17:52 5 февраля 2015 | Хоккей

Фил Эспозито:
"Помню, Билялетдинов на льду всегда улыбался"

Сегодня. Казань. Фил ЭСПОЗИТО и Зинэтула БИЛЯЛЕТДИНОВ. Фото photo.khl.ru
Сегодня. Казань. Фил ЭСПОЗИТО и Зинэтула БИЛЯЛЕТДИНОВ. Фото photo.khl.ru

В четверг Казань посетил легендарный хоккеист, двукратный обладатель Кубка Стэнли, которому 20 февраля исполнится 72 года. Он дал мастер-класс юным воспитанникам школы "Ак Барса", после чего встретился с журналистами.

Сергей ГАВРИЛОВ
из Казани

– Прошу простить за опоздание, – начал встречу с представителями СМИ Фил Эспозито, – не успел привыкнуть к вашему времени, у меня дома во Флориде сейчас третий час ночи. Даже мой мобильный телефон не привык – утром не сработал, будильник не включился.

– Что вас привело в Казань?

– Приехал сюда по приглашению Мини (так Эспозито называет президента Татарстана Рустама Минниханова. – Прим. "СЭ"). Мы познакомились в Москве в 2013 году, я его там тренировал, и он позвал меня в Казань. Собирался приехать к вам в прошлом году, но помешала серьезная болезнь. А тут еще и Владислав Третьяк пригласил приехать на годовщину после Олимпиады в Сочи. Вот я и решил совместить два мероприятия.

– Вы помните защитника сборной СССР Зинэтулу Билялетдинова, против которого играли на Кубке Канады 1976 года и чемпионате мира-1977? Он сейчас главный тренер "Ак Барса", на базе которого мы с вами сейчас и беседуем.

– Под каким номером он играл?

– Под 14-м.

– А вы знаете, помню. Как и матч со сборной СССР. Билялетдинов на льду всегда улыбался, хотя и был очень жестким защитником.

– Что думаете о возрождении в 2016 году Кубка мира?

– Считаю этот турнир самым престижным. На мой взгляд, на Олимпиадах должны играть любители, а профессионалам следует выступать на Кубке мира. В 1976-м, когда состоялся первый подобный турнир, у многих из нас, игроков НХЛ, в тот момент было много дел – у кого бизнес, у кого личные, но мы все бросили ради того, чтобы сыграть на Кубке мира. Для профессионалов участие в таком соревновании – сильнейшая мотивация. В конце прошлого века мы были сильно удивлены высочайшим уровнем мастерства советских и чехословацких игроков, вот только платили им гроши…

Суперсерия-1972 помогла нам познакомиться с советским хоккеем, а лично мне – подружиться с Александром Якушевым, с которым мы немало водки выпили (смеется). Позже подружился с Борисом Михайловым, Владимиром Петровым. На льду они были суровыми соперниками, а в жизни оказались отличными парнями.


25 февраля 2012 года. Москва. Фил ЭСПОЗИТО и Александр ЯКУШЕВ на матче ветеранов, посвященном 40-летию суперсерии СССР – Канада. Фото – REUTERS

– Вратарь "Монреаля" Кен Драйден в своей книге привел фразу, произнесенную вами по ходу Суперсерии-1972: "Единственный путь победить русских – командная, коллективная работа на льду. Компания индивидуалистов, какими бы яркими они ни были, выполнить эту задачу не в состоянии". Через 40 с лишним лет вы не изменили своего мнения?

– Нет. Я и сейчас готов подписаться под своими словами. К первой игре со сборной СССР мы готовились десять дней. Лично я всегда хотел выбить все живое из матерого защитника "Рейнджерс" Брэда Парка, который мне, форварду "Бостона", немало насолил. А тут мы оказались в одной команде…

Все мы, да и вся страна, думали, что матчи с советской сборной будут выставочными, обычными для предсезонки. Ну, сыграем, попьем пивка, поедем дальше. В первой встрече в Монреале спустя 30 секунд после стартового вбрасывания я забил Третьяку, а через шесть минут Пол Хендерсон удвоил наше преимущество. Но матч закончился со счетом 7:3 в пользу соперника.

В тот вечер мы поняли, что если не станем единой командой, у нас не будет ни единого шанса на успех в серии.


25 февраля 2012 года. Москва. Фил ЭСПОЗИТО и Борис МИХАЙЛОВ на тренерской скамейке во время юбилейного матча "СССР – сборная мира". Фото – Алексей БЕЗЗУБОВ, photo.khl.ru

– Та Суперсерия вызвала небывалый ажиотаж в Канаде и СССР.

– Ничего удивительного – коммунистический режим бросил вызов обществу капиталистов. Именно так все преподносилось. Но, на мой взгляд, нельзя смешивать политику и спорт. Спорт должен оставаться вне политики.

Помнится, в 1972-м, выиграв в итоге серию, мы из Москвы перелетели в Прагу, где встретились со сборной Чехословакии, после чего полетели домой. Премьер-министр Канады Пьер Трюдо, либерал по убеждениям и партийной принадлежности, сидел в первом салоне, а руководитель нашей делегации консерватор Алан Иглсон – в хвосте самолета. Когда мы приземлились, каждый из этих боссов предложил игрокам следовать за ним. Каждому из нас непросто было сделать выбор, но не из-за политических пристрастий, все гораздо проще. Просто в Праге команда очень хорошо отметила победу в Суперсерии (смеется). И только на последних секундах спасала матч с хозяевами, как нам сказали, действующими чемпионами мира.


Февраль 2012 года. Москва. Фил ЭСПОЗИТО и тогдашний премьер-министр, а ныне президент России Владимир ПУТИН. Фото – REUTERS

– Почему вы, канадец, так и не сыграли ни за один родной клуб, проведя все 18 лет энхаэловской карьеры в американских командах – "Чикаго", "Бостоне" и "Рейнджерс"?

– Начнем с того, что я канадский американец с итальянскими корнями и живу во Флориде. Мой брат Тони сыграл ведь за сборную США на Кубке Канады-81. В свое время отец дал нам с Тони 500 долларов для того, чтобы мы заключили первый профессиональный контракт именно с "Чикаго". Так что никаких сомнений в выборе команды у меня не было. Кстати, Горди Хоу как-то признался мне, что его отец в такой же ситуации выделил ему 1000 долларов. Получается, у Горди финансовая база была круче (смеется).

101
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (101)

Упёртый русский

Док_06 Февраля 2015 | 10:20 Да ладно, прекрасная серия была и расстраиваться нам нечего. Смотри, при игре в сильнейших на начало серии составах (С Харламовым в составе СССР) перевес будет на нашей стороне, согласен? Т.е. фактически выиграли кэнаки серию, только СПЕЦИАЛЬНО сломав сильнейшего игрока сборной СССР, согласен? Представь, мы бы в 87 сломали после первого матча Лемьё. Да дальше кэнакам бы совсем ловить бы нечего было! Так что морально мы одержали победу, это - однозначно. Просто по игре были сильнее, и Харламов индивидуально был сильнее любого канадца, участвовавшего в серии.

11:48 6 февраля 2015

Весёлый©

.BattleFish.06 Февраля 2015 | 09:25 . Глядя на заголовок,сначала подумал, что статья за авторством Кузнецова, ггг

11:27 6 февраля 2015

.BattleFish.

Леший.06 Февраля 2015 | 10:19 а я наверно почитаю самое начало срача, где участвовал Шипулин и Сафронов, эпичные у них получились посты!)))

11:21 6 февраля 2015

Bauer-One&Only

Thomas_Boy, c удивлением твоему упорству достойному лучшего применения, слежу за твоими пикировками здесь. И хочу спросить следующее: ты понимаешь, что говорить на эту тему с этими людьми, это все равно что куклусклановцу доказывать, что негр (афроамериканец для всех PC озабоченных) не унтерменш, а тоже человек? Причем такому типу, который не просто довольствуется своим тихим убеждением, а ходит на ресурсы популярные у тех же самых афроамериканцев, чтобы им об этом постоянно напоминать. Warum? как говорится...

11:02 6 февраля 2015

Док_

Леший. 06 Февраля 2015 | 10:19 )))))) Да и не только ночных...

10:38 6 февраля 2015

Док_

Доброго пятничного утра добрым людям))! Позволю брякнуть несколько слов: суперсерия 72 - это (теперь уже навсегда) вечная боль, вечно свербящая заноза от обиды, от невозможности перемотать пленку назад, вернуть, переиграть, исправить. Увы... Тем более чисто в хоккейном плане (наши были, мне кажется быстрее, техничней, лучше готовы) канадцы ничего выдающегося не показали, кроме разве что охренительно профессионального отношения к делу, самоотверженности, наглости, мужества, мужицкости что ли. Вот уж точно Тарасова не хватило. А Всеволод Михайлович злой и говнистый как игрок (на поле, как вспоминали, всем пихал), тренером оказался мягким и добрым. Кстати, эпохальностью от той серии тогда не особо пахло - товарняки да и только, главное ведь ОИ и ЧМ, тем более в те дни наши блестяще выступали в Мюнхене. По крайней мере, никаких оргвыводов, хотя самый главный обожал хоккей и лично присутствовал на играх, не было. Но вот с годами, когда канадцы из тех событий сделали культ - воспоминания, книги, фильмы, всевозможные торжества - то и у нас (лично у меня - точно) засвербило и с каждым годом обида нарастала как снежный ком)). P.S. По комментам: поиск врага, который мешает нам жить - русская (советская) национальная забава. Только враги виноваты в том, что мы 70 лет жили в огромной зоне, уничтожили самих себя десятки миллионов, жили нище-бедно-голодно, но "счастливо", а теперь те же враги виноваты в том, что коррупция, воровство, социальный разрыв на уровне стран четвертого мира.

10:20 6 февраля 2015

Леший.

Марио6606 Февраля 2015 | 03:05 .BattleFish.06 Февраля 2015 | 09:25 ... )) У нас, товарищи - дежа-вю! Зато можно не тратить время на прочтение комментов после ночных статей, а просто взглянуть на ники - ибо с точностью до 99% можно предсказать, кто и про что там напишет, имхо...))

10:19 6 февраля 2015

Упёртый русский

newland06 Февраля 2015 | 09:31 Это корр так поддел Эспозито чтобы показать, что тот врёт и ничегошеньки уже не помнит.;)

09:40 6 февраля 2015

newland

Уважаемый pahta,на КК-76 №14 был у защитника Виктора Кузнецова, который не сыграл на этом турнире ни одного матча.А на ЧМ-77 Билялетдинов не играл.Так что,как Вы верно подметили,пересечься С Эспозито он мог только под 5-м номером.

09:31 6 февраля 2015

.BattleFish.

Фил Эспозито: "Помню, Билялетдинов на льду всегда улыбался" - При этом комменты только про СССР, Америку, либералов и политическое будущее России!)

09:25 6 февраля 2015

pahta

Пщд 14-м номером Билялетдинов играл на Кубке Канады 1981 года. А на КК-76 такой номер в советской сборной не был задействован, как и 7-й. Чисто журналистский ляп. Но реакция Эспозито якобы именно на 14-й номер касательно Билялетдинова - это уже похоже на подлог. Одно дело обзорная статья, а здесь интервью, и выставлять легендарного хоккеиста склеротиком и неадекватом недопустимо. Исправьте 14-й на всамделишный 5-й, и все вопросы будут сняты.

08:10 6 февраля 2015

Марио66

Россиянццы неисправимы. Им про заслуженного хоккеиста, а они всё про уничтожение Америки и фашистов.

03:05 6 февраля 2015

Упёртый русский

А Эспозито сейчас - доброжелательный, располагающий к себе дядька. Про политику не говорит - и слава Богу! Но Харламов как игрок был круче Фила - факт.

01:23 6 февраля 2015

Упёртый русский

И тебе тоже!

01:09 6 февраля 2015

Thomas_Boy

Оставим до завтра, всем доброй ночи!

01:08 6 февраля 2015

Упёртый русский

Thomas_Boy06 Февраля 2015 | 01:02 В том то и дело, что ты не в китайской, не в американской резервации не был, и обсуждаешь эти дела только на уровне своих ощущений. А вот то, что по ВВП Китай уже обошёл США - факт.

01:07 6 февраля 2015

Упёртый русский

Thomas_Boy06 Февраля 2015 | 01:01 Кто это мы? Я их врагами не считаю. Но и не сильно симпатизирую - отношение нейтральное. И про череду не придумывай.

01:04 6 февраля 2015

Эдвард Тич

ну вообще, такого человека можно было и для рубрики разговор по пятницам завлечь, но не парой вопросов обойтись...

01:04 6 февраля 2015

Thomas_Boy

Упёртый русский В США возможно. Но думаю, в Китае дела похуже. Намного. Негры любят комфорт.

01:02 6 февраля 2015

Thomas_Boy

Упёртый русский А мне да. Но Латвия (Эстония, Литва) не совершала военных преступлений, а мы ее считаем врагом. Что касается фактов, то наша череда не меньше американской.

01:01 6 февраля 2015

Упёртый русский

Thomas_Boy06 Февраля 2015 | 00:53 Возможно, но аналогично в США, если попадёшь в негритянский квартал или в индейскую резервацию - тоже словишь не много кайфа, согласись.

00:58 6 февраля 2015

Упёртый русский

Thomas_Boy06 Февраля 2015 | 00:51 А тебе - нет?

00:56 6 февраля 2015

Thomas_Boy

Упёртый русский Ага, судить о Китае по Пекину, это все равно что судить о России по Москве.

00:53 6 февраля 2015

Thomas_Boy

Антон Шипулин - средство против астмы Тебе необходимы военные преступления, чтобы считать страны врагом России?

00:51 6 февраля 2015

Упёртый русский

Thomas_Boy06 Февраля 2015 | 00:45 Видел людей на бентли, подъезжающих к современным ресторанам. В Пекине реально всё очень круто. Один уровень с Москвой, Парижем и Берлином. А через несколько лет будет выше.

00:49 6 февраля 2015

Thomas_Boy

Упёртый русский А как они живут и что жрут - видел?

00:45 6 февраля 2015

Thomas_Boy

Антон Шипулин - средство против астмы А если я тебе про СССР таких фактов 5-6 напишу, что скажешь?

00:44 6 февраля 2015

Упёртый русский

Thomas_Boy06 Февраля 2015 | 00:40 Был в Пекине и на производствах. Реально - впечатляет. Будет желание и возможность - сгоняй, не пожалеешь.

00:43 6 февраля 2015

Thomas_Boy

Антон Шипулин - средство против астмы Да я уверен, что на Украине все не так просто, четко и ясно, как нам показывают. То есть, не уверен, а точно знаю. Про Ливию тоже уверен. И никакая не ошибка. Ваша мечта - именно стать драконом. Нагнуть всех. Ладно, не хотел спорить, но ввязался. У вас свой патриотический взгляд.) С моим он не совпадает.

00:43 6 февраля 2015

Упёртый русский

Thomas_Boy06 Февраля 2015 | 00:37 Бред. Военных преступлений мы не совершали с Афганистана, а у них руки по локоть в крови последние 20 лет. А нагибать мы никого не будем, просто сами разогнёмся.

00:41 6 февраля 2015

СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!
СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!