейчас, если нападающий в статичном положении получил передачу в средней зоне пусть даже великолепную, его тут же жестко встречают. Поэтому нужно постоянное движение.

- Кто из соперников понравился вам больше всего?

- Мобильностью понравились финны. Шведы как всегда в последние годы отличались организованностью. Чешская команда была больше похожа на нашу. Много атаковала, но увлекалась и давала возможность контратаковать, так что в принципе мы сыграли с ней в открытый хоккей. Во всяком случае, более открытый, чем со шведами и финнами. Мы чехов часто наказывали за чрезмерное увлечение атакой, больше было выходов "два в один" и "один на один". Может быть, они нас просто недооценили, а может быть, устали после матча с финнами. Но победить мы могли их и с большим счетом.

-В какой хоккей будет играть нынешняя сборная России?

- На этом турнире мы провозгласили нашу основную игровую идею. Сначала мы поставили задачу, как я уже сказал, научиться действовать по единой схеме в обороне. Но когда увидели, что ребята не раскатываются, не пытаются набрать скорость, начиная атаку, мы ее расширили. Нам хотелось бы, чтобы наша сборная играла примерно так, как американцы на Кубке мира. У них если один из хоккеистов отбирал или подбирал шайбу, то остальные четыре тут же срывались с места и неслись вперед. То есть мы стремимся, повторю, добиться от игроков постоянного движения, как я говорю - коллективной скорости.

-Вы привлекли на турнир пятерых легионеров. Их игра вас удовлетворила?

- Трудно ответить однозначно. В глаза бросилось то, что они перестали играть так, как играли до отъезда. В зарубежных клубах от них требуют принципиально другого хоккея. Я, например, хорошо и давно знаю Андрея Скопинцева и Дмитрия Ерофеева и могу сказать, что они действовали часто совсем не так, как учили их в "Крыльях Советов". А быстро перестроиться очень трудно. Если бы у нас было в распоряжении на два-три дня больше, чтобы поработать с ними, то мы бы успели что-то восстановить.

-А что скажете о капитане - Вячеславе Буцаеве, который вернулся в сборную после долгого перерыва?

- Он произвел на меня в общем хорошее впечатление. Это основательный игрок, и именно он может стать как раз одним из главных проводников той идеи, о которой я говорил. Если Вячеслав раскатится, получит шайбу, то с ним будет трудно справиться защитникам. Но он тоже действовал не всегда так, как мы хотели. Видимо, привык играть в "Седертелье" по-другому.

-Кого из легионеров вы собираетесь еще просматривать?

- Пока трудно сказать, но кого-то будем. Допустим, посмотрим, как с "пробивной" атакой у Петренко, играющего в Швейцарии. Мне кажется, он как раз сочетает в своей игре и мощь, и ловкость.

-А в России есть еще потенциальные кандидаты в сборную?

- Конечно. Кузнецов из ЦСКА, Сарматин из "Ак Барса", Волков из "Крыльев Советов"... Я думаю, что на турнире "Приз "Известий" мы введем в сборную примерно пять-шесть новых игроков.

-То есть костяк команды вы уже определили?

- В общем, да. Во всяком случае, я представляю, что за команда нам нужна. Сейчас я хочу дать ребятам, которых планирую пригласить на турнир в Москве, какие-то более конкретные задачи, чтобы они еще в клубе начали готовиться к игре в сборной.

-Вы будете работать в "Крыльях Советов" или сосредоточитесь на сборной?

- Я всегда помогал своей команде. Сейчас, к слову, если у нас поправится положение с очками, думаю попробовать перевести "Крылья", как и сборную, на мобильный хоккей. Хотя основное внимание, разумеется, я буду уделять все же сборной.

-Традиционный уже вопрос для тренеров нашей сборной: как думаете сотрудничать с НХЛовцами?

- Сколько ребят приглашать из-за океана? Каких? Как с ними начинать работу? Ответы на эти вопросы я попытаюсь найти уже в ближайшее время, потому что, наверное, пора - в НХЛ определились аутсайдеры. Есть там ребята, с которыми мы говорим на одном языке.