00:02 10 октября 2012 | АВТО / МОТО — Автоспорт

Уголок жестянщика `2:
самые яркие аварии "Ралли Франции"

Евгений НОВИКОВ продолжает борьбу на "Ралли Франции" несмотря на переворот на допе Бишвилле. Фото - ALM Rally. Фото "СЭ" Евгений НОВИКОВ продолжает борьбу на "Ралли Франции" несмотря на переворот на допе Бишвилле. Фото AFP Евгений НОВИКОВ убирает поврежденные детали своего Ford Fiesta после финиша допа Бишвилле. Фото - ALM Rally. Фото "СЭ" Евгений НОВИКОВ продолжает борьбу на "Ралли Франции" несмотря на переворот на допе Бишвилле. Фото - ALM Rally. Фото "СЭ" Петтер СОЛБЕРГ у разбитого Ford Fiesta. Стоит отметить, что подвеска автомобиля цела, хотя машина ударилась в столб одним из углов. Фото - Denis Werwer / www.lalsace.fr. Фото "СЭ" Не сориентировавшись в ситуации, Петтер СОЛБЕРГ, проехавший сквозь виноградник, не возвращается на дорогу, а переезжает ее поперек. Фото - Denis Werwer / www.lalsace.fr. Фото "СЭ" Попав в виноградник, норвежский пилот "слепнет", но при этом не сбрасывает газ. Фото - Denis Werwer / www.lalsace.fr. Фото "СЭ" Петтер СОЛБЕРГ теряет контроль над машиной на спецучастке Унгерсбер. Фото - L.Gorel. Фото "СЭ"
Евгений НОВИКОВ продолжает борьбу на "Ралли Франции" несмотря на переворот на допе Бишвилле. Фото - ALM Rally. Фото "СЭ"

Евгений Новиков использует раллийный Ford Fiesta для сбора кукурузы, а Петтер Солберг - для прополки винограда и демонтажа телеграфных столбов.

Состоявшееся в минувшие выходные "Ралли Франции" не баловало интригой. Себастьян Лоеб вышел в лидеры в пятницу, в субботу увеличил свой отрыв до полуминуты - поэтому в воскресенье даже дождь, сделавший трассу чертовски скользкой и позволивший смелым гонщикам отыгрывать время у рассудительных, на положении лидеров никак не сказался. Но и скучными прошедшие в Эльзае соревнования не назовешь. Во-первых, сразу три пилота на трех разных машинах - Тьерри Невилль на "Ситроене", Мадс Остберг на "Форде" и Дани Сордо на "Мини" - вели весьма отчаянную борьбу за 4-ю позицию, и в этой борьбе было все: ошибки, поломки, схваченные на пустом месте штрафные секунды - и блестящий пилотаж Невилля в воскресенье, когда бельгиец выиграл 5 спецучастков из 6, а на оставшемся показал второе время. Во-вторых, французская гонка запомнится сразу несколькими зрелищными авариями.

К сожалению, "Ралли Франции" не обошлось без инцидентов для Евгения Новикова. На этой гонке россиянин выступал без экипажа-разведчика, который незадолго до старта проезжает по спецучастку и докладывает основному экипажу о факторах риска - к примеру, о больших лужах или поворотах, где на асфальте особенно много песка и грязи. Особенно важна работа разведчика в дождливую погоду - поэтому неудивительно, что именно под дождем, который пошел в воскресенье утром, Новиков стал ошибаться - хотя перед этим проехал 16 спецучастков без серьезных проблем. Первый инцидент случился на первом же воскресном допе Виньобль де Клебур (17 км, средняя скорость победителя - 103 км/ч): в быстром правом повороте москвич не удержал свой Ford Fiesta RS на дороге - но оперативно вернулся обратно, "скосив" некоторое количество растущей на близлежащем поле кукурузы.



Ошибка не была фатальной - а о сложности ситуации на спецучастке свидетельствует тот факт, что на одном из поворотов с трассы в поле съехал сам Себастьян Лоеб. На финише допа француз всего на пару секунд опередил россиянина - но лидер "Ситроена" мог позволить себе немного расслабиться, имея 30-секундный запас по времени. Новиков же в этот момент вел борьбу за позицию с Оттом Танаком, и по результатам  допа отставание от эстонца увеличилось с 14 секунд до 22. До финиша оставалось еще 5 спецучастков и больше 40 километров дистанции, но уже на следующем допе Бишвилле (8 км, средняя скорость победителя - 111 км/ч) москвич попал в переделку посерьезнее.




Как бы впечатляюще ни выглядела эта авария, надо признать, что Евгению просто невероятно повезло. Во-первых, после переворота Ford Fiesta RS (который вообще-то считается весьма хрупким автомобилем) сохранил способность не просто передвигаться, а быстро ехать: после этого на двух спецучастках Новиков показал времена в первой десятке. Во-вторых, даже потеряв на этой аварии три минуты, россиянин сохранил свое место в общем зачете - настолько далеко отстали остальные экипажи. А ведь в других обстоятельствах это привело бы к почти катастрофическим последствиям: к примеру, случись в тот же момент такая же неприятность с Лоебом, француз не просто потерял бы лидерство - вылетел бы за пределы первой пятерки. Можно сказать, что на этой гонке машина, в прошлом не раз подводившая россиянина, частично вернула пилоту должок.

Так легко не отделался Петтер Солберг, чей вылет на спецучастке Унгерсбер (18 км, средняя скорость победителя - 100 км/ч) является главным претендентом на звание аварии года. Переборщив со скоростью на входе в быстрый левый поворот, норвежец вылетел в виноградник и снес столб линии электропередач - причем сам столб и провода упали буквально на головы находящимся поблизости зрителям. К счастью, никто из них не пострадал - больше всего досталось  жителям соседней деревни: полторы тысячи человек - и те, кто с нетерпением ждал приезда гонщиков, и равнодушные к ралли обыватели - остались в этот день без света.




Бой между столбом и Ford Fiesta RS закончился, кстати, вничью. Послав соперника в нокаут, раллийный автомобиль и сам далеко не уехал - поврежденное рулевое управление просто не позволило Солбергу выехать из виноградника. Норвежец вернулся в гонку днем позже, но 40 штрафных минут за пропуск 8 спецучастков не оставляли ему шансов вернуться в первую десятку: на финише гонки пилот "Форда" был 26-м.

Спору нет: ралли - спорт опасный, а исключить имеющиеся риски можно только одним способом - запретив проведение таких соревнований в принципе. Тем не менее, большинство раллийных авторитетов, похоже, недооценили, насколько трагичным мог стать инцидент. И не услышали ничего предосудительного в рассказе самого Солберга. "Когда мы влетели в виноградник, видимость свелась к нулевой: кусты стоят плотно, а нам вдобавок все лобовое стекло закидало ветками и листьями. Но я продолжал жать на газ, так как знал, что где-то впереди должна быть дорога. К сожалению, из-за проблем с обзором точно  сориентироваться не получилось: вместо того вернуться выехать на дорогу, мы переехали ее поперек и снова улетели в виноградник" С одной стороны, пилота можно понять. Гоночная асфальтовая резина не предназначена для езды по траве, да еще и мокрой: сбросив газ, ты потеряешь инерцию - и из виноградника рискуешь уже не выехать. Тот же Новиков это наглядно продемонстрировал своим вылетом на Бишвилле: лишь полтора-два десятка секунд он потерял непосредственно на перевороте, а оставшиеся две минуты - на езде боком по траве и нескольких неудачных попытках преодолеть отделявший поле от дороги не сказать чтоб сильно крутой подъем.  




Но если хорошенько вдуматься в слова Солберга, то звучат они страшновато. Один из лучших пилотов планеты (голова у которого должна варить получше чем у среднестатистического автомобилиста) не видит, куда едет - и при этом продолжает давить на газ. Прекрасно себе представляя, что поблизости находятся зрители, и при езде вслепую он запросто может усадить двух-трех человек себе на капот. В этой ситуации поведение норвежца, чьи "подвиги" на "Ралли Франции" никак не сказались на авторитете пилота, выглядит намного опаснее чем проступки Романа Гросжана, которого в "Формуле-1" собираются чуть не линчевать.

Кирилл КАЧНОВ

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ