20 июня 2011, 01:40

130 кг - тяжелее не надо

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

СУМО

Сумо для японцев не просто борьба. Это национальная гордость. Однако на профессиональном дохё сегодня доминируют иностранцы. В последний раз японский рикиси завоевывал Кубок императора более пяти лет назад. В январе 2006 года победителем турнира-басё стал озэки Тотиадзума. Сейчас знаменитый сумотори работает тренером-наставником (ояката), носит имя Таманои и возглавляет собственную школу. После завершения Летнего турнира прославленный богатырь дал интервью "СЭ".

- В феврале 1998 года во время открытия Олимпийских игр в Нагано колонну каждой делегации возглавляли борцы сумо. Вы помните этот момент?

- Конечно. Я шел тогда под флагом России. И больше всего мне запомнилась красота российских спортсменок (весело смеется).

- Вам удалось перекинуться парой слов с кем-то из олимпийцев?

- Нет. Во время парада было очень холодно. А на сумотори были лишь праздничные кэсё-маваси, надетые, как обычно, на голое тело. У меня зубы стучали. Я думал только о том, как бы не замерзнуть.

- Но, несмотря на мороз, оценить красоту российских спортсменок вы успели.

- Да, красота сильнее мороза (улыбается).

- Благодаря Олимпиаде судьба связала вас с Россией. Какое у вас представление о нашей стране?

- Я никогда не был в России. Но мне кажется, что у вас очень холодно и люди носят шапки-ушанки.

- А как вы оцениваете российских богатырей?

- Алан - очень сильный сумотори. У него мощные руки, но он недостаточно хорошо использует ноги. Если Алан немного поработает над техникой, наблюдать за ним будет еще интереснее. Весящему 275 килограммов Авроре я советую похудеть. Опустившемуся в четвертый дивизион сандаммэ из-за травмы колена Амуру желаю скорее вернуться в верхушку макусита. Я считаю, что ему по силам подняться и во второй элитный дивизион дзюрё.

- Хотелось бы вам, чтобы в профессиональном сумо появлялись новые россияне?

- Мне радостно, что география национальной японской борьбы расширяется, что появляются новые интересные богатыри, а за рубежом становится все больше и больше любителей сумо. Но нужно помнить, что количество вакансий для иностранцев ограничено, и в профессиональное сумо принимают только до двадцати трех лет. Кроме того, желающий начать путь рикиси должен ясно представлять себе, что в Японии свои культурные особенности.

- Каким вам видится идеальный новичок-иностранец?

- Ему должно быть от пятнадцати до двадцати лет. Борцовский опыт не является обязательным. Главное, он должен всей душой любить сумо и относиться к борьбе как к своей работе.

В ДЕТСТВЕ БОЛЬШЕ НРАВИЛСЯ БЕЙСБОЛ

- Страна, принимающая Олимпийские игры, на церемонии открытия стремится показать всему миру лучшее, что у нее есть. Что значит для Японии сумо?

- В Японии развиты различные виды спорта. Но сумо - это не просто спорт. Это национальная борьба, национальное искусство, древняя традиция, неотъемлемая часть нашей культуры. Мы очень рады, что в Нагано весь мир увидел важнейшую церемонию выхода на дохё великого чемпиона (йокодзуна-дохё-ири), что на параде участников каждую делегацию вели за собой лучшие рикиси. Наверняка зарубежные зрители смогли глубже понять нашу страну. Потому что сумо - это душа Японии.

- Ваш папа был очень знаменитым борцом. Он передал вам по наследству сначала имя Тотиадзума, а потом и Таманои. Вы с раннего детства решили стать богатырем?

- Так как отец был сумотори, я чуть ли не с пеленок привык отвечать на вопросы взрослых, что тоже хочу стать рикиси. Но, если честно, в детстве мне больше нравился бейсбол. С сумо я решил связать свою жизнь, когда мне исполнилось двенадцать лет и я пошел в среднюю школу (в Японии трехступенчатая система школьного обучения: 6 лет + 3 года + 3 года. - Прим. Д.И.). По большому счету я тогда еще практически ничего не знал о настоящем сумо, борьба была для меня всего лишь редкой забавой. Но в двенадцать лет твердо решил, что смогу превзойти достижения отца. Папа выиграл один турнир и носил третье в иерархии звание сэкивакэ.

- Вы сделали выбор в пользу сумо, посоветовавшись с родителями?

- Нет, это был мой собственный выбор.

- Узнав о нем, ваш папа был доволен?

- Я так и не понял. Отец у меня скуп на слова. Он лишь сказал: "Если ты так решил, старайся изо всех сил".

- Как вам удавалось совмещать сумо и учебу?

- Я поступил в токийскую школу со спортивным уклоном. В ней до меня получали образование ставшие в девяностые годы прошлого века йокодзунами Таканохана и Ваканохана. Не буду скрывать, учился я очень плохо. Но директор школы не ругал меня. Он дал такое наставление: "Во всем преуспеть нельзя. Если у тебя не идет учеба, сосредоточься на спорте и попытайся реализовать себя в сумо".

ОСУЩЕСТВЛЕННАЯ МЕЧТА

- Ваш дебют получился фантастическим. Вы выиграли сначала турнир в начальном (шестом) дивизионе, потом в пятом, затем в четвертом. Серия ваших побед прервалась только в 27-м поединке, когда вы уже выступали в третьей категории макусита. Неужели в нижних лигах профессионального сумо настолько слабые борцы, что некому было остановить вчерашнего школьника?

- Нет, уровень даже в низших дивизионах довольно высокий. Там есть очень крепкие борцы. Но дело в том, что я не имел права причинять неудобства отцу. Я не мог подвести его, позволить себе бороться так, чтобы он краснел за меня. Я бы сгорел от стыда, если бы про богатыря, который завоевывал Кубок императора и считался одним из самых техничных рикиси, говорили, что у него непутевый сын.

- Ваш папа относился к вам так же, как к другим своим ученикам?

- Да. Отец никогда не делал мне поблажек. Пожалуй, со мной он был даже более суровым. Мне доводилось получать от него удары бамбуковой палкой. Однако я понимал, что это воспитательная мера, необходимая для того, чтобы я упорнее тренировался и становился сильнее.

- Став тренером-наставником, вы тоже использовали в воспитательных целях бамбуковую палку?

- С недавних пор они запрещены. Но и до введения этого запрета я не был сторонником палочной дисциплины. Предпочитаю больше хвалить, а не ругать и наказывать своих учеников.

- Вы добрый ояката?

- Все молодые люди приходят в профессиональное сумо для того, чтобы добиться успеха. А сделать это можно только собственными силами. Задача тренера-наставника - помогать ученикам, подсказывать, наставлять их на правильный путь. Я не считаю, что, если бить воспитанников, они станут сильнее. На мой взгляд, достаточно своевременного замечания. Причем в деликатной форме. В наши дни молодые борцы зажимаются, если их слишком сильно ругаешь.

- Сколько учеников в вашей школе?

- Сейчас в Таманои-бэя двадцать шесть борцов. У нас довольно большая школа. Скажу откровенно, весьма нелегко управляться с 15-16-летними юношами.

- В чем главная трудность?

- Современная молодежь чересчур избалованная. Начинающим богатырям недостает прежде всего психологической силы, упорства. К сожалению, они не понимают, что сумо - их работа. Большая радость - получить первую зарплату. Это момент, когда дети становятся взрослыми. Но деньги нужно еще заслужить терпением и кропотливым ежедневным трудом. Почти все поступают в борцовские школы потому, что действительно любят сумо. Но, к сожалению, многие бросают начатое дело, не добившись быстрых успехов.

- Что вы ни в коем случае не позволяете своим ученикам?

- Не позволяю им ни на минуту забывать, что они рикиси. Борцы сумо должны вести себя подобающим образом: выходить на улицу опрятными, в юкатах (легких кимоно), с волосами, сложенными в самурайский пучок магэ, быть вежливыми с окружающими, приветливыми. Они должны осознавать свою ответственность, всегда помнить, что по ним судят обо всем мире профессионального сумо.

- Вы превзошли достижения своего отца: заслужили звание озэки, выиграли три басё. Детская мечта полностью осуществилась?

- Да, считаю, что полностью осуществил свою мечту.

ПЕРЕД ЯПОНЦАМИ - СТЕНА

- О сумотори часто говорят, что они "создают свое тело". Как можно вылепить себя?

- Прежде всего нужны ежедневные многочасовые специальные утренние тренировки - кэйко. И отдых, послеобеденный сон - это тоже часть кэйко. Тело растет, отдыхая. Большое значение имеет правильное питание. Уставший организм должен получать много калорий. То есть самое главное - верный баланс между тренировками, отдыхом и питанием.

- Полезно ли посещать тренажерный зал?

- Я считаю, что в зале достаточно работать два раза в неделю. Если заниматься на тренажерах чаще, накапливается лишняя усталость.

- В каждой школе есть свои секреты приготовления "богатырской похлебки". Существует ли оригинальный рецепт тянко-набэ в Таманои-бэя?

- (Задумывается.) Мы добавляем в тянко немного чеснока.

- Когда вы носили титул озэки, ваш боевой вес составлял 150-155 килограммов. Сколько весите сейчас?

- Мой рост - 181 сантиметр. Максимальный вес достигал 160 килограммов. Сейчас я вешу менее 110 килограммов.

- Использовали ли вы специальную диету, чтобы сбросить вес, когда завершили путь рикиси?

- Нет, специальной диеты не было. Вес снижался естественным образом, потому что отпала необходимость много есть.

- Вы последний японец, сумевший выиграть турнир. В январе 2006 года озэки Тотиадзума в третий раз завоевал Кубок императора. С тех пор прошло уже более пяти лет. Но после вас победителями басё становились только монголы Асашорю, Хакухо и Харумафудзи и болгарин Котоосю. Вам не обидно, что в национальной борьбе японские рикиси так долго остаются в тени иностранных богатырей?

- С одной стороны, обидно. Но с другой, я понимаю, что таково реальное соотношение сил на сегодняшний день. Стена, стоящая перед японскими рикиси, - очень мощная. Пробить ее чрезвычайно трудно. Но всё возможно при должном упорстве.

- Когда, на ваш взгляд, Кубок императора снова получит японец?

- Чем раньше, тем лучше. Но вряд ли это случится в нынешнем году или в следующем.

У ХАКУХО НЕТ СОПЕРНИКОВ

- Вы согласны, что у великого чемпиона Хакухо нет сегодня равных соперников?

- Абсолютно согласен.

- Для Хакухо это большая удача или, наоборот, тяжелый груз?

- Тяжелый груз. Несомненно, он ощущает давление. В одиночестве нести звание йокодзуна - это очень большая ответственность.

- Хакухо остается для вас иностранцем?

- Нет.

- Кого еще из богатырей, родившихся за пределами Страны восходящего солнца, вы могли бы назвать настоящим японцем?

- Это знаменитый гавайский тяжеловес Конисики-сан, добивавшийся в конце прошлого века звания озэки. У него настоящее японское сердце. Он всей душой постиг японскую культуру, его очень любили болельщики.

- Чего не хватает иностранцам, выступающим сегодня в профессиональном сумо?

- Иностранцы должны понимать, что сумо - это пласт японской культуры. В сумо действуют особые законы и правила, которые нужно неукоснительно соблюдать. Но я ни в коем случае не имею в виду, что иностранные рикиси этого не понимают (смеется).

- В Японской ассоциации сумо есть люди, косо поглядывающие на иностранцев. Но большинство, наверное, искренне желают, чтобы национальная борьба становилась все более и более популярной не только в Японии?

- Мне лично приятно, что сумо получает признание во всем мире, что иностранцы тянутся к нашей культуре.

- Когда в ноябре 1996 года вы дебютировали в макуути, в высшем дивизионе профессионального сумо было только четыре иностранца: гавайцы Акэбоно, Мусасимару и Конисики и монгол Кёкусюдзан. Сейчас почти половина макуути - пришельцы из-за рубежа. Не совершила ли Японская ассоциация сумо большую ошибку, широко открыв ворота для иностранных богатырей?

- Ворота открылись не так уж широко. Существует правило, запрещающее принимать легионеров в школы, где уже есть иностранцы. Вообще, я считаю, что конкуренция с лучшими богатырями со всего мира не ущемляет японских рикиси, а, наоборот, дает им отличный шанс совершенствоваться и повышать свое мастерство. У меня, кстати, были очень неплохие статистические показатели в поединках и с Асашорю, и с Хакухо, и с Котоосю.

- По итогам Летнего турнира элитный статус сэкитори получил 100-килограммовый чех Таканояма. Лет 50-60 назад с таким весом можно было претендовать даже на титул йокодзуна. Сегодня столь легкому борцу, наверное, сложно будет закрепиться среди сильнейших. Каким, по вашему мнению, весом нужно обладать в наши дни сумотори, ставящему перед собой самые высокие цели в профессиональном сумо?

- Хочу отметить, что при своей комплекции Таканояма показывает очень силовое сумо. Вообще вес нужно набирать до тех пор, пока он не мешает борцу легко передвигаться по дохё. Я считаю, что 130 килограммов - достаточный вес, чтобы добиваться больших успехов в макуути.

- Значит, нынешние 132 килограмма - идеальный вес для озэки Харумафудзи?

- Да. Я полагаю, что больше ему не надо.

Денис ИСАЕВ
Токио

Дайсукэ СИГА

Родился 9 ноября 1976 года в Токио. В 17 лет стал чемпионом Японии среди старших школьников и вскоре дебютировал на профессиональном дохё. Тотиадзума - второй борец в истории сумо, сумевший выиграть турниры во всех шести дивизионах. Три раза ему вручался главный трофей - Кубок императора. Тотиадзума носил второе иерархическое звание озэки. Прозванный Тюлененком (Гома-тян) богатырь завершил путь рикиси в мае 2007 года. Сейчас он возглавляет школу Таманои.

Новости