Ле-Ман: этот день гибрида?

Экипаж победителей прошлогодних "24 часов Ле-Мана" во главе с Марселем ФАССЛЕРОМ также выступает на гибридном прототипе. Фото Audi. Фото "СЭ"
Экипаж победителей прошлогодних "24 часов Ле-Мана" во главе с Марселем ФАССЛЕРОМ также выступает на гибридном прототипе. Фото Audi. Фото "СЭ"

Гонки на асфальте - Ле-Ман

Технологии ближайшего будущего атакуют гоночные трассы: у гибридных болидов есть хорошие шансы выиграть знаменитую гонку "24 часа Ле-Мана", которая состоится в эти выходные.

В прошлом году на старт "24 часов Ле-Мана" впервые вышел один-единственный гибридный автомобиль. Машина малоизвестной швейцарской команды Hope Racing не продержалась в гонке и половины дистанции, а ее темп до схода с трассы был отнюдь не впечатляющим. Теперь ситуация изменилась: главными героями гонки станут заводские команды "Ауди" и "Тойоты" - и обе взяли на вооружение гибридные болиды.

Впрочем, японский коллектив, готовившийся к гонке в пожарном темпе, ставит перед собой цель скорее просто добраться до финиша. Поэтому если гибрид и победит, то это будет автомобиль марки "Ауди". "Если" - потому что немецкая марка выставляет на старт два гибридных автомобиля и два обычных турбодизельных автомобиля. Насколько высоки шансы гибридных "Ауди" на успех? К счастью для болельщиков (свыкшихся с мыслью, что очередная победа немецкой команды неизбежна), однозначно ответить на этот вопрос невозможно.

Заводская команда "Пежо" в январе объявила об уходе из гонок на выносливость в январе - успев к этому моменту построить свой гоночный гибрид, который уже вряд ли куда-нибудь поедет. Впрочем, несколько пилотов имели возможность опробовать этот автомобиль на гоночной трассе - и один из них, Николя Минассян утверждает, что гибрид выигрывает около 0,15 секунды с километра у традиционного турбодизельного прототипа. Или около 2 секунд с круга на 13-километровой трассе, где проходит легендарная суточная гонка. Сама трасса, кстати, позволяет гибридам максимально полно реализовать свои преимущества: длинные прямые словно созданы для того, чтобы собрать максимум энергии на жестких торможениях - и тут же всю ее использовать во время разгона. Впрочем, электромоторы помогают пилотам "Ауди" решать разные задачи - и улучшать разгонную динамику, и экономить топливо, и даже делать поведение машины на мокрой трассе более стабильным. Гонщику доступны целых шесть режимов работы системы рекуперации - причем пилоту требуется только сделать выбор: в дальнейшем сбор энергии и подключение электромоторов происходит автоматически, по команде тщательно настроенной электроники.

Впрочем, и продвинутая электроника не застрахована от "глюков", и в этом видят один из важных недостатков гибрида: чем больше на машине сложных систем, тем выше риск возникновения неисправностей. Но есть и другой важный нюанс, связанный не со сложной электроникой, а с элементарной физикой. Оба прототипа "Ауди" весят чуть больше 900 килгограммов - весить меньше не разрешает регламент. Но у гибрида узел рекуперации с маховиком, электромоторы и идущие от этих моторов к колесам полуоси расположены на фиксированных, не всегда оптимальных с точки зрения распределения масс местах. На болиде традиционной конфигурации всех этих узлов нет, вместо них - балласт, при размещении которого у инженеров есть определенная свобода. В итоге центр тяжести у гибридной машины  расположен выше, что делает ее поведение в поворотах менее стабильным и ограничивает скорость прохождения этих поворотов. Вдобавок инженеры "Ауди" отметили, что гибрид чуть быстрее изнашивает шины. А емкость топливного бака у таких машин - в соответствии с требованиями регламента - на 2 литра меньше. Кстати, по слухам, инженеры немецкой команды уже провели виртуальную симуляцию гонки - на основе данных, полученных в ходе недавних тестов. И гибрид отстал от машины традиционной конфигурации на три круга.  

Впрочем, в чем смысл симуляции, если в начале мая четыре автомобиля "Ауди" уже решали судьбу победы в гонке "6 часов Спа" - и лучший из гибридов занял тогда второе место с приличным отставанием от лидера? Но сами пилоты не считают эти результаты показательными - на бельгийской трассе сработало слишком много факторов, которые могли исказить представления о реальной скорости машин. К примеру, многие отметили, что гибриды быстрее ехали по мокрой трассе. Но у одного из лидеров "Ауди", шотландца Алана Макниша нашлось своеобразное объяснение: некоторые из пилотов, сидевших за рулем машин традиционной конфигурации, ехали первую гонку за немецкую команду - и поэтому не решались рисковать под дождем. Разница в настройках, смелое решение одного из экипажей ощутимо раньше других перейти на слики, притормозившие экипаж Макниша мелкие проблемы - все это не дает сделать далеко идущих выводов.

Кстати, оценивая шансы того или иного автомобиля, нельзя забывать и о человеческом факторе. Ведь именно за рулем одного из гибридов выйдет на старт экипаж, составленный из суперзвезд "Ауди" - считающегося самым быстрым в команде Алана Макниша, рекордсмена по количеству побед на знаменитой суточной гонке Тома Кристенсена и ветерана Ринальдо Капелло, для которого этот Ле-Ман будет последним. В прошлом году они продержались в гонке всего 14 кругов, после чего автомобиль был буквально уничтожен в страшной аварии (находившийся за рулем Макниш) не пострадал. Опыт, талант и спортивная злость, которых не занимать этим супергероям гонок на выносливость, вполне могут оказаться сильнее всех реальных или кажущихся недостатков гибридного прототипа.

Кирилл КАЧНОВ

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ