30 апреля 2012, 16:11

Российский гонщик впервые на подиуме чемпионата мира WTCC

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Гонки на асфальте - WTCC

Прорыв на кузовном фронте: Алексей Дудукало и Lukoil Racing конвертировали ошибки и поломки предыдущих полутора лет в призовой финиш на трассе в Словакии

Когда марка Lukoil пришла в WTCC (чемпионат мира по гонкам на легковых автомобилях), программа ее выступлений выглядела отнюдь не многообещающе. Пилот немолод - в этом году Алексею Дудукало исполнится 36 лет - и регулярно выступать на европейских трассах стал отнюдь не в юниорском возрасте. Автомобиль SEAT Leon - не самый быстрый, а в связи с уходом из турнира заводской команды мало кто ждал, что машина в обозримом будущем станет более конкурентоспособной. Стоит приплюсовать сюда и противоречивую репутацию частной "конюшни" Sunred, которая должна была этот автомобиль обслуживать. Одним словом, всего лишь два попадания Дудукало в первую десятку по итогам прошлого сезона и 21-е место в общем зачете были отличным поводом для скептического восклицания "Ну я же с самого начала говорил, что у них ничего не выйдет!.."

В минувшие выходные на трассе "Словакия Ринг" в окрестностях Братиславы "у них все вышло": два автомобиля команды Lukoil Racing оформили победный дубль в одной из гонок уик-энда. Выигравшему заезд итальянцу Габриэле Тарквини, экс-чемпиону мира к хорошим результатам не привыкать: эта победа стала для него уже 17-й на этапах WTCC. А для финишировавшего вторым Дудукало место на подиуме стало настоящим прорывом. Во-первых, за полтора предыдущих сезона лучшим результатом москвича было более чем скромное 9-е место. Во-вторых, Алексей взошел на подиум кузовного чемпионата мира первым из отечественных гонщиков. Гоночный бог, похоже, действительно любит троицу: ведь Виталий Петров завоевал первое для россиян призовое место на этапе "Формулы-1" чуть больше года назад, а с момента финиша Евгения Новикова в первой тройке на этапе чемпионата мира по ралли прошло и вовсе каких-то несколько недель.

Базовые слагаемые успеха Lukoil Racing очевидны. Контракт с Габриэле Тарквини окупил себя дважды: итальянец не только может выигрывать гонки за рулем не самых быстрых автомобилей, но и поддерживает проект своим авторитетом, помогает наладить контакты и найти общий язык с важными действующими лицами. Наверняка не без содействия со стороны Тарквини состоялось и возвращение марки SEAT в чемпионат мира: ведь сейчас Lukoil Racing - это по сути псевдоним, под которым выступает заводская команда испанской марки. Что не замедлило сказаться на скорости автомобиля. Дудукало уже после первого этапа в Монце нахваливал и более эластичный мотор, и появившуюся возможность переключаться по ходу гонки между несколькими программами управления двигателем, и избавшееся от неприятной недостаточной поворачиваемости шасси.

Но если Тарквини отметился поул-позишн и призовым финишем на первой же гонке, Алексею в течение трех этапов не удалось добыть ни одного очка! Перебои в работе электроники, рассыпавшаяся от слишком агрессивной атаки поребриков подвеска, ставшая причиной аварии ошибка на торможении в самом начале квалификации - автомобиль и пилот по очереди портили жизнь друг другу и никак не могли провести вдвоем беспроблемный уик-энд. В целом неудивительно, что с четвертого раза все получилось - но мало кто рассчитывал, что пилоты Lukoil Racing будут доминировать. Оставив не у дел в том числе заводскую команду Chevrolet, чьи пилоты на предыдущем этапе в Марракеше никого даже близко не подпустили к подиуму. В чем же секрет успеха, которого добилась команда на словацкой трассе? "СЭ Мотор" выяснил это, связавшись с Алексеем Дудукало непосредственно после церемонии награждения.

- До этого на "Словакия Ринге" столь престижных гонок не проводилось. Из гонщиков и инженеров здесь почти никто раньше не был. Поэтому всем пришлось начинать с чистого листа, - рассказал Дудукало. - А так как тренировок в расписании не так много, быстрее всех оказались те, кто сразу сориентировался в обстановке и выбрал правильное направление при работе с настройками. Мы сразу отметили, что здесь очень абразивный асфальт, на котором шины переднеприводных машин (к которым относятся и наши SEAT Leon) должны изнашиваться быстрее чем обычно. Вдобавок здесь есть пара затяжных поворотов, которые проходятся на хорошем газу и в которых нагрузка на покрышки весьма высока. Чтобы снизить эту нагрузку и при этом сохранить высокий темп, мы приняли решение настроить машины на избыточную поворачиваемость - более избыточную, чем та, с которой мы можем иметь дело на других трассах. И это решение оправдало себя на все сто процентов. Мы получили высокую скорость в квалификации, а в гонке шины теряли цепкость постепенно и предсказуемо, без резких провалов, от которых пострадали другие гонщики.

- Не связаны ли хорошие результаты уик-энда с какими-то изменениями в машине?

- Скорее нет - я не почувствовал какой-либо разницы в поведении машины по сравнению с предыдущим этапом. Да и времени ведь было не так много, чтобы что-то радикально менять в автомобиле: из Марракеша, где проходила гонка две недели назад, трейлеры с боевыми машинами сразу выехали в Словакию, не заезжая на базу.

- Насколько конфигурация трассы понравилась лично вам, насколько увлекательно пилотировать на ней автомобиль WTCC?

- Трассу я бы назвал достойной. Здесь есть несколько очень интересных мест - к примеру, пара скоростных поворотов, которые проходятся на 6-й передаче полным газом. Самый запоминающийся момент - это въезд на горку, после которого идет достаточно жесткое торможение на спуске. Каждый раз машина разгружается и начинает как будто танцевать под тобой - из-за этого не получается круг за кругом тормозить одинаково четко, нет стопроцентной уверенности в том, как отреагирует машина на твои действия. Такая неопределенность щекочет нервы - и для гонщика это весьма необычное ощущение, с которым лично я на других трассах не сталкивался.

- Всех интересует, почему "Шевроле" на этот раз выступали без особого блеска. У вас нет своей версии на этот счет?

- Это большая загадка для всего паддока. Наверняка сыграло роль то, что трасса новая. Обычно у инженеров есть некая база, от которой можно отталкиваться - информация о том, какие настройки использовались в предыдущие годы и оправдали ли они себя. А здесь даже самым опытным командам и инженерам пришлось все начинать с нуля.

Кирилл КАЧНОВ

Придумай мем

Новости