29 марта 2012, 13:56

Анонс "Ралли Португалии": размахивайтесь осторожнее!

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

РАЛЛИ

Лихие гонщики очень редко добиваются успеха на этой гонке. Впрочем, и Себастьян Лоеб, главный чемпион и аккуратист мирового ралли, не может причислить ее к числу любимых.

В доме повешенного не принято говорить о веревке. В моторхоуме заводской команды "Форд", чьи пилоты не могут стать чемпионами мира аж с 1981 года, таких веревок скопилось прилично. В какое ралли ни ткни - обязательно найдется злосчастный спецучасток, на котором из-за поломки или аварии машины "голубого овала" в решающий момент остались не у дел, отдав победу "Ситроену". Или "Субару". Или "Мицубиси". Или "Тойоте". Есть такой доп и на португальской гонке.

Произносить название Васкао в этом году так или иначе придется. Ведь в субботу экипажи должны проехать по этой дороге дважды. Но стоит быть особенно аккуратным и тактичным - ведь 25-километровый спецучасток "запал в душу" команде "Форд" еще в предыдущем сезоне. Тогда пилоты "Форда" Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала закончили вечер пятницы на двух первых местах и выходили на старт субботних допов первыми. Из-за чего... теряли время, разгребая верхний слой рыхлого грунта перед соперниками. Впрочем, определенные надежды на хороший результат сохранялись - пока экипажи не выдвинулись в сторону Васкао.

По пути Латвала понял, что одна из полуосей на его машине проворачивается. То есть на допе его Fiesta RS будет "грести" не всеми четырьмя, а только тремя колесами. Уменьшить негативный эффект от такой поломки можно, поиграв настройками дифференциалов. Латвала так и поступил, но в суматохе не заметил, что одна из шин постепенно сдувается. В итоге финну пришлось остановиться посередине спецучастка для замены колеса и его обогнал Хирвонен. Потеряв немало времени на переобувании, Латвала снова выехал на дорогу и спустя некоторое время проехал мимо Хирвонена, который остановился из-за поломки подвески! В общем, к вечеру субботы пилоты "Форда" проигрывали возглавлявшему гонку Себастьяну Ожье из "Ситроена" по четыре-пять минут.

Подобных инцидентов в Португалии случается масса с гонщиками и автомобилями самых разных стран и марок. Многие склонны списывать это на невезение. Но если смотреть правде в глаза, то дело скорее в местной трассе, которая способна испортить настроение даже самому везучему из везунчиков. Проложенные в горной местности дороги и очень извилисты, и достаточно узки. Первая особенность требует от экипажа выносливости: непривычные к таким пейзажам гонщики вполне могут "устать рулить". А воспитанные на дорогах с длинными "прямиками" штурманы нередко "устают читать": при одном и том же километраже стенограмма португальского спецучастка может быть в два раза длиннее, чем у допа, входящего в программу российских ралли.

Узкие дороги не позволяют гонщикам ехать размашисто, с большими углами заноса. Совсем без скольжений на грунтовых гонках не обойтись. В то же время пилот должен очень тщательно контролировать эти скольжения. Несколько лишних сантиметров вправо или влево – и ты зацепишь "кормой" скалу или соскользнешь задними колесами в кювет. В прошлом году российский гонщик Дмитрий Тагиров (выступавший в классе P-WRC, своего рода первой лиге чемпионата мира, где машины гораздо ближе к стандартным) чуть-чуть ошибся с траекторией при заходе на узенький мостик в сельской местности - и через пару секунд его автомобиль уже лежал "мордой" в ручье.

Эта особенность португальской трассы добавляет головной боли пилотам "Форда". Дело в том что Fiesta RS едет максимально быстро как раз тогда, когда гонщик ведет ее размашисто. Получается, куда ни кинь - всюду проигрыш. Станут Латвала с Солбергом осторожничать - их темп будет далеко от максимального. Поедут "на все деньги" - рискуют быстро повредить автомобиль. А "Ситроен", наоборот, не очень любит агрессивную езду боком. Сменивший команду зимой Микко Хирвонен рассказывал, что поначалу пытался управлять DS3 в привычной манере, но быстро понял, что перебарщивать с углами заноса не стоит. Мнение финна подтвердил и россиянин Евгений Новиков. По его мнению, именно из-за разницы в характере машин на предыдущем этапе чемпионата мира в Мексике гонщики "Форда" регулярно пробивали покрышки или ломали подвеску о те камни, которые пилоты "Ситроена" почему-то без проблем объезжали. Не поэтому ли автомобили французской марки выиграли четыре последних "Ралли Португалии", входившие в зачет чемпионата, а "Форд" последний раз побеждал здесь больше 10 лет назад - в 1999-м?

С другой стороны, сама собой, без команды гонщика машина на камень не наедет. И в прошлом году Петтеру Солбергу, пилотировавшему тогда "Ситроен", ничто не помешало за одну только пятницу проколоть колеса четыре (!) раза. Вообще статистика выступлений норвежца и его товарища по команде Латвалы очень прозрачно намекает: в ближайшие выходные "ловить" ни тому, ни другому особо нечего. На двоих у Солберга и Латвалы четыре схода, в то время как у двух пилотов "Ситроена" - ни одного. По среднему количеству очков, набранных за одну гонку, Солберга серьезно опережает даже такой, не самый результативный и везучий пилот, как Дани Сордо - он, кстати, возвращается вместе с "Мини" на трассу, пропустив мексиканский этап). Латвала же по этому показателю и вовсе ближе к молодому "частнику" Мадсу Остбергу, чем к Лоебу, с которым финн вроде бы должен был бороться за титул.

Впрочем, 8-кратный чемпион мира Лоеб тоже вряд ли может причислить португальское ралли к числу любимых. Да, он лидирует по многим историческим показателям, но последние два года проигрывал эту гонку своему товарищу по команде Себастьяну Ожье. Например, в 2010-м Ожье и в субботу, и в воскресенье, ехал первым, но не для того, чтобы выигрывать – он просто расчищал дорогу лидеру команды. Однако замысел не сработал: в ожесточенных атаках Лоеб сам разрушил свои шины.

А в прошлом году непроизвольную помощь Ожье оказал Хирвонен, пилотировавший тогда "Форд". Заменив прямо на спецучастке очередную пробитую покрышку, финн вернулся на трассу прямо перед Лоебом, накрыв того плотным облаком пыли. Французу пришлось в буквальном смысле слова остановиться и ждать, пока восстановится приемлемая видимость. В сердцах самый он даже боднул противника передним бампером после финиша спецучастка! Сейчас картина вряд ли повторится: ныне Хирвонен не только является одноклубником Лоеба, но и добросовестно соблюдает внутрикомандную табель о рангах. К примеру, в Мексике руководитель "Ситроена" не побоялся признаться, что пилоты "зафиксировали свои позиции" уже в субботу - то есть, на второй день гонки из четырех.

Кирилл КАЧНОВ

 ---

"Ралли Мексики". Статистика лидеров чемпионата мира

Пилот Автомобиль Команда Г СХ О СР ЛР П
Себастьян ЛОЕБ Citroen DS3 Citroen Total WRT 4 - 89 22,3 1 2
Себастьян ОЖЬЕ Skoda Fabia  VW Motorsport 3 - 51 17 1 2
 Дани СОРДО MINI JCW Prodrive WRC Team 3 - 45 15 3 -
Микко ХИРВОНЕН Citroen DS3 Citroen Total WRT 4 - 52 13 2 -
Петтер СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS Ford WRT 7 2 48 6,9 2 -
Яри-Матти ЛАТВАЛА Ford Fiesta RS Adapta WRT 4 2 21 5,3 3 -
Мадс ОСТБЕРГ Ford Fiesta RS Go Fast Energy WRT 4 1 14 3,5 6 -

Чемпионат мира по ралли. Пилоты. Общий зачет после 3 этапов

Пилот Автомобиль Команда Очки
1. Себастьян ЛОЕБ Citroen DS3 Citroen Total WRT 66
2. Микко ХИРВОНЕН Citroen DS3 Citroen Total WRT 50
3. Петтер СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS Ford WRT 47
4. Мадс ОСТБЕРГ Ford Fiesta RS Adapta WRT 28
5. Яри-Матти ЛАТВАЛА Ford Fiesta RS Ford WRT 26
6. Евгений НОВИКОВ Ford Fiesta RS ALM Russia 21
7. Дани СОРДО MINI JCW MINI WRC Team 18
8. Отт ТАНАК Ford Fiesta RS M-Sport Ford WRT 14
9. Франсуа ДЕЛЕКУР Ford Fiesta RS M-Sport Ford WRT 8
10 Нассер Аль-АТТИЯ Citroen DS3 Go Fast Energy 8

Чемпионат мира по ралли. Команды. Общий зачет после 3 этапов

Команда Очки
1. Citroen Total WRT 108
2. Ford WRT 70
3. M-Sport Ford WRT 38
4. MINI WRC Team 26
5. Qatar WRT 16
6. Adapta WRT 12
7. Citroen Junior WRT 6

Придумай мем

Новости