Валерий Четверик: сто тысяч за Акинфеева

27 марта 2014 года. Заслуженный тренер Валерий ЧЕТВЕРИК с книгой Валерия Лобановского "Бесконечный матч". Фото Юрий ГОЛЫШАК, "СЭ"
27 марта 2014 года. Заслуженный тренер Валерий ЧЕТВЕРИК с книгой Валерия Лобановского "Бесконечный матч". Фото Юрий ГОЛЫШАК, "СЭ"

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Герои 90-х отошли от больших футбольных дел. К великому нашему сожалению – потому что нынешние как-то прагматичнее. На сочинском погосте великолепный Арсен Найденов. В Таллине бодрится Валерий Овчинников. На волгоградской окраине вспоминает дни веселые Владимир Горюнов.

Валерий Четверик, шумевший в премьер-лиге с "КАМАЗом", и после всплывал в ролях довольно серьезных – то вице-президента "Крыльев", то спортивного директора ЦСКА. Сегодня он в Крыму – поднимает футбол. Туда и улетел на следующий день после нашей встречи в Москве.

* * *

– Не отстаете от событий, Валерий Васильевич. Как вас в Крым занесло?

– Вместе с руководителем крымской федерации футбола Николаем Гостевым создаем центр подготовки резерва. Называется "Футбол – детям Крыма". Нас поддержали Толстых и Колосков. В мае на матче Ночной хоккейной лиги я подошел к Путину. Президент России тоже все одобрил.

– Теперь вы постоянно в тех краях?

– За последние месяцы объездил там все стадионы и базы – от Керчи до Армянска. Условия для сборов великолепные, сотни футбольных полей. Какие, к чертям, Турция с Кипром? Лучше в Крым! Уже договорились, что в Гурзуфе и Алуште будут готовиться юношеские сборные России U-19 и U-14. А в Бахчисарае 1 июня провели турнир среди ветеранов памяти Николая Озерова.

– Об Озерове всегда говорите с теплотой. Когда познакомились?

– В 1987-м он приехал в Челны с программой "Товарищ кино". Показывал отрывки из фильмов, хоккейных, футбольных матчей. И комментировал. Народу битком. Я кое-как пролез за кулисы. Озеров спрашивает: "Ты кто?" – "Тренер заводской команды. Играем на КФК". – "А где команда?" – "В зале". Он улыбается и достает кассету: "Значит, будем про Леву Яшина рассказывать…"

На следующий день Озерову выступать в Казани. Повезли его на "Жигулях". Опаздывали, водитель гнал. Когда гаишники тормозили, Николай Николаевич выходил, вручал им свою визитку, – и нас отпускали. С тех пор каждый год до самой смерти он прилетал в Челны накануне сезона, встречался с командой и болельщиками.

– Кажется, Озерова похоронили в спартаковском костюме?

– Это было его желание. Даже записку за полгода до кончины оставил: "Когда умру, переодеть в спартаковский костюм". А я положил в гроб вымпел "КАМАЗа" и значок. Хоронили на Введенском кладбище, где лежат его родители. Чтобы поставить Озерову памятник, вдова Маргарита Петровна сдавала вещи в ломбард. Когда узнал об этом, предложил скинуться клубам премьер-лиги. Никто не откликнулся. Помог деньгами Пал Палыч Бородин. Сейчас на могиле большой мраморный крест. Была идея установить его на Лубянке вместо Феликса. Но Лужков в последний момент воспротивился.

– В гостях у Озерова бывали?

– Неоднократно. Адрес помню – Астраханский переулок, дом 5. Жили они скромно, но никогда не жаловались. Как-то сидели, Николай Николаевич вспомнил случай. Возвращается из зарубежной командировки. В аэропорту ждет машина: "Скорее в Останкино! Вы должны успеть в программе "Время" прочитать новости спорта". – "Да я с самолета…" В ответ: "Понимаете, слух прошел по Москве, что Озеров умер. Вам лучше появиться на экране".

Еще рассказывал, как на костылях ходил по инстанциям, собирал подписи, чтобы Яшину дали звезду Героя Соцтруда. Пробивал с боем! Многие возражали – дескать, зачем она футболисту, можно что-нибудь попроще. Когда, казалось, вопрос решен, Озерову звонит жена Яшина: "Из наградного отдела сообщили – будет орден Дружбы…" Что сделал Озеров?

– Что?

– Обратился напрямую к Раисе Горбачевой. И через два дня к Яшину домой пожаловала делегация вручать звезду Героя. Из друзей были Озеров, Симонян, Парамонов, Хазанов. Когда выключили камеры, Яшин шепнул жене: "Валя, давай!" Она принесла коньяк, выпили по рюмашке. Спустя шесть дней Лев Иванович умер.

* * *

– С Челнами кроме воспоминаний что-то связывает?

– Нет. Холодильник подарил одному болельщику, кухню – другому. Забрал из кабинета портрет Озерова, сказал: "Жаль, не поняли меня в этом городе". И уехал. Все, что было, продал – и то не хватило на двушку в Москве. Как раз цены взлетели. Помог Санечка Молдованов, друг и земляк. Бывший президент "Кубани". Так что последние 14 лет живу в Москве.

А футбольный клуб "КАМАЗ" навсегда в моем сердце. Прилетая в Челны, первым делом еду на кладбище – к тем, кто со мной вместе осваивал высшую лигу. Начальник команды Николай Салов. Эдуард Лосенко, которого признавали лучшим доктором высшего дивизиона. Романцев ему приз вручал. Хорошо, что до матча – после Олегу Ивановичу было не до призов, 2:0 мы "Спартак" обыграли.

– Умер ваш доктор как-то внезапно.

– 1998 год. Я отдал ему свою путевку на чемпионат мира – куда мне, дела! Возвращается счастливый. На лавочке фотографии перебираем: "Вот Эйфелева башня, Елисейские поля…" Через три дня в кресле – ой, и все. Вскрыли, а у него четвертый инфаркт. Он и сам не знал – перенес, не заметил.

– Некоторых игроков тоже нет.

– Борю Тропанца похоронили в Молдавии. Редкая форма онкологии, отмирание стволовых клеток. Вот сейчас говорю – и мурашки по коже. Боря – это фантастическое здоровье! Я помню его строение мышц, ни у кого в команде таких не было! До последнего не сдавался. Витя Панченко встречает его в Домодедове, везет в Шереметьево. Я живу на "Речном вокзале", рядом. Панченко спрашивает: "Боря, заедем к Васильичу?" А у того слеза покатилась…

– Не заехали?

– Не хочу, говорит, чтоб Васильич меня таким видел. Прилетел в Молдавию и прожил еще два дня. А Николая Колесова давно не стало.

– Вот уж кто казался богатырем.

– Вы помните его длинные волосы?

– Конечно.

– Колесов на год старше меня, одноклассник Толстых. Играл за московское "Динамо" – и тут переходит в "КАМАЗ". Я к нему по имени-отчеству обращался: "Николай Борисович, вы же не мальчишка. Зачем эта прическа?" Он посмотрел на меня грустно: "Был в "Кубани", случилась авария. У меня сзади все в шрамах". Волосы прикрывали раздробленный череп. Никому об этом Колесов не рассказывал. И умер от опухоли головного мозга. Нашли его в пустой квартире. Пролежал несколько суток.

– Кто нашел?

– Знакомая. Николай Борисович жил один. Так она же, продав эту квартиру, поставила ему шикарный памятник. Написала: "Больше всего он любил маму и футбол. Когда их не стало, сам ушел из жизни". Я узнал из газеты. Звоню в "Динамо", начинаю стыдить: почему не позвали проститься?

– Что ответили?

– "Не обижайтесь. Его обнаружили в таком состоянии, что в тот же день похоронили". Летом дело было. Все организовал Толстых, молодец. Вскоре мы с ветеранами поехали на кладбище. Где искать? Иду к директору, представляюсь. "Вы – тот самый Четверик? Он говорил про вас!" Оказывается, за месяц до смерти Колесов каждый день приезжал на могилу к маме. Вымерял место для себя. Там его и похоронили. А я сейчас вспоминаю 1995 год, матч с "Динамо". Колесова провожали на стадионе. Он с микрофоном вдруг рухнул передо мной на колени: "Спасибо за все…"

– А команда его игрой отблагодарила.

– Да, пять голов забили "Динамо", которое тренировал Бесков. Время спустя мы эти 5:2 с Константином Ивановичем в Москве обсуждали. Что-то у "КАМАЗа" не клеилось – шли на третьем месте, получили шестое. Словно в стену уперлись. Я чувствую: ори не ори, не воспринимают. Нужна свежая кровь. Хотел на годик отойти от тренерства, пригласить большого мастера. А сам бы у него учился. Бесков усмехнулся, повернулся к жене: "Лера, твой тезка зовет в Челны. Это он 5:2 выиграл…"

– Не договорились?

– Константин Иванович уже в возрасте был. Решили – шесть раз за сезон будем с ним садиться в Москве и беседовать. Он даже обронил: "Я буду приезжать к твоим ребятам в гостиницу". Но и этого не случилось – позвонил Семин: "Ты хотел тренера? Зелькявичюс готов. Помнишь такого?" – "Еще бы! 1987-й, "Жальгирис"!" – "Пиши телефон". Я записал. И, к несчастью, набрал номер. С этого начался крах "КАМАЗа".

– Зелькявичюса через газеты вы назвали "академиком".

– Ошибся. Никакой он не академик. В "Роторе" позже числился консультантом. Витя Прокопенко раньше уехал с Кипра домой, оставил за главного Володю Файзулина. На следующий день новости – Зелькявичюс с Файзулиным подрался! А в "Балтике" ему сказали: "Четверик тебя завез в Россию, а мы проводим". Как тренера я его не понял, человеческие качества – жирный минус. Он отправил "КАМАЗ" в первую лигу. А Буталий, мой бывший ассистент, из первой – во вторую.

– Куда Буталий пропал?

– Тренирует команду на первенство Краснодарского края. Помню, в Кисловодске дал я кросс – так вместе с игроками заставил бежать своих братьев, работавших в команде, и Буталия. Сам на бровке, рядом доктор и ведро нашатырки. Кто не добегал – тому подносили.

* * *

– Как вы отца Платона Захарчука вытащили из тюрьмы?

– Не вытащил, а помог. Кто-то погиб, на него свалили. Дали срок – 10 лет. Пять к тому моменту отсидел. Как выяснилось, ни за что. Я включился в ситуацию. Дошел до Шаймиева. Тот ответил: "Внимательно разберутся". Прошло два месяца. Выпускают! Когда увидел Платона с отцом, я заплакал, честно. Он художник-реставратор. Сейчас живет в Подмосковье, пишет иконы. А Платон тренирует вратарей в Оренбурге.

– Из футболистов "КАМАЗа" кто-нибудь был в тюрьме?

– Эдик Югрин, защитник. 13 лет получил, подробностей не знаю. Скоро должен выйти. Парень добрый, но играл в стиле Горлуковича. Куда не каждый ногу сунет, Эдик головой лез. В Йошкар-Оле помчался страховать вратаря и врезался лбом в штангу. Все, думаю, потеряли парня.

– А он?

– Репу почесал и побежал как ни в чем не бывало. В 1993-м, уже в высшей лиге, не поставил его в Самаре. Обиделся. Команда в автобусе – Югрина нет. Исчез.

– Надолго?

– На год! Работал то ли барменом, то ли бизнесменом. Вдруг объявляется на стадионе: "Дайте шанс". Привели его в порядок – и помог нам. В 1997-м "Спартаку" забил! Мы 2:1 выиграли.

Я лепил команду из того, что было. И довел от заводского уровня до высшей лиги! Еще горжусь, что построил лицей имени Озерова. Среди его воспитанников – Бухаров, Одемвингие, Бобер, Алексей Козлов, Владислав Игнатьев… Фонтан у входа. Учил их вилочку в левой руке держать, нож – в правой. Город непростой, в те годы ни театра, ни дворца спорта. А я родителям нарисовал путь для детишек – лицей, команда, институт физкультуры.

Меня всё "организатором" называли. А вы сами попробуйте, организуйте! Моя жена пять лет для команды форму стирала, гладила. Сушили на балконе, и весь город знал, где живет Четверик.

Вспоминаю 1985 год, Кутаиси. Направили туда в рамках помощи местному автозаводу. Мы реально работали, что-то таскали, красили. Затем сыграли с дублем кутаисского "Торпедо". Выиграли, и Гиви Нодия, главный тренер, говорит: "Валера, ты меня обманул! Это команда мастеров!" Я достаю челнинскую газету, где наша фотография. И подпись: "Чемпионы города-1982".

В следующий раз встретились на сборах, когда Нодия был с питерским "Локомотивом" в первом дивизионе, а я с "КАМАЗом" уже поднялся наверх. Он глазам не поверил: "Это ж ты в Кутаиси на заводе красил? И теперь в высшей лиге?!"

– Самый большой нераскрывшийся талант на вашей памяти?

– Роберт Евдокимов. Был в "Спартаке", Романцев его подтягивал к сборной. После "КАМАЗа" обошел несколько клубов в премьер-лиге. И – нигде ничего.

– Почему?

– Характер тяжелый. Лучше вам расскажу, как он уходил из "КАМАЗа". Играем в Ростове, возле лавки в разгар матча появляется Коля Латыш из "Алании": "Васильич, отдай Евдокимова". Я обалдел! В том сезоне был золотой матч "Алания" – "Спартак". Мы свое уже отбегали, впереди отпуск. Подходит Роберт: "Отпустите!"

– Куда?

– Его звали оба клуба. Вот, отвечаю, кто выиграет чемпионат – туда и поедешь. Так он очутился в "Спартаке".

– История была громкая – однажды после матча вы Евдокимову на кулаках объяснили, как надо играть.

– Не сдержался. И был не прав, извинялся тысячу раз. Это не мой метод. Сегодня Роберт сам тренер – надеюсь, некоторые мои поступки повторять не будет.

– Что особенного? Йожеф Сабо нам рассказывал, как крушил рукомойники в раздевалке.

– Да. А Валентин Козьмич Иванов заходил в судейскую и срывал у арбитра нашивку с груди. Алекс Фергюсон Бекхэму навернул. Всякое бывает! 18-летний Нигматуллин, выйдя на поле стадиона "Динамо", плюнул на траву. Я увидел и заставил подтирать: "Здесь Лев Иванович играл!"

– В диджеях Нигматуллину уютно, судя по всему.

– У него еще своя вратарская школа. А про то, что стал диджеем, мне рассказал: "Я таких денег в футболе не зарабатывал!" Где только не выступает. Он во многом был первый. Например, первый в Челнах купил то ли мобильный телефон, то ли рацию с огромной антенной. Его "радистом" прозвали.

– От девушек отбоя не было. А вам после вахтерши жаловались.

– Как-то в Адлере после тренировки ждал Нигматуллина на базе до шести утра. Дождался! Что, думаю, скажет?

– И что?

– Спокойно: "Работал по вашему указанию над индивидуальными ошибками. На стадионе светит одна мачта, бегал вокруг". Я решил поверить. И не зря – парень в сборной играл.

* * *

– Панченко вы где отыскали?

– Витю привел знакомый. "У тебя бутсы-то есть?" Разворачивает газету, достает. Обыграли какой-то завод 7:0, Панченко забил пять. Я внимательнее на него смотрю: "Играть ты, кажется, умеешь". А ему армия подходит, военком говорит мне: "Вот тебе неделя. Куда хочешь его спрячь". Отправился Витюша в Таллин, к Валерию Овчинникову. Брат его, Саша Панченко, нынче агент ФИФА. Там два года ходил с ключами по спортзалу, а Витя за него играл.

Но в Челны приезжал постоянно – у него первая жена, Лена, заведовала кафе. Кормила футболистов. Однажды встречаю его в Липецке, растолстевшего. "Мениск неудачно прооперировали. Сказали, все, отыгрался…" Я посадил Витю с нами в самолет и больше не отпускал. Было ему под тридцать. На следующий год в первой лиге Панченко наколотил 26. В премьер-лиге – 21.

– Такого игрока в Челнах должны были на руках носить. А у него то квартиру обворуют, то машину уведут.

– А у Андрюши Тихонова в Тарасовке машину не угнали вместе с ребенком? Где не воруют? У меня в Италии барсетку выхватили, а в ней загранпаспорт и удостоверение заслуженного тренера. Мы пытались по своим каналам разобраться, и людей, которые Панченко грабили, нашли. Спички вставляли в замок. Потом приходят – если торчат, значит, никого нет.

– Платили тогда в футболе умеренно. Лучшие игроки ездили на "девятках".

– За выход в высшую лигу все ребята получили "Жигули". Себе я купил "четверку". Команде Шаймиев передал автобус "Мерседес". Министр сельского хозяйства спрашивает: "Четверик, хочешь, комбайн подарю?" "Нет, – отвечаю. – Комбайн пока не надо. Надо хорошее табло". Сделал!

– В 90-е за футболиста могли расплатиться и комбайном, и зерном.

– Я за Цвейбу расплачивался "КАМАЗами". Отправил в Киев четыре грузовика. Спросили бы меня: "Как вы, Валерий Васильевич, сохранили команду после пожара на заводе? Как летали?" Все под честное слово. И не снялся, удержал "КАМАЗ" в высшей лиге.

– Цвейба рассказывал, что в Киеве зарабатывал тысячу долларов. В "КАМАЗе" – две. В Японии – тридцать.

– Болтался он в Германии без команды. Я Ахрика выписал. Смущенный стоит: "У меня лишний вес". – "Да одно твое присутствие мне необходимо!" Сезон уже шел. Вечером свет на стадионе выключали – смотрю: кто это в сумерках на дальней трибуне скачет по рядам?

– Неужели Ахрик Сократович?

– Да! И Колесов такой же был! Это все видели пацаны в команде. Впечатление производило сильнейшее. Десять матчей сыграл – об Ахрике все вспомнили. Сборная Грузии звонит, сборная Украины. Я не отпускал!

– Почему?

– Перед этим Садырин расспрашивал меня про Клонцака. Я мысль закинул: "А Цвейба?" – "Точно!" И Ахрика вызвали в сборную России. Он в последний момент проскочил мимо чемпионата мира-1994 – от усердия надорвал заднюю мышцу.

– За что вас Найденов не любил?

– С чего вы взяли? Когда в 2004-м мы с Назаром Петросяном пытались возродить команду в Сочи, первый, кто пришел ко мне, – Найденов: "Валера, я с тобой. В этом городе можешь на меня рассчитывать". Но из-за разногласий с мэром все сорвалось.

– Мы вам процитируем интервью Найденова: "Как-то договорились с Четвериком проиграть в два мяча, а они нам назабивали…"

– Помню это интервью. Читал и поражался: "Что за бред?" У Арсена такое бывало. Сначала брякнет что-то, потом извиняется: "Я погорячился". Все привыкли к этому, уже не обижались. Только Найденов мог на конференции заявить с трибуны Тарпищеву: "Вы идите в теннис, подавайте мячики, а в футбол не лезьте…" С Валерой Овчинниковым недавно вспоминали Арсена. К нему можно относиться как угодно. Но пусть кто-нибудь в Сочи сделает для футбола то, что сделал Найденов.

– Овчинников по прозвищу Борман чем удивлял?

– Знакомство наше состоялось в 1989 году. Новороссийск, совет лиги. После заседания мне надо в Дагомыс, где "КАМАЗ" проводил сборы. Туда же ехали тренеры других клубов. С транспортом проблемы, нам предложили воспользоваться автобусом нижегородского "Локомотива". Сели в салон, ждем Овчинникова. Час, три, пять…Он все в гостинице с кем-то прощался. Наконец заходит. Первая фраза: "Господа, вы на территории нижегородского футбольного клуба "Локомотив"! В дороге об этом не забывайте!"

В том же сезоне принимаем Нижний. Они в предыдущем туре вынесли 3:0 крепкий Ижевск. Думаю, что ж с нами-то будет? Овчинников перед игрой в благодушном настроении: "Не волнуйся, больше трех не забьем".

– Как сыграли?

– Хлопнули их 2:0. После матча Бормана я уже не видел. Говорят, был в такой ярости, что на трассе высадил игроков из автобуса и устроил кросс до аэропорта. Он мне вскоре хороший урок преподал.

– Какой?

– Март, Нижний Новгород, промерзлое поле. Потренировались там накануне матча. На следующий день приезжаем на игру – газон не узнать. Сырой. Овчинников нагнал пожарные машины и приказал кипятком его растопить.

– В чем проблема?

– Шипы-то у нас были для морозной погоды. Мы и не предполагали, что другие понадобятся. Проиграли. Так я убедился, что в футболе мелочей не бывает. С той поры всегда – и дома, и на выезде – в день игры посылал администратора проверять газон. В зависимости от этого подбирали шипы. Мне, кстати, Нодия рассказывал, что Лобановский, приезжая в Кутаиси, из аэропорта сразу отправлялся на стадион. Оценивал, в каком состоянии поле, высоко ли подстрижена трава.

– Вы общались с Лобановским?

– Когда он вернулся из Эмиратов, мы вместе с Озеровым набрали ему в Киев. Потом я еще семь раз звонил. Трубку поднимала жена и, не здороваясь, передавала мужу: "Валера, тебя!" Однажды Лобановский пригласил меня в Киев на матч с "Ювентусом". Я не смог приехать, а они 0:5 попали. После этого месяц боялся его беспокоить. К сожалению, так мы и не встретились. Зато его "Бесконечный матч" для меня настольная книга.

У нас сегодня тренеров больше, чем команд. Лицензий Pro навыдавали! А какой в них смысл? Для меня Pro – это Лобановский, Бесков и Садырин. Три моих учителя. Именно Садырин в конце 2000-го пригласил меня в ЦСКА спортивным директором.

* * *

– В ЦСКА вы отработали два года. Помните юного Акинфеева?

– Это был настолько духовитый мальчишка! Такой характер! Громадная заслуга Вячеслава Чанова, конечно. Он ему как тятя. А уверенность у Игоря феноменальная.

– Могли его не разглядеть в ЦСКА?

– Вот вам история. На Песчанке в моем кабинете звонок: "Здравствуйте, это папа Акинфеева. Игоря испанцы приглашают". Он там за юношескую сборную роскошно отыграл. Предложили за него сто тысяч долларов. Отлично, отвечаю. Завтра собираемся. Посылаю за Акинфеевым в школу, приезжает. Папа сидит рядышком. Акинфеев выслушал про испанцев и отвечает: "Я буду играть. Но в ЦСКА". Езжай, говорю, в школу, а то урок биологии пропустишь. Мне все понятно.

– Кто в ЦСКА привел Перхуна?

– Я. Играл Сережа в Тирасполе. ЦСКА срочно нужен вратарь. Заявка заканчивается. За ночь успели получить трансфер. Я вел спортивную часть, Евгений Леннорович – остальное. А у Гинера все четко, как обычно.

– Откуда вы знали Перхуна?

– Он был на просмотре в "Торпедо-Металлурге". Почему-то не подошел. За молодежную сборную Украины пропустил чуть ли не семь мячей – его из списка вычеркнули. И отправился с рюкзаком в Тирасполь. Мне же о Перхуне рассказал Сергей Краковский, бывший вратарь "Днепра": "Отличный пацан!" Так и оказалось. Сколько я приезжал на базу в Архангельское – он с улыбкой.

Когда его хоронили, у гроба сидел Пашенька Садырин. Шептал: "Сережа, прости. Это я виноват…" Корил себя за то, что взял Перхуна в ЦСКА.

– Садырин пережил его на три месяца.

– Наша последняя встреча была в больнице Боткина. Садырин вернулся из Германии, проходил очередной курс химиотерапии. Навестили его с Гинером и вице-президентом ЦСКА Николаем Степановым. Когда они вышли в коридор, мы в палате остались вдвоем. Выглядел Паша неважно, был очень слаб. Лежал на кровати в спортивном костюме. Я наклонился, обнял его: "Федорыч…" Слезы душили. А Садырин даже в такой момент нашел силы улыбнуться: "Татарин, ты чего? Навсегда со мной прощаешься, что ли?" Потом вдруг сказал: "Если б ты знал, как в бассейне поплавать охота!" У Панченко вторая жена от рака умирала – твердила то же самое. Оказывается, на последней стадии онкологии больным очень хочется в воду. Через неделю, 1 декабря, я улетел отдыхать в Египет. Приземляюсь – звонок: "Паша умер".

– Какие слова Гинера вы никогда не забудете?

– Мальчишек из армейской школы хотели экипировать, как команду мастеров, в Umbro. Но фирма не шьет детские размеры. Мы заказали в Москве, доставили. Только бутс нет. Говорю: "Леннорыч, может, пока без них обойдемся?" – "Валера, ты что? Я до сих пор помню запах бутс, которые нам выдали в харьковском футбольном интернате! Пацаненком клал их под подушку и засыпал. Выкручивайтесь, но бутсами детей обеспечьте!" Вот это в Гинере подкупало. Профессиональный подход во всем.

Хотя была интересная ситуация. Пора закупать мебель для интерната, еще что-то. Я ходил к Гинеру, просил – с места ничего не двигалось. Месяца через два неожиданно вызывает: "Неужели думаешь, что я такой жадный? Конечно, ты прав. Но пойми, прежде чем выделить сумму, мне надо разобраться". Он вникал во все вопросы – от футбольных до хозяйственных.

– В ЦСКА вы имели отношение к трансферам. Самые сложные переговоры?

– С Роланом Гусевым. Заканчивался контракт с "Динамо", парень был нарасхват – звали и "Спартак", и Киев.

– Конкурентов перебили деньгами?

– Я вас умоляю! Кого в футболе удивишь деньгами? Мне понравилось, что Гусев сразу спросил не о зарплате, а о тренере: "Кто в ЦСКА будет в следующем сезоне?" – "Газзаев". Ролан работал с ним в "Динамо" и молодежной сборной, у них были отличные отношения. Это и стало одним из решающих факторов.

– Корил вас Гинер за то, что проворонили Сычева?

– Нет. Да и не занимался я в тот момент непосредственно селекцией. Просто привезли в ЦСКА человек тридцать, включая молодого Сычева. Поделили на команды, устроили матч. Дима не приглянулся. Скопом просматривать игроков тяжело. Лучше точечно. Сычев в ЦСКА не попал, зато я рекомендовал туда Жиркова, хотя уже не работал в клубе.

– Как это было?

– Конец 2003-го, я тренер-консультант "Кубани". В Краснодаре проходил турнир "Надежда". Юра играл на позиции центрального полузащитника. Левого хава из него уже в ЦСКА Жорже сделал. Я позвонил в приемную Гинера, рассказал про Жиркова. Вокруг него там уже бегали селекционеры из разных клубов. Но мне проще, ведь его агентом был тогда Панченко. Сели к Вите в машину, я обрисовал Юре перспективы в ЦСКА. Он кисло отвечает: "Спартаку" не подошел, "Локомотиву" – тоже". Чувствовалось, подрастерял уверенность.

Когда турнир закончился, Юра подошел на банкете к столику, за которым сидели Молдованов, Цвейба и я с женой. Сказал, смущаясь: "Нам выдали билеты на поезд. Сутки до Москвы ехать, потом еще до Тамбова. А вот расходы на питание не предусмотрены…" Он же копейки во второй лиге получал. Говорю жене: "Света, доставай". Вытащила две тысячи рублей: "Держи, Юра!" Больше мы никогда не виделись.

* * *

– Почему покинули ЦСКА?

– Пригласили главным тренером в Новороссийск. Мне страшно хотелось тренировать. Но теперь понимаю, что на том уровне работать мог лишь в "КАМАЗе".

– Почему?

– Я обжегся в "Белшине", где пробыл пару месяцев. "Черноморец" – та же история. Не терплю, когда в работу тренера вмешиваются далекие от футбола люди. Хочешь покомандовать? Вот тебе свисток, а я – домой.

– Что в Новороссийске стало последней каплей?

– Президент клуба привез из Бразилии пять игроков. За неделю до старта высыпал из мешка, как котят. Расписал каждого так, будто это Кафу и Роналдо. А я их за дубль выпускаю – никакущие.

– Где откопал этих бразильцев?

– В футболе он несильно разбирался, вот и втюхал ему кто-то. Из пятерых один был неплохой, но остальные – тихий ужас. А от меня требуют ставить бразильцев, деньги-то заплачены. С этого началось недопонимание. И после второго тура я ушел. А "Черноморец", сменив за год то ли пять, то ли семь тренеров, загремел обратно в первую лигу.

– В Бобруйске было интересно?

– Поле там такое, что сказал директору клуба: "Здесь не в футбол играть, а в зарницу. Окопы рыть не нужно". Поехали на сбор в Минск. Утром два игрока не вышли на зарядку. Вскрыли номер – оба в муку, пена изо рта. А местные журналисты мне говорят: "Неужели вы не знали, куда попали? "Белшина" – самая "непьющая" команда".

Я одного отцепил, другого. Игроки стали роптать, нажаловалась директору шинного завода, который содержит команду. Мужик вроде нормальный, но некоторые его поступки в голове не укладывались.

– Например?

– Подходит накануне матча ведущий игрок: "Завтра с семьей улетаю на Кипр". – "Не понял. А игра?" – "Директор завода отпустил, мы давно договорились". И улетел. В "Белшине" такое было в порядке вещей.

– Еще вы работали спортивным директором в Ижевске у Владимира Тумаева, играющего президента "Газовика". Человек непосредственный. Говорят, однажды был недоволен игрой, выскочил на беговую дорожку и закричал зрителям – про собственную команду: "Что вы сидите? Выбегайте на поле, лупите их…"

– При мне этого не было. Вспоминаю другое. После победы все игроки, в том числе Тумаев, вставали в центральном круге. Взявшись за руки, разгонялись и скользили на животе к трибуне с болельщиками.

Тумаеву уже перевалило за 50. Ради того, чтоб играть в футбол, мотался за сто километров к бабке, лечил колено. Фанат! Впервые на поле его увидел, когда в Ижевск приехал лидер – "Сатурн" Сереги Павлова. Ведем 2:1. Вдруг минут за восемь до конца Тумаев в трусах спускается из ложи. Собирается выйти на замену. Я рванул к скамейке запасных.

– А там?

– Тишь да гладь. У тренера "Газовика" Виктора Слесарева никакой реакции. Кто-то мне шепнул: "Что вы переживаете? Нормально!" Тумаев с каждым поздоровался за руку и засеменил к штрафной "Сатурна". Слава богу, победный счет удержали. Но Тумаеву-то восьми минут мало. Не наигрался. Поэтому после матча на автобусе руководство и тренерский штаб отвозили в спортзал. Часок все играли, дальше баня. Со временем я тоже к этому привык.

– У вас, кажется, сын – футболист?

– Гришка прошел школу ЦСКА. Был во владимирском "Торпедо". Теперь в "Ялте", это вторая украинская лига. А дочка Настя – актриса. Окончила ГИТИС, играет в театре "У Никитских ворот". Сама преподает, работает больничным клоуном, детишкам помогает перед сложными операциями. Большая умница.

35
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (35)

Черчилль

просто супер!кто помнит это время-тот поймёт!

18:52 9 июня 2014

Lars Berger

Да, были люди в наше время... Богатыри!)

16:15 9 июня 2014

HarryAngel

у нас в самарской области ловило челнинское ТВ в 90-х. помню там Четверика на руках носили.

15:03 6 июня 2014

краснобелов-спартаков

Про договорняки, значит. Тюменский Геолог играл в финальной пульке за выход в первую лигу в 1984 году. Обыгрываем Котайк Абовян и выходим. Сыграли 2:2. Судил тот матч Вихров. Говорят, армяне прямо на поле орали ему, сколько денег дадут. Сбивают нашего напа в конце игры, судья показывает "точку". Футболисты Котайка окружают Вихрова, и через какие-то секунды он уже дает свисток об окончании игры. Там после игры еще наши болелы бутылки кидали с трибун в приехавших из Абовяна. Из города Вихров уехал на новой черной волге. Видео того матча в Москву возили. И якобы волосы дыбом вставали у комиссии после просмотра. А тренером у Геолога был Овчинников. Где-то есть его интервью, где Борман говорит про матч Геолог - Котайк

14:20 6 июня 2014

Санта_Клаус

а где про договорняки!?!?

13:45 6 июня 2014

Стриж

прекра-асно. Рукоплещу. про Перхуна трогательно. Эх, Сережа...

13:37 6 июня 2014

ТолькоТоронто

Хм..Наши не выйдут из группы. Это для меня аксиома. Просто мы пожинаем то, что имеем. Допустим,Зенит. Этим ****миллеру и митрофанову с дюковым нет желания воспитывать своих парней.Им, бизнюкам грёбанным вынь да положь результат ИМЕННО СЕЙЧАС ! И ни ипппёт. Ни Морозов,ни Садырин( царствие им небесное) ни дня бы не смогли работать в нынешних условиях. Да им бы просто не дали с их стратегией " на перспективу". Где сейчас Иогилевец,Ходжиниязов,Канунников и другие ? Где угодно, только не дома. Ибо тут нувориши балуются футболом. Бабла вьухано немеряно, а результат- молекулярный. Поэтому я ничего не жду от сборной. Даже болеть буду за немцев. За наших же буду просто переживать и следить.))

13:32 6 июня 2014

Грамотность хромает, а ошибок на

А насчет того, что "в сторону сборной плюнуть" - ребята, если наши в Бразилии всех порвут в группе и дойдут, скажем, до 1/4 финала - я буду на седьмом небе от счастья! Я буду до потолка прыгать и орать: "РОССИЯ!!! РОССИЯ!!! ДАААААААА!!!!" Но давайте посмотрим правде в глаза - никуда наши из группы не выйдут, это объективная реальность, об этом и Кафельников на днях сказал. Ведущим сборным мира мы проигрываем в технике, скорости, технике на скорости, выносливости, умении делать точные передачи (причем любые - от коротких до длинных), умении наносить точные удары в створ ворот (точные и сильные причем), умении создавать и реализовывать голевые моменты, умении контролировать мяч, умении варьировать темп игры и "включаться" на полную катушку, когда это необходимо, умении играть на втором этаже, умении прессинговать и отбирать мяч, умении грамотно организовывать атаки, быстро переходить из обороны в атаку и так далее и тому подобное) Бубнов на спортбоксе после каждого матча считает ТТД и процент брака - он, конечно, где-то перегибает палку, но в целом с ним согласиться можно - наши в большинстве матчей показывают уровень футбола на "двойку". Поэтому-то мы ничего не можем выиграть. У нас в чемпионате Согаза уровень низкий - там ты можешь ошибаться, играть коряво, удаляться, не реализовывать кучу моментов, но все равно станешь чемпионом, поэтому в международных матчах мы не тянем тот высокий темп, тот уровень, который задает соперник - и проигрываем! Проигрываем даже Виктории, Санкт-Галлену и Аустрии - не говоря уже о Баварии, Боруссии и Атлетико! О чем разговор, ребята! Вы состав Бельгии видели - там же футболисты - сплошь игроки ведущих футбольных лиг! Да они нас разнесут в пух и прах, если мы не станем зубами грызть землю... А зачем нынешей сборной грызть зубами землю - еще не дай бог травму получишь... а у людей контракты, им еще в клубах играть по несколько лет каждому - зачем перенапрягаться и ломаться...

12:56 6 июня 2014

Грамотность хромает, а ошибок на

zizitop 06 Июня 2014 | 06:04 Грамотность хромает, а ошибок на сайте - навалом! а чего же Вы всезнающий в те годы молчали о договорняках??? а сейчас решили язык из ж...пы высунуть?! сейчас это уже ни кому не надо и никого этим не удивишьибо все и так помнят какие были 90ые годы.... з.ы. за вью спасибо....интересно.. ------------------------------------- Отвечаю по порядку) В те годы я еще даже спортом-то не интересовался - мелковат еще был) А про сами договорняки узнал лет 6 назад, когда мне про них рассказали) ---------------------------------------------------------- ------ мичман 06 Июня 2014 | 09:44 Грамотность хромает, а ошибок на сайте - навалом! А что жаба душит что у него берут интервью, а некоторые только в комментах могут себя показать? Или он обязан на любой вопрос отвечать - "сейчас не об этом а о продаже матчей."? Да еще и в сторону сборной плюнуть - да вы везеСущий. ------------------------------------------------ Да, он мог бы воспользоваться случаем и признаться в своих грехах - воды-то много утекло, вряд ли бы он сейчас понес какую-то ответственность! Только одно из отличий нашего футбола от Европы - там такие истории внимательно расследуются и виновные регулярно несут наказание, пусть это даже вызывает крупный скандал и падение рейтинга федерации и т.д. А у нас все замалчивается, вот потому-то наш футбол и не может быть конкурентноспособным! А жаба меня не душит! Пусть лучше Четверика задушат угрызения совести) ---------------------------------- itersam 06 Июня 2014 | 07:47 "ИШТЫХАНЕЦ" - не нравится - не читай. "Грамотность хромает, а ошибок на сайте - навалом!" - если тебе не нравится - не смотри! ---------------------------------------------------------- А вам-то какое дело) Может я мазохист) Может мне не нравится, но я смотрю, получая удовольствие от того, как же плохо могут играть футболисты за такие огромные деньги)

12:39 6 июня 2014

Блудный Свин

Говорю жене: "Света, доставай". Вытащила две тысячи рублей: "Держи, Юра!" Больше мы никогда не виделись.

12:17 6 июня 2014

SPV

Эдуард Югрин сел в тюрьму за участие в убийствах, о чем было рассказано в программе Эдуарда Петрова "Честный детектив" про челнинский знаменитый 29-й комплекс. В 1989 году клуб назывался не "КамАЗ", а еще "Торпедо". Озеров в 1990-м году впервые приехал в Челны. Тогда уже "КамАЗ" выиграл зону 2-й лиги, которая считалась почти любительской, и попал в буферную зону "Центр". Про тренеров 90-х хочу сказать, что 90-е годы российского футбола были богаты на таких как Овчинников, Найденов, Байдачный, Ткаченко, Аверьянов, Гамула. Только это были кто угодно - хозяйственники,клоуны - но только не тренеры. Одни их перлы на прессухах только и помнятся: "Я анализирую только свои кал и мочу", "При счете 0:4 судья сломал нам игру", "Если судья судит в Кремле, то как мы можем играть", "Эти еврокубки моей команде навязали". Игра их команд вызывала только отвращение. Хотя в те годы да в тех условиях по-другому быть и не могло.

11:54 6 июня 2014

Helicopter

"Я буду играть. Но в ЦСКА"

11:25 6 июня 2014

Нефан

Да, пожалуй, ныне лучшая рубрика в СЭ. И недавнее с Вайсфельдом любопытное интервью было, и это. А что коньячку хлопнуть - дык что ж нет-то? Без этого такую душевную беседу построить сложно. :) Кстати, "бормановское" интервью тоже сразу вспомнил - личность забавная (в хорошем смысле), конечно.

11:18 6 июня 2014

Русь изначальная

Интересно! Российский футбол 90-х плохо сохранившийся в видеоформате, сохраняется в памяти благодаря таким интервью. КАМАЗ запомнился очень результативной игрой, жаль что не сохранили клуб. А вообще судьба многих героев 90-х трагично сложилась...

10:25 6 июня 2014

joleger

Отличное вью

10:18 6 июня 2014

ФФла

Нормальное такое вью. Но ни одно не сравнится с интервью с Борманом, упомянутом Четвериком. Было опубликовано году в 2004 по-моему в СЭ. Вот это бомбища, а не статья была. Читанную газету перекупали у других, чтобы прочитать " вживую". Вот там был материал !!!

10:15 6 июня 2014

мичман

Грамотность хромает, а ошибок на сайте - навалом! А что жаба душит что у него берут интервью, а некоторые только в комментах могут себя показать? Или он обязан на любой вопрос отвечать - "сейчас не об этом а о продаже матчей."? Да еще и в сторону сборной плюнуть - да вы везеСущий.

09:44 6 июня 2014

Алексей Х

Призрак и Тьма 06 Июня 2014 | 07:59 Так Зенит в другом дивизионе играл...)

08:25 6 июня 2014

Vizioso

slavinin, воблин. Спасибо за справку о возрасте Четверика. Думал, человеку уж восьмой десяток, судя по фото, а тут...

08:10 6 июня 2014

Vizioso

Про ЦСКА фрагмент порадовал. Про Гинера и форму для детей, да и про Акинфеева. ГиК умеют с неожиданной стороны людей раскрывать. Спасибо за интервью.

08:07 6 июня 2014

Призрак и Тьма

Спартак 2-0 хлопнули... 2-1 Спартак обыграли... Больше вспомнить нечего?

07:59 6 июня 2014

pitersam

"ИШТЫХАНЕЦ" - не нравится - не читай. "Грамотность хромает, а ошибок на сайте - навалом!" - если тебе не нравится - не смотри!

07:47 6 июня 2014

slavinin

Да, интервью интересное. Конечно, для тех, кто застал это время. Согласен с banchik1 - тоже в то время удивлялся таким персонажам, как Найденов, Борман, Четверик - мастера договорняков и полутренеры постсоветского периода. Помню, как Камаз зажигал в вышке. Про Колесова и Тропанца не знал - жаль. Сейчас беседы с такими людьми ностальгически читаются. А вот выглядит Четверик очень плохо - старый дед, а еще 57 не исполнилось даже.

07:47 6 июня 2014

zizitop

Грамотность хромает, а ошибок на сайте - навалом! а чего же Вы всезнающий в те годы молчали о договорняках??? а сейчас решили язык из ж...пы высунуть?! сейчас это уже ни кому не надо и никого этим не удивишьибо все и так помнят какие были 90ые годы.... з.ы. за вью спасибо....интересно..

06:04 6 июня 2014

Грамотность хромает, а ошибок на

Ладно, всем всего хорошего, пойду подрыхнуть малек. Сегодня же еще за сборную "болеть"... не облажаться бы с Марокко - вот голубая мечта команды Капелло ха-ха-ха))) Только это ей не поможет против Алжира, Кореи и Бельгии - последнее место в группе гарантировано!

04:37 6 июня 2014

Грамотность хромает, а ошибок на

Хитропопый Валера (ах да, верим, Валера, верим на слово, угу) даже спустя столько лет боится рассказать правду! Да ну его!

04:36 6 июня 2014

Грамотность хромает, а ошибок на

Так, ну что?) Четверик, естественно, "забыл" рассказать о том, как он покупал и продавал матчи! По крайней мере, в КАМАЗе! Уж я то знаю, потому что хороший знакомый, который работал в те годы в клубе, рассказывал мне, что Четверик был не дурак по части организации договорняков! Это щас он тут в интервью кажется нам такой невинной овечкой, а на самом-то деле... Бгг)))

04:35 6 июня 2014

ИШТЫХАНЕЦ

Главная задача этих кружковых и голышаков....налить хорошего коньячку, этим господам перед интервью....а с коньячка то у нас в стране что хочешь можно сказать..

02:50 6 июня 2014

ИШТЫХАНЕЦ

И всё интервью-сплошной бред....А бред-это когда 20-30-процентов правды...остальное домыслы!

02:45 6 июня 2014

ИШТЫХАНЕЦ

На делетанском уровне....

02:43 6 июня 2014