11:27 3 августа 2012 | АВТО / МОТО — Автоспорт

Гонки грузовиков: родные стены
трансмиссию не починят

Сравнительно узкая и медленная трасса располагает к плотной борьбе. Фото - Truck Battle Russia. Фото "СЭ" Сравнительно узкая и медленная трасса располагает к плотной борьбе. Фото - Truck Battle Russia. Фото "СЭ" Самым крупным инцидентом уик-энда стал вылет венгра Норберта КИССА из-за заклинившего тормозного диска. Фото - Truck Battle Russia. Фото "СЭ" В одном из заездов соперники не только повредили облицовку грузовика Александра ЛЬВОВА, но и погнули рулевые тяги, из-за чего россиянин вынужден был сойти с трассы. Фото - Jmedia. Фото "СЭ" Поломки виноваты в том, что Александра ЛЬВОВА редко можно было увидеть довольным. Фото - Truck Battle Russia. Фото "СЭ" Этап чемпионата Европы прошел на трассе "Смоленское кольцо" уже в третий раз. Фото - Truck Battle Russia. Фото "СЭ" Юрий ЕГОРОВ у своего гоночного грузовика "Баггира". Фото - Red Ice Racing. Фото "СЭ" Грузовик "Баггира", на котором поочередно выступали пилоты команды Red Ice Racing - Юрий Егоров и Михаил Коновалов. Фото - Red Ice Racing. Фото "СЭ"
Сравнительно узкая и медленная трасса располагает к плотной борьбе. Фото - Truck Battle Russia. Фото "СЭ"

Гонки на асфальте

Одному из российских пилотов пришлось ехать на пятитонном грузовике вслепую, а второй никак не мог привынуть к тому, что искать идеальный темп надо, не покидая границ гоночной трассы.

Россияне, для которых визы, границы и таможни являются хорошо знакомым и пока неизбежным злом, не всегда могут представить, в какой шок повергают такие формальности среднестатистического европейца. Весь сезон команды "Мировой серии Рено" (побывавшей в Подмосковье пару недель назад) или участники европейского чемпионата по гонкам грузовиков (этап которого прошел на "Смоленском кольце" в минувшие выходные) передвигаются по единой, лишенной границ Европе - и только российский этап требует столь серьезной бумажной работы. Не говоря уже о времени, потраченном на переход границы: в этот раз благодаря латвийским таможенным служащим оно составило около суток. "Команды приезжают на трассу усталыми и издерганными, - говорит Олег Петриков, генеральный директор "Смоленского кольца". - Но что радует, обо всех неприятных моментах люди забывают, стоит только грузовикам выйти на трассу..."

Если Россия во многом остается для европейских спортсменов загадкой, то на российской трассе лидеры турнира чувствуют себя не менее уверенно, чем на испанских или французских треках. К примеру, в последние годы борьба за чемпионский титул сводится к выяснению отношений между испанцем Антонио Альбасете и немцем Йохеном Ханом - эта пара играла главные роли и на трассе под Дорогобужем. По итогам четырех состоявшихся за выходные гонок победителем российского этапа стал испанец, опередивший своего соперника всего на одно очко. Но в общем зачете чемпионата с отрывом в шесть очков пока лидирует немец.

У российских пилотов ситуация другая: и автодром хорошо знаком, и на поддержку со стороны болельщиков жаловаться грех, но в силу различных обстоятельств "подружить" иностранные грузовики с отечественной трассой удается с переменным успехом. Особенно тяжело приходится опытному и уже имеющему на своем счету победы петербуржцу Александру Львову. Перед началом сезона его чешско-венгерская команда Frankie Oxxo Team была настроена более чем оптимистично: подход к постройке новых машин выглядел тщательным и ответственным, а своей целью коллектив объявил борьбу за места в первой тройке общего зачета. Но "сырая" и вдобавок не всегда в точности соответствующая правилам (из-за чего по ходу сезона приходится осуществлять важные доработки) конструкция автомобиля MAN никак не хочет избавляться от целого букета детских болезней. Недавняя победа венгра Норберта Кисса в одной из гонок английского этапа стала каплей радости в море проблем и разочарований.

Сломанный насос усилителя руля, из-за которого машина поворачивала только направо (и для замены которого пришлось разобрать чуть ли не полмашины, пропустив одну из гонок). Капризничающее сцепление, не позволяющее переключать передачи резко - и тем самым ощутимо снижающее разгонную динамику. Перегревающиеся тормоза, лишающие пилота уверенности (находиться за рулем пятитонной машины и гадать, сможет ли она нормально замедлиться перед следующим поворотом - приятного мало). И это далеко не полный список обрушившихся на Львова неприятностей.

"От зеркал на грузовике никакого толку, - рассказывает Александр. - За происходящим сзади следишь с помощью видеокамеры. Но в одной из гонок у меня сгорел экранчик, на который подается картинка с этой камеры. Приходилось ехать вслепую, по наитию: прикидываешь, как бы ты сам действовал на месте преследователя, какую траекторию выбрал бы, - и смещаешься в нужную сторону. Конечно, такая езда выходила не слишком аккуратной, соперники не раз мне поддавали сзади - и к концу заезда задние фонари еле держались на своих местах, буквально висели на проводах…" Пожалуй, единственной системой, с которой на машине Львова не было проблем, стала подвеска. Но ее не успели толком настроить, постоянно отвлекаясь на устранение поломок, поэтому поведение машины оставляло желать лучшего: по ходу одного из заездов передние шины износились буквально за три круга, хотя в состоянии продержаться в несколько раз дольше. Теперь надежда Frankie Oxxo Team - тесты перед следующим, чешским этапом: команда планирует провести на гоночной трассе четыре дня, окончательно довести машину до ума и обеспечить своим пилотам возможность полноценно бороться с соперниками.

У отечественной команды Red Ice Racing и ее пилота Юрия Егорова ситуация другая: чешский грузовик "Баггира" достаточно быстр и надежен, но неопытному пилоту пока трудно реализовать свои возможности. Вину за случившуюся на "Смоленском кольце" поломку мотора российский гонщик взял на себя: допустил "перекрут", подняв обороты выше 3000 в минуту. Смысла в этом нет, ведь двигатель грузовика развивает максимальный крутящий момент на низких оборотах - и даже если загнать стрелку тахометра на правый край шкалы, быстрее машина от этого не поедет. Но если раньше дела с дизелями не имел, трудно побороть привычку. Как и ряд других, часть которых приобретена за рулем обычного автомобиля, а часть - за рулем кроссового мотоцикла, на котором Егоров выступал ранее.

"Мне непросто понять, где пролегает правильная траектория, - говорит Юрий. - К счастью, Давид Вршецки, первый пилот "Баггиры" готов помочь, и нередко во время тренировок я некоторое время просто еду следом за ним и запоминаю траектории. Еще один важный момент - я не сразу привык к тому, что нельзя выезжать за пределы трассы, что за это можно получить наказание от судей и выговор от хозяев команды. В мотокроссе это нормальное явление, там именно так и выбирают скорость в повороте: не выбирают безопасную и постепенно ее увеличивают, а сначала влетают в него на ушах и постепенно уменьшают скорость - до такой, которая позволяет удержаться в пределах трассы…"

С другой стороны, по словам Егорова, отдельные качества, воспитанные в мотоспорте, оказались в гонках грузовиков очень полезны. Это отсутствие страха перед скоростью, тонко настроенный вестибулярный аппарат (позволяющий чувствовать момент, когда колеса только-только начинают терять сцепление с асфальтом) и развитое периферийное зрение, позволяющее представлять происходящее по бокам от машины, даже если взгляд сосредоточен на едущем впереди грузовике.

"Смоленское кольцо" имеет репутацию чрезвычайно техничной трассы, и наблюдения пилота Red Ice Racing только подтвердили это. "Мне легко измерить техничность трассы количеством секунд, которые я проигрываю лидерам, - объясняет Юрий Егоров. - Дебютировав в гонках пару недель назад на Нюрбургринге, я отставал секунды на четыре с круга. С тех пор опыта у меня вроде бы прибавилось, а отставание только увеличилось еще на одну-две секунды. Впрочем, наша программа участия в чемпионате Европы только начинается…" На этой неделе Red Ice Racing объявила, что примет участие в трех заключительных этапах чемпионата Европы - в бельгийском Цолдере, испанской Хараме и французском Ле-Мане. Продолжит выступления в турнире и Александр Львов. Пока россияне могут похвастаться местами разве что в конце первой десятки - но ведь практика окончательного подсчета результатов по осени существует не только в птицеводстве...

Кирилл КАЧНОВ

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ