00:30 11 сентября | Хоккей — Кубок мира
Газета № 7442, 11.09.2017

"Кинэну в прямом эфире стало стыдно, что судьи так "душили" русских". Ларионов - о Кубке Канады-87

Кубок Канады-87 у многих болельщиков ассоциируется с противостоянием лидеров: тройки сборной СССР Игорь ЛАРИОНОВ - Владимир КРУТОВ - Сергей МАКАРОВ... …и канадцев Марка МЕССЬЕ, Уэйна ГРЕЦКИ и Марио Лемье. Игорь ЛАРИОНОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Кубок Канады-87 у многих болельщиков ассоциируется с противостоянием лидеров: тройки сборной СССР Игорь ЛАРИОНОВ - Владимир КРУТОВ - Сергей МАКАРОВ...
37

Сегодня исполняется 30 лет со дня первого матча финальной серии Кубка Канады-1987 Канада – СССР (5:6, 6:5, 6:5). Многие – в частности, главный тренер "Кленовых листьев" Майк Кинэн – считают те встречи лучшими в истории хоккея. Обозреватель "СЭ" поговорил о тех играх с центрфорвардом первой пятерки советской команды.

КУБОК КАНАДЫ-1987
Финал (до двух побед)
СССР – Канада – 6:5 ОТ
(Касатонов, Крутов, Макаров, Каменский, Хомутов, Семак – Гартнер, Бурк, Гилмор, Андерсон, Гретцки)
Канада – СССР – 6:5 2ОТ (Рошфор, Гилмор, Коффи, Лемье – 3 – Хомутов, Фетисов, Крутов, Быков, Каменский)
Канада – СССР – 6:5 (Токкет, Пропп, Мерфи, Саттер, Хаверчук, Лемье – Макаров, Гусаров, Фетисов, Хомутов, Семак)

СЕГОДНЯ СУДЬИ ОСТАВЛЯЮТ СВИСТОК В РАЗДЕВАЛКЕ. ДЕЛАЙТЕ ЧТО ХОТИТЕ

– Сразу же главный вопрос: считаете ли вы, что арбитр третьего финального матча Дон Кохарски сборную СССР целенаправленно "убивал"? Это было задание?

– Насчет задания начну издалека. Однажды я услышал занимательную историю от Марка Хоу, члена Зала хоккейной славы в Торонто, сына Горди Хоу. В сезоне-1975/76 была печально знаменитая встреча клубной суперсерии между "Филадельфией Флайерз" и ЦСКА, когда с первой минуты "Летчики" начали бить армейцев – и Константин Локтев на какое-то время даже увел их со льда. Так вот, Хоу, позже много лет выступавший за "Филадельфию", не раз слышал от своих партнеров по "Флайерз", игравших в январе 76-го, как перед матчем к ним в раздевалку зашла делегация руководителей НХЛ во главе с Джоном Зиглером, который через год стал президентом лиги, и сказала: "Сегодня судьи оставляют свисток в раздевалке. Делайте что хотите".

Почему и начался беспредел. Все это Марк говорил лично мне. В результате наши "попали" – 1:4. Не знаю, было ли сказано то же самое Кохарски в 87-м. Но президентом лиги тогда был тот же Зиглер. И не стал бы исключать, что могла произойти аналогичная вещь. Хотя ни от кого пока подтверждений тому не слышал. Очень хорошо знаком с Кохарски, во времена моей игры в НХЛ он проводил где-то по 12 из 82 наших матчей. Нам не доводилось откровенно говорить о той встрече в финале, но сейчас вы разожгли во мне интерес к этой теме, и если увижу его – спрошу. Сейчас у него в НХЛ сын судьей работает.

– А с кем-то из североамериканцев подробные беседы на тему того уникального судейства случались?

– Да, причем в прямом телеэфире!

– Это как?

– Пять лет назад, когда в НХЛ был локаут, народ скучал по хоккею, и эфир надо было чем-то заполнять, а в сентябре исполнялось 25 лет с того Кубка Канады. И по каналу TSN шесть часов подряд крутили финальные матчи. В студии находились главный тренер той сборной Канады, один из ее ведущих защитников Ларри Мерфи и я. Говорили до игры, в перерывах и после. Все встречи смотрели вместе, без рекламы – поэтому и удалось три игры ужать до шести часов.

– И как реагировали на видео Кинэн и Мерфи?

– По-моему, только из этой записи они поняли, какие явные удары и толчки клюшкой со стороны канадцев пропускали судьи, причем прекрасно все видя. Им даже стыдно стало, когда они четверть века спустя увидели, как судьи нас "душили".

– Они это вслух сказали в студии?

– Да. Безусловно.

ПОСЛЕ ШЕСТОГО ГОЛА ТИХОНОВ ВЫПУСТИЛ ЗВЕНО ХМЫЛЕВ – НЕМЧИНОВ – ПРЯХИН

– А Кохарски в студии не было?

– Нет. А было бы интересно, что бы он сказал. И ведь такие вещи были не только у Кохарски в третьем матче. Первую игру в Монреале судил Пол Стюарт. И там "прилетел" мощнейший удар в спину Вовке Крутову, за который канадцам вообще ничего не было, хотя это однозначное удаление до конца игры. И судьи все прекрасно видели. Мы все втроем, сидя рядом, хором воскликнули: "Wow!" Вообще-то я к труду судей отношусь с большим уважением, обычно понимаю природу ошибок. Да и мы тогда осознавали, где играем. Но когда возникают такие ситуации с демонстративными толчками в спину, и реакция – нулевая... Это ведь вообще никак не объяснишь. Никакую симуляцию не придумаешь.

– В третьем матче вы вели к 9-й минуте – 3:0...

– ...И тут у нас пошли удаления, одно за другим. Какие-то из них канадцы использовали, и это сыграло свою роль в сюжете матча. Тем не менее не хочу сказать, что проиграли мы только из-за этого. У канадцев, как и у нас, играли выдающиеся мастера, с талантом и характером. Отыграться с 0:3 у сборной СССР при любом судействе невероятно сложно.

Если говорить глобально, победил хоккей. Конечно, всем хочется повесить на грудь золотую медаль и поднять над головой Кубок. Но главным в том Кубке Канады и той финальной серии было не имя победителя, а импульс, который они дали развитию всей игры. Люди получили колоссальное удовольствие. Мастерству участников финала не было границ.

– Это, безусловно, так. Но когда на 59-й минуте при счете 5:5 Кохарски игнорирует явный фол Дэйла Хаверчука на Вячеславе Быкове в чужой зоне, идет контратака "три в один", и Марио Лемье с Уэйном Гретцки спокойно раскатывают Сергея Мыльникова – могу представить вашу реакцию.

– Да, на Быкове была явная блокировка. Но ничего уже не вернешь, протесты подавай, не подавай – не поможет. На самом деле там была целая цепочка ошибок, и сводить ее только к нарушению Хаверчука, опять же, нельзя. Мы разбирали эпизод от и до в той студии TSN, о которой я уже рассказывал. Потому и не хочу упрощать ситуацию. Каждая мелкая погрешность в итоге привела к "эффекту домино". Сказалось и то, что было сразу после того гола.

– Что вы имеете в виду?

– Когда Лемье забил решающий гол, до конца основного времени оставалось чуть больше минуты. Не помню, была ли возможность у Виктора Тихонова взять тайм-аут. Но точно помню, что он выпустил тройку Хмылев – Немчинов – Пряхин. В решающий момент, когда нужно было отыгрываться. Вот так.

– Доводилось читать, что якобы Тихонов после игры публично пообещал побить Кохарски.

– Этого я не слышал.

– А еще – что к Тихонову в этом пожелании неожиданно присоединился тогдашний глава Ассоциации игроков НХЛ, скандальный Алан Иглсон, возмущенный судейством.

(Смеется.) Этот человек возмущался только тогда, когда в его карман не поступали деньги. Коммерция там шла под номером один, а все остальное его не волновало. В связи с чем в какой-то момент у Иглсона и начались проблемы, и его во главе НХЛПА сменил Боб Гуденау, который начал выстраивать все действительно на благо игроков.

БАРБЕКЮ И ПИВО ДОМА У ГРЕТЦКИ

– Это ведь именно на Кубке Канады-87 вы с Фетисовым, Макаровым и Тихоновым побывали дома у Гретцки?

– Да. Это было после того, как в выставочном матче перед турниром мы разгромили канадцев – 9:4. Но разве мы там не все пятеро из нашего звена были?

– Алексей Касатонов сказал мне, что их с Крутовым не было.

– В машину не уместились, что ли? (Смеется.) После матча Гретцки пригласил нас к себе домой на барбекю. За рулем был его отец Уолтер. Он и передал приглашение. Тогда речи о том, чтобы с нами поехал Виктор Васильевич, еще не было. Мы пришли к нему отпрашиваться, но он спросил, сколько километров от нашей гостиницы до дома Гретцки. Услышав, что около пятидесяти, отказал. Сказал: "Есть правило, что советские граждане не имеют права покидать отель в зарубежной стране в радиусе 40 километров".

– Что же вы сделали?

– Пришли к Уолтеру, сообщили об отказе. Расстроены были, конечно. И тут его озарило: "А что, если мы пригласим и Виктора?" Идем повторно: "Вас тоже приглашают". Он про радиус в 40 километров сразу забыл. Но решил подстраховаться и взял с собой еще одного Виктора, в действительности – сотрудника КГБ, который был приставлен к команде. Он поехал в роли переводчика. Вот поэтому-то, вероятно, Касатонову и Крутову не хватило места в машине.

– Как провели время у Гретцки?

– Отлично. Мяса хорошего поели. Там помимо Гретца были его жена, а тогда невеста Джанет, родители, а также друг, хоккеист Дэйв Пулин. Мы первый раз попробовали кукурузу, жареную на барбекю. Мы пили кока-колу, канадцы – пиво. Советские хоккеисты-то не выпивают (смеется).

Но наши глаза говорили сами за себя, и Уолтер нашел выход. Он сказал, что у них в подвале – комната трофеев, и он приглашает каждого по очереди ее посетить. А там нас ждала баночка "Молсона" или какого-то другого канадского пива. Мы выпивали и с облегчением шли продолжать трапезу.

– Виктор Васильевич ничего не унюхал?

– Нет. А если и унюхал, то ничего не сказал.

– Как он себя вел?

– Как обычно – скованно. Его коронная фраза, когда общались с североамериканцами: "Не говорю по-английски, потому что в школе изучал немецкий".

– По-английски из всех наших там только вы говорили?

– Думал, что говорю. Пытался. А в роли переводчика выступал тот самый Виктор. Пару часов посидели и уехали.

– Раз все было под контролем человека из органов, никаких взысканий за визит к представителям буржуазного мира потом не последовало?

– Отчет был подан. Со словами: "Наши советские люди вели себя достойно". И он про пиво в подвале не проведал!

БОУМЭН НЕ ЗАХОТЕЛ ВСПОМИНАТЬ, КАК ЕГО КАНАДА ПРОИГРАЛА НАМ 1:8

– Сейчас уже никто не помнит, что Кубок Канады-87 сборная СССР начала с сенсационного поражения от шведов.

– А как мы проиграли?

– 3:5.

(Смеется.) Я, как Скотти Боумэн, проигрышей не помню. Как-то спрашиваю его: "Помните, как мы обыграли вас в финале Кубка Канады в 81-м году, а вы там были тренером?" Он поднимает брови: "А кто там играл?" – "Ну как же! СССР – Канада – 8:1". Нет, говорит, не помню. И уже меня спрашивает: "А помнишь 75-й год, "Монреаль" – ЦСКА?" Отвечаю: "Сам еще не играл, но знаю – 3:3. Классный матч". Он дает бумагу: "Нет-нет. При чем тут 3:3. 38 бросков против 12 в пользу "Монреаля"!" Вот так и я только сейчас припомнил, что шведам проиграли. Зато в полуфинале потом с ними же без проблем разобрались.

– Отдельной историей на Кубках Канады всегда был матч предварительного этапа с Канадой. В 81-м проиграли 3:7, зато в финале разгромили "Кленовых листьев" – 8:1. В 84-м все, наоборот, – в группе выиграли, в полуфинале проиграли. А в 87-м разошлись миром – 3:3.

– В 81-м Тихонов изменения в составе сделал. В ворота на матч группового турнира Мышкина вместо Третьяка поставил, в защиту – Володю Зубкова вместо пропускавшего игру капитана Валеры Васильева. Два ведущих игрока отдохнули, и в финале это помогло. А в 87-м силы были абсолютно равны – и в группе, и в финальной серии.

Но тут есть очень важная деталь – о системе подготовки. Мы перед Кубком Канады пару месяцев пахали как проклятые, а энхаэловские ребята по правилам Ассоциации игроков собрались за две недели до начала турнира. Две совершенно разные системы подготовки.

– По идее с такой заложенной базой вы должны были их гонять.

– В том-то и дело. Но наше мастерство, уровень таланта и сыгранности нивелировались тем, что мы играли под нагрузкой. Нужна ли она была? Большущий вопрос. Одно дело, когда у тебя нет мастеров, и ты должен компенсировать это беготней и строгой системой игры. А здесь был важен правильный подход, чтобы мы были посвежее. Но...

– Уточню еще один момент из предыдущего Кубка. В 84-м вы обыграли канадцев в последнем матче группового турнира. При том что если бы не выиграли, то не встретились бы с ними до финала.

– Было дело.

– А зачем?

– В том матче я не играл, у меня было растяжение связки колена. Был такой разговор, что все хотели видеть финал СССР – Канада. Но тогда было такое модное слово – "максимализм". Марксистско-ленинское. При том что можно было стратегически подойти к вопросу, дать паре ребят отдохнуть, как в 81-м. Не то чтобы специально проиграть, ни в коем случае. Но немного передернуть состав, а там уж как получится.

В результате же игра получилась сверхбоевой. Мы потеряли Вову Ковина, которому серьезную травму нанес Марк Мессье. По сегодняшним правилам Месс был бы дисквалифицирован на 20 – 30 игр. Наши ребята завелись, выиграли и попали на Канаду в полуфинале, где проиграли в овертайме.

В ТОРОНТО НЕ ИГРАЛИ ИЗ-ЗА ВЛАДЕЛЬЦА-АНТИСОВЕТЧИКА

– После 1981 года регламент Кубков Канады изменили – стали играть финал до двух побед, а не до одной. Чтобы такой конфуз, как те 8:1, не повторился?

– Считаю, это правильно. Мы тогда слова "плей-офф" не знали, у нас такого не было. Но чтобы никто не счел победу случайностью, надо выигрывать два матча из трех.

– На вторую и третью игры финала пришлось ехать в Гамильтон, где и клуба НХЛ-то нет. Зачем было Кубок Канады туда загонять?

– Гамильтон – примерно в часе езды от Торонто. Там как раз построили новую арену тысяч на 16. Интерес был колоссальный. Все то же самое, что в энхаэловских городах, только нет клуба. Канадцы вообще народ интересный. Чемпионаты мира им "по барабану". Если не доходят до финала – никто о них и не вспоминает, не пишет и не думает о будущем канадского хоккея. Зато если доходят, да еще и с Россией, а раньше Советским Союзом, играют... Тогда ажиотаж возникает мгновенно, и в него вовлекается вся страна.

– А правда, что в Гамильтоне, а не в Торонто играли еще и потому, что тогдашний владелец "Торонто" был ярым антисоветчиком и сказал: "Ноги советского хоккеиста на моей арене не будет"?

– Истинная правда. Его звали Хэролд Баллард. У него были какие-то свои мотивы, но мы, молодые, в эти дела не вникали. Факт, что в Торонто мы не играли ни в клубных суперсериях, ни за сборную.

Политика вообще периодически всплывала. Помню, в конце суперсерии-82/83 обыграли "Филадельфию" – 5:1, и меня признали лучшим игроком матча у сборной СССР. Сижу на интервью вместе с Бобби Кларком, а между нами – агент Сергей Левин, который переводит. И вдруг Кларк говорит: "Никак не могу поверить, что советские солдаты сейчас шагают по улицам Афганистана". Меня попросили прокомментировать, я сказал: "Не знаю, о чем речь. Мы сегодня играли в хоккей, победили, и я рад, что на хорошей ноте закончили серию". Сейчас мы с Бобби вместе заседаем в совете Зала хоккейной славы. Надо бы ему как-нибудь напомнить ту историю...

– Об Украине он ничего не говорил?

– Нет. А человек он очень интересный.

ОБЪЕДИНИВ ГРЕТЦКИ И ЛЕМЬЕ В ОДНОМ ЗВЕНЕ, КИНЭН ПОСТУПИЛ ГИБКО

– Если бы Владислав Третьяк доиграл до 1987 года, он не пропустил бы столько голов?

– Трудно загадывать. Хотя Владик, конечно, закончил рано. Со своим профессионализмом он мог бы спокойно играть еще четыре-пять лет точно. А когда ты имеешь за спиной человека, который выручит, когда нужно, – это большой плюс. Это меняет твою игру, стиль, мировоззрение – какой процент своих мыслей ты должен переключить на оборону. Но и без Третьяка мы думали в первую очередь об атаке.

– В первом финале Гретцки на 58-й минуте вывел Канаду вперед – 5:4, и казалось, что это все. Однако Андрей Хомутов тут же сравнял счет. Как у вас руки не опустились?

– Потому что все было заточено на атаку. Ни у нас, ни у них не было такого – играть по счету. Когда две команды собраны из мастеров, они хотят забивать и получать удовольствие от игры. И даже при счете 4:1 никто не собирался закрываться и выбрасывать шайбу из зоны. У тех сборных СССР и Канады были другие приоритеты. Отыгрываться в невозможных ситуациях удавалось и нам, и им. А не удалось, когда мы выставили четвертую пятерку при счете 5:6 в третьей игре, когда шанс еще был.

– Первый матч финала в овертайме выиграла сборная СССР, второй – Канада. Когда Валерий Каменский сравнял счет на 59-й минуте второго финала и двойной овертайм продолжался полчаса, моменты закончить Кубок Канады у вас были?

– Да, и очень хорошие. Но Грант Фюр в воротах канадцев творил что-то невероятное. Один шанс был с моим участием. Я выводил на бросок Крутова, и Фюр совершил немыслимый сейв. Гол отправил бы канадцев по домам. У нас было больше шансов на победу, но Марио Лемье воспользовался своим.

– Именно на финальную серию Кинэн придумал объединить Лемье и Гретцки в одном звене. Железный Майк рассказывал мне, что эта мысль посетила его на летнем ранчо в Онтарио, и он до последнего не открывал идею даже своим помощникам. И реализовал ее только в финале: в "предвариловке" такого не было.

– Это был хороший ход Майка. Иметь двух таких великих мастеров в одной команде – большая привилегия для любого тренера. Не хочу сравнивать Кинэна со Скотти Боумэном – но, объединив их, Майк поступил очень гибко. Когда есть два центрфороварда такого уровня, супернестандартные личности, им не нужны ни день, ни два на то, чтобы сыграться. Они могут это сделать с листа, как два выдающихся джазовых музыканта. Один начнет, другой подыграет – и это сразу же захватит аудиторию.

Кинэн тогда отцепил от команды многих звездных игроков и будущих членов Зала славы, включая Стива Айзермана. Многие бы сделали по-другому. Тем не менее и его выбор игроков, и решение объединить Гретцки и Лемье дали результат. Канада выиграла – а значит, он был прав.

– Ваше звено с сочетанием Гретцки – Лемье часто сталкивалось?

– Помню, что в первой же смене третьего матча, когда Сережа Макаров забил гол, нам противостояла тройка Гретцки – Лемье – Мессье.

ПО ЗРЕЛИЩНОСТИ И ЭСТЕТИКЕ ТА ФИНАЛЬНАЯ СЕРИЯ БЫЛА ФАНТАСТИЧЕСКОЙ

– Многие, включая Кинэна, считают финальную серию Кубка Канады-87 лучшим хоккеем в мировой истории. Вы – тоже?

– Одним из. Не хочется отделять 87-й год от суперсерии-1972, принижать последний и тем самым обижать предыдущее поколение. Для меня, 11-летнего пацана, 72-й год был чем-то необыкновенным. Мы с отцом смотрели все матчи дома в Воскресенске по черно-белому телевизору, и тех эмоций мне не забыть никогда.

Но финальная серия Кубка Канады-87 по эстетике была фантастической. Просматривая эти матчи, ты понимаешь, насколько в том хоккее отсутствовал схематизм. Это был натуральный хоккей больших мастеров! Непрекращающаяся игра на встречных курсах, зрелище для болельщиков в чистом виде. То, что люди хотели видеть.

В этом смысле нынешний Кубок мира – конечно, хороший турнир, но в плане зрелищности он потерял. Раньше были разные и великие школы. В финале-87 схлестнулись советская и североамериканская, а сегодня все лучшие игроки выступают в одной лиге – НХЛ. И ожидать той жесткой борьбы, которая была тогда, той спортивной ненависти друг к другу не приходится. Борьба есть, но не такого накала, что раньше. Перед сезоном никто не хочет никого травмировать. Плюс различные системы, модели, которые выхолащивают импровизацию и красоту. Поэтому такого зрелища, как тридцать лет назад, думаю, мы на уровне сборных уже никогда не увидим.

Вторую часть интервью с Игорем Ларионовым читайте в сентябре в одном из номеров "СЭ" и на сайте www.sport-express.ru. В ней легендарный советский и российский нападающий ответит на вопросы:
– Почему Ларионов живет в США и есть ли у него амбиции работать в серьезных хоккейных проектах?
– Почему в середине 80-х Ларионов на год стал в СССР невыездным и какими были последствия его знаменитого открытого письма Виктору Тихонову в "Огоньке"?
– Вернется ли НХЛ на Олимпиаду в 2022 году?
– Почему Наиль Якупов выбрал "Колорадо", а не КХЛ, и чего первому номеру драфта НХЛ не хватает, чтобы раскрыть свой талант?
– Считает ли он Павла Дацюка своим учеником и есть ли у Дацюка в России наследники по пониманию игры?
– Зачем Ларионов открыл в Москве собственный 24-часовой ресторан и тренажерный зал?

СБОРНАЯ СССР НА КУБКЕ КАНАДЫ-1987

Игрок

Клуб

Возраст

И

КН

%ОБ

ВРАТАРИ

Сергей МЫЛЬНИКОВ

Трактор

28

6

2,96

89,4

Евгений БЕЛОШЕЙКИН

ЦСКА

21

3

4,00

8,80

Виталий САМОЙЛОВ

Динамо Р

25

0

-

-

Игрок

Клуб

Возраст

И

О (Г+П)

+/-

ЗАЩИТНИКИ

Вячеслав ФЕТИСОВ

ЦСКА

29

9

7 (2+5)

-6

Игорь СТЕЛЬНОВ

ЦСКА

24

8

5 (1+4)

+1

Алексей КАСАТОНОВ

ЦСКА

27

9

5 (1+4)

-5

Игорь КРАВЧУК

Салават Юлаев

20

5

4 (0+4)

+5

Алексей ГУСАРОВ

ЦСКА

23

6

2 (1+1)

0

Василий ПЕРВУХИН

Динамо М

31

8

2 (0+2)

+5

Анатолий ФЕДОТОВ

Динамо М

21

8

1 (0+1)

+5

НАПАДАЮЩИЕ

Сергей МАКАРОВ

ЦСКА

29

9

15 (7+8)

+1

Владимир КРУТОВ

ЦСКА

27

9

14 (7+7)

-4

Вячеслав БЫКОВ

ЦСКА

27

9

9 (2+7)

+2

Валерий КАМЕНСКИЙ

ЦСКА

21

9

7 (6+1)

+2

Андрей ХОМУТОВ

ЦСКА

26

9

7 (4+3)

+1

Анатолий СЕМЕНОВ

Динамо М

25

9

7 (2+5)

+7

Андрей ЛОМАКИН

Динамо М

23

9

6 (2+4)

+4

Сергей СВЕТЛОВ

Динамо М

26

5

5 (3+2)

+6

Александр СЕМАК

Динамо М

21

7

3 (3+0)

+2

Игорь ЛАРИОНОВ

ЦСКА

26

9

3 (1+2)

-3

Сергей ПРЯХИН

Крылья Советов

23

9

2 (0+2)

+1

Юрий ХМЫЛЕВ

Крылья Советов

23

9

1 (0+1)

0

Сергей НЕМЧИНОВ

Крылья Советов

23

5

0

-2

КУБОК КАНАДЫ-1987

Групповой этап

 

И

В

Н

П

Ш

О

1. КАНАДА

5

3

2

0

19-13

8

2. СССР

5

3

1

1

22-13

7

3. ШВЕЦИЯ

5

3

0

2

17-14

6

4. ЧССР

5

2

1

2

12-15

5

5. США

5

2

0

3

13-14

4

6. ФИНЛЯНДИЯ

5

0

0

5

9-23

0

1/2 финала
СССР – Швеция – 4:2
(Крутов, Быков, Ларионов, Макаров – Бергквист, Андерссон)
Канада – ЧССР – 5:3 (Лемье – 2, Хаверчук, Гуле, Пропп – Пашек, Бенак, Волек)

Бомбардиры: Гретцки – 21 (3+18), Лемье (оба – Канада) – 18 (11+7), МАКАРОВ – 15 (7+8), КРУТОВ – 14 (7+7), БЫКОВ (все – СССР) – 9 (2+7), Бурк (Канада) – 8 (2+6), КАМЕНСКИЙ (СССР) – 7 (6+1)…
Снайперы: Лемье – 11, МАКАРОВ, КРУТОВ – 7, КАМЕНСКИЙ – 6…
Ассистенты: Гретцки – 18, МАКАРОВ – 8, БЫКОВ, КРУТОВ – 7…
MVP – Гретцки.
Символическая сборная: Фюр – Бурк (оба – Канада), ФЕТИСОВ (СССР) – Гретцки, Лемье, КРУТОВ.

37
Газета № 7442, 11.09.2017
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (37)

Монте-Кристо(Мститель) .

Thomas_Boy_ ................ Мальчик Томаса. Дело не в том, сколько штрафа было в матчах, а в том что канадцы должны были штрафоваться в каждом матче в несколько раз чаще, чем их штрафовали. То есть нас посадили на свисток, а нарушения канадцев фактически совсем не свистели. Поэтому и поровну оказалось штрафного времени. А это несправедливо в данных обстоятельствах. Но аналитическое мышление и ты - это антиподы. Твой уровень - это бабушки у подъезда. Примитивные суждения. Логика и умозаключение - это не твое.

09:42 12 сентября

Монте-Кристо(Мститель) .

Упёртый русский ................ Это на словах Кубок Канады не считался основным хоккейным событием года в СССР, лапша на уши для населения в случае поражения. Дешевый пиар. Но де-факто Кубок Канады 1987 и Рандеву - 87 и были главными хоккейными событиями данного года. И это отчетливо понимали все, кто мог это понять. Как и кубок Вызова раньше. Как Суперсерии 1972 и 1974. Как Кубки Канады 1981 и 1984. При этом самое-самое в истории хоккея - это Суперсерия 1972. Пик развития хоккея, его Эверест - это финал Кубка Канады 1987. ............... Мой тебе совет. Не верь никаким СМИ, обманут. Думай своей головой, если можешь.

08:18 12 сентября

Монте-Кристо(Мститель) .

шаша2.................... Я об этом данной фразой и написал. А за солидарность спасибо.

07:55 12 сентября

шаша2

Монте-Кристо(Мститель) ...Но увы, СССР-Россией в то время уже правили предатели.\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ 07:46 Да кстати и сейчас руководству нашей страны плевать на спортсменов:паралимпийцы до сих пор ни за что страдают.Напрашивается вывод о предателях,которые никуда не делись: кто разваливал СССР , тот и сейчас правит бал.

00:15 12 сентября

Look_around_me

Дыр дыр игра вратарей на КК 1987 не позволяет считать эти матчи лучшими

21:43 11 сентября

Thomas_Boy_

Упёртый русский _____________ Вот насчет лучших условий я согласен полностью.

19:50 11 сентября

Упёртый русский

Томас. Ну а что, по твоему условия были равными? Пусть не фора, но у кэнаков были ИЗНАЧАЛЬНО лучшие условия - это факт. 8-1 было случайностью разумеется, тогда нам очень сильно повезло. Не переживай, конечно я это понимаю.

19:43 11 сентября

Упёртый русский

И Ларионов не прав по поводу Тихонова - единственное, что резануло в интервью. КК вообще не считался в СССР контровым турниром, и ВВ дал шанс молодым на то время ребятам из Крылышек, ничего такого в этом не было. Самим надо было забивать, шансов было - море, и в овере второго, и третьего матчей. Ну и не списывают нормальные игроки вину на тренеров, тем более великих и покойных. Игорь в США это подзабыл. Но это лучшее его интервью за последнее время.

19:39 11 сентября

Thomas_Boy_

Ну я от тебя, в принципе, другого ответа и не ждал. Хотя про фору - это, конечно, сильно даже для тебя. Это уже что-то на уровне Смоки.

19:37 11 сентября

Упёртый русский

Томас. Да сильнее наши были в 87, сильнее. Ведь смотри: играли на канадских маленьких площадках, при канадских зрителях, при канадских судьях, а шансы по игре были абсолютно равны. То есть наши давали фору, и только за счет нее кэнаки были на одном уровне. А 8-1 конечно же случайность... Должно было быть как со шведами в 81 - 13-1. ;)

19:33 11 сентября

Thomas_Boy_

Интересно, Упертый русский победу 8:1 в 1981-ом тоже считает во многом случайным итоговым результатом?

19:26 11 сентября

Thomas_Boy_

Да не были канадцы "более слабой" командой. Это были команды равные по силе. А про одноворотное судейство опять же: почему никто не вспоминает про гол Хомутова, который никак нельзя было защитывать? Конечно, судьи были на стороне хозяев. В 1984-ом они засчитали шайбу, заброшенную канадцами в сдвинутые ворота шведов. Но не судейство стало основной причиной поражения. И гениальные Лемье с Гретцки были не гениальнее КЛМ. Причина поражения - ошибки тренерского штаба.

19:25 11 сентября

Упёртый русский

Забавно читать многозначительные выводы, построенные на во многом случайном итоговом результате... Победу кэнаков предопределили 1. гениальные Грецки и Лемье 2. Одноворотное судейство 3. Домашние площадки кэнаков 4. Просто везение. По подходу к хоккею сборная СССР была однозначно сильнее, подготовленные и сыгранные игроки априори должны быть сильнее неподготовленной и несыгранной команды индивидуальностей... Но 4 пункта позволили более слабой команде выиграть... Хотя эта была и самая талантливая и сильная канадская команда за всю историю. Но СССР был однозначно сильнее. И чудом не сумел этого доказать на канадской площадке. Хотя и не хватало Третьяка, конечно...

19:15 11 сентября

Крюков Сергей

Знатный был хоккей. Надо было до пяти матчей играть) Ну если серьёзно, помнится, в третьем матче наших перебросали канадцы раза в два.

18:57 11 сентября

Thomas_Boy_

Док. __________ Мне кажется, основная причина неудачи в финале - то, что тренерский штаб так и не нашел противоядия против тактики канадцев. В полуфинале Канада проспала первые полчаса, убаюкала чехословаков, а потом за три минуты забила 4 шайбы (одну по непонятным причинам не засчитали). Так они играли в первом матче финала, так играли и в третьем. Спят, спят, потом внезапный шквал атак и - вынимайте. Судейство тоже сыграло роль, но не основной она была. Тихонов просто в нужный момент не смог успокоить игроков. И нужный момент этот был, когда Канада сократила разрыв до 4:3. Ну в остальном согласен, непривычный формат плей-офф, минимум сложных игр в чемпионате и т.п.

18:36 11 сентября

Док.

Thomas_Boy_ ========== В принципе наверно ты прав, я вот тоже считаю, что основной причиной того поражения было отсутствие опыта плей-оффных матчей что у игроков, что (наверно даже важнее) у тренеров. Ларионов об этом довольно прозрачно (стараясь не уколоть покойного Тихонова) намекает. Также наверно надо сказать, что вся система советского хоккея, когда всех лучших свозили в Москву в основном в ЦСКА, конечно же развращала игроков - кладя по 8-10 штук провинциалам, люди не приучаются играть от ножа, не могут рвать задницу, не привыкли выкладываться на 150 процентов. Канадцы со своей системой драфтов, с плей-оффным Стенли конечно же к таким играм гораздо привычней. Уверен, любой канадский тренер при 3:0 в решающей игре без проблем бы удержал победу. Хотя и про домашнее судейство наверно тоже можно говорить? Признаться, игры не пересматривал - уж очень болезненно)). Кстати, именно с того сезона у нас тоже ввели плей-офф. ЗЫ Так-то помни, переход на личности - верный признак дегенератизма (с).)))

17:58 11 сентября

Thomas_Boy_

Монте-Кристо(Мститель) ___________ Монтя, ну право слово, не хочу тратить на тебя время. Более того, нех было писать, если спорить не собирался. В свое время был отличный обзор КК-87 от Дворцова, по-моему, где не было слюней насчет судейства, зато сейчас только на него и напирают. Когда команда ведет 3:0 к восьмой минуте, она не имеет права проигрывать. Что касается удалений, о который говорит Ларионов, то штрафное время в третьей игре было примерно равным - 6 на 10. А в двух других матчах канадцев удаляли даже чаще.

16:33 11 сентября

Монте-Кристо(Мститель) .

Thomas_Boy_ .............. Мальчик Боя, купи мозги на рынке. Иначе ты не поймешь, что при игре равных команд стоит пару раз "правильно" свистнуть или не свистнуть и результат будет сделан. А тут десятки таких "правильных решений арбитров в каждой игре. Спорить с тобой не собираюсь. Вначале купи мозги. Да и нелепо доказывать кому-то аксиомы. А дуракам вообще ничего не докажешь.

16:20 11 сентября

Thomas_Boy_

spetrov __________ Нет, отчего же... Просто все помнят, что шестой гол Канады был забит с нарушением, но никто почему-то не вспоминает, что свисток Кохарски молчал, когда Макаров зацепил канадского защитника, что позволило Хомутову сделать счет 4:2. И с каждым годом все больше людей пишут о том, что выиграли канадцы исключительно потому, что было плохое судейство, не задумываясь о том, что причины поражения в общем-то не в этом. Или хотя бы не только в этом.

16:11 11 сентября

Монте-Кристо(Мститель) .

Кстати, Ларионова никогда и нигде не назвали лучшим игроком, лучшим нападающим. Ни на ЧМ, ни на чемпионате СССР, ни в Канаде нет ни одного индивидуального приза, это говорит об его уровне таланта. Мелюзга есть мелюзга. Дополнение к Макарову и Крутову. И больше ничего.

15:58 11 сентября

Монте-Кристо(Мститель) .

MrRONcn .............. При этом постоянно якает. Я забил, я пас отдал, я обыграл, я бросил, я выиграл, меня признали лучшим игроком. Я с тем общался, с тем и с тем. Заседаю там и там. Кроме отвращения, ничего он у меня не вызывает. Хотя, конечно, неглуп. Но морально убог. Кстати, Тихонов никогда не называл данную пятерку - пятеркой Ларионова. Только "первая пятерка". По ТВ и в прессе до середины 80-х писали всегда "пятерка Фетисова" и "первая пятерка". Потом уж стали писать и говорить пятерка Ларионова, года с 1986, но всем было очевидно, что он там был фактически не нужен. Туда любого поставь и заблистает. Если способнее, то будет лучше Ларионова. И намного. Три гения в пятерке: Фетисов, Макаров и Крутов. Один талантливый - Касатонов. А рядом с ними Ларионов- пятое колесо у телеги. Макаров и Крутов ничем не уступали в сумме Михайлову и Харламову, а вот Ларионов по сравнению с Петровым мелковат. Поэтому тройка Михайлов-Петров-Харламов сильнее тройки Макаров-Ларионов-Крутов.

15:55 11 сентября

MrRONcn

Не упускает случая уколоть Тихонова, даже покойного.. некрасиво..

14:25 11 сентября

Тень Мастера

Об одном жалею. Не видел этих матчей. Только в прессе и новостях. Служба помешала.

12:55 11 сентября

Loden

И вдруг Кларк говорит: "Никак не могу поверить, что советские солдаты сейчас шагают по улицам Афганистана". Сейчас мы с Бобби вместе заседаем в совете Зала хоккейной славы. Надо бы ему как-нибудь напомнить ту историю... ============================= А чего напоминать? Просто произнести: "Никак не могу поверить, что американские солдаты сейчас шагают по улицам Афганистана".

12:02 11 сентября

Рюрик 09

Монте-Кристо(Мститель) _______ Большое спасибо!!! Ролик действительно ОЧЕНЬ интересный. А в эпизоде с решающей шайбой аж два нарушения канадцев судьи решили не увидеть.

10:52 11 сентября

fanat2017

Монте-Кристо(Мститель)-----Подпишусь под каждым твоим словом. К сожалению ,наша история не терпит сослагательного наклонения. Страшно подумать чего мы добились бы во всём,если бы нам не мешали всю нашу историю ,в том числе и в спорте. А СССР всегда был сильнее канадцев и по игре и по мастерству. Правда и то,что нынешним болелам и вспомнить нечего будет , нам же посчастливилось видеть в живую и по трансляциям игры великих мастеров и великой СБОРНОЙ СССР.

09:35 11 сентября

Noodls

Это был лучший хоккей который я видел!

09:29 11 сентября

spetrov

либеральный буддист, какую отъявленную чушь вы несете, сударь.

08:48 11 сентября

либеральный буддист

Все эти пиар-серии были нужны только госчиновникам, на которых они неплохо заработали. Потому советские хоккеисты так старательно развлекали канадскую публику, мечтая попасть в НХЛ на любых условиях.

08:28 11 сентября

spetrov

...Раньше играли школы. Встречались-то друг с другом не так часто. А сейчас - упомянутый схематизм.

08:05 11 сентября