DTM: бэк-вокал пошел в солисты

После чрезвычайно успешного прошлого сезона "Ауди" приходится снова привыкать к роли догоняющего. Фото - DTM. Фото "СЭ"
После чрезвычайно успешного прошлого сезона "Ауди" приходится снова привыкать к роли догоняющего. Фото - DTM. Фото "СЭ"

Гонки на асфальте - DTM

Избалованные звезды борозды не портят, но и пашут неглубоко. А гонщик со сложносочиненным гражданством, выступающий за "второсортную" команду, принес "Ауди" первую победу в сезоне. Как это получилось?

Пока "Ауди" и "Мерседес" делили чемпионат DTM на двоих, они ввели в обиход несколько интересных традиций. Среди них есть скорее приятные - к примеру, отдавать одну из боевых машин девушке. Но имеются и сомнительные - в том числе разделение "конюшен", использующих автомобили соответствующей марки, на две категории. С одной стороны, все участвующие в турнире команды сейчас вполне можно считать заводскими - они получают от производителей и гонщиков, и машины, и деньги на все связанные с DTM расходы. С другой, у обоих брендов имеется своя "гвардия". У "Мерседеса" это коллектив HWA, который является одним из многочисленных подразделений штутгартского концерна. У "Ауди" - команда Abt, официально независимая, но находящаяся на особом положении с тех самых времен, когда братья Абт решились заявить в чемпионат Audi TT на свой страх, риск и бюджет, без какой-либо помощи со стороны концерна.

Какими привилегиями пользуется "гвардия"? Именно в составе HWA и Abt выступают самые сильные гонщики. Туда из команд "второго эшелона" забирают хорошо проявивших себя спортсменов, а в обратном направлении "ссылают" пилотов, не оправдавших ожиданий руководства. Есть основания утверждать, что "гвардия" получает от производителей больше денег, чем остальные коллективы. Ранее неравенство усугублялось разницей в подготовке техники: HWA и Abt эксплуатировали новейшие болиды, в то время как команды "второго эшелона" использовали предыдущие версии боевых машин. Впрочем, организаторы турнира пытались вести борьбу за равноправие: в прошлом году автомобили последнего поколения должны были иметь на борту 25 килограммов балласта.

В прошлом году произошла сенсация: Мартин Томчик, не добившийся успеха в Abt и "сосланный" во "второсортный" коллектив Phoenix Racing, победил в турнире, оставив не у дел в том числе и своих бывших товарищей по команде - Маттиаса Экстрема и Тимо Шайдера (на счету каждого из которых имеется по два чемпионских титула). Почему это произошло - сам Шайдер объяснил "СЭ Мотор" в недавнем интервью. Покрышки "Ханкук", которые все участники DTM используют с прошлого года, оказались столь цепкими, что нивелировали главное преимущество автомобилей последнего поколения - более высокий уровень прижимной силы. Старые автомобили смогли за счет высоких сцепных свойств шин смогли проходить повороты на столь же высоких скоростях. А разгонялись резвее - за счет меньшей массы. Случилось невероятное: пилоты элитных команд стали жаловаться на неравноправие!

В этом году жаловаться им не на что: технический регламент изменился, прежние автомобили сошли со сцены, и для всех гонщиков построены одинаковые машины. Казалось бы, в равных с точки зрения условиях "гвардия" должна иметь определенное преимущество. Но на воскресной гонке в австрийском Шпильберге лучший из пилотов Abt - Маттиас Экстрем - был 3-м в квалификации, а в гонке финишировал еще ниже, на 4-й позиции. В то время как Эдуардо Мортара, выступающий за относящийся ко "второму эшелону" коллектив Rosberg, победил в квалификации, а днем позже выиграл и гонку.

Родившийся и проживающий в Швейцарии пилот, выступающий по итальянской гоночной лицензии и имеющий наряду с итальянским гражданством еще и французское, привлек к себе внимание еще в прошлом сезоне, когда стал лучшим из новичков. Особенно хорош он был на мокрой трассе: на проходившей по дождю квалификации в Шпильберге вполне мог взять поул - но дождь резко усилился именно во время решающей попытки. Позже Мортара дважды подряд финишировал на подиуме - оба раза в дождевых гонках. На сухой же трассе новичку не слишком хорошо удавалось нащупать предел. В том же Шпильберге, начав гонку с лучшего в карьере 4-го места, он выбыл из борьбы уже через 200 метров после старта - не поделил дорогу с одним из пилотов "Мерседеса". А под конец года основательно подпортил впечатление о себе двумя авариями в квалификациях (которые автоматом ставили крест на возможности показать хороший результат в гонках).

Воскресная победа заставила зрителей - а отчасти и руководство спортивного отделения "Ауди" - забыть о прошлогодних ошибках Мортары. Но насколько велики шансы молодого пилота удержаться в лидирующей группе? Гонщики Rosberg и Phoenix в этом году выступают нестабильно - в отличие от пилотов Abt, которые показывают пусть не лучшие, но ровные результаты.

Складывается ощущение, что сейчас, когда команды еще только осваиваются с новыми машинами, ключевым моментом является подбор настроек под конкретную трассу. Можно предположить, что инженеры команд "второго эшелона" больше склонны рисковать (и порой этот риск оправдывает себя на все сто процентов) - в то время как специалисты Abt действуют более методично, но менее агрессивно. Поэтому, к примеру, Маттиас Экстрем все четыре заезда закончил на 3-5 позициях: без особого блеска, но и без ощутимых провалов. Похожая ситуация складывается, кстати, и среди гонщиков, выступающих на BMW: на австрийском этапе ранее блиставший Спенглер не попал в первую пятерку, зато приехал на подиум небыстро раскачивавшийся Мартин Томчик.

За счет чего тогда стабильно быстр Гэри Паффет, во всех гонках сезона финишировавший на подиуме? Не исключено, что сказывается особое положение HWA, где строят машину и работают с ней на трассе если не одни и те же, то работающие в одной структуре люди. В то время как в лагере "Ауди" и BMW создатели автомобиля и гоночная команда - это два тесно сотрудничающих, но все-таки разных коллектива. Получается, что наличие привилегированных "конюшен" - пусть не всеми одобряемый, но правильный ход? И ключ к успеху - чтобы держать абсолютно все под контролем, как это делает "Мерседес", а не искать компромиссов в стиле "Ауди", чья избалованная привилегиями "гвардия" второй год подряд оказывается не так уж и эффективна в "бою"?

Кирилл КАЧНОВ

---

Чемпионат DTM. 4 этап. "Ред Булл Ринг" (Шпильберг, Австрия). Результаты гонки

Пилот Команда Автомобиль Время
1. Эдоардо МОРТАРА Rosberg Audi 1:12.30,277
2. Мартин ТОМЧИК RMG BMW + 1,068
3. Гэри ПАФФЕТ HWA Mercedes + 2,142
4. Маттиас ЭКСТРЕМ Abt Audi + 2,769
5. Джейми ГРИН HWA Mercedes + 5,406
6. Тимо ШАЙДЕР Abt Audi + 35,351
7. Майк РОКЕНФЕЛЛЕР Phoenix Audi + 37,260
8. Фелипе АЛЬБУКЕРКЕ Rosberg Audi + 38,062
9. Джоуи ХЭНД RMG BMW + 39,419
10. Аугушто ФАРФУШ RBM BMW + 39,904
11. Ральф ШУМАХЕР HWA Mercedes + 43,567
12. Роберто МЕРИ Persson Mercedes + 50,339
13. Роберт ВИКЕНС Mucke Mercedes +1.05,670
14. Сьюзи ВОЛЬФ Persson Mercedes + 1.06,061
15. Рахель ФРАЙ Abt Audi + 1.06,998
сход Бруно СПЕНГЛЕР Schnitzer BMW
сход Дэвид КУЛТАРД Mucke Mercedes
сход Мигель МОЛИНА Phoenix Audi
сход Энди ПРИОЛЬ RBM BMW
сход Дирк ВЕРНЕР Schnitzer BMW
сход Кристиан ФИТОРИС HWA Mercedes
сход Адриан ТАМБЕ Abt Audi


Чемпионат DTM. Пилоты. Общий зачет после 4 этапов

Пилот Команда Автомобиль Очки
1. Гэри ПАФФЕТ HWA Mercedes 83
2. Маттиас ЭКСТРЕМ Abt Audi 47
3. Джейми ГРИН HWA Mercedes 44
4. Бруно СПЕНГЛЕР Schnitzer BMW 43
5. Мартин ТОМЧИК RMG BMW 36
6. Эдоардо МОРТАРА Rosberg Audi 31
7. Майк РОКЕНФЕЛЛЕР Phoenix Audi 31
8. Кристиан ФИТОРИС HWA Mercedes 20
9. Аугушто ФАРФУШ RBM BMW 16
10. Тимо ШАЙДЕР Abt Audi 16
11. Энди ПРИОЛЬ RBM BMW 8
12. Мигель МОЛИНА Phoenix Audi 8
13. Фелипе АЛЬБУКЕРКЕ Rosberg Audi 8
14. Ральф ШУМАХЕР HWA Mercedes 7
15. Дэвид КУЛТАРД Mucke Mercedes 4
16. Джоуи ХЭНД RMG BMW 2


Чемпионат DTM. Производители. Общий зачет после 4 этапов

Производитель Очки
1. Mercedes 158
2. Audi 141
3. BMW 105

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ