10:30 11 сентября 2014 | Хоккей

Нужна ли "свобода" тренеру сборной?
Нет клуба - считай, золото в кармане

Борис МИХАЙЛОВ (слева), будучи тренером-совместителем, в 1993 году принес России первое золото чемпионатов мира, а Олег ЗНАРОК, являясь освобожденным тренером, на сегодняшний день последнее - в 2014-м. Фото Юрий КУЗЬМИН, photo.khl.ru
Борис МИХАЙЛОВ (слева), будучи тренером-совместителем, в 1993 году принес России первое золото чемпионатов мира, а Олег ЗНАРОК, являясь освобожденным тренером, на сегодняшний день последнее - в 2014-м. Фото Юрий КУЗЬМИН, photo.khl.ru

ЕСТЬ ТЕМА
В Северной Америке играют "с листа" //
Владимир Крикунов: "Пока Знарок выигрывает, вряд ли на него станут давить"

Недавно президент КХЛ Александр Медведев в интервью "СЭ" заявил, что не верит в уход из "Динамо" главного тренера сборной России Олега Знарка. Мол, рано или поздно не выдержит – все равно будет там подсказывать, участвовать, управлять. И экс-наставник национальной команды Зинэтула Билялетдинов признался, что уход из "Ак Барса" был ошибкой – оказался потерян тонус. Так что же для сборной все же лучше – когда ее возглавляет освобожденный специалист или тренер-совместитель?

ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ

Андрей КУЗНЕЦОВ

ТРИ СТУПЕНИ

Начну с главного: не вижу ни одного аргумента в пользу того, чтобы хоккейную сборную России тренировал специалист-совместитель. Зато вижу массу аргументов против.

В сочинском олимпийском цикле все четыре кубка чемпионов мира (прошлогодний шведский, финский-2011 и два российских) были завоеваны освобожденными тренерами. Вячеслав Быков, работая совместителем, золото мировых первенств брал именно в те сезоны, когда его клуб вылетал из плей-офф нашей лиги в первом-втором раундах. Стоило задержаться во внутреннем чемпионате хотя бы до полуфинала, как медали сразу теряли в пробе (бронза Москвы-2007, серебро Кельна-2010). Ну а худший результат – вне тройки призеров – уважаемый специалист показал в год триумфа в Кубке Гагарина. Финн Юкка Ялонен, уйдя на совместительство в СКА, с треском провалил домашний ЧМ-2013.

Не видите тенденции? причины, ее порождающие, просты. Судите сами.

Что требуется от тренера сборной в олимпийский год? 80 процентов состава (то есть 20 из 25 хоккеистов) в принципе известны. Но ведь надо не ошибиться и с пятеркой кандидатов-джокеров, отслеживая их прямо по ходу сезона. И изучить соперников по Играм. И выбрать эффективную тактическую модель. И правильно разбросать хоккеистов "железной двадцатки" по тройкам-пятеркам – вместо того чтобы, скажем, скрестить в первом звене Овечкина и Малкина. Чем с настойчивостью, достойной лучшего применения, в Ванкувере-2010 занимался Вячеслав Быков, а в Сочи-2014 – Зинэтула Билялетдинов. Хотя несовместимость двух суперзвезд была очевидна еще тренерам молодежки, разгромленной в финале МЧМ-2005 канадцами.

Что требуется от тренера сборной в год чемпионата мира? Создать по ходу сезона фундамент в виде двух атакующих звеньев и трех пар защитников. Угадать с энхаэловскиими джокерами. Держать руку на пульсе полуфинала – финала плей-офф КХЛ, готовя вызовы самым горячим на начало мая звездам – таким как Попов и Пережогин (ЧМ-2012) или Зарипов, Тихонов и Плотников (ЧМ-2014). А еще наставник национальной команды не должен забывать о задачах, прописанных в предыдущем абзаце.

Что требуется от тренера сборной, которая участвует в Евротуре? Радовать страну победой на домашнем этапе. Пропускать через состав максимум перспективных кандидатов. И не упускать целей, обозначенных в двух вышестоящих абзацах.

Вот такая ясная трехступенчатая система. И как в этот ворох задач втиснуть еще и 250 дней плотной работы, которая требуется от клубного тренера в КХЛ?


Зинэтула БИЛЯЛЕТДИНОВ так и не смог найти правильное сочетание
для Евгения МАЛКИНА и Александра ОВЕЧКИНА.
Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

КАКИМ ТЕЗИСАМ ВЕРИТЬ?

Вот что рассказывал мне Билялетдинов в октябре 2011-го, на старте карьерного отрезка "сборная России": "Сколько матчей КХЛ посмотрел? Начнешь считать – собьешься. Практически каждый день хоккей – или в Москве вживую, или выезжаю на места, или по телевизору. Летаю больше, чем во время работы с "Ак Барсом". И, если сравнивать с клубным сезоном, ложиться спать раньше точно не стал. Матчи заканчиваются поздновато, а после них еще и с ребятами общаться нужно. Так что домой приезжаю уже в ночи. Утро также приходится заполнять рабочими вопросами. Подготовка к Олимпиаде – задача сверхсерьезная".

"Тренер же не дракон, который способен одну голову держать в клубе, другую – в сборной, а третьей дать шанс отсыпаться и генерировать свежие идеи, – говорил в июне 2011-го президент ФХР Владислав Третьяк. Сидя рядом с Билялетдиновым и под вспышки фотокамер подписывая с ним трехлетний контракт. – К тому же клуб оказывает на работу слишком большое влияние. Например, если в нем дела идут плохо, руководство давит и каждый день повторяет: "Давай, давай результат, старайся". Да и к своим хоккеистам начинаешь лояльнее относиться, многое им прощаешь, лоббируешь в сборной их интересы.

Все эти соображения и привели нас к определенным выводам. Зинэтула с ними согласился, хотя и не с первого раза. Виталий Мутко вовремя все эти аргументы по полочкам разложил. Билялетдинов согласился".

Зинэтула Хайдарович к словам нового работодателя тогда добавил реплику: "Согласен, под Олимпиаду нужен освобожденный от клубной работы тренер".

А недавно Билялетдинов в одном из интервью заявил: оказывается выиграть в Сочи ему помешало то, что он не имел возможности совмещать посты в клубе и сборной. Опытный специалист в 2011 и 2014 годах говорит о взаимоисключающих вещах. Каким тезисам верить? Решайте сами. Но имейте в виду, что три года назад мотивацией для публичного общения у Билялетдинова было желание рассказать переживающей за него стране о нюансах своей работы. А теперь – попытка оправдаться за провал.

"Сборная и "Ак Барс"? Я бы потянул", – ответил он на мой вопрос о совместительстве после золотого финала ЧМ-2012. И в тот момент имел полное право на такие слова. Уступи он в финале сочинской Олимпиады – уверен, никто бы не бросил в него камень за нынешний тезис: "Было бы лучше, если бы я готовился к Сочи и параллельно работал в Казани". Но когда дело не сделано, а цель не достигнута…

Если тренер сделал выбор в пользу таких джокеров, которые сделали кучу ошибок в четвертьфинале с финнами, значит ли это, что Билялетдинов имеет право сетовать на невозможность совмещения постов в сборной России и тренерском штабе какого-нибудь клуба КХЛ?


Зинэтула БИЛЯЛЕТДИНО
В ради проекта "Сочи-2014", по его словам, работал больше, чем в клубе, -
но результат не пришел.
Фото - Алексей КУДЕНКО/РИА Новости

БЕЗ УЛЬТИМАТУМА

Практически все, кто находился рядом с нашей национальной командой в февральском Сочи, не сомневались: первым вратарем команды должен быть Бобровский. Все понимали, что при подготовке к Олимпиаде была упущена великолепная возможность наиграть хотя бы одно готовое кахаэловское суперзвено с Ковальчуком и Радуловым на флангах. Но на тактических собраниях господствовали схемы, несовместимые со сборной России. Вся страна убеждала тренера, что Тихонов (кстати, лучший бомбардир ЧМ-2014) заслуживает большего, чем статус сидящего на трибуне запасного, а Зарипов (автор победной шайбы тем же финнам того же Эркки Вестерлунда в Минске-2014) и Мозякин – как минимум попадания в список 25 олимпийцев.

Неужели в случае параллельной работы Билялетдинова в "Ак Барсе" схемы были бы другими, а великолепному Бобровскому не предпочли бы Варламова?

Сейчас Билялетдинов твердит, что его идеи критикуют лишь те, кто ничего не понимает в тренерском ремесле. Но разве Знарок компетентен меньше? А ведь он на первой в амплуа наставника сборной пресс-конференции объяснил свой отказ от совместительства так: "Понимаю, что с национальной командой надо работать не 24, а 32 часа в сутки. Во-первых, я не враг своему здоровью. Во-вторых, процесс строительства команды длинный, он требует внимания, колоссальных усилий".

И это при том, что Третьяк, приглашая Знарка, не ставил ультиматума: "Будь освобожденным – и только". Выбор оставался за самим тренером, а ФХР была готова принять любое его решение. Олег Валерьевич размышлял, взвешивая все "за" и "против", почти месяц.

Да, сейчас он слегка сетует на то, что лето неожиданно превратилось в период "трудового вакуума". Но здесь надо иметь в виду, что ту работу, которой Билялетдинов занимался в межсезонье-2011 (первый отсев кандидатов, анализ видеозаписей и пригодности десятков игроков для тактической концепции), Знарок уже провернул в апреле и закрепил на майском чемпионате мира. И уже спустя месяц после старта чемпионата КХЛ, в котором матчи идут в режиме нон-стоп, а информация к размышлению поступает едва ли не ежедневно, уверен, что у Знарка не будет никакого желания ностальгировать по работе в "Динамо".

И, слава богу, что в отличие от эпохи 1990-х и начала 2000-х наш хоккей материально окреп, что дает возможность приглашать в национальную команду свободного от клубной работы тренера.

16
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (16)

Упёртый русский

Полностью согласен с автором. Хорошая статья.

01:40 12 сентября 2014

BattleFish!

Индис11 Сентября 2014 | 21:59 Вот тут соглашусь по Назу, он хоть немного не от мира сего, но очень талантлив, посмотрим как себя реализует в дальнейшем! - Но Марио66 прав, не нужен нам тренер иностранец, это как то принципиально, мастер класс - да, а тренер сборной - нет! И дело не в выпендреже, это уже слишком! Тарасов, Бобров и Чернышев в гробу перевернутся, поймите правильно!

00:46 12 сентября 2014

Индис

оциалист Сафронов11 Сентября 2014 | 20:10 Выбор-то невелик: Быков-Билл-Знарок, Знарок-Билл-Быков; а дальше кто кто?- Назаров-Канарейкин?))) -------- Назаров? А почему нет?Нравится как-то мне,не знаю,но чую незаурядность! Человек, несмотря на молодой возраст,уже очень опытный,современный.Как мне кажется вовсю использует свой нхловский опыт,сразу даёт приличный результат,ищет "свою игру!Думаю,что очень перспективен. И ничего страшного, если иностранец уровня Кинэна проведёт мастер-класс со сборной.Это даст возможность,в зависимости от результата,сделать обьективные выводы чего стоит наша современная тренерская школа,элитные кадры.Кажется у нас развилась мания величия.Ничего столь трагического для российского хоккея как-то не вижу.Сейчас в спорте это уже обыденное явление.Спортсмены по всем видам спорта тренируются за рубежом и у тренеров иностранцев и приезжают в свою сборную команду только к стартам.

21:59 11 сентября 2014

Der23St545

BattleFish! 11 Сентября 2014 | 21:13 социалист Сафронов11 Сентября 2014 | 19:22 Вроде как очень даже планируется, уже были новости на СЭ от Бэттмана, ждем более точных сведений!) ---- Свят, свят, свят. Только не этот третьесортный турнир!

21:49 11 сентября 2014

BattleFish!

социалист Сафронов11 Сентября 2014 | 19:22 Вроде как очень даже планируется, уже были новости на СЭ от Бэттмана, ждем более точных сведений!)

21:13 11 сентября 2014

Марио66

социалист Сафронов Вопрос лишь в целесообразности. "Иностранец" это же не степень профессионализма. Тем более в спорте, где мы и своими вполне регулярно что-то там выигрываем.

19:36 11 сентября 2014

BattleFish!

социалист Сафронов11 Сентября 2014 | 17:19 Привет! Не думаю, что эксперимент с иностранным тренером пройдет удачно и приживется, зачем это, для чего, пока вроде как есть свои специалисты, не факт, что тот же Бэбкок успешно сделает результат, а бабла потребует много, ростер не менее важен, ведь ТОП защей практически нет, о чем тут говорить! Но уверен, что Знарок выжмет по макисмуму из наших деревяшек, по типу Блатта из баскета, жду с нетерпением КМ-2016, будет сеча!))) ЗЫ Знарок - тренер ХОРОШИЙ!)

18:59 11 сентября 2014

Марио66

Если талантом и услугами тренера не пользуются (то есть он не задействован весь сезон), мысль приходит лишь одна - он легко заменим и не актуален. Иначе совершенно не понимаю, как можно растрачивать месяцы напролет его профессиональные возможности ради 10+ больших игр в году да еще и с теми игроками, которые именно "тренируются" день ото дня с совершенно другими специалистами? ЗЫ. Если тренер сборной будет иностранец, в это же мгновение можно ставить крест на хоккее в этой стране и готовить гвозди.

18:56 11 сентября 2014

BattleFish!

Индис11 Сентября 2014 | 16:07 Привет! Уверен если бы Билл руководил и клубом и сборной, результат от этого как минимум не поменялся! Я думаю вполне возможно перенять североамериканский опыт, увеличить роль генменеджера, чтобы "НЕ освобожденный" тренер не забивал себе голову лишними проблемами! К тому же в российскую сборную набрать народу проще чем в канадскую из за разницы в количестве ТОП игроков!

16:56 11 сентября 2014

Индис

BattleFish!11 Сентября 2014 | 11:39 Привет! Согласен полностью.Хочу добавить-тренер,как говорится в статье у Маламуда,должен быть ХОРОШИМ! --------- andersen7811 Сентября 2014 | 15:42 а еще мы сильны в балете и освоении космоса!!! - К сожалению,были!

16:07 11 сентября 2014

andersen78

а еще мы сильны в балете и освоении космоса!!!

15:42 11 сентября 2014

Тайная Десница

SanchoRock 11 Сентября 2014 | 12:15 Канадцем же за Сочи отомстили, и хорошо) Что? Мы с ними не играли? За то Крым Наш! _______________________________________ ага) то что Крым наш, мне важнее и приятнее всех золот всех олимпиад мира!!!

13:14 11 сентября 2014

Тайная Десница

Про статью согласен. Притянута за уши, даже не дочитал. А про тренеров считаю что должен быть у Сборной освобожденный тренер от клуба. Это даже не хочется обсуждать и рассказывать почему. Нужно ВСЁ время уделять сборной!

13:12 11 сентября 2014

Italo2013

BattleFish! 11 Сентября 2014 | 11:39 Полностью согласен. Статья написана, что называется "на сдачу".

12:16 11 сентября 2014

SanchoRock

Золото ЧМ Олимпийского сезона? О, да! Хотя, 80% болельщиков сборной в таких тонкостях не разбираются. Канадцем же за Сочи отомстили, и хорошо) Что? Мы с ними не играли? За то Крым Наш!

12:15 11 сентября 2014

BattleFish!

Бредовая статья! Вообще то если автор забыл, то два освобожденных от клубов тренера ничего не показали на ОИ, ЧМ в пример ставить не надо, кроме великолепного 2008, все остальное не в счет! Связи тут вообще не вижу, ИМХО не показатель, все зависит исключительно от скилловых характеристик самого коуча, а не от того занят он или нет! А эти тренерские рассуждения, что надо было брать Мозяку или ставить в ворота Бобра, разводить Ови и Джино по разным звеньям, отдают негативом и предвзятостью по отношению к Зине!

11:39 11 сентября 2014

СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!
СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!