00:45 4 декабря 2015 | РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Руслан Проводников: дух бурого медведя

Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото AFP Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото AFP Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото AFP Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА
Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

О Проводникове нам рассказывали часто. Выглядел он в дружеских характеристиках человеком, с которым хотелось встретиться поскорее. Хоть завтра. Хоть в Берёзове.

Но Руслан проездом оказался в Москве – и тут уж шанса не упустили.

Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото AFP
Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото AFP

* * *

Говорили нам, что боксер Проводников – парень с особенной жизненной философией. Открытый, начитанный, готовый к любым вопросам.

С этого мы и начали:

– Все правильно?

– Не знаю, насколько умный, – усмехнулся Проводников, экс-чемпион мира по версии WBO в первом полусреднем весе. – Давайте пообщаемся, сами все поймете. Кушать будете?

– Вы обедайте, а мы сосредоточимся на вопросах. Год назад были в ваших краях…

– Это где же?

– В Ханты-Мансийске. Поражены – сказка, а не город.

– Вы бы сейчас приехали! Еще лучше стало! Такие развязки построили – Швейцария отдыхает. Городок маленький, а есть все. Кафедральный собор, ледовые дворцы, горнолыжный комплекс, аквапарк…

– В Москве вам уютно?

– Нет. Вообще не мой город. Мне нравятся природа, тишина, уединение. А здесь что? Суета! Когда готовлюсь к бою – уезжаю подальше, живу один. Мой менеджер контролирует, чтобы не было лишних людей рядом. Тогда в моей жизни есть только тренировки, отдых и чтение. Внешний мир оставляю за бортом.

– Мы слышали, доехать от Ханты-Мансийска до вашего Берёзова – целое приключение.

– Я вам расскажу. Долететь до Ханты-Мансийска – это без проблем. Заканчивается цивилизация в Приобье. Туда можно на поезде добраться от Екатеринбурга, например. И все, тупик, дороги нет. А до моего поселка еще 220 километров.

– Как быть?

– К середине декабря речка замерзнет, "зимник" откроется. Дорогу чистят. Если лето – ходит "Метеор", за пять часов управишься. Либо самолетиком.

– Представляем мы эти самолетики.

– Старенькие Ан-24, уже снятые с производства, 1962 года рождения. Я боюсь летать. Сейчас оттягиваю время, чтоб дождаться "зимника". Хотя говорят, эти Ан-24 – самые надежные. Два винта. Бывает, летишь из Тюмени. Один двигатель – пук! – заглох. На другом тянет, не падает.

– Поселок живет?

– Дотационный, конечно. Когда-то рыбзавод был крупнейшим в Тюменской области, а нынче еле-еле держится. Родители по 25 лет там отпахали. Я тоже с сестрами летом подрабатывал. Ящики колотил.

– Не возник бы в вашей жизни бокс, какая судьба ждала бы?

– Мы бы с вами сегодня не общались. Сидел бы – сто процентов. Или спился. Все учителя именно это пророчили. Теперь стараюсь реже говорить о детстве. Папа спокойно относится, а мама обижается.

– Ваше детство – отличный пример для молодых. Откуда можно выбраться на самый верх.

– Верю, что случайностей не бывает. Я должен был встретить человека, который укажет путь. И встретил – тренера Евгения Вакуева. Я был совсем маленьким, когда он сказал: "Руслан, у тебя может быть яркое будущее. Ты способен изменить свою судьбу". Главное, показал новую жизнь – мы стали ездить по турнирам. Эта жизнь мне настолько понравилась!

– На улице дрались часто?

– Каждый день. Да не по разу. Я ничего не боялся. Мы считались "малоимущей семьей". К тому же относились к малочисленным народам Севера – манси. Меня дразнили – "чукча".

– Мы-то думали, в тех краях одни манси живут.

– Нет-нет. Чуть в стороне национальные поселки – Саранпауль, Сосьва. Там наш народ, оленеводы. А в Берёзове манси немного.

– В классе, кроме вас, были?

– Были. Но… Дети-то жестокие. Тем более если ты из малоимущей семьи. В школе была "социальная помощь". Таким ребятишкам, как я, давали костюмы, кроссовки, одежду…

– На размер больше.

– Ну да. Дети из семей побогаче нас называли бомжами. Вот я драться и полюбил. А когда попал в бокс, меня эмоции переполняли: могу делать то, что нравится, и ничего за это не будет! Наоборот, похвалят! Меня там ждут, понимаете?

Все сверстники какие-то домашние, боятся получить удар. А мне-то что? Я вырос на улице! Тем более не страшно в боксе, где ударят перчаткой. Поехал на первые свои соревнования в поселок Игрим, километров сто от Берёзова, – это было здорово…

– Выиграли?

– Да! Еще подарок вручили! Термос двухсекционный. Я был на седьмом небе. Бокс стал отдушиной. Единственное место, куда всегда хотелось возвращаться, тренироваться. Все, про улицу забыл. И про друзей, с которыми курил, выпивал. Я алкоголь рано попробовал.

– Клей нюхали?

– До клея мода позднее дошла. Мы бензином токсикоманили.

– До хорошего состояния себя доводили?

– Это как?

– Чтоб штормило.

– Ха! Так для этого и токсикоманишь!

– Можно не рассчитать. Не прочувствовать грань.

(После паузы.) Всякое бывало. Я в той компании – самый мелкий, остальные на три-четыре года старше. Кайф ловишь, проливаешь на себя бензин. Все вокруг курят. Загорались!

– До ожогов доходило?

– Чтоб сильно обгореть – нет. В те времена мода была на Abibas, голая синтетика. Штанина сразу полыхнет, но успевали затушить.

– Наше поколение пакеты надевало на голову. Снять удавалось не каждому.

– У нас пакетов не было. Нюхали из баночки. Даже вспоминать не хочется. Хотя вспоминаю почему-то часто. Мой нынешний круг общения знает меня состоявшимся, образованным. Думают, так было всегда. Кто-то прочитает интервью, изумится: "Руслан, неужели это было с тобой?" Я сам оглядываюсь назад – и не могу понять: как?! Сейчас почетный гражданин Берёзовского района, яркий представитель своего народа. Самый известный манси в мире – может, после мэра Москвы…

– Собянин тоже манси?

– Да, родился в селе Няксимволь, затем семья перебралась в Берёзово. Ходил в ту же школу, что и я. Но мы незнакомы.

– Когда в уличных боях у вас появился авторитет?

– От пацанов постарше огребал. Иногда они стравливали нас, мелюзгу. Выставляли твоего сверстника: "Давайте, деритесь". Как же мы бились! Насмерть! Сегодня на ринге дерусь точно так же – для зрелища.

– Кто-то из хоккеистов рассказывал нам про боевую юность – занес металлический прут, добивая человека. И тут прояснение: "Он же умрет!". У вас такое было?

– Да. Останавливался в последнюю секунду. Но это лет в восемнадцать, когда переехал в Нижневартовский район. Там узнал, что такое стычки, "стрелки". Толпа с двух сторон. Либо ты, либо тебя! Оттуда пацанов увозили в больницу, долго отлеживались. Человек в "грогги" – а его пинают по голове. Вот тогда становилось страшно – убьют же!

Как раз тот кусочек севера, где до сих пор 90-е. Сохранились группировки, все под кем-то ходят. Потому что под ногами газ и нефть. Куда ни плюнь – все блатные. Но я к этому отношения не имею. Всегда был только спортсменом.

– Многие из вашего класса уже покойники?

– Не из класса – из двора. Он был большой, три двухэтажных дома. Кто-то кончал самоубийством, вешался от такой жизни. Бесконечная пьянка! Практически все побывали в тюрьме. И у девочек судьба тяжелая – либо сидели, либо убивали их по пьянке.

– Самая популярная статья?

– Воровство. Да и я маленьким лазил в форточки. Или в гаражи. Если ничего не находили, могли просто разбомбить все внутри. Ребята взрослели – в ларьки забирались. Получали первые сроки.

– Милиция вас хоть раз поймала?

– Нет. Но на учете состоял. Люди, которые в милиции отвечали за "трудных подростков", лечили нас работой.

– На рыбзаводе?

– Да. Еще в каком-то садике ремонт делали. Первую денежку заработал в одиннадцать лет – 76 рублей.

– Даже в таком детстве наверняка испытали момент жуткого страха. Помните?

– Был неподалеку долгострой – подвал сделали, да забросили. Этот подвал осенью и весной заливало. Мы там на плотах плавали. Однажды меня столкнули в воду – чуть не утонул. Зимой на том же месте в догонялки играли. Лед едва замерз, трещал под ногами. Ну и провалился. Снова успели вытащить. А потом в этот подвал начали помои сливать из окрестных домов.

Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА
Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

* * *

– У вас кисть сломана. Память о чем?

– О любительском боксе. 16 лет, Курск, юношеский чемпионат России. Во втором бою ломаю руку. Но терплю, выигрываю. Снимаю перчатку – у меня вот такая блямба. Впереди еще пять боев, отбор на чемпионат Европы в Афины!

– И?..

– Я подумать не мог, что это перелом. Решил, палец вывернул, вот и опухло. Выхожу на третий бой – бью правой, а в глазах аж слезы от боли! Дальше бил исключительно левой. Сложно, но довел до победы.

– От последних двух поединков отказались?

– Перед каждым выходом замораживали кисть. Этого хватало на три раунда, боли не чувствовал. В итоге "Россию" выиграл и поехал на "Европу". Там тоже победил. Но шишка осталась. Мучает!

– Ноет?

– Напоминает о себе, когда начинаются спарринги, жесткие тренировки. Я хотел было ломать эту руку, но врачи отсоветовали – не надо, лучше беречь. Аккуратно работать, тейпироваться.

– В Ханты-Мансийске нам объяснили: мир духов – штука серьезная. С юмором относиться не стоит.

– Это правда.

– Вы соприкасались?

– Мы же язычники – и ханты, и манси. Наши люди во все это верят. За меня молятся, шаманов просят. Устраивают какие-то ритуалы, клыки медведя мне передают. У нас это животное священное. Мой народ меня с медведем сравнивает!

– Почему?

– Считают, во мне живет дух бурого медведя. При подготовке к очередному бою рядом со мной в Лос-Анджелесе всегда маленькая фигурка медведя. Либо клыки. Потом всё, что передают, отвожу домой, там оформлен уголок. Но порой дарят такие вещи, которые нельзя держать в квартире, – их должны видеть все.

Вот недавно вручили статуэтку из сандалового дерева сантиметров в семьдесят – чистая копия меня, в боксерке! Написано – "Руслан Проводников". Резали какие-то кубинцы, мои фанаты. Я оцепенел, взял в руки.

– Куда дели такую красоту?

– Отвез в Екатеринбург. Я же являюсь лицом клуба "Ратиборец". Стоит там на входе. Я вообще очень много раздаю…

– Мы в курсе. Даже чемпионский пояс какому-то японцу подарили. В голове не укладывается.

– Это всего лишь вещь.

– Не вещь. Чемпионский пояс.

– Да вы поймите… Для меня это ценности не имеет! Абсолютно никакой!

– Значит, не жалеете?

– И в мыслях не было. Японец – мой преданный фанат. Никогда не думал, что можно так переживать за боксера. Ему лет семьдесят, зовут Хаяши Кодзумити, но я переделал в "Кузьмича". Представитель Winning в Америке.

– Это что такое?

– Самая дорогая экипировка, в которой боксируют все звезды. Увидев мои бои, Кузьмич произнес: "Руслан, ты дерешься, как в 60-е. Я был такой же!"

– Бывший боксер?

– Да. Приехал на бой с Тимоти Брэдли. С того дня посещает все мои поединки – и в Москву с женой прилетал, и в Монако.

– В Берёзове был?

– Нет. Но однажды приедет и туда, я уверен! Мы часто ужинаем вместе, приглашает всю нашу команду. Перед боем за звание чемпиона мира с Майком Альварадо отправились в особенный японский ресторан. Кузьмич сказал, что только там попробуем настоящий стейк. Мраморное мясо, привозят прямо из Японии. Сидели, беседовали – и я поймал себя на мысли, как мне нравится быть рядом с начитанными людьми. Насколько интересно их слушать!

Офис у Кузьмича простенький, хотя по карману любая роскошь. Человек не бедный! Приходишь и видишь комнатку, в которой он сам за столом, а в соседней – складик. Образцы экипировки. Все обвешано фотографиями – хозяин с Тайсоном, с Де Ла Хойя, еще кем-то… В боксерском мире для него открыты любые двери. Регулярно присутствует на тренировках Мэнни Пакиао, фотографирует. Чтоб туда попасть, надо быть другом самого Мэнни.

Как-то, разглядывая фотографии, я спросил: "Почему моей – ни одной? Ты же с 2009-го меня фотографируешь – альбомы даришь, а на стену не вешаешь…" – "Обязательно повешу!" И я сказал: "Стану чемпионом мира, подарю тебе пояс. Чтоб от всех остальных у тебя были снимки, а от меня – вот такое".

– Обрадовался?

– "Руслан, ты что?! Это же чемпионский пояс! Ты должен отвезти его домой, показать семье…" – "Кузьмич, это ремень, который не стоит ничего. Главное не это!"

– Вы действительно так думаете?

– Да конечно! Главное – нести что-то свое. Чемпионов мира много – некоторых мы и не знаем. Жить ради себя – это мелко. Жить надо ради идеи!

– Так что с ремнем?

– Пацан сказал – пацан сделал. Стал чемпионом – пояс отдал.

– В зале?

– Нет. Я же не был чемпионом мира – мне вручили пояс соперника. С ним удаляешься в раздевалку, там возвращаешь. Для тебя готовят новый, вручают позже.

– Торжественно?

– Буднично. Я прилетел в Монако на бой Пакиао, туда привезли пояс. Вернувшись в Лос-Анджелес, отдал Кузьмичу.

– Повесил в офисе?

– Под стекло – и на самое видное место!

– Кто-то чемпионские пояса продавал?

– Были такие случаи. Но чаще отдают в музеи.

Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото AFP
Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото AFP

* * *

– От чего вам труднее всего отказываться во время подготовки к бою?

– Обожаю сладкое. Диетолог запрещает. За полтора года что-то у меня вес скаканул. К двум последним боям гонял по 11 килограммов. До этого – не более восьми.

– Как быстро сбросить 11 кило?

– Слушать диетолога. Живи и питайся по режиму – все уйдет.

– Сауна – не способ?

– Сауна выгоняет воду. А это очень вредно!

– Борцы гоняют именно так.

– Я тоже когда-то часами просиживал в парилке, выгоняя воду. Уберешь килограмма четыре, потом еле ходишь, помираешь. Нехватка воды – это кошмар! Метаболизм в организме благодаря ей, на воде все процессы.

Если по уму вес сбрасываешь, сжигать надо жир. Водой можно подсушиться последние 2-3 дня перед взвешиванием. Убрать буквально несколько грамм.

– Еду для вас готовят на пару?

– Либо на гриле. Важнейший нюанс – что ты ешь и когда. Уже два года в нашей команде диетолог. На этом уровне без него никак.

– Сколько стоит нанять грамотного диетолога?

– 8 – 10 тысяч за период подготовки. Деньги приличные. Но на том, что касается карьеры, я не экономлю. Смотрите: поехал в Америку – хотя выгоднее было драться в России.

– Почему?

– Потому что в Штатах гигантские налоги. Но я понимал – если останусь здесь, меня никто знать не будет! Ничего не добьюсь! В Америке получал гроши.

– Что вы называете грошами?

– Допустим, у меня четырехраундовый бой. Заплатили 1200 долларов. Из них отдавал 70 процентов – налоги, менеджеру, тренеру. Оставалось мне 300-400 долларов. Если вдруг 600 – это счастье.

– Надо драться каждую неделю, чтоб прожить.

– В том-то и дело! А у меня было четыре боя в год. Жена беременная. Не знаю, как выживал.

– Обедали в "Макдоналдсе"?

– На "Макдоналдс" денег не было! Покупал в магазине то, что подешевле. Но я ни о чем не жалею! Вот это и привело меня наверх!

– Диетолог ваше тогдашнее меню не одобрил бы?

– Конечно, питался я неправильно. Но изучал литературу, узнавал что-то сам, прислушивался к советам… Сейчас приезжают в Штаты наши ребята – у них всё по накату. Сразу просят зарплату, машину. Заявляют: "Без жены не полечу!" У меня не было ничего. О машине даже не мечтал. 20 минут до зала шел пешком, но это ладно. Тяжелее возвращаться с баулом после тренировки, уставшему.

Дерусь в Америке с 2007-го, но семья была там два раза. Впервые – после того, как стал чемпионом мира. Промоутер пригласил, побыли недельку. Еще этим летом гостили десять дней.

– Мы-то думали – семья с вами.

– Нет. Я против.

– Почему?

– Я же там не отдыхаю! Подготовка к бою длится два месяца. Ежедневно вкалываю так, что ничего, кроме зала, не вижу. Резко ограничиваю круг общения, до трех-четырех человек. Отключаю телефон. В это время мне вообще по барабану, кто звонит, зачем. Если что-то срочное – пусть обращаются к менеджеру. Я ни на что не отвлекаюсь. Просыпаюсь в четыре утра. В пять – первая тренировка.

– Зачем так рано?

– Разумеется, можно позже ложиться, тренировку назначать на 9 утра. Многие боксеры так и делают. Но я умышленно загоняю себя в жесткие рамки. Вывожу из области комфорта. Чем труднее там, тем легче в ринге найти силы и продолжать драться, когда ты на пределе.

– Переломный бой в смысле финансов?

– С Брэдли в марте 2013-го. После этого я попал в топ. Нищета закончилась.

– Каким был ваш предыдущий гонорар – до Брэдли?

– Это с кем же я дрался-то… А-а, с Хосе Рейносо! За десятираундовый бой – 10 тысяч долларов. Минус 70 процентов.

– Сейчас вы богаты?

– Нет. Семья одета-обута. Просто не так тяжело, как раньше.

– Но если нанимаете диетолога, значит, все в порядке. Вот одному из нас тоже желателен личный диетолог. Да пока не по средствам.

– Так плачу не я. Подбивается бюджет к бою, ищутся спонсоры. Этим занимается менеджер. Если спонсорских денег не хватает, из своего гонорара покрываю расходы.

Без нормальной команды боксировать на высоком уровне глупо. Это мое здоровье, мои победы. Я уже выиграл в лотерею. Когда боксировал за 400 баксов, твердил себе – если дотерплю, обязательно удача мне улыбнется. Но тут лотерея, повезет – не повезет! Таких, как я, – знаете, сколько? Со всего мира!

– Все просятся на спарринги?

– Ой-ой-ой, вы что… Там такое творится…

– Преобладают мексиканцы?

– Да кто угодно. Всех цветов и национальностей, в рваных кедах приходят. В 2007-м с постсоветского пространства встречал одного-двух. Сейчас в зале Фредди Роуча – 80 процентов бывших наших! И казахи, и узбеки. Потянулись туда благодаря моему успеху. Вижу их и понимаю: я тоже стоял в этой очереди.

Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА
Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

* * *

– Федор Чудинов рассказывал, как вы заплатили спарринг-партнеру за шесть раундов. Но за пять так его отделали, что тот был готов вернуть гонорар. А вы не брали: "Ты мне еще раунд должен!"

– Некоторые пытаются пораньше соскочить – дескать, все, больше не могу. Правда, деньги возвращать не хотят. За раунд получают от 25 до 50 долларов. Для многих единственный источник дохода.

– Как и для вас – на первых порах в Америке?

– Серьезные боксеры редко приглашали. Хоть не было имени, даже тогда спарринговать со мной никто желанием не горел.

– Самый странный зал, где боксировали?

– В кабаках, ночных клубах. Это в Екатеринбурге, на заре карьеры. Атмосфера соответствующая. Народ рассаживался вокруг ринга, на столах – пиво, водочка, закуска. Пьяные крики, на которые старался не обращать внимания.

– Сколько вам полагалось за бой?

– Около ста долларов. Тоже не всё себе оставлял. В избушке с печкой жили. За эту избушку платил четыре с половиной тысяч рублей. А еще кушать надо, одеваться! Сын родился! Меня закалило вот это – отсутствие выбора. Хочешь ной, хочешь – стони. Но обязан пахать.

– В 2011-м в Екатеринбурге Сергей Ковалев нокаутировал Романа Симакова, который спустя несколько дней умер в реанимации. Видели бой своими глазами?

– Нет, в это время находился в раздевалке, готовился к поединку, который в программе шел следующим. Мой бой с экс-чемпионом мира Демаркусом Корли считался главным в тот вечер. А Ковалев и Симаков дрались на разогреве.

С Ромой познакомился в 16 лет на сборах перед чемпионатом Европы в Афинах. Он тоже там выиграл. Славный парень. О том, что потерял сознание в седьмом раунде, и его увезли в больницу, мне рассказали только после боя с Корли. Три дня врачи пытались Рому спасти… Но мне не нравится, когда говорят, будто Ковалев "убил человека". Сергей никого не убивал! Ни в чем не виноват! Это несчастный случай. Ежедневно по всему миру боксеры получают такие нокауты, что мама не горюй! Да не по одному за раунд! И ничего, живы.

– Как на вас повлияла эта история? В чем-то изменила?

– Нет. Зачем концентрироваться на негативе? Бокс – опасный вид спорта. Выходя в ринг, понимаю, что со мной может произойти то же самое. Если в жизни избегаю риска, то в боксе иду на него осознанно. Ринг – единственное место, где на кон готов поставить всё! Я специально себя так настраиваю.

– Перед каждым боем говорите секундантам: "Не выбрасывайте полотенце!"?

– Да! Сейчас у меня новый тренер – Джоэль Диас. В Монако за пару минут до боя с Родригесом я сказал: "Ты впервые выходишь со мной в угол. Запомни: что бы ни стряслось, как бы тяжело мне ни было – не вздумай выкидывать полотенце! Ни сегодня, ни в следующих боях".

– Что ответил Диас?

– "Не давай повода".

– Полотенце из вашего угла ни разу не выкидывали?

– Слава богу! Хотя были невероятно трудные, эмоциональные бои. К примеру, в 2008-м с Брайаном Гордоном, который до этого не знал поражений. Звучит гонг, возвращаюсь в свой угол, спрашиваю: "Какой раунд?" – "Третий" – "Всего?!" А у меня состояние, будто десять раундов позади! Ноги ватные, голова не соображает.

– Как же выиграли?

– Вытянул бой на морально-волевых. С Брэдли и Лукасом Матиссе было еще тяжелее. К седьмому раунду уже нет сил – ни у меня, ни у соперника. Рубишься на автомате, не понимая, сколько до конца. Потом в туалете мочишься кровью.

– Ужас. Сразу к врачу?

– Да нет, я не драматизирую. Но команда волновалась. После боя с Матиссе прилетели в Россию, заставили пройти комплексное обследование. Никаких отклонений. Доктор утешил: "Кровь в моче – нормально, если отбили почки". Попадают не по ним, по корпусу. Но для гематомы этого достаточно.

– До Диаса вас тренировал Роуч. Когда пришли к выводу, что с ним пора прощаться?

– Последний год постоянно размышлял на эту тему. Чувствовал, что перестал прогрессировать. Соперники изучили, в техническом плане нужно было что-то менять. А уделять мне больше времени Фредди не мог. Учеников много, он и так разрывается. К тому же возникли проблемы со здоровьем.

– Как сообщили Роучу?

– Тяжелый момент. Я очень благодарен Фредди, он хорошо ко мне относился. Понимал, что должен сам к нему приехать и объявить. Перекладывать на кого-то было бы некрасиво. Да и непорядочно.

– Что он ответил?

– "Руслан, мой зал для тебя всегда открыт. Понадобится помощь – обращайся в любую минуту". Мне кажется, это не дежурные слова.

– Обижаетесь, когда слышите: "Проводников – не великий тактик"?

– Есть боксеры, которые, проигрывая, продолжают тихой сапой вести позиционный бой, на что-то надеяться. У меня другой характер. Если проигрываю, иду ва-банк! Не думаю о последствиях, главное – переломить бой, вырвать победу. Пусть кто-то считает, что это авантюрно, бездарно. Плевать! Я такой, какой есть.

Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото AFP
Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото AFP

* * *

– Пока вы в Штатах, семья в Екатеринбурге?

– Нет, в Берёзове. Я принципиально хотел, чтоб сын родился именно там. И там же учился. В сентябре пошел в первый класс.

– Жене комфортно?

– Вполне. Она сама из Екатеринбурга.

– У вас в Берёзове дом?

– Это мечта моя – выстроить дом из сруба. Никакой внутренней отделки – просто бревна. Я же на природе вырос, у меня особое отношение к дереву… А пока живем в двухкомнатной квартире. Мне, как представителю малочисленного народа севера, в 2008-м выделили субсидию. Но денег все равно не хватало, влез в ипотеку. Пару лет назад расплатился.

– Родители неподалеку?

– У нас всё рядом. Поселок-то крохотный.

– Мы слышали, они усыновили двух малышей.

– Точнее, оформили опекунство. В Саранпауле умерла мамина сестра. Семья многодетная, самых маленьких родители забрали в Берёзово. Я, конечно, помогаю. Папе в прошлом году сказал: "Учись на права, будешь машину водить".

– Прав не было?

– Откуда? Всю жизнь на велике. Купил ему Ford Focus. А в этом году на юбилей – Renault Duster. Рабочая машинка, для наших мест – то, что надо.

– Сколько отцу?

– 22 ноября исполнилось 55. За рулем освоился, вовсю по "зимнику" ездит. А вот я до весны без колес.

– Это почему же?

– Когда стал чемпионом мира, отец Вадима Корнилова, моего менеджера, подарил Chevrolet Camaro. Как из фильма "Трансформеры" – только черный. Спортивный автомобиль, очень красивый. Но на зиму прячу в гараж.

– На таком разогнаться не грех.

– Нет-нет, я аккуратный водитель. Больше всего боюсь нелепой смерти. Поэтому неоправданный риск стараюсь исключить. Это касается и машин, и других вещей. Хотя летом чуть в аварию не попал. Мотался по округе – Ханты, Приобье, Екатеринбург… Немножко сил не рассчитал.

– Сморило за рулем?

– Был близок. В самый неподходящий момент замешкался, потерял концентрацию. Выехал на трассу, притормозил, чтоб развернуться. Не увидел, что слева в бочину летит машина.

– И что?

– По встречке обошла – чудо, что там никого не было. Меня будто холодным душем окатило. Сразу очухался, понял, какой беды едва не сотворил.

– В Берёзово ваши портреты на каждом шагу?

– Ну да, висят баннеры – и на улице, и в спорткомплексах. До сих пор стесняюсь, кажется, что недостоин. Помню, обсуждали название турнира, который решил проводить в Берёзово. Председатель спорткомитета говорит: "Чего голову ломать? Пусть будет Кубок Руслана Проводникова!" А мне неловко.

Не люблю громких слов: "Великий… Звезда… Меценат…" Знаю людей, которые тратят миллионы на благотворительность, содержат детские дома. Вот они – меценаты. Причем не афишируют. Зато у нас полно чиновников, которые даже не за свои, а за бюджетные деньги купят электрические чайники, раздадут бабушкам, и потом расписывают в газетах "меценатство". Тьфу!

То, что делаю я и моя команда, – не меценатство. Просто стараемся не быть равнодушными, помогаем по мере возможностей. Мой принцип: нужно не только брать, но и отдавать. Кому? Землякам! Раз мне в жизни повезло, значит, должен сделать что-то полезное дома. Самое легкое – уехать на гребне волны, жить ради себя.

– Многие так и поступают.

– Не осуждаю. Но я связываю будущее с родиной и земляками.

– Не с Америкой?

– Ни в коем случае. Там у меня работа. Здесь – дом. Я сегодня не последний человек в Берёзове. Главе нашего района надо решить какой-то вопрос – без меня уже не обходится. Звонит: "Руслан, зайди". Спрашивает совета!

– Это тоже испытание.

– А иногда люди просят: "Руслан, поддержи такого-то в депутаты". Нет, отвечаю. Я его знать не знаю… В Берёзово, наверное, думают, что я олигарх. Хоть это далеко не так. Живу как обычный гражданин, не жирую. Хожу в те же магазины. Для всех открыт. Придумываю какие-то подарки.

– Что за подарки?

– На Кубке Руслана Проводникова, где боксируют дети, юноши и мужики, вручаю приз "За волю к победе". Смотрю все бои, сам выбираю героя. Не важно, проиграл он или выиграл.

– Денежный приз?

– Да. Мужикам 30 тысяч, юниорам – поменьше. Главное, чтоб был яркий бой. Сейчас девушки боксируют – их тоже награждаю.

– Вам нравится женский бокс?

– Категорически не нравится!

– Тогда зачем?

– Надо и девчат поощрять. У меня есть фанат в Иркутске. Звонит после боя Ронды Роузи: "Никогда не думал, что буду смотреть женский UFC! Это нечто! Руслан, ты много потерял…"

– Не видели?

– Нет. В последнее время я и бокс-то крайне редко включаю. Или какие-то принципиальные бои, в прямом эфире. Или знакомых ребят. Но UFC – вообще не мой формат.

– Почему?

– Жутковато. Даже для меня, профессионального боксера. Как пинать ногами лежачего?! Я человек старой закалки. В детстве на улице, если собирались помахаться, обговаривали правила. До первых слез. До первой крови. Лежачего не бить.

– Гуманно.

– Когда постарше стал, в уличных драках случалось уже всякое. Но если кто-то упал, пальцем не трону. Для меня это табу. Вот и UFC не могу смотреть, не получаю удовольствия от жестокости. Тем удивительнее, что на трибунах всегда много девушек.

– Когда последний раз пускали в ход кулаки за пределами ринга?

– Дом в Берёзове, где поселились в 2008-м, – одноэтажный, на две квартиры. В соседней – люди социально опасные.

– Пьют?

– Беспробудно! Игорек, парень помоложе, жена и мать. Скандалы, драки, поножовщина. Просыпаешься среди ночи то от криков, то от грохота, идешь, разгоняешь пьяную компанию. Наутро по трезвяни пытаешься договориться по-хорошему. Тянулось лет шесть. Прошлой весной после очередного "концерта" встречаю во дворе Игорька с приятелем. Чешут за добавкой. Окликаю: "Когда угомонитесь?! У меня ребенок маленький…" В ответ – мат-перемат.

– Ого.

– Я взорвался: "Почему так разговариваешь?! Я тебе не друг, не собутыльник. Ко мне более уважаемые люди обращаются на "вы", Руслан Михайлович, а ты… Нормальных слов не понимаешь?!" Ну и раздал "лещей".

– Результат?

– Поразительный! С того дня соседи ведут себя тише воды. А я думаю: может, сразу надо было воздействовать "лещами", а не уговорами? К сожалению, в России доброту часто принимают за слабость.

Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА
Руслан ПРОВОДНИКОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

* * *

– После победы в Монако над Родригесом вы прочитали в камеру "Люблю тебя сейчас" Высоцкого. Сегодня какое стихотворение подходит вашему душевному состоянию?

– "Письмо к женщине" Есенина. Как раз учу, осталось меньше половины. Честно говоря, никогда не думал, что буду взахлеб читать стихи. Все произошло спонтанно.

– Расскажите.

– 2013-й, Америка. Закачивал музыку в плеер – чтоб не скучно было бегать кросс. Наткнулся на сборник песен на стихи Есенина. Загрузил для разнообразия.

И вот, звучит: "Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа. Не видать конца и края, Только синь сосет глаза…" А я бегу в гору, где выведено огромными белыми буквами Hollywood. Чужая страна, 6 утра, темень, кругом ни души, лишь сзади менеджер едет на машине и фарами освещает дорогу. В такой момент каждая строчка пробирает до мурашек. Сколько раз слышал эту песню, но понятия не имел, что она на стихи Есенина. Заканчивал кросс с одной мыслью.

– Какой же?

– Дома немедленно отыщу в интернете стихотворение и выучу наизусть. Именно его впервые громко читал на публике перед боем с Альварадо. Шел к рингу, вдруг в голове пронеслось: "Гой ты, Русь, моя родная…" Эти кадры есть в фильме "Два дня с Русланом Проводниковым". Видели?

– Нет.

– Найдите в YouTube с русским переводом. В прошлом году занял первое место на кинофестивале в Нью-Йорке среди документальных фильмов о спорте.

– Круто.

– Снял телеканал НВО. Я не представлял, что на картину будет такое количество теплых отзывов. И от фанатов, и от серьезных людей из мира бокса. Многие говорили, что в концовке не в силах сдержать слез. Момент действительно трогательный. Побеждаю Альварадо, лицо в крови, кричу: "Мама, я чемпион мира! Мама, я не верю!" И мама, которая специально прилетела на бой, меня обнимает… Я смотрел фильм раза три. Больше не могу. Психологически тяжело, начинаю переживать заново всё, через что пришлось пройти.

– С кем в боксерском мире можете поговорить о поэзии – и быть понятым?

– Есть друг – Алик. Боксировал на любительском уровне, года полтора назад с Украины перебрался в Штаты. Взяли в нашу команду. Алик тоже любит Есенина, знает кучу стихов наизусть. Иногда вместе сидим, учим. Кстати, Сергей Безруков подарил мне уникальную книжку – сборник стихов Есенина, изданный в 1926 году, уже после смерти поэта.

– С Безруковым давно знакомы?

– После боя с Альварадо прилетел в Москву. Общие друзья организовали встречу в театре. Сергей еще пригласил на спектакль о жизни Есенина – "Хулиган. Исповедь". Но я не смог прийти, улетел в Америку. На сцене Безрукова не видел ни разу. Надеюсь скоро восполнить пробел.

– В Москве?

– В Екатеринбурге. В конце декабря приезжает на гастроли. Уж теперь-то ничто не должно помешать.

– Вы стихи сочиняете?

– Нет. Слава богу!

– Почему "слава богу"?

– Скажут – ну все, добоксировался Руслан, раз уж стихи писать начал… Если серьезно, нет у меня этого дара.

– Когда с алкоголем завязали?

– Почти пять лет назад. Проснулся утром и сказал себе: "Больше – ни капли! Иначе никакого здоровья не хватит. Не хочу, чтоб такая ерунда мешала карьере. Может, я и не стану чемпионом мира. Зато буду знать, что сделал для этого всё!" Есть и другая причина.

– Какая?

– Я регулярно общаюсь с детьми. Утром говоришь им, что алкоголь – это плохо, призываешь вести здоровый образ жизни. А вечером тебя видят с кружечкой пива. Нельзя! Ведь как будет рассуждать подросток: "Если Руслану можно, то и мне…" Мы часто ищем себе оправдания, мол, а кто не пьет? Почему бы не снять стресс? Ну и так далее… Мне кажется, это удел слабых.

– Вам неприятно смотреть, как выпивают другие?

– Честно? Очень! В нашей команде, конечно, не сухой закон, но при мне стараются не пить. Даже выиграв чемпионский титул, не позволил себе глотка шампанского.

– Неужто не уговаривали?

– Да вы что?! Меня окружают люди, которые уважают. Если ты настоящий друг, никогда не будешь подливать в рюмку, уговаривать выпить. Наоборот! Скажешь: "Это не нужно!"

– Как расслабляетесь после боя и тяжелейшей пахоты, которая ему предшествует?

– Баню люблю. Раньше на сладкое налегал. Утром стол мог быть заставлен тортиками, десертами. Теперь и от этого отказался. Надо за весом следить. Разве что овсяное печенье ем да орешки.

– Спите на каникулах до полудня?

– Нет. Привык рано просыпаться. Не в четыре утра, конечно. Но в семь на ногах. Я и ложусь рано. Обычно в восемь вечера уже в кровати. Лазить по ночным клубам, где-то тусоваться мне неинтересно. Если зовут куда-то, задаешься вопросом: "Зачем?"

– Как в фильме "О чем говорят мужчины" – зачем ехать к девушкам в Отрадное?

– Вот-вот. Я человек семейный, да и возраст… Давно избегаю шумных вечеринок, не хожу на свадьбы. Лучше в баньке попарюсь. Или почитаю.

– Вы мечтали познакомиться с Майком Тайсоном. Удалось?

– Да. Я встречался с разными звездами из мира бокса, но больше всего хотелось пожать руку Тайсону и сказать "спасибо".

– За что?

– За мотивацию. В 15 лет прочитал его книгу и понял: все реально! У нас схожие судьбы. Хотя из маленького сибирского поселка пробиться, наверное, посложнее. Тот поединок с Брэдли журнал The Ring назвал "Боем года". Думаю, неслучайно награду на церемонии мне вручал Тайсон. Тогда и пообщались.

– Как отреагировал Майк?

– По-моему, был тронут. Склонил голову, прижал руку к сердцу и сказал: "Руслан…"

– Пройди мы через ваши обстоятельства, сейчас говорили бы: "Буду на ринге, пока ноги носят. До пятидесяти". Нет?

– Ни за что.

– Почему?

– Уходить нужно вовремя. С боксом, который я пропагандирую, задерживаться точно нельзя.

42
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (42)

СереХа

Руслан, мне пофиг на бокс, но твои бои я не пропускаю. Спасибо тебе.

01:42 20 декабря 2015

Wannarocks

Руслан - молоток. Удачи!!!

18:11 12 декабря 2015

баламошка

Замечательное интервью, всяческих успехов в настоящем и будущем!

20:35 11 декабря 2015

ladafan

karlikf1так там же север и 76000 не большая сумма

19:47 10 декабря 2015

Ed71

Хорошее интервью сильного духом и честного человека. СЭ и Руслану спасибо.

22:10 6 декабря 2015

karlikf1

1984 года рожд., лет в 11 заработал первые деньги 76 рублей. Не 76, а 76000, наверное. Бутылка водки тогда тысяч 15-20 стоила, я помню, а он 76 рублей заработал?

02:28 5 декабря 2015

Санта_Клаус

на одном дыхании. Кто постарше, у того детство похожее, а вот молодежи подавай все и сразу...

23:51 4 декабря 2015

Copernik

Монте-Кристо(Мститель) . Искремас . ================ Художника обидеть может всякий - художник же обидеть может всех ! ... (С)

20:35 4 декабря 2015

Монте-Кристо(Мститель) .

Искремас............................ Животное, если кто-то любит и понимает поэзию Есенина, говорит о том, какая у него душа, что он за человек. ....................... Только насекомые поэзию не понимают. Только животные над поэтами смеются.

19:40 4 декабря 2015

Искремас

Какие смешные, лубочные представления о "нормальности" у наших людей.)) Уже знание стихов Есенина считается признаком хорошего тона.))

18:48 4 декабря 2015

спартаковчанин

Bob-2,Он"дурно воспитан",эт ты Голштинцу комплемент сделал,аль как?Такой коммент ток конченый утырок мог написать!

18:32 4 декабря 2015

Bob-2

Голштинец – Жене комфортно? – Вполне. Она сама из Екатеринбурга.------------------Очень комфортно. Жить годами без секса в крохотном посёлке под присмотром родителей этого оленя )) А в будущем ещё и в деревянной избушке без внутренней отделки )) 16:21----------------------------------------Вы, молодой человек, дурно воспитаны и мало знаете. Деревянный дом обоями не оклеивают. Правильно сделанный деревянный дом из бревен (не путать с брусом и прочей современной порнографией) не только выглядит красиво, но еще и пахнет смолой, свежим воздухом годами! Такого никогда не добиться в кирпичных или бетонных домах. Но Вашу главную ценность мы поняли: как говорится, у кого что болит...))

18:12 4 декабря 2015

Bob-2

Неплохое вью. Напомнил мою жизнь, когда в школу 7 км пешком. Зимой - по целику. Не чистили. Нечем было. Пораньше встал, скотину покормил - и вперед в школу! И ничего, не пили и не токсикоманили. Посильнее мы были. И считал всегда, что у меня прекрасная жизнь. Как-то не было и мыслей о пьянке и самоубийствах. О том, что из небогатой семьи. Нормально жили. А теперь выдают свои слабости как нечто выдающееся... Победил - молодец, конечно. Но богатыри не вы...

17:55 4 декабря 2015

ShvartsGlass

Голштинец///// Ты это специально написал, чтобы тебе ответы на твое высказывание были???? Недостаток общения???

17:40 4 декабря 2015

nick red

Не смотрел бокс ибо было не интересно, в последнее время как то жиденько и нарвался на Руслана и Бредли..., действительно там было много из этого вью, что же удачи Руслан, хорошо, что ты понимаешь когда надо уйти

17:16 4 декабря 2015

ShvartsGlass

Да Красава Руслан, что тут еще можно сказать, сам себя сделал в этой жизни, не без Божьей помощи, конечно, но это другой вопрос...............

17:07 4 декабря 2015

Suleymanhill

Бог в Помощь Руслан, Не отступать и не сдаваться, МОЛОДЕЦ

15:37 4 декабря 2015

Быстрые руки

Спасибо за интервью! Удачи и здоровья Руслану Проводникову! Очень лихой боксёр и хороший человек!

15:29 4 декабря 2015

Монте-Кристо(Мститель) .

Супер ! Это не с действующими футболистами интервью, с этими зажравшимися дегенератами, а с Человеком ! Прочитал взахлеб. Необычно, интересно. При этом предельно честно. Ну а Есенин меня добил. И не уехал с малой Родины. Даже в Ханты-Мансийск. А остался в Березово. В этой дыре. И не зазнался. Хочется закончить свой пост чуть измененной фразой Евстигнеева из фильма "Старый, Новый год": "Хороший ты мужик! Только облик не теряй".

15:06 4 декабря 2015

lich

Есть ещё мужики в русских селеньях! Удачи Руслану! Спасибо за вью! Побольше бы таких! Вот с кого брать пример детям! Боец! Русский! Хоть и манси! Навсегда - преданный болельщик Руслана!

14:24 4 декабря 2015

ШЕВЦОВ

Не являюсь ярым поклонником бокса, однако это не помешает мне выразить благодарность авторам и Руслану за данную статью. Фильм, о котором упомянул Руслан, также впечатлил, особенно сцена со стихами, конечно... Спасибо большое!

14:03 4 декабря 2015

Аргус)

Lunatic Pride Что бы быть патриотом настоящим, надо , что обязательно из говна выкарабкаться что ли? Да у многих другая судьба и жизнь ровнее была, но тем не менее они не меньше свою Родину любят!!

13:40 4 декабря 2015

zabiyakin

Спасибо за статью. До мурашек

13:05 4 декабря 2015

Friend of Misery

Предлагаю авторам рубрики еще писать про футбол. А то как-то желтовато-беспросветно все стало... Там целый Симонов- ШЕФ Отдела Футбола.

11:41 4 декабря 2015

горчичник

Мужик!!!

11:25 4 декабря 2015

pitersam

Хорошее ин-вью. Руслану - здоровья и спортивного долголетия.

11:20 4 декабря 2015

спартаковчанин

Хидетоши Наката,насчет Федора может еще50:50,а насчет Поветкина с Лебедевым,Lunatic Pride не в бровь,а в глаз сказал.Поверь,это так...)

11:14 4 декабря 2015

Хидетоши Наката

Lunatic Pride ________ Насчет Федора мне кажется ты не прав. Наоборот мне кажется, что он такой простой и честный дядька, без преувеличений и напуска. В остальном соглашусь.

10:57 4 декабря 2015

batia55

гвозди бы делать из этих людей не было б крепче в мире гвоздей...прочитал на одном дыхании...Руслану здоровья и новых побед.... авторам спасибо

10:05 4 декабря 2015

nedvig

с большой буквы Человек. даже не знал, что он такой открытый!

09:39 4 декабря 2015