Ле-Ман: этот день гибрида?

Экипаж победителей прошлогодних "24 часов Ле-Мана" во главе с Марселем ФАССЛЕРОМ также выступает на гибридном прототипе. Фото Audi. Фото "СЭ"
Экипаж победителей прошлогодних "24 часов Ле-Мана" во главе с Марселем ФАССЛЕРОМ также выступает на гибридном прототипе. Фото Audi. Фото "СЭ"

Гонки на асфальте - Ле-Ман

Технологии ближайшего будущего атакуют гоночные трассы: у гибридных болидов есть хорошие шансы выиграть знаменитую гонку "24 часа Ле-Мана", которая состоится в эти выходные.

В прошлом году на старт "24 часов Ле-Мана" впервые вышел один-единственный гибридный автомобиль. Машина малоизвестной швейцарской команды Hope Racing не продержалась в гонке и половины дистанции, а ее темп до схода с трассы был отнюдь не впечатляющим. Теперь ситуация изменилась: главными героями гонки станут заводские команды "Ауди" и "Тойоты" - и обе взяли на вооружение гибридные болиды.

Впрочем, японский коллектив, готовившийся к гонке в пожарном темпе, ставит перед собой цель скорее просто добраться до финиша. Поэтому если гибрид и победит, то это будет автомобиль марки "Ауди". "Если" - потому что немецкая марка выставляет на старт два гибридных автомобиля и два обычных турбодизельных автомобиля. Насколько высоки шансы гибридных "Ауди" на успех? К счастью для болельщиков (свыкшихся с мыслью, что очередная победа немецкой команды неизбежна), однозначно ответить на этот вопрос невозможно.

Заводская команда "Пежо" в январе объявила об уходе из гонок на выносливость в январе - успев к этому моменту построить свой гоночный гибрид, который уже вряд ли куда-нибудь поедет. Впрочем, несколько пилотов имели возможность опробовать этот автомобиль на гоночной трассе - и один из них, Николя Минассян утверждает, что гибрид выигрывает около 0,15 секунды с километра у традиционного турбодизельного прототипа. Или около 2 секунд с круга на 13-километровой трассе, где проходит легендарная суточная гонка. Сама трасса, кстати, позволяет гибридам максимально полно реализовать свои преимущества: длинные прямые словно созданы для того, чтобы собрать максимум энергии на жестких торможениях - и тут же всю ее использовать во время разгона. Впрочем, электромоторы помогают пилотам "Ауди" решать разные задачи - и улучшать разгонную динамику, и экономить топливо, и даже делать поведение машины на мокрой трассе более стабильным. Гонщику доступны целых шесть режимов работы системы рекуперации - причем пилоту требуется только сделать выбор: в дальнейшем сбор энергии и подключение электромоторов происходит автоматически, по команде тщательно настроенной электроники.

Впрочем, и продвинутая электроника не застрахована от "глюков", и в этом видят один из важных недостатков гибрида: чем больше на машине сложных систем, тем выше риск возникновения неисправностей. Но есть и другой важный нюанс, связанный не со сложной электроникой, а с элементарной физикой. Оба прототипа "Ауди" весят чуть больше 900 килгограммов - весить меньше не разрешает регламент. Но у гибрида узел рекуперации с маховиком, электромоторы и идущие от этих моторов к колесам полуоси расположены на фиксированных, не всегда оптимальных с точки зрения распределения масс местах. На болиде традиционной конфигурации всех этих узлов нет, вместо них - балласт, при размещении которого у инженеров есть определенная свобода. В итоге центр тяжести у гибридной машины  расположен выше, что делает ее поведение в поворотах менее стабильным и ограничивает скорость прохождения этих поворотов. Вдобавок инженеры "Ауди" отметили, что гибрид чуть быстрее изнашивает шины. А емкость топливного бака у таких машин - в соответствии с требованиями регламента - на 2 литра меньше. Кстати, по слухам, инженеры немецкой команды уже провели виртуальную симуляцию гонки - на основе данных, полученных в ходе недавних тестов. И гибрид отстал от машины традиционной конфигурации на три круга.  

Впрочем, в чем смысл симуляции, если в начале мая четыре автомобиля "Ауди" уже решали судьбу победы в гонке "6 часов Спа" - и лучший из гибридов занял тогда второе место с приличным отставанием от лидера? Но сами пилоты не считают эти результаты показательными - на бельгийской трассе сработало слишком много факторов, которые могли исказить представления о реальной скорости машин. К примеру, многие отметили, что гибриды быстрее ехали по мокрой трассе. Но у одного из лидеров "Ауди", шотландца Алана Макниша нашлось своеобразное объяснение: некоторые из пилотов, сидевших за рулем машин традиционной конфигурации, ехали первую гонку за немецкую команду - и поэтому не решались рисковать под дождем. Разница в настройках, смелое решение одного из экипажей ощутимо раньше других перейти на слики, притормозившие экипаж Макниша мелкие проблемы - все это не дает сделать далеко идущих выводов.

Кстати, оценивая шансы того или иного автомобиля, нельзя забывать и о человеческом факторе. Ведь именно за рулем одного из гибридов выйдет на старт экипаж, составленный из суперзвезд "Ауди" - считающегося самым быстрым в команде Алана Макниша, рекордсмена по количеству побед на знаменитой суточной гонке Тома Кристенсена и ветерана Ринальдо Капелло, для которого этот Ле-Ман будет последним. В прошлом году они продержались в гонке всего 14 кругов, после чего автомобиль был буквально уничтожен в страшной аварии (находившийся за рулем Макниш) не пострадал. Опыт, талант и спортивная злость, которых не занимать этим супергероям гонок на выносливость, вполне могут оказаться сильнее всех реальных или кажущихся недостатков гибридного прототипа.

Кирилл КАЧНОВ

Загрузка...
Материалы других СМИ
Загрузка...