21 ноября 2015, 12:30

С небес на землю

Павел Климовицкий
Шеф-редактор по спецпроектам
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

CHL CANADA RUSSIA SERIES

"СЭ" – о неудачных итогах выступления российской молодежки в Канаде.

Стоит признаться, от подобного мы уже отвыкли. Последние несколько лет любителями молодежного хоккея месяц ноябрь ожидался с плохо скрываемым нетерпением, чуть ли не меньшим, чем новогодние каникулы, которые подарят нам чемпионат мира. Ужасы нулевых закончились, когда новый главный тренер Валерий Брагин вдруг открыл для нас давно позабытую истину – можно не только бороться с канадцами на равных, но и обыгрывать их на постоянной основе. Пять лет новая сказка длилась без единого сбоя, не прервавшись и на время работы Михаила Варнакова. А год назад к экватору Суперсерии мы выигрывали 3:0 и слегка нахально подумывали о "баранке" для "кленовых листьев".

И тут случился настоящий крах. Пять поражений в шести матчах, и ведь за счастье было зацепить одну победу против не больно грозной сборной лиги Квебека. Что же сломалось в отлаженной брагинской машине?

КОГДА ВРАТАРЬ – ЭТО ПОЛКОМАНДЫ

Откровенно говоря, российских болельщиков спустили с небес на землю. Победы прошлых лет остаются в истории, но процесс их добычи забывается со следующим крупным турниром. В этом году сборная Брагина пыталась играть против канадцев так же, как и всегда – вторым номером, заранее отдавая сопернику огромное преимущество по броскам. Раньше, по крайней мере, в половине случаев это работало – контратаки и ударные сверхэмоциальные отрезки часто нивелировали все дивиденды оппонента от владения инициативой. И, конечно, куда без подвигов вратарей.

Возьмем статистику российских голкиперов на Суперсерии за последние пять лет. Шайб всегда забивалось немало, поэтому процент отраженных бросков будет ключевым показателем. Бобков – 0.944, Макаров – 0.966, Налимов – 0.945, Шестеркин – 0.949. Космические цифры! Молодежка Брагина – тот случай, когда вратарь это действительно полкоманды и даже больше. Его коллективы не из тех, кто проводят ровные турниры и матчи. Вспомните сами: какой из чемпионатов мира, включая победный, обошелся без напрочь провальных игр или временных отрезков? Не найдете такого. Феноменальный навык Брагина вытягивать из подопечных все 110 процентов их возможностей следует рука об руку с тем, что далеко не всегда удается играть в одном ключе, без срывов и взлетов.

Потому любая ошибка голкипера может стать фатальной. А когда этих ошибок становится слишком много… Максим Третьяк закончил Суперсерию с процентом отраженных бросков 0.897, Александр Трушков – 0.879. Из 23 пропущенных шайб как минимум половину можно занести в пассив дуэту вратарей. Лишившись одного из своих главных козырей, молодежка могла рассчитывать только на чудо.

Конечно, списывать неудачу на одних только голкиперов было бы несусветной глупостью. Если до отъезда в Канаду Брагин говорил о пяти железных кандидатах в линию атаки и трех парах обороны, которые просматриваются на бумаге, то сейчас число "незаменимых" не только выросло, а, наоборот, уменьшилось.

Пенять на извечную проблему классных атакующих защитников смысла нет – их в этот раз было не меньше и не больше, чем в предыдущие годы. Канадские юниорки взрастили из Микуловича, Сергеева и компании добротных универсалов, однако научить в 17 лет элитным навыкам игры в пас и постоянных подключений в атаку практически нереально. К сожалению, потенциально самый звездный игрок сборной Иван Проворов от партнеров ушел недалеко – прекрасное катание и технику владения шайбой он демонстрировал лишь на чистом льду и закончил два своих матча серии с нулем в графе очков и "-3" по показателю полезности. На чемпионате мира от него потребуется куда более яркое представление.

БЕЗ НОВЫХ ГЕРОЕВ

С нападающими все куда сложнее. Кроме 2012 года, когда Варнаков собрал на Суперсерию оптимальный состав, главные звезды молодежки, традиционно для российского хоккея представляющие именно атакующую линию, в Канаду не ездили. Успешным выступлениям, впрочем, это никак не мешало. Тому же Брагину раз за разом удавалось отыскать среди менее раскрученных хоккеистов новых героев. Это могли быть как технари типа Гусева и Кучерова, так и ребята более силового плана вроде Калинина и Двуреченского – стиль не имел ключевое значение. Главное, что каждая Суперсерия становилась моментом славы для какого-то хоккеиста. В этот раз настоящего прорыва мы ни от кого так и не дождались.

Еще одна сильная сторона Брагина, умение выискивать из разнородных игроков действенные сочетания, на этот раз не сработала. Особенно провальным вышло соединение многолетней связки из юниорской сборной Вовченко-Пилипенко с динамовской Игумнов-Пилипенко. Двум негабаритным финишерам был необходимый классный, физически сильный двусторонний центр, способный добавить звену мощи и подстраховки в своей зоне. Троих "малышей" канадцы откровенно задавили – на счету тройки всего лишь два гола Пилипенко в большинстве и ужасающий "минус 14" на троих.

Бледной тенью прошлогоднего, монстроподобного себя предстал один из немногих ветеранов команды Дергачев. После его травмы Брагину удалось перестановками образовать ударное звено Лаута-Светлаков-Неколенко, которое принесло нам единственную победу в серию, но настоящую "химию" так до конца и не обнаружило. На остальных пятерых форвардов из российских лиг пришлось всего два результативных балла – некоторые игроки прокатились за океан в качестве обычных пассажиров.

Удача улыбнулась Брагину лишь со звеном легионеров. Правда, успех для тройки Лазарев-Тренин-Свечников был практически предопределен. Бывшая казанская, а ныне кейп-бретоновская связка техничных крайков обрела не самого быстрого, но чрезвычайно умного и рукастого центра. Комбинационный хоккей был предписан этому сочетанию априори. К тому же, в отличие от тройки Игумнова, у наших "канадцев" не было проблем в плане физики – некогда легконогие Лазарев и Свечников за океаном обросли весьма заметной мышечной массой.

Если квебекцы сделали серьезный шаг по направлению к чемпионату мира, пара форвардов из WHL Николишин-Фазлеев преодолели несколько ступенек в противоположном направлении. Роковой обрез последнего, стоивший нам второго матча серии, Брагин явно будет припоминать, определяя состав на первенство планеты.

КТО ПОЕДЕТ В ФИНЛЯНДИЮ?

А теперь самое важное – стоит ли паниковать? Неужели мы можем впервые за шесть остаться без медалей на чемпионате мира? Не все так просто. Едва ли в каком-то из канадских матчей на лед одновременно вышла хотя бы половина будущего состава российской сборной.

Сейчас Брагин неизбежно столкнется с проблемой, которую под другим ракурсом может рассматривать как вполне себе приятную головную боль. В его распоряжении три большие группы хоккеистов: представители российских лиг, которые играли на Суперсерии, кахаэловцы, вместо Северной Америки ездившие на Турнир четырех наций в Финляндию, и легионеры из канадских юниорских лиг. Вратарский вопрос должен упереться лишь в дилемму третьего номера: Третьяк или Трушков? На места двух основных голкиперов претендуют представители "Магнитки" и финского ТПС Илья Самсонов и Александр Георгиев – каждый из них сыграл на уровне элитной европейской лиги в этом сезоне почти по десятку матчей, причем небезуспешно.

В Канаду не ездили Лямкин, Кудако, Гурьянов, Красковский, Коршков, Железков – каждый из них имеет твердое место в основе своего клуба. А ведь есть еще Кирилл Капризов, который в 18 лет идет лучше графика Тарасенко и Бучневича, и здорово стартовавший в АХЛ Владислав Каменев – к слову, с Вовченко и Пилипенко он отлично взаимодействовал на юниорском чемпионате мира. Почему бы не повторить успех два года спустя?

Да, этой молодежке все равно будет не хватать суперзвездных исполнителей, но собрать боеспособный состав Брагину под силу, главное – не ошибиться с кандидатурами и выбрать тех, кто действительно готов в решающий момент прыгнуть выше головы. Нам же остается потерпеть еще чуть больше месяца: самый интересный турнир года, как всегда, ожидает нас в конце декабря.

Ориентировочный состав на чемпионат мира (Прогноз "СЭ"): Самсонов (Георгиев, Третьяк), Шарипзянов – Проворов, Жульдиков – Рыков, Дервук – Лямкин, Микулович – Сергеев; Капризов (Вовченко) – Каменев – Пилипенко, Лазарев – Тренин – Свечников, Гурьянов – Светлаков – Дергачев, Лаута – Красковский – Коршков.

Придумай мем

Новости