22:32 6 августа 2012 | АВТО / МОТО — Ралли

"Ралли Финляндии":
в чужой монастырь со своим "Ситроеном"

Себастьян ЛОЕБ прорвется в князи из любой грязи. Даже если эта грязь - родная для его главных соперников. Фото - Citroen. Фото "СЭ" Хватит ли у Микко ХИРВОНЕНА (второй справа) нервов с улыбкой принимать поражения, если Себастьян ЛОЕБ (в середине) останется в команде еще на год. Фото - Citroen. Фото "СЭ" Микко ХИРВОНЕН сам родом из Ювяскюля - города, который на протяжении многих лет остается базой "Ралли Финляндии. Фото - Citroen. Фото "СЭ" Пилоты "Форда" выиграли всего 3 спецучастка из 18, а частники - вообще ни одного. Это - свидетельство острой борьбы между "Ситроенами" до последних километров гонки. Фото - Ford. Фото "СЭ"
Себастьян ЛОЕБ прорвется в князи из любой грязи. Даже если эта грязь - родная для его главных соперников. Фото - Citroen. Фото "СЭ"
1

РАЛЛИ

Сейчас много говорят об о грядущей отставке Себастьяна Лоеба, но после случившегося в минувшую субботу логичнее выглядел бы уход из ралли всех соперников француза…

Когда Себастьян Лоеб несколько лет назад впервые выиграл "Ралли Финляндии", на пресс-конференции он в шутку сказал, кося взглядом на занявших второе место Микко Хирвонена и Ярмо Лехтинена: "Знаете, на месте этих двух господ я сегодня не плескался бы шампанским с довольным лицом. А даже если и поплескался бы, то сразу после этого заперся бы в сауне на неделю. И хорошенько подумал бы, как могла случиться такая неприятность…" Нынешняя, третья по счету победа французского пилота заставляет задуматься еще крепче. Уже добрых полтора года раллийная общественность гадает, когда же самый успешный раллист всех времен соизволит закончить свою невероятную карьеру. Но в минувшую субботу, после финиша очередного "Ралли Финляндии" в голову пришла мысль, что собирать чемоданы логично не Лоебу, а всем его соперникам. Как минимум - всем заводским пилотам, каждому из которых за последние девять лет предоставлялась не одна попытка бросить вызов лидеру "Ситроена" и одолеть его в открытом бою.

Почему столь пораженческие настроения появляются именно после финского этапа чемпионата мира - ведь много раз преимущество французского пилота над конкурентами было гораздо более подавляющим? Ответ легко найти, заглянув в статистику. Казалось бы, природа и дороги по всей Скандинавии примерно одинаковы. Но за более чем полувековую историю "Ралли Финляндии" норвежцы не выигрывали эту гонку ни разу, шведы - четыре раза (причем ни один из них не смог одержать больше одной победы). Почти сорок лет понадобилось, чтобы это ралли смог выиграть нескандинавский гонщик! 

Все дело, конечно же, в дорогах Центральной Финляндии. По этим ровным грунтовкам можно ехать не просто быстро, а очень быстро. Критическим порогом в современном мировом ралли считается средняя скорость в 130 км/ч. Если на каком-то из спецучастков раллисты ее превысят, от организаторов ралли потребуют в следующем году вычеркнуть доп из маршрута гонки или снизить скорости путем изменения конфигурации. Теперь посмотрим, какие средние скорости были зафиксированы в этом году на тех или иных спецучастках: Ланкамаа - 123 км/ч, Моккипера - 125, Леутсу - 126, Юкоярви  - 126,6, Урриа - 127,7, Оунинпохья - 129,5 и наконец Мюнниля - 129,7 км/ч! На 11 из 18 допов средняя скорость перевалила за 120 км/ч. А ведь не надо забывать, что раллисты - не кольцевики, которые вдоволь могут пылесосить трассу по ходу тренировок. В течение нескольких месяцев до гонки экипажам запрещено даже просто появляться в районе ее проведения. А ознакомление с трассой проводится на дорожных машинах, скорость при этом обычно ограничена 90 км/ч (на автомобилях стоят "черные ящики"), и каждый экипаж может проехать каждый доп не больше чем два раза.

А мест для ошибок навалом. На местных дорогах, которые принято называть "трехмерными", машина постоянно то разгружается, то наоборот - приседает. Причем нагрузка на разные колеса каждые несколько секунд перераспределяется в самых причудливых комбинациях. И в таких условиях мало идеально чувствовать свою машину, надо еще и понимать дорогу. Само собой, лучше всего ее понимают местные пилоты, которые учатся этому с детства - на некоторых спецучастках Яри-Матти Латвала или Микко Хирвонен помнят и знают каждый поворот. Именно это знание, а не храбрость или безбашенность позволяют им удерживать машину на приземлениях после легендарных трамплинов и пролетать в считанных миллиметрах от толстенных еловых стволов. Попытка компенсировать знание храбростью приводит исключительно к авариям.

Одним словом, как бы хорош ни был Лоеб на других трассах - в окрестностях Ювяскюля ему должно было прийтись очень и очень несладко. Особенно если вспомнить, что один из самых быстрых и талантливых финских пилотов последнего поколения - вышеупомянутый Микко Хирвонен - теперь выступает на точно таком же Citroen DS3, что и восьмикратный чемпион. "Я несколько раз пробовал корректировать свой стиль пилотирования, но ничего не выходит. Просто не представляю, благодаря чему можно догнать его," - казалось логичным, чтобы Лоеб сказал нечто подобное об одном из своих финских соперников. Но на деле все оказалось с точностью наоборот: процитированные выше слова в середине второго дня произнес Яри-Матти Латвала, когда его попытки ехать в одном темпе с "Ситроенами" не увенчались успехом. Особенно ярко превосходство француза высвечивал тот факт, что местные гонщики не допускали грубых ошибок: прошлые победы француза сопровождались либо зрелищными авариями его главных соперников, либо вызванными нервным напряжением конфузами (Хирвонен однажды потерял сравнительно много времени, так как заглох на старте одного из спецучастков). На этот раз финны ехали чисто, не косили деревья, не отрывали колеса о камни - и все равно достать Лоеба не могли.

Отставание Латвалы и второго пилота "Форда", норвежца Петтера Солберга, скорее всего, предопределено характеристиками их машин - то и дело из стана "голубого овала" утекают отрывочные сообщения о том, что Ford Fiesta RS просто проигрывает Citroen DS3 по ряду принципиально важных параметров. Если же говорить о гонке в исполнении Микко Хирвонена, то вопрос пока остается открытым. С одной стороны, есть резон в словах Ива Маттона, руководителя команды "Ситроен": если бы не неисправность одного из датчиков на машине финна, в критический момент гонки отставание Хирвонена от Лоеба было бы минимальным. Вечером в пятницу на коротеньком (2 км) Киллери финну пришлось переключать передачи с выжимом сцепления, на чем он проигрывал французу по секунде с километра - и отставание увеличилось вдвое: с трех секунд до пяти.

С другой стороны, ведь и восьмикратный чемпион провел отнюдь не беспроблемную гонку: в определенный момент на его автомобиле перегрелся и стал терять масло задний дифференциал. К счастью для француза, это произошло на последнем допе перед очередным сервисным перерывом - но все-таки у этой неисправности также была своя выраженная в секундах цена. А главное: ведь за вечером пятницы последовало субботнее утро, когда Хирвонен уже не смог пенять ни на кого кроме самого себя. На первом же субботнем спецучастке (Сурке, 15 км, средняя скорость 110 км/ч) финн на выходе из поворота ударился задней частью автомобиля то ли о дерево, то ли о камень - и остаток дистанции ехал на спущенной покрышке. Почти четыре секунды проигрыша Лоебу на финише - и отставание снова резко увеличилось: с пяти секунд до девяти. Делать восьмикратному чемпиону мира такие подарки - непозволительная роскошь. Даже если впереди легендарный, полный трамплинов, убивший не одну надежду доп Оунинпохья, который на этот раз - повод для настоящего экстаза со стороны раллийных болельщиков - участники проезжали дважды подряд в самом конце гонки. Легенда легендой, а расчет расчетом - и славящийся своей расчетливостью Лоеб легко контролировал отрыв: благо, он ехал за Хирвоненом и мог ориентироваться по его промежуточным временам.

В чем же причина того, что финн не смог одолеть француза даже на родной земле. Вариантов тут может быть только два: либо Хирвонен еще не до конца освоился за рулем нового для себя автомобиля (полсезона - приличный срок, но мало ли какие нюансы могут сыграть роль, если борьба идет за каждую секунду) - либо он просто уступает своему титулованному партнеру по одному, а то и всем ключевым показателям. Лучший способ узнать, какой ответ верный - понаблюдать за повторной дуэлью в следующем году. И ради этого стоит попросить Лоеба о продлении контракта с "Ситроеном" - как бы нам ни было скучно видеть эту фамилию из четырех букв на верхней строчке протокола.

Кирилл КАЧНОВ    

 

Чемпионат мира по ралли. 8 этап. "Ралли Финляндии". Итоговые результаты

Пилот Автомобиль Команда Время 
1. Себастьян ЛОЕБ Citroen DS3 Total Citroen WRT 2:28.11,4
2. Микко ХИРВОНЕН Citroen DS3 Total Citroen WRT + 6,1
3. Яри-Матти ЛАТВАЛА Ford Fiesta RS Ford WRT + 35,0
4. Петтер СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS Ford WRT + 56,1
5. Мадс ОСТБЕРГ Ford Fiesta RS Adapta WRT + 2.32,2
6. Отт ТАНАК Ford Fiesta RS M-Sport Ford WRT + 2.47,6
7. Матти РАНТАНЕН Ford Fiesta RS + 4.51,7
8. Яри КЕТОМАА Ford Fiesta RS Autotek + 6.01,9
9. Мартин ПРОКОП Ford Fiesta RS Czech Ford National  + 6.04,3
10. Себастьян ОЖЬЕ Skoda Fabia VW Motorsport + 8.46,0
…36. Евгений НОВИКОВ Ford Fiesta RS M-Sport Ford WRT + 34.47,1

 

"Ралли Финляндии". Победы на СУ

  Чт Пт Сб Всего
Себастьян ЛОЕБ 2 4 2 8
Микко ХИРВОНЕН 4 3 7
Петтер СОЛБЕРГ 1 1 2
Яри-Матти ЛАТВАЛА 1 1

 

Чемпионат мира по ралли. Пилоты. Общий зачет после 8 этапов

Пилот Автомобиль Команда Очки
1. Себастьян ЛОЕБ Citroen DS3 Total Citroen WRT 171
2. Микко ХИРВОНЕН Citroen DS3 Total Citroen WRT 128
3. Петтер СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS Ford WRT 104
4. Мадс ОСТБЕРГ Ford Fiesta RS Adapta WRT 90
5. Яри-Матти ЛАТВАЛА Ford Fiesta RS Ford WRT 69
6. Евгений НОВИКОВ Ford Fiesta RS M-Sport Ford WRT 55

 

Чемпионат мира по ралли. Команды. Общий зачет после 8 этапов

Команда Очки
1. Citroen Total WRT 280
2. Ford WRT 171
3. M-Sport Ford WRT 115
4. Qatar WRT 49
5. Citroen Junior WRT 48

1
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (1)

geoserge

Гонщик от Бога

03:28 7 августа 2012