02:00 20 февраля 2015 | РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Андрей Трефилов:
"Упала икона - и мы проиграли финал Олимпиады"

1992 год. Сборная СНГ - олимпийский чемпион Альбервиля. Андрей ТРЕФИЛОВ - между Игорем ДМИТРИЕВЫМ и Виктором ТИХОНОВЫМ. Фото Игорь УТКИН и Александр ЯКОВЛЕВ/ТАСС 1992 год. Андрей ТРЕФИЛОВ в чемпионской раздевалке "Динамо". Фото Дмитрий СОЛНЦЕВ
1992 год. Сборная СНГ - олимпийский чемпион Альбервиля. Андрей ТРЕФИЛОВ - между Игорем ДМИТРИЕВЫМ и Виктором ТИХОНОВЫМ. Фото Игорь УТКИН и Александр ЯКОВЛЕВ/ТАСС

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

Бывший вратарь "Динамо", олимпийский чемпион-1992, а ныне хоккейный агент на родину заглядывает редко. Осел в Дюссельдорфе, но московским корреспондентам рад. Два часа общался с нами по скайпу. Подвинул компьютер, позволив разглядеть на одной стене немецкого дома свитер сборной России, на другой – кубки и медали.

ДИТРИХ

– В Москве почти не бываете?

– Мои клиенты в основном иностранцы. Чаще встречаемся в Риге, Загребе, Хельсинки. А в Москву приеду на плей-офф. Будет хороший повод – меня собираются включить в Зал славы отечественного хоккея.

– Много ваших в КХЛ?

– Команда наберется. Человек 25! У меня и хоккеисты, и тренеры. С некоторыми когда-то сам играл. Теперь можно спокойно работать агентом, находясь в Дюссельдорфе.

– В день миллион звонков?

– Да. Освоил все виды связи, телефона уже мало. Встаю в 5.30 утра, эта привычка со мной всю жизнь. Не могу долго спать. Если по КХЛ-ТВ трансляция из Владивостока, с нее и начинаю. В день смотрю 3 – 4 матча.

– В чемпионате Германии ваши игроки тоже есть?

– Конечно. Между прочим, погибший в ярославском самолете Роберт Дитрих, первый немец в КХЛ, был моим клиентом. Жаль, никто не узнал в России, как он умеет играть.

– Дитрих же говорил по-русски?

– У него было российское гражданство! Родители – переселенцы из Казахстана. Им позволялось иметь два паспорта. Роберт играл в "Милуоки", затем вернулся в Германию, где его заметили люди из Ярославля. Я был в Риге на турнире накануне трагедии. Играл "Локомотив" так, что не сомневался: этой команде по силам взять Кубок Гагарина.

– Были на похоронах Дитриха?

– Нет. Только на официальной части, когда с Робертом прощались во дворце спорта в Кауфбойрене.

– Говорят, он оказался среди тех ребят, от кого почти ничего не осталось.

– Да… Гроб даже привезли в Германию на несколько недель позднее. В истории с Дитрихом много деталей, которые не хочу озвучивать. Были серьезные проблемы.

– С опознанием?

– И с этим тоже.

– Еще ваши хоккеисты были в том самолете?

– Паша Демитра, Стефан Лив. Клиентов трое, а друзей гораздо больше.

– Помните свой первый звонок в качестве агента?

– Предложил "Спартаку" Эдика Левандовского и Диму Кочнева. Генеральным менеджером был Андрей Яковенко. Мой друг, вместе играли. Договорились легко.

– Кочнев – неплохой вратарь. Почему в России не задержался?

– Трагедия в Ярославле очень на нем отразилась. Мы же его выменяли из "Локомотива" за пару месяцев до крушения самолета. У Димы и в этом сезоне были варианты в России – отказался. Психологическая травма.

– После краха рубля звонков агенту стало больше раза в три?

– Нет. Я не услышал ни одной претензии по поводу изменившегося курса. Своих хоккеистов предупреждал – такое возможно.

– В дисциплинарный комитет обращаться приходилось?

– Неоднократно! К примеру, "Спартак" не расплатился с моими хоккеистами за прошлый год. Сезон они доиграли, выполнили обязательства перед КХЛ в том числе. Но клуб – банкрот, а лига никакой информации не предоставляет.

– Кому должны?

– Куинту, Ванделю и Андерсону.

– Возрождение "Спартака" повлияет на ситуацию?

– Нет! Другая юридическая организация. Просто будут пользоваться логотипом клуба. Но если руководство КХЛ обяжет – думаю, рассчитаются.

– Куинта обманывать грех. Интеллигентнейший человек, в каждой поездке с книжкой.

– Дерон мой любимый клиент! Лучший за всю карьеру! Порядочный, хоккей обожает, игровик по характеру. Всегда отдается больше чем на сто процентов. За годы в России не пожаловался ни разу. Ни на гостиницы, ни на еду, ни на быт. Настолько позитивный парень, что с радостью набираю его номер.

– Так себя держит, что до 40 может дотянуть.

– Дотянет. Не сомневайтесь. Посмотрите, он сегодня играет по 25 – 28 минут. Без провалов.

– Самая необычная проблема, которую вам пришлось разруливать как агенту?

– Из Европы привозил собаку. Ох, это было мучение!

– Что сложного?

– А вы попробуйте. Сначала вопрос с прививками, потом задержка рейса, в конце концов собаку отправили не в тот город. Скандал приличный. Пока отыскали, игрок чуть с ума не сошел.

– Хоккеисты тянутся к болонкам.

– Это был сенбернар. Позже узнали про закон – если животное весит 50 кг, лети куда хочешь. Так за сезон пес вырос еще на 20 кг. Уже нельзя перевозить!

– Сейчас все в порядке?

– Да. Хоккеист до сих пор играет в России. О собаке не заикается. Ждет его в Европе.

ЮРЗИНОВ

– В Москву изредка заглядываете. А в родной Кирово-Чепецк?

– Не был несколько лет. Вот там-то ничего не меняется.

– Вас в детстве опекал отец Мальцева, сторож на катке.

– Я с шести утра был на льду, еще перед школой. Дядя Коля выдавал ключи от раздевалки, поил чаем, угощал печеньем. А умер во время нашей тренировки. Часто его вспоминаю.

– Это тренировки приучили вас вставать с рассветом?

– Армия.

– Когда атомную бомбу сторожили в Арзамасе-16?

– Было дело.

– Засекреченное предприятие изнутри посмотрели?

– Нет. Однажды съездили на практику. С "секретной" миссией – дежурили на КПП.

– С "дедами" дрались?

– Ни разу. Я был в элитной сержантской школе, там дисциплина железная. Нагрузки круче, чем в спорте. Кроссы по 18 километров. Времени на отдых не было вообще – мечтали об одном: выспаться!

В 5 подъем, моментально вооружиться и – беги. Толстенная телогрейка к концу мокрая насквозь. Отстрелялись, на обед – и снова марш-бросок. Народ падал без сознания. Юрзинов потом поражался: "Ты в спецназе служил?"

– После армии оружие в руках держали?

– Как-то в Вашингтоне отправились в специальный тир для Secret Service. Президентской службы. Чего только там не было – пистолеты, автоматы… Я всех сразил качеством стрельбы. Народ поглядывал с изумлением – ай да русский!

– В Арзамасе-16 было не до хоккея.

– До перевода в "Динамо" я два года не стоял на коньках! На первой же тренировке мениск – и вылетел на три месяца. Вернулся в середине сезона, кое-как доиграл. А на следующий год был лучшим вратарем "Динамо-2". Начали привлекать в первую команду.

– Ковалев, Каспарайтис, Яшин жили в Новогорске и ночами тренировались на пустом катке. Вы тоже?

– Нет. Может, они в выходные шли на лед? Так-то ежедневно по две тренировки. Третья точно никому не требовалась. У Юрзинова работали на износ. Много внимания уделяли тактике, разбору игр, смотрели видео. Кстати, хочу через вашу газету поздравить его с юбилеем. Владимир Владимирович для меня как второй отец. Я был никто и звать никак, а он что-то разглядел, дал шанс. Хотя в "Динамо" вратарей хватало – Шталенков, Мухометов, Карпин, Мышкин еще не закончил… Представляете имена? Это теперь понимаю, что пробиться было нереально.

– Каспарайтис в "Динамо" зажигал?

– Дарюс – заводной, вечно какие-то приколы. Иногда с печальными последствиями. За победу на Олимпиаде в Альбервилле нам вручили "жигули". Каспарайтис ездить толком не умел, но решил дать кружок по Новогорску. Набилось к нему человек пять. На первом же повороте улетели в кювет. "Шестерка" восстановлению не подлежала.

– Обидно.

– Еще как! Денег-то на новую машину не было. А мы в это время сидим на собрании, ждем ребят, через день игра. Вдруг распахивается дверь, забегают – в крови, порезанные осколками. Юрзинов в крик. Но на матч вышли все.

– Игорь Болдин говорил нам, что в Альбервилле сборную всерьез не воспринимали. Называли "детским садом".

– Энхаэловцы в Играх не участвовали. Отсюда отношение. На самом деле команда была крепкая. Лидеры – Быков и Хомутов. Выстрелила спартаковская тройка Борщевский – Болдин – Прохоров. Плюс надежная защита – Юшкевич, Каспарайтис, Малахов, Зубов… Не было ощущения, что это Олимпиада. Казалось, рядовой турнирчик.

– Почему?

– Хоккейный дворец не ахти. Поселились не в Олимпийской деревне, а на отшибе. В общежитии уровня ниже среднего. Кормили неважно. Хуже только в Нагано. Там такую бурду готовили, что все с утра до вечера толпились в "Макдоналдсе". В 1992-м мы не попали на другие соревнования, церемонии открытия и закрытия. Играли в Мерибеле, вдали от центра города. Там, наверное, была атмосфера праздника, у нас же – все буднично.

– Чем помимо "жигулей" отблагодарила родина за победу?

– Получили семь тысяч франков. И по хрустальной вазе от мэра Москвы Гавриила Попова.

– Цела?

– Где-то в подвале стоит. А медали вон, на стенке – Трефилов развернул камеру, и мы увидели золото Альбервилля, серебро Нагано. Два свитера сборной России – с Кубка мира-1996 и Игр-1998.

– Куда делся свитер с победной Олимпиады?

– Форму забрать не разрешили. Сдали сразу после окончания турнира. Оставили лишь куртки – уже без советской символики. Некоторые ребята продали их прямо там. Что-то заработали. Узнав об этом, я тоже попытался толкнуть иностранцам свою куртку, но желающих не нашлось.

КИНГ

– Почему в Альбервилле и Нагано основным вратарем был Шталенков?

– Так складывалось, что в клубе больше доверяли мне, а в сборной – Мише. В 1992-м я считался первым номером в "Динамо". Но парочка неудачных матчей за сборную – и отпал вопрос, кому играть. Миша не подвел. Как и в Нагано. Гол в финале от чеха Свободы – несчастный случай. Были уже до игры недобрые предчувствия…

– С чего бы?

– Накануне из Москвы привезли икону. В комнате, где проводили собрания, поставили на стол, прислонили к стеночке. Тренеры произнесли речь. Встаем, чтоб идти к автобусу. В этот момент кто-то из игроков задевает икону. Падает на пол – и гробовая тишина. Оцепенение. Думаю, не у меня одного мелькнула мысль: "Это знак…" Хотя никто ничего не сказал. Молча сели в автобус. Единственную шайбу пропустили в 3-м периоде после рикошета.

– Пересматриваете собственные матчи?

– Разве что победный финал чемпионата мира-1993 против шведов. Скачал на компьютер. Но это исключение. Не люблю смотреть на себя в игре. У меня нет отточенной техники, как у Хабибулина, Шталенкова, Бобровского, Варламова. В воротах кувыркался, отбивал шайбу всем подряд. Я же самоучка, никакой школы. Вратарские способности ограниченны. Еще и трясло перед каждым матчем. Вот Хабибулин и Набоков – абсолютно спокойны. Гашек со Шталенковым – вообще уникумы. Ни капли эмоций. Так что я раскрылся даже больше чем на сто процентов!

– Как удалось?

– У меня выхода не было – только пахать. Что я видел до "Динамо", кроме колючей проволоки в режимном городе, куда без пропуска не заедешь? Не обошлось и без доли везения. Оказался в нужное время в нужном месте. Честно вам скажу – сегодня в КХЛ я вряд ли пробился бы. Конкуренция выросла, особенно с появлением зарубежных вратарей.

– Когда начали играть в линзах?

– В "Калгари". Пока на медосмотре не заглянул к окулисту, понятия не имел, что у меня – минус полтора. На льду дискомфорта не чувствовал. Играл бы до конца карьеры без линз, если б не проверили зрение. Оно с тех пор не ухудшилось. Но теперь постоянно ношу очки.

– Из российских вратарей последнего десятилетия кто для вас номер один?

– Бобровский. Нравится его стиль игры, техника. Думаю, он сильнее Варламова.

– Был матч, в котором вратарь соперника потряс бы фантастической игрой?

– Швед Рольф Риддервалл на чемпионате мира-1991. Не хватит эпитетов, чтоб описать его игру. Тащил все! Благодаря Рольфу шведы и выиграли золото. Нас поражение отбросило на третье место. Я так расстроился, что не сдержал слез. Игорь Кравчук утешал, заслонил от телекамер, которые тут же направили в мою сторону. Больше из-за хоккея не плакал никогда.

– В дебютном матче НХЛ вы пропустили пять шайб, "Калгари" сыграл с "Ванкувером" – 5:5.

– В России была игра от обороны, тактика. Каждый момент – событие. А здесь – ураган! Бросок за броском! До меня сразу дошло, что такое НХЛ. Открытый хоккей, все для болельщиков.

– Главный тренер "Калгари" Дэйв Кинг быстро отослал вас в фарм-клуб. Кто-то был уверен – из-за того, что сборная СССР обыграла его канадцев на Олимпиаде-1992.

– Возможно, та победа повлияла – но и русских тогда недолюбливали. Как душили в "Калгари" Сергея Макарова, потрясающего игрока! А когда я отказался подписывать новый контракт, услышал от менеджера "Флэймз" Дуга Райзбро: "Ну и езжай в свою Россию. Будешь г…о есть".

– Сильно.

– Попадались противные люди. Бескультурные, вульгарные. В фарм-клуб "Калгари" отправился со шведом Никласом Сандбладом, нынче он "Кельн" тренирует, мой клиент. Там столкнулись с хоккеистами, чей уровень ниже нуля. Наслушались всякого! "Наш хлеб отнимаете, валите отсюда…"

– Селиванов назвал Кинга лживым и двуличным.

– Кинг – старая гвардия. Больше доверял канадцам. Зато сейчас – мой лучший друг.

– Вот бы не подумали.

– Я представляю интересы его сына. Дэйв как-то говорит: "Андрей, ты вошел в историю "Калгари Флэймз"!"

– Чем?

– И я гадаю – чем? Кинг восклицает: "Ну как же! Когда вернул тебя из фарма, три матча подряд сыграл на ноль! Забыл? А я помню! Я каждую твою игру помню!" Дэйву – 67. Превратился в доброго-доброго дедушку.

ГАШЕК

– Уезжали в Штаты на контракт 22 тысячи долларов в год?

– 27. В России и этого не было.

– До каких цифр доросли?

– Рекордный мой контракт – 600 тысяч "грязными". Налоги – свыше 60 процентов, сегодня забирают вообще 70. 10 процентов шло в профсоюз игроков.

– Ваш конкурент в "Баффало" Доминик Гашек тоже не шиковал?

– Гашек получал 9 миллионов в год!

– Что он за человек?

– Себе на уме. С милыми странностями. Например, перед матчем менеджер по экипировке вешал в раздевалке липучку с кармашками. В каждом щипчики для ногтей. Штук пять, все на своем месте. В перерыве Доминик по очереди их доставал – и чик-чик-чик.

– Обрезал ногти?

– Ну да. Со временем в "Баффало" к этому привыкли, уже не обращали внимания. Как и на его любовь к гамбургерам.

– Играя за "Спартак", он поселился возле "Макдоналдса", регулярно там обедал.

– В НХЛ это, мягко говоря, не приветствуется. Но Гашеку прощалось все. Во-первых, играл блистательно. Во-вторых, ни грамма лишнего веса. Сколько бы не умял булок, за пределы 70 кг не выходил. Есть вратари, которым в разгар чемпионата нужна пауза. Это не про Гашека. Из года в год проводил по 75 матчей за сезон, будто не чувствуя усталости. Даже когда игры шли через день. При этом я не встречал вратаря, который бы так работал на тренировках. Супертрудоголик! Ни одного проходного упражнения! Против него выкатывались "три в ноль", "пять в ноль" – и все равно не могли забить! Если б не видел своими глазами, не поверил бы.

– Юмор и Гашек – вещи несовместимые?

– Да, он не разговорчивый, держался особнячком. За исключением чеха Михала Грошека, ни с кем близко не общался. Лишний раз Доминика старались не трогать. Вот над другими игроками подшучивали.

– Как?

– То прозрачный скотч на лезвие конька приклеят. Игрок не заметил, выскочил на лед – грохнулся. Под всеобщий хохот. То шнурки перед тренировкой порежут. Я сам так делал. Никто не обижался.

– В "Спартаке" Гашек мог прервать тренерское задание: "Все не так!" В Америке себе это позволял?

– Если что-то не устраивало – не отмалчивался. Когда "Баффало" собиралось отослать в фарм-клуб молодого чеха Вацлава Вараду, Гашек за него вступился. Разругался с тренером.

– Чем кончилось?

– Вараду не тронули. Кстати, тот тренер – никакой. Хуже не встречал. Совершенно посторонний в хоккее товарищ.

– Это кто же?

– Тед Нолан. Индеец.

– Его в 1997-м признали в НХЛ тренером года!

– А потом много лет никуда не брали. Кроме сборной Латвии. У Нолана ни подготовки, ни системы. Не понимал, как выстраивать работу, что нужно делать. Лишь тявкал да орал на игроков. Это в Северной Америке у тренеров в крови.

– Во вратарских драках участвовали?

– Ребята! Обязательно зайдите в YouTube, вбейте "Trefilov – Snow"!

– Увидим незабываемое?

– Посмеетесь. Помахался с нынешним менеджером "Нью-Йорк Айлендерс" Гартом Сноу. Играли в Баффало с "Филадельфией". Вратарь набросился на нашего игрока – я сам понял, что надо его выручать, и поскорее. Но вышла какая-то нелепица. Выбился из сил, Сноу оказался не подарочек. Правда, пару ударов нанес ему от души.

Был еще эпизод с "Филадельфией", драка пять на пять. Ко мне прибежал самый сумасшедший вратарь Рон Хекстолл: "Давай драться!" Нет, отвечаю, я не самоубийца…

– Почему?

– Да это зверюга! Крыша ехала у парня по полной. И своих-то защитников клюшкой по спинам во время игры охаживал!

МОИСЕЕВ

– На Олимпиаде в Турине у Евгения Набокова был шлем с рисунком: акула пожирает флаги стран – соперниц сборной России. Что на шлеме изображали вы?

– Кремль. Либо логотип клубного спонсора. Но это под конец карьеры. Раньше-то никому в голову не приходило разукрашивать шлем. Сейчас пишут все! Никнейм, имена детей, любимые персонажи фильмов… Как с татуировками – кто во что горазд.

– У вас татуировки есть?

– Нет. Эта мода прошла мимо меня. Зато мой портрет во вратарской форме набили несколько фанатов "Дюссельдорфа".

– Где?

– На ноге. Сами показали. Сходство феноменальное! Один в один!

– За что такая честь?

– Шесть сезонов отыграл в клубе, мы брали Кубок, дважды доходили до финала. Болельщики в Германии уникальные. Хоккей слабоват, с нашим не сравнить. Но на матчи ходит по 20 тысяч человек! Недавно опубликовали сборник "20 лет DEL", немецкой лиге. Начал листать – и увлекся, не мог оторваться. Меня как вратаря включили в список первых звезд. Там любопытная компания: Сергей Березин, Брендан Шэнахэн…

– К разговору о никнейме. Были в жизни прозвища?

– До "Ак Барса" нет. Там Моисеев звал меня Американцем. Наверное, потому что из США приехал.

– В команде привязалось?

– Нет. Ребята обращались по имени. Это от Юрия Ивановича постоянно слышал: "Где наш Американец?"

– Ваш контракт с "Ак Барсом" в 1998-м был едва ли не самым крутым для российского хоккея – 300 тысяч долларов в год.

– Одно дело – подписать, другое – получить. Мне почти ничего не заплатили.

– Странно. Моисеев уверял в интервью, что деньги вы получили, перевели в Америку и сбежали.

– Смешно. Говорить можно что угодно. Тогда все делалось по законам 1990-х. Хоккеисты были бесправны.

– В Казани орудовали настоящие банды. Сталкивались?

– Был случай. Клуб выделил "девятку". Вскоре какой-то человек окликнул на стоянке: "Нам понравилась твоя машина. Завтра украдем".

– По-дружески предупредил?

– Вроде того. Действительно, украли! Из милиции приезжали, снимали отпечатки пальцев, долго разбирались. Бесполезно. Не нашли ни угонщиков, ни машину.

– В "Ак Барсе" вам угрожали?

– Нет. Но конфликт с руководством был, не отрицаю.

– В Казани с того дня бывали?

– Нет. Хотя со многими из тех людей сейчас нормально общаюсь, ту историю не вспоминаем. В "Ак Барсе" есть мои игроки. Конечно, надо было не раздувать конфликт, а договариваться. Вместо этого мы с руководителями клуба встали на дыбы. Никто не хотел уступать.

– Еще о чем-то жалеете?

– Зря поехал в АХЛ на двусторонний контракт. Главная ошибка в карьере. Низшие американские лиги – это болото. Там не прогрессируешь. Лучше в России играть.

– Пенсия в НХЛ вам полагается?

– 270 долларов в месяц. Я сыграл там около 60 матчей, это очень мало. К тому же размер пенсии зависит от того, когда начинают выплачивать – в 40 лет, 50, 60… В России как олимпийский чемпион получаю намного больше.

ДЖОРДАН

– После "Калгари" и "Баффало" играли в "Чикаго". Там познакомились с Майклом Джорданом?

– "Познакомился" – громко сказано. Он зашел в раздевалку "Блэкхокс", раздал хоккеистам карточки своего ресторана. Уточнил: "Каждый может прийти в любое время, привести с собой шесть друзей. Все бесплатно".

– Приводили?

– В этом городе друзей в таком количестве у меня не набиралось. С ребятами из команды как-то заехали перекусить. Обычная американская кухня. Надеюсь, Джордан не обидится, но были в Чикаго рестораны и получше.

– В какой момент решили, что в Америке не останетесь?

– С ней было ясно сразу – не нравилось ни мне, ни семье. Не "наша" страна. Почти десять лет прожили, было время понять. В 2000-м приехали в Дюссельдорф – и словно озарение. Все свое! Буквально все! Настолько понравилось, что в первый же год с легким сердцем продали дом в Америке. 15 лет мы в Германии и ни разу не пожалели.

– Паспорт у вас немецкий?

– Российский. Гражданство менять не планирую. Достаточно, что здесь у меня бессрочный вид на жительство.

– Для кого-то лучший уголок в Германии – Кельн. А для вас?

– Дюссельдорф и Мюнхен. В Баварию я бы повез любого гостя. Вековая история, замки Людвига II. Они собирают толпы туристов со всего мира. Завидую тем, кто впервые увидит замок Нойшванштайн! Озера в горах! Южная часть Германии вся чудесная, поверьте. Та, которая граничит с Италией, Австрией и Швейцарией.

– От вашего дома далеко?

– В Германии все близко. Какие-то 500 километров.

– Что за дом у вас?

– С интересной судьбой. Построен в 1938 году, во время войны в него угодил снаряд. Но отремонтировали так, что никаких следов. Я бы и не узнал о бомбежке, если б не рассказали бывшие владельцы.

– Кто они?

– Пожилая супружеская пара, которая решила перебраться в Швейцарию. Семь лет назад выставили дом на продажу.

– В чем вы сегодня стопроцентный немец?

– Стал пунктуальным. В особенном восторге я от культуры поведения. Немцы – интеллигентные, доброжелательные. То, что в Америке отсутствует совершенно. Там ни до кого нет дела: "Hi", "bye", "how are you" – все, что от них услышишь. А немцы гостеприимные. Высокомерия тут не встретишь – я знаком с владельцем концерна Metro, например…

– В Америке в гости не приглашают?

– Нет. Там, не дай бог, случайно зайдешь – стрелять начнут. Годами будешь жить рядом и не узнаешь, как зовут соседей.

– Хоть раз задумались – не вернуться ли в Россию?

– Нет. Но возвращение для меня не стало бы проблемой. Дети взрослые, дочка работает в Лондоне. Сын заканчивает школу. Они, конечно, в Москву не переедут.

– По-русски говорят?

– Разумеется!

– В Москве квартира осталась?

– Ее и не было. В "Динамо" не давали, жил на базе.

– За ветеранов играете?

– Нет. Предпочитаю горные лыжи. В ближайшие выходные едем с семьей кататься в австрийские Альпы. Там обязательно нужно побывать. Красота необыкновенная!

А в хоккей не играл лет восемь. Но в январе в Дюссельдорфе на футбольной арене провели "Зимнюю классику". Билетов продали 51 тысячу с лишним – рекорд Европы! По такому случаю меня уговорили выйти на лед. Отыграл против ветеранов "Кельна" первый период. Без практики и кондиций – но не пропустил!

– К футболу в Германии прониклись?

– Да! Открыл для себя другой мир! Когда включаю матчи российского чемпионата, запала хватает минут на пять. Тяжелое зрелище. А бундеслигу смотрю с наслаждением. И по телевизору, и живьем. Бывал на матчах в разных городах. Везде – сказочная атмосфера. Трибуны битком, все поют. Не хочется уходить со стадиона.

– Среди футболистов есть друзья?

– Леван Кобиашвили. Дружим домами, у него прекрасная семья. Наши дети учились в одной школе – так и познакомились.

– Вы же в разных городах.

– Гельзенкирхен – промышленный городок. Не очень чистый, полно турок. Футболисты "Шальке" стараются селиться поближе к Дюссельдорфу, до которого полсотни километров. Сюда же возят детей в школу. Они здесь лучше. Так и Кураньи делал, пока не перешел в "Динамо".

– Олимпийский чемпион Сеула футболист Сергей Фокин уехал доигрывать в Германию. После устроился на завод Volkswagen. Вы для себя будущее без хоккея рассматривали?

– Нет. Детишек тренировать пытался. Не получилось. В Германии если не получается – не беда. Помогает государство. Потерял работу – тебе два года гарантированы 60 – 70 процентов последней зарплаты. Потом вызовут и спросят: "Чем собираешься заниматься?" Надо – обучат за государственный счет, договорятся с компанией, которая возьмет на работу. Не хочешь – получай приличное пособие по безработице. Его хватит и на жилье, и на медицинскую страховку. Даже на плохонькую машину останется. В какой Америке такое возможно?!

– Значит, тренировать уже не будете?

– Я так и не почувствовал, что это мое. В отличие от Димы Квартальнова и Геры Титова. Мне нравится то, чем занимаюсь. Главное мое достижение – за все эти годы не потерял ни одного хоккеиста.

44
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (44)

Последний Легион

nefanat 17:07 20 ФЕВРАЛЯ "Ни один дед никогда молодого пальцем не тронет. Для этого есть другие люди.." ______________________________ Ха-ха! Сказочник. )))

00:58 9 апреля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

доктор Фишер Ты ноль в хоккее. Полупанов был нестабилен и крайне редко выручал. попросту был дыркой. Бабарико я вообще вратарем не считал, все мои друзья смеялись, что в Динамо такая дырища стоит. А Трефилов и Шталенков одни из лучших вратарей в истории нашего хоккея. Оба входят в десятку лучших.

09:58 15 марта 2015

доктор Фишер

Thomas_Boy Васильич никогда бы не стал брать игрока ради хохмы, не тот был человек. И что значит "позвал"? Костя - армейский воспитанник. Причины того, что он не заиграл, не имеют к хоккею никакого отношения, тут чистая политика. Позже Костя неплохо смотрелся в Казани и Ижевске.Я не говорил, что Шундров и Дорощенко играли за сборную на ОИ и ЧМ. Шундров несколько раз выступал в товарняках, Дорощенко был сменщиком Третьяка на "Известиях"-78. Прекрасно помню тот турнир. Можешь найти в Нете фотку, где Влад напутствует Виктора перед матчем, или оставь "мыло" - скину. С Киряхиным ты погорячился, пару отличных встреч мог и Лысенков отыграть, после чего его даже звали обратно в "к.о.н.ю.ш.н.ю.", но после следовал спад, парень не отличался стабильностью.Кстати, в середине 80-х Дорощенко практически вытеснил Сапрыкин, Витя чаще сидел на лавке. Он практически сменил в воротах "Спартака" Зингера, еще был жутко талантливый кипер Витя Криволапов, но после стал мотаться из команды в команду.Когда Дорощенко уехал в Югославию, подтянули Леху Марьина и Серегу Голошумова, позже появился Червяк. Не знаю про Воробьева, но Ктомкин, если бы периодически не срывался, мог бы дойти до сборной. Недаром его брали в ЦСКА, а когда он на время завязал, то Казань, еще в первой лиге, на него молилась, хотя Котомкин выступал после долгого перерыва.Васильев и Бруль, согласен, не тянули не только в сравнении с Шундровым, но и с Гавриловым.

15:19 24 февраля 2015

Thomas_Boy

Demetr-ptz Ну показывали хоккей по ТВ довольно исправно. Да и ходить во Дворец Спорта можно было.)

14:48 23 февраля 2015

Thomas_Boy

доктор Фишер Да яркий пример - Костя Бахуташвили, которого в ЦСКА Тихонов позвал ради хохмы. Леонид Герасимов был в "Химике" фактически вторым вратарем после Владимира Герасимова. И оба пенки пускали - дай Боже. А ЦСКА на тот момент нужен был хоть какой-то вратарь, вот и взяли Леонида. Пашкова толком не видел. Гусин не выделялся, но все равно был лучше и перспективнее Герасимова, а уж про Киряхина и говорить нечего. Матч с ЦСКА в Воскресенске (3:1) помню до сих пор. Киряхин был как Третьяк.) Жаль, что не дали раскрыться ему. Шундров и Дорощенко ни разу не играли ни на ЧМ, ни на ОИ. А на "Известиях" Дорощенко не помню, может, разок и сыграл. Когда только? Большей частью оба играли в товарняках за вторую сборную. В середине 80-х. Они были очень даже хороши, но вот второго такого вратаря в "Соколе" и "Спартаке" не были. Сапрыкин куда-то пропал, Голошумов появился только в 1988-ом, по-моему. Васильев и Бруль не потянули. Про Котомкина удивлен, вроде пил у нас Воробьев.)))

14:45 23 февраля 2015

Demetr-ptz

Я удивляюсь, мужички, как вы спорите об уровне вратарей тех времен (что условный Афонин лучше Котомкина или наоборот), когда наш чемпионат показывали на ТВ в минимальных объемах, а за сборную играли одни и те же. По газетным статьям что ли судите, кто кого был лучше? Это только узкий круг специалистов мог бы выносить суждения, да и то, если бы всех собрали в одном месте в одно время. Да и наличие таких "специалистов" по вратарям вовсе не панацея: вспомнить хотя бы ошибки в нашей сборной с выбором первого номера на двух последних Олимпиадах или многомиллионную ставку "Филадельфии" на Брызгалова. Так что участие Тыжных в НХЛ имхо еще ни о чем не говорит. Там тоже хватает "спецов". Но такая пара, как Трефилов-Шталенков действительно была редкостью, и здесь Монте-Кристо прав. Всех защитников Отечества, действующих и потенциальных (а не тех, кто просто родился мужиком) с Праздником!

11:41 23 февраля 2015

доктор Фишер

Thomas_Boy К.о.н.и. никогда бы не позвали плохого вратаря. И тем более не пригласили бы плохого кипера в НХЛ. Если Герасим плохо играл в "Химике", как же его взяли в к.о.н.ю.ш.н.ю.? Гусин никогда не выделялся, ты, верно, спутал с Червяком. Почему в "Химике" не было приличных киперов? Олимпийский чемпион Пашков - плохой вратарь? Он почти в сороковник после зажигал в "Крылышках", да и Леша Ковтенюк, если бы не травма, себя бы показал. Барзанов, Лысенков, Ушаков, Владимир Герасимов - все превосходили Гусина.Шундров играл в товарняках сборной СССР, Дорощенко выступал на призе "Известий", так что напряги память. Котомкин был неплохим кипером, если бы еще не пил... В СКА всегда имелись приличные киперы, конечно, не супеуровня, но все же - Курошин, Тверизовский, Черкас, Иванников-старший. Между прочим, Белошейкмн - воспитанник СКА, а Мыльников-старший играл в Питере в период службы. Если же оценивать уровень Тюляпкина, его беда в том, что пересидел на лавке, нужно было уходить в другую команду, хотя бы в "Полете" набирать, после вернулся бы в "вышку". Однако, говоря объективно, Валя Афонин уступал тому же Гене Шутову.

00:33 23 февраля 2015

Thomas_Boy

доктор Фишер С памятью у меня нормуль. Тыжных - это радость и счастье для тех, кто болел против ЦСКА в 80-е. Как только Тыжных ставили в ворота, было очевидно, что есть шанс обыграть ЦСКА. Герасимов никогда не блистал, в ЦСКА его позвали скорее потому, что Тыжных был совсем плох, а Белошейкин запил. Его в "Химике" молодые Киряхин с Гусиным начисто вытеснили из состава. Шундров и Дорощенко играли в сборной СССР, но во второй. А Тюляпкин у нас в Горьком никогда не считался хорошим вратарем, он даже Воробьеву с Котомкиным уступал. Во времена СССР в каждой команде были приличные вратари, если не считать "Химик", горьковское "Торпедо" и СКА. Но вратарские пары уровня Шталенков-Трефилов - это редкость. Разве что в КС и рижском "Динамо".

15:35 22 февраля 2015

доктор Фишер

Thomas_Boy Если нет памяти или был пацаном тогда, мог бы заглянуть в Нет. Тыжных ушел в ЦСКА, где стал дублером Третьяка, привлекался в сборную, играл в НХЛ. Герасимов перещел в ЦСКА, хотя ему было уже за тридцатник. Шундров выступал в сборной СССР, как и Дорощенко, Сидельников - олимпийский чемпион.Тюляпкин и Афонин выступали во второй сборной, по своему потенциалу были сильные киперы, но тогда в чемпе СССР хороших вратарей хватало. Как вратарская пара смотрелись вполне на уровне.

00:46 22 февраля 2015

aleks1984

Напомнил про Нагано,блистательная у нас там команда была,действительно команда братьев, обидно до слёз было когда в финале уступили.

16:49 21 февраля 2015

Thomas_Boy

доктор Фишер Это вот к чему перечисления вратарских пар-то? Типа Тюляпкин с Афониным были сильные голкиперы? Или, может, Герасимов с Тыжных?

15:38 21 февраля 2015

доктор Фишер

Монте-Кристо (Мститель)... Ошибаешься, пацан. В 70-е динамовская пара Полупанов-Бабарико была не хуже. Да и Мышка с Полупаном смотрелись не так уж плохо. В рижском "Динамо" аналогично играли Василенок-Быстров, в ЦСКА - Третьяк-Тыжных, в "Спартаке" - Зингер-Дорощенко, в СКА - Шеповалов-Литовко, позже - Тверизовский-Новосад, в "Крылышках" - Сидельников - Куликов (Мышкин), В "Торпедо" - Тюляпкин-Афонин, в "Тракторе" - Герасимов-Тыжных, в "Соколе" - Шундров-Гаврилов. Учи матчасть, пацанчик.

00:06 21 февраля 2015

Электросталец

а депутат ГД дальше лижет навоз

20:57 20 февраля 2015

Электросталец

лучший В 1985 Иржи Кралик, до него Иржи Холечек с Владо Дзурилла

20:55 20 февраля 2015

Sidoroff

Он просто спокойный и нормальный человек. Поэтому и интервью кажется пресным. Татаринова конечно веселее читать, про подшития да поножовщину.

19:38 20 февраля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

Трефилов-Шталенков !!! Какая пара вратарей. Лучшая в Динамо. Да и во всей истории нашего хоккея. Конечно, №1 были и посильнее Шталенкова, например Коноваленко, Третьяк, Мышкин, Еременко, но там №2 уступал сильно. А тут Трефилов ничем не уступал №1. Я просто наслаждался их игрой. А был еще Мухометов. Тоже просто бесподобный вратарь. Жаль, что недолго сказка длилась. А Трефилов запомнился тем, что творил в воротах чудеса. Я просто не понимал, как он успевал реагировать. Брал просто неберущиеся шайбы. Я думал, что и в НХЛ он станет лучшим. Но не пошло. Там в другой хоккей играют. Не смог Андрей перестроиться. И напоследок. Спасибо Андрюхе за добрые слова и память о папе Саши Мальцева. Интересная подробность... Не знал... Спасибо...

19:04 20 февраля 2015

ВеликийПашаБуре

Андрей Трефилов игрок легенда,человек загадка. Мне, поколению альбервилямюнхенанагано всегда интересовала его судьба, а посему в восторге предвкушал сей "Разговор...Но я немного разочарован, пустоватенькая вышла беседа

18:53 20 февраля 2015

KhSL

В название вынесли самый дурацкий элемент интревью. А так, все достаточно банально. Не в обиду Трефилову, он, видно, нормальный и адекватный, но харизмы маловато. Я вообще сначала подумал, что это - интервью с тренером гандболисток, Евгением Трефиловым...

18:19 20 февраля 2015

sergs1

advo_cat 20 Февраля 2015 | 11:08 У меня от немцев немного другое впечатление, интеллигентно рыгают и писают с балконов в турецких отелях. Но ему виднее, он там живет.. _____________________ Все верно, нормальный немец в Турцию не поедет, одно быдло, которое и в Германии имеется.

18:15 20 февраля 2015

енг

Блудный Свин20 Февраля 2015 | 13:55 Про Германию он всё верно сказал. Добрые, отзывчивые люди, которые всегда придут на помощь. Очень высокая культура у людей, нам этому учиться и учиться. Правда говорю не за всю Германию, а о баварии... а хоккей у них и правда слабоват, у нас на такой хоккей силком народ было бы не затащить, а у них полные трибуны. У них главное не не результат. не качество лиги, а возможность придти с семьёй на стадион и просто отдохнуть.Мы же хотим в видеть футбол уровнем не ниже 1/2 ЛЧ, если хоккей то не ниже финала олимпиады...

17:56 20 февраля 2015

енг

nefanat20 Февраля 2015 | 17:07 А вы в каком году служили?

17:49 20 февраля 2015

nefanat

корреспонденты жгут - "с дедами дрались?" _______________________________________ господа, сами в армии не служили, так сначала поинтересуйтесь, какие там порядки. Ни один дед никогда молодого пальцем не тронет. Для этого есть другие люди.

17:07 20 февраля 2015

.BattleFish.

Хорошее вью, удачи Андрею во всех его начинаниях!

15:45 20 февраля 2015

lich

Хороший парень из Кировска! Хорошее интервью! Непонятно сколько же он языков изучил? Германия, Америка...

15:06 20 февраля 2015

Igorvdonsk

"Разговор по пятницам" это наслаждение.. всегда прекрасные статьи, прекрасные собеседники.Авторам большой зачет. Вот здесь Вы молодцы СЭ, так держать!!!

15:04 20 февраля 2015

Alexer62

А когда-то мы с Андрюхой мяч гоняли в Кирово-Чепецке за цеховые команды!

14:13 20 февраля 2015

доктор Фишер

Вратарская школа у Михи Шталенкова,конечно, лучше, чем у Трефила. Андрюха и сам это признает. Ему повезло в чем-то плюс трудолюбие. Но и Андрюха Карпин, и Муха смотрелись не хуже, как минимум.В целом интервью не зачетное, скучноватое. Может, сказалось, что брали по скайпу, журу важно не просто видеть, но чувствовать реакцию собеседника. Уже говорил, что парней перегрузили, им нужно отдохнуть месячишко, чтобы азарт вернулся.

14:10 20 февраля 2015

Блудный Свин

слишком много диферамб в адрес Германии.. но оно и понятно.. человек живет в отличном климате с прекрасным доходом и социалкой.. всё же он больше русский гражданин ЕС чем гражданини России на заработках за рубежом.. а в остальном нормально... жизнь хорошего спортсмена в современном социуме...

13:55 20 февраля 2015

amilo

Чем почти всегда отличаются "Разговоры..."? Наличием какой-то изюминки. Так вот в этом интервью ничего такого нет. Рассказал хороший в прошлом вратарь, о котором давно не было слышно, о своих текущих делах, вспомнил кое-что из прошлого. Такие интервью почти каждый день на СЭ. Напомнило интервью со Светловым. Вообщем, так себе.

12:15 20 февраля 2015

pompey77

Ну не пошло у него в Альбервилле. Ну и что? И в Нагано тоже. Он в клубе тащил. Миша Шталенков за него выдал блеск в Нагано. . Человеку надо во что-то верить. И смеяться над этим глупо. Везде должен быть свод правил и законов, в том числе и нравственных. Вон покупает человек телевизор - там инструкция. Разрушая все институты и давая взамен Волю, результат будет один - анархия, хаос, моральный и нравственный вакуум. И затем придет адик или Святая инквизиция. Человеку необходимо во что-то верить. . Если толерастия проникла глубоко, то это проблема. Вас Кока-Кола учит и лгбт-сообщество: Живи как хочешь.

12:05 20 февраля 2015

СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!
СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!