07:30 3 февраля 2015 | Хоккей — КХЛ

Континентальный ребус. Новая стратегия КХЛ

Президент КХЛ Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО. Фото  Владимир БЕЗЗУБОВ, photo.khl.ru
Президент КХЛ Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО. Фото Владимир БЕЗЗУБОВ, photo.khl.ru

КХЛ. Регулярный чемпионат

В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

В феврале президент КХЛ Дмитрий Чернышенко представит совету директоров лиги стратегию развития. Каким будет этот документ? "СЭ" попытался разобраться, как может выглядеть новая стратегия и в чем будут заключаться ее отличия от старой.

СМЕНА КУРСА

Количество клубов, которые примут участие в восьмом сезоне КХЛ, – вопрос, конечно, интригующий. Но на самом деле он – производная от еще более глобального постулата. От выбора между экстенсивным и интенсивным путем, между расширением и стабилизацией.

Есть данные, что осенью прошлого года на высшем уровне было принято решение об отказе от стратегии, воплощавшейся с первых дней существования проекта "КХЛ". А именно – от агрессивного расширения по всевозможным направлениям (и внутреннему, и зарубежному). Его предполагается заменить стабилизацией и политикой оптимизации расходов на клубный хоккей.

К смене курса подталкивают перемены, случившиеся в 2014-м в мировой политике и экономике. Теперь заложенный в названии лиги принцип континентальности будет звучать актуально лишь потому, что Россия объективно большая страна и между городами базирования СКА и "Адмирала" лежит гигантский хоккейный континент. Ранее, напомним, он обосновывался скорее планами Александра Медведева и Вячеслава Фетисова запустить по дивизиону КХЛ как на англо-французском западе, так и на японско-китайском востоке.

Итак, смене курса быть, а следовательно, и изменениям в составе лиги. Не зря Дмитрий Чернышенко, рассказывая о модели календаря-2015/16, специально оговаривается: "Пока она рассчитана на 28 клубов". И в то же время дважды, в декабре и январе, делает твердый публичный акцент на экономическом аспекте: "Ужесточим требования к финансовым гарантиям, предоставляемым клубами перед сезоном. Чтобы эти гарантии были подкреплены юридически значимыми, обязывающими документами".

Я уже отмечал, что это ужесточение – инструмент прямого, безупречного с правовой точки зрения сокращения лиги.

Неслучайно именно после двукратно озвученного постулата о гарантиях в кулуары стала просачиваться информация из самых разных городов. О том, что кураторы и спонсоры клубов КХЛ спешат задекларировать самые серьезные намерения на сезон-2015/16. Недвусмысленно говорят о планах "наш хоккей жив и будет жить". Например, в последние две недели стало известно о том, что обеспечить своему клубу достаточный для выступлений в КХЛ бюджет готовы в Хабаровске, Екатеринбурге, Череповце и Челябинске. О стабильном будущем других команд было известно еще раньше.

КАК ЖИТЬ БЕЗ РУССКОГО СПОНСОРСТВА?

В итоге в настоящей зоне риска находится разве что "Атлант". Но это если говорить о российских участниках чемпионата. Среди зарубежных уверенность в завтрашнем дне испытывают не все. Если, к примеру, "Йокерит" или минское "Динамо" наверняка будут живее всех живых, то другие…

Вспоминаю разговор с Дамиром Гояновичем, состоявшийся в сентябре 2013-го.

– У нас больше 45 спонсоров, – хвастался президент "Медвешчака".

– Но 90 процентов клубного бюджета обеспечивает один – русский, чье название известно всему миру? – уточнил я.

– Ну что вы такое говорите? – заулыбался, уходя от прямого ответа, хорват.

– Ну что это вы лукавите? Всем все понятно.

Диалог, кстати, шел на русском. Поэтому при слове "лукавите" руководитель балканского клуба заулыбался еще шире и окончательно спрятал глаза.

Политика оптимизации расходов ударит в первую очередь по ним – таким, кто формирует бюджет по принципу "90 процентов плюс остальные 40 спонсоров". После ухода российских акционеров летом 2014-го мгновенно обанкротился пражский "Лев". В межсезонье судьбу соотечественников по бывшей Чехословакии почти наверняка повторит "Слован", в первый год существования пытавшийся выживать за счет "внутренних" спонсоров, но не преуспевший и запросивший подпитки извне. Словаки готовятся к банкротству, расставаясь с ликвидными игроками (Ружичка, Вондрка, Янус). Незавидной судьбы не избежать, судя по всему, и "Медвешчаку".

Конечно, выжить могут оба клуба. Если проявят экономическую самостоятельность и найдут не связанные с нашей страной источники финансирования. Тогда никто исключать их из КХЛ не станет. Но вот отсутствие хозяйственного суверенитета будет означать смерть и словацкого, и хорватского проекта.

По моим данным, высокие шансы остаться под опекой "большого брата" есть только у рижского "Динамо".

НУЖНА ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Необходимо оговориться, что ужесточение требований к гарантиям – не только инструмент сокращения лиги. Но и своеобразный предохранитель от проблем в сфере трудовых, контрактных споров.

Не секрет, что в нынешнем сезоне внутри чемпионата возникли определенные проблемы с выплатой зарплат. Точно в срок они выплачиваются примерно в половине команд, во многих клубах двухмесячные задержки, кое-где не закрыты еще и сентябрьские долги. При желании сообщество игроков могло бы поднять нешуточный скандал – вплоть до забастовок и отказов выходить на лед. То, что хоккеисты не пишут жалоб в профсоюз и не спешат обострять ситуацию, объясняется только одним. Джентльменскими договоренностями с менеджментом, готовностью входить в положение – как-никак на дворе кризис.

А если бы спортсмены не захотели добровольно мириться с задержками и терпеть временные трудности? Возник бы трудовой спор, бьющий по престижу КХЛ и добавляющий головной боли ее руководству. Неудивительно, что лига стремится максимально застраховаться от такого сценария. Эти намерения и есть вторая причина ужесточения требований к финансовым гарантиям.

Правда, это ужесточение планируется сопровождать подъ-емом пола зарплат. Перспектива такого шага крайне болезненно воспринимается самими участниками чемпионата. Генменеджер минского "Динамо" Владимир Бережков пару дней назад заявил: "Мы – единственная команда, протестующая против подъема финансового пола". Когда эти слова были опубликованы, мне позвонили руководители некоторых других клубов: "Как это белорусы единственные? Мы тоже против".

"СЭ" уже сообщал про масштабный опрос, проведенный лигой в преддверии декабрьского совещания с участием Чернышенко и клубных боссов. В анкетах был и вопрос о поднятии пола зарплат в сезоне-2015/16. По моим данным, против такого шага выступило больше трети голосовавших. Помимо минских динамовцев поднимать пол вроде бы не хотят их рижские одноклубники, "Лада", новокузнецкий "Металлург", "Автомобилист", "Югра", "Витязь", "Атлант", "Амур", "Сибирь" и "Трактор". По сути, весь средний класс КХЛ, и минчане – вот ирония судьбы – среди "протестантов" как раз самые богатые.

Такое единодушие вполне объяснимо. Инструмент "поднятия пола зарплат" нужно использовать с максимальной степенью осторожности. Потому что он бьет не только по тем, кто вследствие ужесточенного "финансового контроля" покинет лигу, но и по тем, кто останется.

Простой пример. Когда пол установлен на планке "200 миллионов рублей", средняя зарплата каждого из 25 игроков клуба-"бедняка" составляет 8 миллионов рублей. Если же минимальный размер платежки поднять в полтора раза, те же самые игроки будут требовать по 12 миллионов. И придется им платить – лишь бы соответствовать ужесточившимся требованиям КХЛ! Причем под индексацию окладов попадут в первую очередь хоккеисты, чей уровень – средний и ниже среднего. То есть именно та прослойка, ледовый труд которой переоценен уже сейчас.

Другое дело, если поднятие пола будет сопровождаться дрейфом в сторону лиги равных возможностей. Если игроки станут распределяться по командам более равномерно. Если конкуренция на трудовом рынке будет не между работодателями, как сейчас ("кто больше даст"), а между работниками. Тогда действительно за увеличившийся в полтора раза бюджет качество отдельно взятого состава можно повысить в два, а то и в три раза. Но готова ли КХЛ резко покончить с условиями, позволяющими клубам-толстосумам консервировать в своих пятых звеньях игроков такого класса, которые в составе команд-середняков выходят в первых звеньях?

ЛИМИТ ПОРА УЖЕСТОЧАТЬ

Прямое отношение к теме финансов имеет и вопрос лимита на легионеров. Летом 2013-го "СЭ" по итогам пятого сезона КХЛ публиковал масштабное исследование, посвященное проблеме полезности иностранных игроков. Она оценивалась по разным для каждого амплуа критериям. Для нападающих это количество очков и шайб в регулярке и плей-офф, для защитников – бомбардирский счет плюс показатель полезности, для вратарей – количество полных матчей, побед и коэффициент отраженных бросков.

Примененный метод позволил поделить всех легионеров на две категории: ценные и балласт. Оказалось, что стопроцентным попаданием (пять полезных иностранцев из пяти разрешенных) отличился только один (!) из 20 российских клубов КХЛ. Серебряный белоусовский "Трактор". Еще в трех коэффициент полезности был "четыре из пяти". Остальные 16 команд имели кто по три, а кто и вовсе по два небалластных варяга.

По итогам такого анализа ясно, что предлагаемый Владиславом Третьяком лимит "три легионера на команду" – вовсе не плод фантазий президента ФХР. И не взятая с потолка цифра. Картина в шестом сезоне, кстати, ненамного отличалась от сезона пятого – вспомните огромное количество откровенно серых иностранцев, не запомнившихся в прошлом чемпионате ничем, кроме завышенной зарплаты.

Привлекательность КХЛ в глазах потенциальных новичков-легионеров понизилась и вследствие падения рубля. То есть и анализ статистики, и экономические перемены подталкивают к одному – ужесточению лимита до трех иностранцев на команду. Этот шаг назрел и вполне укладывается в политику кадровой оптимизации и сокращения расходов, не подпадающих под категорию "нельзя обойтись".

ЗАЧЕМ НАМ 60 С ЛИШНИМ МАТЧЕЙ?

На пресс-конференции перед сочинским Матчем звезд Чернышенко доходчиво объяснил, почему чемпионат-2015/16 планируется начинать именно 22 августа. "Отталкиваемся от необходимости закончить плей-офф до старта мирового первенства, от планов делать международные перерывы в регулярке. Приходится вмещать не менее 60 "гладких" матчей – вот и выходим на двадцатые числа августа", – заявил президент лиги.

Спорным в этой модели выглядит только один пункт. Почему мы всем хоккейным сообществом решили, что в регулярном чемпионате КХЛ обязательно должно быть 60 с лишним матчей? Потому, что турнир такой длины обеими руками поддерживает Ковальчук, в том же январском Сочи сказавший "чем больше игр – тем лучше"?

Парадокс, но мнение бывших энхаэловцев разных поколений на протяжении многих лет было единственным аргументом в пользу раздувания регулярки! Еще недавно, в суперлиге, "гладких" встреч было всего-то сорок с гаком. Но потом и на мнение хоккейного сообщества, и на принципы реформ чемпионата стали влиять люди, много лет игравшие в НХЛ. В руководстве лиги – Фетисов и Ларионов, среди звезд, к которым прислушиваются, – Яшин, Ягр и Ко. Теперь вот ту же линию поддерживает Ковальчук.

Люди, привыкшие к заокеанской регулярке, действительно считают ее 82-матчевую длину эталоном. Но это же не значит, что мнение энхаэловцев – истина в последней инстанции. Есть и альтернативные точки зрения. Зарипов на Матче звезд, к слову, Ковальчука поддерживать не стал и сказал: "Надо успевать не только играть, но и отдыхать, и тренироваться". А ведь Данис – не только такой же авторитетный мастер, но и спортс-мен, знающий реалии нашего клубного хоккея все-таки лучше форварда СКА. Потому что всю жизнь играл в родном чемпионате.

Это еще дипломат Зарипов умолчал, что в КХЛ полно хоккеистов, не обладающих богатырским здоровьем Ковальчука или Ягра. Таким даже 70 встреч за сезон не вытянуть. А еще можно поинтересоваться мнением Олега Знарка. Потому что с точки зрения сборной 60 матчей нынешней регулярки – явный перебор. Перед каждым этапом Евротура расширенный список кандидатов скукоживается вдвое по причине травм и измотанности. Апофеозом конфликта интересов стал процесс подготовки к декабрьскому Кубку Первого канала. Когда потенциально первое звено национальной команды Радулов – Тихонов – Панарин из-за проблем хоккеистов со здоровьем вылетело в полном составе.

В НХЛ жуткая длина регулярки объясняется исключительно бизнесом: каждый матч – прибыль. Если в нашей лиге сборы с билетных продаж и доходы от телетрансляций уже составляют серьезную часть клубных бюджетов – ради бога, расширяйтесь до "60 плюс". Если же бизнес-модель убыточна, зачем играть больше? Не лучше ли ужаться до 40 с лишним "гладких" встреч и оставить время для тренировок? Да еще расширить рамки плей-офф, введя схему "между кубковыми встречами должен быть как минимум день перерыва".

И это далеко не все вопросы, обязательные для выноса на совет директоров. Их гораздо больше.

Целого февраля для обсуждения может оказаться мало.

17
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (17)

transtrap

можно поздравить сэ. ваши авторы-аналитики на уровне третьяка и майорова.)

11:11 4 февраля 2015

Новосибирецццц

islamitdin03 Февраля 2015 | 13:37 Господин КУЗНЕЦОВ! а НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИКАКОГО КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ! КХЛ должна развиваться без какой-либо оглядки на сборную страны и ФХР! Давайте ужмём регулярный чемпионат до 32 игр как в начале 1970-х годов чемпионат СССР по хоккею! Не должно быть никакого лимита на легионеров иначе серыых и безликих легионеров заменят безликие русичи с непомерными аппетитами! ------------------------------------------------------ А так откатывать проще, что тут не понятного то))))

08:53 4 февраля 2015

Новосибирецццц

Thomas_Boy03 Февраля 2015 | 11:30 Легов - без ограничений, как в НХЛ!!! может наши бездельники наконец нормально заиграют... конкуренция, ё-моё!!! И всё будет бэнч!!! ______________________________________________________________ ______________________ Да ну бред. Яркий пример - Германия 90-х. Там было такое засилье легионеров, что в сборной некому стало играть и она скатилась на уровень Монголии. ------------------------------------------------------------ --------------------------------------------------- Опа Германию с хоккеем вспомнили, а что не бангладешь или тайланд))) А с НХЛ как быть? и Канадой, они же там все олени правда, две олимпиады подряд выиграли в одну калитку, а так лимит ужесточить)))Не несите бред!!!

08:52 4 февраля 2015

Новосибирецццц

burkov03 Февраля 2015 | 23:13 Не рейтинговый продукт хоккей для ТВ. Если смотреть правде в глаза не много народу в России этой игрой интересуется. Это легко увидеть по незаполненным трибунам даже на маленьких стадионах. Среди моих знакомых, интересующихся спортом, про хоккей начинают вспоминать только когда чемпионат мира или Олимпиада. Внутрироссийский чемпионат к сожалению - унылое зрелище. ------------------------------------------------------------- --------------------------------------------- ПОгодите, вы не совсем правы, точнее совсем не правы. Уровень и зрелищность в КХЛ растет из года в год!!!

08:50 4 февраля 2015

Новосибирецццц

Мое личное мнение убрать вообще все лимиты, суть вопроса в другом, если снижать лимит на легов, снижать пол зарплат, чтобы бездарностям не нужно было платить по 8-12 лямов в год.

08:46 4 февраля 2015

fa08

С точки зрения зрителя, лимит ужесточать не нужно - мне интересно смотреть на игру легионеров, да и конкуренция нашим переоцененным в денежном плане игрокам нужна, тем более, что денег они получают меньше аналогичного по уровню россиянина. Количество игр уменьшать тоже нельзя- игрокам платят, чтобы они играли для зрителя, а не тренировались.

08:00 4 февраля 2015

burkov

Не рейтинговый продукт хоккей для ТВ. Если смотреть правде в глаза не много народу в России этой игрой интересуется. Это легко увидеть по незаполненным трибунам даже на маленьких стадионах. Среди моих знакомых, интересующихся спортом, про хоккей начинают вспоминать только когда чемпионат мира или Олимпиада. Внутрироссийский чемпионат к сожалению - унылое зрелище.

23:13 3 февраля 2015

andersen78

а как можно зарабатывать на трансляциях когда хоккея на тв нет???? КХЛ-ТВ даже не все матчи показывает... Россия-2 в жопе стала... остальной спорт на НТВ+... да и то НОГОМЯЧ!!!! начните показывать и придут деньги...

22:19 3 февраля 2015

LLL71

Единственное с чем согласен, это то, что надо выравнивать уровень команд, не позволять богатым клубам скупать всех более-менее нормальных игроков оптом. А это делается только через систему драфта ( притом без защиты своих воспитанников или максимум одного) и введения жесткого потолка зарплат. Чтобы в одном клубе не могли оказаться одновременно 10 условных Ковальчуков. А все остальное бред. По мнению автора получается, что если будут играть только 10 игр за сезон, то наша сборная будет вообще непобедима. А мнение Зарипова тоже спорно, т.к. многие знают, для чего ему нужны большие перерывы между матчами.

21:37 3 февраля 2015

nefanat

По логике автора, чем меньше игр, тем лучше.Чем больше тренировок, тем сильнее сборная. Хрень, а не логика. Много игр внутри дивизиона, я согласен с Anderssen. Ну и пол нельзя поднимать однозначно, скорее потолок опускать.

21:10 3 февраля 2015

Тропическая гемангиома Мовсисяна

по мне так главным критерием игры в КХЛ - посещаемость домашних матчей. Именно она должна стать основой для ведения бизнеса и развития лиги в целом. Будут болельщики - будет и зрелищность, и финансы. Очень слабо забиваются арены. Тот же ХК Сочи типа офигенный проект? Арена на 12 тыщ а народу приходит максимум 7-8 тысяч на игру. Это разве нормально? Во Владивостоке построили гараж на 5500 человек, да с такой вместимостью прямая дорога в ВХЛ. Медвешчак играет в сарае, хотя есть арена намного больше в городе, зачем такие "хорваты" нужны лиге? Нужно работать с заполняемостью трибун, иначе бяда

19:11 3 февраля 2015

islamitdin

Господин КУЗНЕЦОВ! а НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИКАКОГО КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ! КХЛ должна развиваться без какой-либо оглядки на сборную страны и ФХР! Давайте ужмём регулярный чемпионат до 32 игр как в начале 1970-х годов чемпионат СССР по хоккею! Не должно быть никакого лимита на легионеров иначе серыых и безликих легионеров заменят безликие русичи с непомерными аппетитами!

13:37 3 февраля 2015

Anderssen

Календарь явно надо дорабатывать. В этом году он совсем ужасен, не все команды приезжают в гости друг к другу, т.е некоторые болельщики не смогут увидеть тех же звёзд Ковальчука, радулова и т.д. Во вторых слишком много игр внутри дивизиона, надоедает смотреть игры например нашего Локомотива с Витязем, Атлантом, Сочи и т.д. по 6 раз. Да и насчет бюджетов, надо если поднимать пол, то опускать потолок или хотя бы не делать его выше, чтоб команды начали подравниваться.

12:10 3 февраля 2015

Thomas_Boy

Легов - без ограничений, как в НХЛ!!! может наши бездельники наконец нормально заиграют... конкуренция, ё-моё!!! И всё будет бэнч!!! ______________________________________________________________ ______________________ Да ну бред. Яркий пример - Германия 90-х. Там было такое засилье легионеров, что в сборной некому стало играть и она скатилась на уровень Монголии.

11:30 3 февраля 2015

Operator-MAGNIT

"Гордого" нищеброда неДалекого натыкали в свою же лужу. Пока геи-министры поливают Россию, запрещают говорить на русском языке и проводят шествия ссовцев, мы должны финансировать этих продажный проект. Пошли вон прихлебатели-лицемеры!

10:09 3 февраля 2015

Злодей

Да чуть не забыл... Обязательно развивать свой родной российский хоккей, не кормить Слованы и Медвешчаки, а помогать своим клубам из Тюмени, Красноярска, например, и др. городов. Вот и вся стратегия!!!

09:45 3 февраля 2015

Злодей

Понятно, что ветер из Москвы дует... Спартак и Крылья - не возрождать! Замкадышей Витязь и (особенно) Атлант - фффтопку! Заграничные клубы (вроттенберговские в частности) туда же! Клубы бывшего СССР оставить, при условии что сами себя будут финансировать! ЕвроХоккТур - забыть как глупый сон (за океаном не сушествует, например, никакого Всеамериканского Хоккейного тура, а сборная Канады всегда достойно выступает)! Кол-во матчей чем больше тем лучше (в разумных пределах), извините, но никто не виноват, что в Москве на хоккей не ходят!!! А Питере, например, аншлаг на каждом матче, любят или не любят СКА в нашей стране (точнее в Москве), но это факт (см. текстовые трансляции сайта КХЛ в строчке "Зрители"), нечего скрывать, Питеру выгодно 60 и более матчей, билеты, правда дороговаты, но это бизнес в конце концов... Легов - без ограничений, как в НХЛ!!! может наши бездельники наконец нормально заиграют... конкуренция, ё-моё!!! И всё будет бэнч!!!

09:38 3 февраля 2015

СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!
СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!