Indycar: гонщики умудрились
сломать целый автодром!

Скотту ДИКСОНУ и другим пилотам не пришлось сильно потеть: в середине гонки их ждал двухчасовой перерыв, а потом еще и дистанцию заезда укоротили. Фото AFP
Скотту ДИКСОНУ и другим пилотам не пришлось сильно потеть: в середине гонки их ждал двухчасовой перерыв, а потом еще и дистанцию заезда укоротили. Фото AFP

Гонки на асфальте

Почему под гоночными машинами стала рассыпаться трасса в Детройте и как из-за проблем с асфальтом один из этапов "Формулы-1" растянулся на три месяца…

Говоря об уровне прижимной силы, который создают аэродинамические элементы современных формул, нередко говорят, что такие автомобили на определенной скорости могут проехать даже по потолку. Проверить это на практике никто пока не решился. Но на состоявшейся в воскресенье гонке "Мировой серии Indycar" в Детройте автомобили Dallara DW12 другим способом продемонстрировали, насколько сильны сгенерированные ими силы - под гоночными машинами начала в буквальном смысле слова разваливаться трасса!

Напомним, что один из аэродинамических элементов машины - днище, спрофилированное так, что под ним создается разрежение. В результате чего автомобиль под воздействием силы тяжести и набегающего потока воздуха буквально "присасывается" к поверхности трассы. Но, как выяснилось в Детройте, такой натиск выдержит не каждая трасса. Конечно, не надо думать, что от нагрузок стал трескаться асфальт. Дело в том что трещины в асфальте и стыки между бетонными плитами (а часть трассы покрыта именно бетоном) прикрыты своеобразными заплатками из гудрона. И вот некоторые из этих заплаток в момент проезда по ним автомобилей буквально "засасывались" под днища, срываясь со своих "посадочных мест".

Обнажившиеся швы и трещины не заметили бы водители обычных автомобилей, но формулы с их чисто символическим дорожным просветом - другое дело. Трасса в Детройте и без того чрезвычайно кочковатая - машину при наезде на очередную неровность то и дело переставляет в сторону или доворачивает на траектории. Но так как эти неровности пилотам хорошо известны, то к проезду по ним можно приготовиться заранее - повернуть руль на меньший угол или сбросить в нужном месте газ. Лишившиеся заплаток швы стали для канадца Джеймса Хинчклиффа и ранее выступавшего в "Формуле-1" японца Такумы Сато более чем неприятным сюрпризом. Их автомобили, подпрыгнув на неровности, зацепили днищем бетонную поверхность - и этого хватило, чтобы мимо поворота проскользить прямиком в прикрывающие бетонные стены стопки старых покрышек.

Гонку остановили - и, пожалуй, впервые в истори Детройта дорожные работы стали таким популярным зрелищем: тысячи зрителей наблюдали за ними вживую, а миллионы - в прямом телеэфире. Сразу в трех поворотах рабочие меняли расшатавшиеся заплатки на новые, сделанные с использованием цемента. Через два часа заезд возобновили. И хотя его дистанцию сократили на 15 кругов, при виде радовавшегося своей победе Скотта Диксона из команды Ganassi никто бы и не подумал, что он финишировал первым в гонке на разваливающейся трассе. Кстати, после финиша большинство гонщиков (за исключением разве что сошедших) не столько высказывали упреки в адрес организаторов гонки, сколько благодарили их за оперативное решение проблемы. Можно представить, какая тотальная паника поднялась бы, случись нечто подобное в гонке "Формулы-1" - наверняка на следующий год этой трассы уже не было бы в календаре. А пилоты "Мировой серии Indycar" очень даже не против навестить Детройт в следующем году - и уверены, что в следующем году ремонтировать покрытие по ходу заезда не придется.

Впрочем, не стоит думать, что нынешний случай является абсолютно уникальным. Отдельные мелкие фрагменты гоночного трека время от времени становятся источниками проблем для участников соревнований. К примеру, самый первый "Гран-при Китая" (в 2005 году) на свежепостроенной трассе в Шанхае среди прочего запомнился сходом Хуана Пабло Монтойи на "Макларене", чью машину повредила сдвинувшаяся со своего места решетка дренажной канавы. Гонку тогда останавливать не стали - но выпустили на трассу автомобиль безопасности, чтобы рабочие могли в безопасных условиях установить решетку на место и зафиксировать ее. Можно посетовать на традиционное китайское качество - но спустя четыре года похожий инцидент случился на "Норисринге" - временной трассе, которую специально для гонки DTM прокладывают в Нюрнберге. Audi A4, которой управлял Маркус Винкельхок, сорвала с места крышку канализационного люка весом в 15 килограммов - и та пробила заднюю часть автомобиля! Пилот не пострадал, но полученные машиной "ранения" выглядели ужасающе.

Классическим же сюжетом является "Гран-при Бельгии" 1985 года, который из-за проблем с асфальтом длился больше трех месяцев! Свежеуложенное покрытие на автодроме в Спа начало стремительно крошиться под колесами гоночных машин. И если в достаточно "затычных" поворотах трассы в Детройте пилоты "индикаров" вылетали в отбойник на безобидной скорости, то потеря контроля над машиной в знаменитых скоростных поворотах Спа грозила привести к настоящей трагедии. Поэтому после тренировок и квалификации этап просто отменили - и провели заново спустя три с лишним месяца, после полной перекладки асфальта. Так что американским зрителям, которым пришлось ждать продолжения гонки всего два часа, еще очень крупно повезло.

Кирилл КАЧНОВ

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ