00:28 16 марта 2012 | РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Мирча Луческу: "Роналдо сгубили пиво и дискотеки"

9 марта 1999 года. Парма. "Парма" - "Интер" - 2:1. 57-я минута. Мирча ЛУЧЕСКУ вместо Николы ВЕНТОЛЫ выпускает на поле РОНАЛДО. Фото "СЭ"
9 марта 1999 года. Парма. "Парма" - "Интер" - 2:1. 57-я минута. Мирча ЛУЧЕСКУ вместо Николы ВЕНТОЛЫ выпускает на поле РОНАЛДО. Фото "СЭ"

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Очередной герой традиционной рубрики "СЭ" - главный тренер "Шахтера", а в прошлом наставник "Интера"

Окраина Донецка светится так, что не разглядишь террикон вдали. "Донбасс Арена" - это что-то.

Привечали нас чудеснейшие люди - готовые и показать, и рассказать. Хотите посидеть в тренерском кресле Луческу? Ради бога. Сделать снимок с Кубком УЕФА? Пожалуйста. Запрет один - в хозяйской раздевалке нельзя фотографировать старинную икону. Личный запрет Рината Ахметова.

Да и с самим Ахметовым пообщаться сложно - заявки на интервью лежат в приемной пачками. Ринат Леонидович извиняется. Сейчас не время.

Зато можно погулять по базе "Шахтера", которой края нет.

Встреченный случайно человек оказывается директором.

- Пойдемте к озеру. Видите? - махнул рукой вдаль, к линии горизонта. - Это наш лебедятник. Там, когда холодно, лебеди прячутся. У нас и черные есть, и белые. Как-то улетели на юг - часть не вернулась. Те же, что вернулись, всех гусей в округе перебили. Очень ревнивая птица.

Рассказы директора цветасты:

- А там от царя-батюшки сохранилась колонка - паровозы воду набирали. А здесь, у фонтана, огромная чаша из цельного куска мрамора, единственный мастер на свете взялся за эту работу. Остальные предлагали то из восьми кусков делать, то из четырех. Вон, пруд, Гена Зубов на нем пропадал с удочкой. Даже Хюбшман рыбу ловил. Однажды щуку вытянули - с меня размером.

Мы оглядели директора критически. Не поверили.

- Вытянули-вытянули, - закивал он.

- Уж не Зубов ли?

- Нет, руководитель комплексной научной группы…

А нас ждал Мирча Луческу. Человек, которого знали прежде по фотографиям да рассказам. Говорил, например, Стипе Плетикоса:

- Луческу - самый звонкий тренер в моей жизни. Больше никто так не кричал.

Массимо Моратти, президент "Интера", поведал кому-то: Луческу, дескать, самый человечный из тренеров.

Со стороны эмоциональный 66-летний румын на самого человечного похож не был. Реплика Плетикосы вспоминалась чаще. Но лишь до знакомства с Мистером, как давно зовут Луческу в "Шахтере".

Встретил он на пороге кабинета разве что не объятиями. Был мягок в интонациях и одежде - замшевые ботиночки, вельветовые брюки, пушистый свитер.

Переводил для нас с румынского знаменитый в прошлом футболист Александр Спиридон. Хоть и читает по-русски, и говорит Луческу отлично. Просто стесняется.

- Мистер шутит, - время от времени отвлекался Спиридон. - Это редкость. Сегодня в настроении.

Спиридона же роль переводчика явно тяготила. Уважаемый человек, уж десять раз мог принять сборную Молдавии. Ассистировать Луческу и полезнее, и интереснее. Но - не переводить.

Мы вспомнили Игоря Корнеева, который разок перевел для знакомого корреспондента интервью Гуса Хиддинка, а после сообщил сердитым шепотом:

- Впредь об этом не просите меня никогда.

Комната Мистера полна древних кассет. С этого и начали.

- Что ж дисками не пользуетесь?

- Я консерватор - предпочитаю кассеты. Я во всем консерватор. Уважаю прошлое. И вообще, технику недолюбливаю. Стараюсь полагаться на ум и память. А с кассетами мне полегче. Придя в "Шахтер", стал их собирать - видите, сколько скопилось? Целый музей!

- Все матчи "Шахтера"?

- Да, за последние восемь лет. На DVD они тоже есть, но диски смотрю обычно в самолете.

- Если б сюда забрались воры и вычистили весь музей - о какой кассете пожалели бы?

- Ха! Я бы очень обрадовался!

- Почему?

- Значит, мы работаем не зря, раз кому-то это интересно. Все кассеты у меня пронумерованы - любой матч могу восстановить. Некоторые пересматриваю снова и снова, "Шахтер" выдавал потрясающие спектакли.

- Лучший матч в жизни, который видели?

- Полуфинал чемпионата мира-1970 в Мексике. Италия в дополнительное время обыграла Германию - 4:3. Невероятное зрелище. Сейчас получаю удовольствие от игры "Барселоны". Месси - феномен! Порой забываю, что я тренер, и наблюдаю за этой командой как болельщик.

- Кассеты вы бережете. А футбольные журналы, которые собирали?

- Где-то лежат. Точно не выбрасывал. Я ими так дорожил!

- Почему?

- Знаете, что представляло собой тогдашнее румынское телевидение? Трансляция длилась два часа в день! Понятно, что никакого футбола не показывали. Внешний долг у страны был огромный - и Чаушеску распорядился прекратить импорт прессы. Книги с Запада в Бухарест не попадали. Слава богу, я учился на факультете внешней торговли - мои сокурсники разъехались по свету, работали в посольствах. Присылали журналы. Раз в два месяца до меня доходила пачка - и это был праздник. "Франс Футбол", аргентинский "Эль Графико", английский "Уорлд Соккер", испанская "Марка", итальянский "Гуэрин Спортиво"… Я изучал футбольные новинки. Заодно освоил несколько языков.

- Самое полезное, что вынесли с того факультета?

- Научился ладить с окружающими и узнал законы коммерции, по которым живет весь мир. Но на втором курсе на меня положило глаз бухарестское "Динамо". Два года отыграл за студенческую команду, во второй лиге стал мастером спорта, затем оказался в "Динамо", сборной…

- К профессии вернуться не пытались?

- Что вы! Однажды попробовал записаться на коммерческие курсы в Бордо - не разрешили. Покинул Румынию в 1990-м. Зато девять лет был капитаном сборной. Сыграл 74 матча. И это в те времена, когда национальные команды проводили по пять игр за сезон. А теперь - 15-20. Так что сегодня у меня за сборную наверняка набежало бы полторы сотни матчей.

- Вы же лучший футболист Румынии 1969 года. Приз полагался?

- Диплом.

- Щедро.

- Еще на память о карьере игрока сохранилась коллекция футболок - на мексиканском чемпионате мира я поменялся даже с Пеле. А вот от фотографий и старых газет в какой-то момент избавился. Не хотелось жить вчерашним днем.

* * *

- Тогда давайте о делах недавних. Всех взволновала ваша авария в Бухаресте. Как же вы так неаккуратно?

- Виноват в первую очередь я. Да, нарушил. Но водитель трамвая спокойно мог избежать аварии. Увидел меня, поворачивающего, за двести метров…

- И врезался?

- Да. По встречной полосе двигались машины. Я их пропускал. Остановился секунд на двадцать - а трамвай продолжал ехать, не думая тормозить. Сигнала тоже не было.

- Странно.

- Понимаете, существуют люди, которым надо что-то доказать. Формально он прав - нельзя останавливаться на трамвайных путях. Решил меня проучить.

- Хотя были вы за рулем какой-то скромной машины.

- Kia Sportage. Это автомобиль жены. В гараже у меня стоит хороший Mercedes. Но был бы на нем - ничего не изменилось бы. Дело не в машине!

- Может, вам шофера нанять?

- У меня водитель и в Донецке, и в Бухаресте. Но за день до аварии он ушел в отпуск. Беда еще в том, что я позабыл дороги в Бухаресте. Все поменялось - знаки, повороты, развязки. Особенно возле университета, куда ехал.

- Главный урок из этой истории?

- Надеяться нужно на себя. Больше ни на кого. В бывших соцстранах сплошная зависть. Кто-то быстро разбогател, а кто-то совсем обнищал и всех вокруг ненавидит. Приходится приспосабливаться. Друзей у меня много. Но есть и враги.

- Кто?

- Например, среди румынских журналистов их немало. Наверное, они хотели стать писателями - а не вышло. Столько злости! Так были рады моей аварии!

- Когда-то у вас были серьезные проблемы с сердцем…

- Смотрите. У меня на столе клубный журнал "Шахтера". Сделали анализ моего здоровья - оказывается, я должен прожить около ста лет.

- Прекрасная новость.

- Надеюсь, я как кошка.

- Вы про семь жизней?

- Семь или девять. В 1991-м в Италии накрыла ишемическая болезнь. Такой чемпионат - постоянный пресс. Потом все прошло. Это была моя первая жизнь. Дальше началась вторая - до инфаркта. Третья - теперь…

- Вы заряжаете оптимизмом.

- Если б не был оптимистом - сейчас перед вами не сидел бы. Все врачи думали, лечиться буду гораздо дольше. А я спустя четыре недели вышел на тренировку! Хотя девять сломанных ребер с одной стороны и три с другой - испытание. Тем более в моем возрасте. Но характер и амбиции ведут меня всю жизнь.

- После инфаркта вы вообще наутро давали футбольные указания.

- Все произошло на сборе в Швейцарии. Мы забрались высоко в горы, поселок Интерлакен. В тот день было две тренировки - вечером почувствовал дискомфорт. Через час полегчало. Я и не представлял, что это инфаркт, - подумал, отравился. На следующий день опять две тренировки - и к вечеру все повторилось. Утром команда поехала в Женеву на контрольный матч с "Бенфикой". А я заглянул в клинику…

- И?

- Доктор, кстати, был из России. Зачем-то посадил меня на велоэргометр. Следом в лабораторию, проверил кровь - и воскликнул: "Да вы на грани инфаркта! Никуда из клиники не выпустим".

- А вы?

- Нет, отвечаю, сегодня важнейший матч, лечиться будем потом. Оставил расписку, что ухожу сам, никакой ответственности за меня врач не несет. Отыграли, вернулись в Донецк - и уж там из клиники меня не отпустили. Президент "Шахтера" пригласил лучших специалистов из Киева, тем же вечером состоялась операция. Выяснилось, сердце в порядке, но проблема с каким-то сосудом. С тех пор прохожу обследования - пока все нормально.

* * *

- Герман Ткаченко обронил: "Интереснее всего о футболе мне говорить с Авраамом Грантом". А вам - с кем?

- Получаю колоссальное удовольствие от дискуссий с Ринатом Ахметовым. Мы не беседуем о тактике - но обсуждаем каждого футболиста. Ну и конечно, очень нравится общаться с моими игроками. В этой части Европы мы все-таки чуть изолированы, и это отражается на прессе…

- Каким образом?

- Западные журналисты уделяют больше внимания тактическим нюансам. Здесь высказываются абстрактнее.

- Несколько лет назад "Шахтер" проиграл в 1/8 финала Кубка УЕФА "Севилье", пропустив гол за 18 секунд до конца основного времени от вратаря Палопа. Вы сказали: "Никогда не прощу себе этот матч". Но что вы-то могли сделать иначе?

- Обычно я предвижу ситуацию. Чутье! Начал тренировать в 32, и с того дня у меня нет ни единого года простоя. Вряд ли в Европе найдете еще одного такого - паузы были у всех. Опыт гигантский. Я за минуту-другую до гола чувствую - ага, сейчас пропустим. Или, наоборот, забьем. Чувствую, когда команда не сконцентрирована и ее необходимо встряхнуть. Не всегда нахожу оптимальные варианты, но понимаю, когда пора действовать. А "Севилья" - это какое-то наваждение. В нашей штрафной было полно игроков - и никто не заметил прибежавшего Палопа. Элементарная потеря концентрации! И невезение! Плюс судья…

- Что судья?

- Для итальянца Папаресты это был последний матч. Затем приключилась громкая история с его дисквалификацией. Нашу игру он продлил на пять минут - загадка, где набрал столько остановок. Пока одиннадцать футболистов "Севильи", включая Палопа, боролись в штрафной "Шахтера", наши бразильцы Элану и Жадсон додумались встать в центре поля - якобы "на подборе". Мы всей скамейкой кричали Элану: "Возьми Палопа!" - но впустую.

- Чаще ваши легионеры радуют. Вот Юрий Семин недавно поражался: "И как "Шахтер" этих бразильцев находит?!" Откройте Юрию Палычу глаза - как?

- Бразильца надо окружить теплом. В Донецке это тепло идет и от президента, и от клуба. Мы берем молодых игроков, как и все, - но кому-то не хватает терпения с ними работать. За первые два матча бразилец мало что показывает, и на нем где-то ставят крест. Но не у нас. Вот купили в "Сантосе" 20-летнего Алана Патрика. Пока он отыграл матч на Кубок. В чемпионате - ни минуты. Но через год-полтора, уверен, будет основным игроком "Шахтера". Мы терпим! Посмотрите на нашу атаку - что вы видите?

- Что?

- Луизу Адриану - 24 года, Алекс Тейшейра, Виллиан, Дуглас Коста, Дентинью еще моложе. Каждому - море внимания. Воспитываем, настраиваем. Тренировочный процесс бразильцам нужен специфический.

- Это как?

- Чтоб упражнения были направлены на контроль мяча. Через них и функциональная база закладывается. Бразильцы - игровики, они не выносят тупой беготни по кругу.

- Существуют тесты для них перед подписанием контракта?

- Даже если б и были, а молодой бразилец их не прошел - есть я, который все это опровергнет. Большая сложность у меня была разве что с Элану. Ему казалось, будто он феноменальный человек по сравнению с остальными бразильцами. Это тянуло за собой ворох проблем. Я следил за его дальнейшей судьбой - тяжело пришлось и в "Манчестер Сити", и в "Галатасарае", и в сборной. Самое печальное, что своим поведением Элану повлиял на Матузалема. Убедил того совершить ошибку - уехать из Донецка.

- А Леонарду, чемпион мира среди игроков до 17 лет?

- Да, в "Шахтере" он не заиграл. Не сумел приспособиться к европейскому футболу. Ходил по арендам, но нигде себя не проявил. Долго осваивался и Луиз Адриану, я такого не ожидал. Наверное, это из-за воспитания.

- В смысле?

- Мальчишка из очень простой семьи. Некоторые вещи не понимал. Сейчас все иначе. И почему его не зовут в сборную? Он явно сильнее Леандру Дамиана! Не со всеми бразильцами у нас получилось, но с большинством - точно не ошиблись.

- В "Интере" ваши пути пересеклись с Роналдо, которого попрекнули тем, что слишком увлекался пивом.

- Роналдо любил не только пиво, а жизнь во всех ее проявлениях. Я часто разговаривал с ним на эту тему. В ответ слышал: "Мистер, мне 23 года. Хочу жить в свое удовольствие". Он до четырех утра засиживался на дискотеках, устраивал вечеринки. Это одна из причин, почему я покинул "Интер". Хотя отношения с Роналдо были нормальные. А потом случился четвертьфинал Лиги чемпионов с "Манчестер Юнайтед". На выезде уступили 0:2. Дома при счете 0:0 минуте на 60-й я заменил Роналдо. Он до этого не тренировался интенсивно и на поле стоял. Вместо бразильца выпустил Вентолу, который забил практически сразу. Но в итоге сыграли вничью, и дальше прошел "Манчестер". Через день прихожу на тренировку - Роналдо нет. Говорят, улетел в Бразилию. "Кто отпустил?" - спрашиваю. "Моратти".

- Это стало последней каплей?

- Да. Подал в отставку, потому что работать в таких условиях невыносимо. К тому же в "Интере" вспыхнул конфликт. В одном лагере бразильцы Роналдо, Жилберту, Зе Элиас и португалец Паулу Соуза, в другом - аргентинцы Симеоне, Дзанетти и чилиец Саморано. Враждовали не столько игроки, сколько их агенты, которые заварили всю кашу. Виновато и руководство, раз позволило довести ситуацию до такого состояния. Вот почему "Интер" не добивался тогда результата.

- А Валерий Лобановский сказал, что по чисто футбольным качествам Роналдо не играл бы у него даже в "Динамо-2".

- Странно. Роналдо - футболист экстра-класса! Техника, скорость, голевое чутье - здесь ему нет равных. Беда, что рано уехал из дома - уже в 17 лет заключил контракт с ПСВ. Рос один, был предоставлен сам себе, никто ему не помогал. Жаль, что рядом не оказалось человека, который его направлял бы - в отличие от Месси или Криштиану Роналду. Вот они подобных ошибок избежали. А из Роналдо клубные руководители, пресса, болельщики лепили идола - и оторвали от реальности. Никакой критики в его адрес не допускалось. Считалось, все, что он делает, - правильно. А делал Роналдо лишь то, что ему нравилось. На поле в том числе.

- Какой эгоист...

- Если говорить об игре, то там особого уважения к партнерам у Роналдо действительно не было. Да и к тренерам тоже. Они регулярно конфликтовали с бразильцем из-за его образа жизни. Я же воевать с Роналдо не хотел. Решил, что лучше уйти из "Интера".

- Роналдо мог добиться большего?

- Еще бы! Поймите, он никому не делал плохого. Только себе. Отсутствие полноценных нагрузок и лишний вес привели к тому, что не выдержали определенные группы мышц, суставы. Хотя связки у него были тонкие, пластичные - как у лани. Но пиво и дискотеки разрушили организм. При этом я очень уважаю Роналдо. Он интеллигентный, неглупый человек. В чем лишний раз убеждаешься, читая его интервью. Неудивительно, что именно Роналдо возглавил оргкомитет по подготовке Бразилии к чемпионату мира-2014. Такую должность за одни футбольные заслуги не предложили бы.

- В "Интере" вы намучились и с защитником сборной Нигерии Тарибо Уэстом, который в матче с "Лацио" отказался выходить на замену. Как же ему это сошло с рук?!

- А что оставалось? Есть президенты, которые обожают плеймейкеров. Десятый номер для них - всё! И в "Интере" умудрились собрать Баджо, Джоркаеффа, Зе Элиаса, Пирло, Рекобу. Пять игроков на одну позицию! В обороне же людей было наперечет. В центре я мог рассчитывать на Колоннезе, Галанте, 35-летнего Бергоми, который заканчивал карьеру, и Уэста. Выбора не было - вот и пришлось его ставить. Хотя за то, что он натворил, боссы "Интера" должны были Уэста первым же самолетом отправить обратно в Африку.

- Большой чудак этот Тарибо?

- Ох… Как-то он притащил Библию, положил передо мной и ткнул в нее пальцем: "Здесь написано, что я звезда Африки, поэтому всегда обязан играть в основном составе". В следующий раз привел психолога, с помощью которого пытался что-то мне растолковать. Зато едва я принял "Галатасарай", Уэст звонил постоянно.

- Зачем?

- Твердил, что я великий тренер. Умолял взять в команду.

- Это самое ужасное прегрешение, которое вы простили футболисту?

- Я игрокам говорю: "Звездами вы должны быть на поле, а не за его пределами. Вам я доверяю, не устраиваю проверок. Но ваша свобода закончится, если начнет негативно влиять на остальных". Штрафы я не выписываю. Просто сажаю на скамейку. Мне кажется, для футболиста нет ничего хуже. Теряя место в составе, он сам себя наказывает. Вообще проблемные игроки делятся обычно на две категории.

- Какие?

- Ветераны и одаренная молодежь. Первые давно сформировались как личности, оттого новые требования принимают со скрипом. Вторые порой ставят собственные интересы выше игровой дисциплины, полагая, что из-за таланта им все позволено. Когда футболисты узнают мою философию, трудностей не возникает. А вот поначалу случается всякое.

- Примером проиллюстрируете?

- После поражения в Петербурге Дуглас Коста вел себя как ни в чем не бывало. Шутил, смеялся. Для меня в такие минуты это неприемлемо. Провел с парнем жесткую беседу, и он все понял. Еще раньше был эпизод с Брандау. Выпустил его и Вукича в матче с "Металлистом" при счете 4:0, мы пропустили два гола. Все равно победили, но я разозлился. К игрокам были претензии. В раздевалке Брандау стал спорить со мной довольно агрессивно…

- И что?

- Наутро очутился в "Шахтере-2". Потренировался там пару недель и явился с повинной: "Мистер, такого больше не повторится. Возьмите меня, пожалуйста, назад". И вплоть до отъезда Брандау в "Марсель" я не знал с ним хлопот.

- А с легендарным Георге Хаджи, которого в 17 лет вы пригласили в сборную Румынии?

- Да, а в 18 назначил капитаном. Хаджи - исключительный профессионал, влюбленный в футбол до безумия. Правда, в какой-то момент он мало внимания уделял физической подготовке. Из-за этого, думаю, в "Реале" не прижился. Оттуда перешел ко мне в "Брешиа". Так иногда в разгар тренировки уходил с поля - не выдерживал нагрузок. Год потребовался Хаджи на адаптацию. За это время восстановил кондиции, на чемпионате мира-1994 был одним из лучших, и его купила "Барселона".

* * *

- В 1987-м вы тренировали бухарестское "Динамо". Нападающий вашей команды Родион Кэмэтару отгрузил за сезон 44 гола и стал обладателем "Золотой бутсы". Серебряную собирались вручить австрийцу Тони Польстеру, который на церемонии награждения от нее отказался, публично заподозрив главного конкурента в подлоге. Как отнеслись к тому, что впоследствии из-за этого Кэмэтару лишили приза?

- С чего вы взяли, что лишили?

- Во всех справочниках написано. И факт сговора вроде как установлен.

- Чепуха! Никто "Золотую бутсу" у Кэмэтару не забирал, она до сих пор у него. Что касается слухов о договорных матчах - это бред. Польстер возмущался, что Родион его обогнал, но сам-то австриец в последних турах тоже штамповал по два-три гола. А Кэмэтару награду заслужил. За первый круг у него было 19 мячей. Во втором мы потеряли несколько важных очков и поняли, что "Стяуа" уже не догнать. Этот клуб, которому покровительствовала семья Чаушеску, вечно тащили наверх. Чемпионство нам не светило, но серебро при любом раскладе не потеряли бы. И появилась цель - помочь Кэмэтару стать лучшим бомбардиром Европы. Мы могли себе это позволить. Отныне все играли на Родиона. Но никто не скажет, что соперники ложились под него. У Кэмэтару в каждом матче было еще по семь нереализованных моментов. В 1989-м он перебрался в Бельгию, а "Золотую бутсу" выиграл другой форвард "Динамо" - Дорин Матеуц. 43 гола - и ни одного с пенальти!

- Он принципиально их игнорировал?

- Я запрещал! Девять раз Матеуц пытался пробить пенальти, но я был непреклонен. Твердил: "Хочешь доказать, что настоящий бомбардир, - забивай с игры". К слову, как футболист, причастен я к успеху и Дуду Джорджеску. Он обладатель "Золотой бутсы" 1975-го и 1977-го. У нас была наигранная связка, 80 процентов голов Дуду забил с моих передач! А когда тренером стал, мои команды всегда отличались высокой результативностью. Люблю атакующий футбол. Первый клуб - скромный "Корвинул" из Хунедоары. Однажды за сезон мы наколотили 90 мячей. Бухарестское "Динамо" забивало по 60 голов, а при мне по этой части резко прибавило. Как-то за чемпионат их набралось у нас под 120!

- Ничего себе.

- Наверное, это лучшая команда, которую я тренировал. Десять человек входили в сборную Румынии. Ребята играли в свое удовольствие, соперников нередко выносили с разницей в пять-семь мячей. Помню, победили "Сибиу" 8:2, так на меня жутко обиделся младший сын Чаушеску - Нику. В этом районе он занимал пост первого секретаря ЦК румынской компартии. На второй день я полетел к нему из Бухареста!

- Зачем?

- Извиняться за разгром. Он час продержал меня в кабинете. Я объяснял, что мы не хотели его унижать, просто моя команда сильнее… Такие были времена. При Чаушеску "Динамо" смогло выиграть лишь два Кубка. А в 1990-м, когда его свергли, сделали золотой дубль!

- "Стяуа" опекал старший сын Чаушеску - Валентин?

- Да. Вы наверняка слышали, что творилось в чемпионате Румынии в те годы. Как в скандальном финале Кубка-1988 "Динамо" вручили трофей, а на следующий день отобрали и специальным решением ЦК передали "Стяуа". Был еще случай, когда в гостях обыгрывали "Стяуа" 1:0, хотя у нас двоих удалили с поля. Протестуя против предвзятого судейства, защитник "Динамо" Иоан Андоне показал Валентину Чаушеску нехороший жест.

- Знаем-знаем. Подбежал к правительственной трибуне и спустил трусы.

- Увидев это, я рванул на поле и дал Андоне пощечину. Это спасло, а то ведь могли вкатить пожизненную дисквалификацию. Не только ему, но и мне. Причем догадываюсь, с какой формулировкой.

- Интересно.

- "За отсутствие воспитательных мер по отношению к своим футболистам". Через день я отправился в Удине, где в честь Зико устроили прощальный матч. Сборная Бразилии встречалась со сборной мира, которой я руководил вместе с Нильсом Лидхольмом и Артуром Жорже. Но в Румынии об этом не написали ни строчки!

- Говорят, вы большой поклонник русской классики?

- Да, люблю Толстого. В молодости зачитывался "Войной и миром". Нравится, конечно, Достоевский. А сейчас читаю Андрея Макина. Русский прозаик, который давно живет в Париже, лауреат Гонкуровской премии. Весьма познавательно, рекомендую.

* * *

Луческу хотелось расспросить еще о многом. Но время вышло. Через пятнадцать минут начиналось теоретическое занятие. А оно для Мистера - важнее, чем Библия для Уэста.

Переводчик той же секундой исчез. А Луческу остановил нас уже в дверях и подвел к шкафу. Извлек стопку книг на румынском.

- Смотрите, сколько обо мне написано.

- Презент? - обрадовались мы.

- Ноу-ноу, - смутился Мистер и потянул книжки на себя.

Он долго вглядывался в обложки. Наконец на две указал пальцем.

- Эту книгу написал лучший спортивный репортер Румынии и Бессарабии. А эту - массажист сборной, который трудился со мной.

- Какая из этой стопки вам особенно дорога?

- Первая. Называется "Мираж газона". Я писал ее сам, работая в "Корвинуле". Сначала совмещал там карьеру игрока и тренера плюс был спортивным директором, администратором, даже сочинил для клуба гимн! Сам удивляюсь, как все успевал. Я, кстати, был в Хунедоаре, когда в 1977-м в Бухаресте произошло страшное землетрясение. Наш дом разрушило, а жена и сын уцелели чудом. Находились в этот момент в кино.

Луческу на мгновение умолк. Задумался. Потом вытащил другую книгу.

- Вот эта последняя - "Моя шахтерская история". Вышла в конце прошлого года. Для меня тоже много значит - она о самом успешном этапе моей тренерской карьеры.

- А кто для вас нынче в мире тренер номер один?

- Если судить исключительно по результату - то Моуринью. Но я бы хотел посмотреть на него в какой-нибудь маленькой команде. Любопытно, там получилось бы? Допустим, Трапаттони с "Ювентусом" выиграл все турниры. Позже тренировал "Фиорентину", "Кальяри" - и ничего. Моуринью меняет клубы через два-три года. А мне интереснее следить за тренерами, которые подолгу возглавляют одну команду. Я о Фергюсоне, Венгере. Таким же был Лобановский. Тут как в семье - не каждому повезет прожить с одной женой всю жизнь.

- Вам в июле стукнет 67. Сколько еще собираетесь тренировать?

- Пока буду чувствовать, что полезен, тренировки и анализ матчей мне в радость. Пока будет хватать терпения давать такие интервью, как сегодня. Я влюблен в свою профессию и, пока это чувство не исчезнет, готов вкалывать. Иногда в шутку говорю: "Если актеры мечтают умереть на сцене, то я - на тренерской скамейке". Пожалуй, это действительно было бы красиво. Как считаете?

…Мы бродили по "Донбасс Арене", заглядывая и в музей, и в клубный офис. Поражались размаху - что стадиона, что нашего героя. После победного Кубка УЕФА Луческу не только заказал за свой счет копию трофея в человеческий рост, установив в городском парке, - еще подарил игрокам и сотрудникам клуба элегантные часы. Коробочки раздавал лично. Многие-многие в Донецке приподнимали рукав - и показывали с гордостью.

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Донецк - Москва

34
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (34)

howard

Спасибо, как всегда интересно.

21:13 31 марта 2012

Yarikf

Какой долбодятел это написал?! "Донбасс Арена" находится практически в центре Донецка, примерно в 500 м от центральной улицы Артема!!!

21:05 24 марта 2012

Suvar

Delavar.80 Верно говорит насчёт Роналдо согласен. Месси уступает ему, он не в состоянии сборную Аргентины тащить. Да и в другом клубе я сомневаюсь что у него пойдет как в Барселоне. Роналдо действительно феномен и талант высочайший. Помню как он получил травму, тогда говорили что конец ему пришел, а он вернулся и возродился. Да и защитники тогда особенно в чемпионате Италии были наверно сильнейшие. Я уже не говорю об уровне итальянского чемпионата. Там реально Милан, Интер, Ювентус, Лацио, Рома, Фиорентина за титул бились. Именно поэтому я думаю он из Барсы ушел в Интер, потому что сам уровень итальянского чемпионата был намного выше чем испанский. У Месси и Барсы кроме Реала в Испании конкурентов нет. По поводу Моуринью и слов что Луческу хотел бы его в слабенькой команде посмотреть. А что Порту до Моуринью было супер клубом что ли? У Порту не было не финансовых не трансферных возможностей во времена Моуринью там даже Аленичев играл. Они ни кого за миллионы не покупали. Фактически это тоже самое что если через пару сезонов Петреску Кубань к чемпионству и победам в Европе приведет. Порту даже после выигрыша Кубка УЕФА никто не воспринимал в серьез, а Моуринью доказал что и со средней командой он способен результата добиться. Хотелось бы мне на Луческу в Порту посмотреть, где нет таких финансовых вливаний как в Шахтере.

23:16 18 марта 2012

Мечта На Поражение

Delavar.80 16 Марта 2012 | 12:24 Неужели вы думаете ,что месси вот так бы легко ушел от молодых Мальдини,Несты,Каннаваро,Барези,Тюрама,Галласа... неужели думаете,что он убежал бы от Лизаразю? Его бы защитники мирового класса,коих сейчас почти нет (стабильно никто не выступает) съели бы просто с говном,и не было бы вашего Месси... _____________________________ Думаю, нелегко, но ушёл. И зачем ему от Лизаразю бегать? Сейчас этим никто не занимается) Если , как ты говоришь, сейчас нет защитников мирового класса, то что ж ты тогда смотришь футбол нынешний вообще, зачем тебе это? Живи древними супер матчами и супер игроками, старый маразматик. Сравнивать эпохи футболистов глупо и нелепо. Я живу сейчас реалиями современного футбола, с его героями и неудачниками и то, что когда -то никакущий роналдо в финале ЧМ забивал никакущему Кану (ка ки сам факт того, что они играли вообще) - мне до этого нет никакого дела. Сейчас другие имена правят балом. Потому что мы живём СЕЙЧАС.

11:45 17 марта 2012

norman

Очень интересное интервью .Необычные вопросы.Честные , прямые ответы.Тьфу , а тут дауны собачаться : Роналдо не Роналдо.Да и пёс с ним ! Интервью с интересным тренером и необычным человеком.

10:28 17 марта 2012

чимуренга

4bars4 , чисто по футбольным жостижениям как раз взяли бы. Чисто по футбольгым меркам шо такое единичный кубок уефа в Донецке в сравнении с тем ,что добился Лобановский. Без бразилских мулатов в составе ,как понимаете. "Роналдо лучший футболист в истории футбола..." С какого перепуга он лучший в истории? Талант- да .

05:43 17 марта 2012

m-16

Я вот уже предвкушаю прямо, как лет через 20 Роналдо будет Лионеля троллить, как сейчас Марадона над Пеле периодически стебется :)))

01:21 17 марта 2012

MaD]Q[FroG

Kaisar помолчал бы глор... Роналдо лучший футболист в истории футбола... колено его подвело(((

20:30 16 марта 2012

octopus

Роналдо это что то большее чем футболист!Месси даже близко не стоит и корновать его слишком рано!!!

20:25 16 марта 2012

4bars4

А Валерий Лобановский сказал, что по чисто футбольным качествам Роналдо не играл бы у него даже в "Динамо-2". ______________________________ чисто по футбольным качествам лобана не взяли бы тренировать даже Интер-2.Шахтару крупно повезло,что его тренирует Луческу.Румын-лучший тренер,который когда-либо работал на украине.Пока румын в шахтаре,шахтар будет лучшим клубом украины

19:10 16 марта 2012

Delavar.80

Будущий Тренер Сборной России может я немного и рьяно все расписал но смотреть больно как гнома уже коронуют! это просто смешно прочти ниже коммент zuzu1983 ,вот тебе правда-матка. И если ты видел игру зубастого,и твоя башка хоть немножко соображает,врят ли будешь херню здесь пороть и впредь на эту тему

16:05 16 марта 2012

zuzu1983

О какой связи пива с дискотеками с травмами Роналдо говорит Луческу??у него хронические "стеклянные" колени...свою первую серьезнейшую травму колена Зубастый получил еще тинейджером в ПСВ, пропустив полгода..каок пиво??нашел, блин, Сычева...и что значит достичь большего??человек ИМХО и так всего достиг...Титулов полно всяких, его игра была шедевральной ...не видел вживую Пеле, но зацепил Марадону и ИМХО _ Зубастый лучше всех играл в футбол - завораживающее зрелище. А уж перепитии его спортивной судьбы, этот воистину голливудский фильм с хэппи-эндом, вообще ставят его в некий особенный ряд типа Лэнса Армстронга, Лемье..

15:33 16 марта 2012

Rame

Сам Такой, +1000

15:08 16 марта 2012

dron23

Что за 6лядство тут развели?????

14:52 16 марта 2012

g1ml3r

Хорошее интервью, оч интересное

13:50 16 марта 2012

Сам Такой

Delavar.80, ну все-таки Месси еще сравнительно молод, у него многое может получиться. Хотя согласен, что пока короновать его преждевременно. Насчет сборной - первый титул Зубастик выиграл на скамейке. Считаю, что ему больше повезло с партнерами и с тренером сборной. Насчет разных команд - ну все-таки не вина Месси, что он играет в лучшей команде на сегодня, и что никто не способен предложить Барсе такую сумму, за которую бы его продали. А за Роналдо Интер в свое время Интер отдал рекордную сумму - 25 млн. долларов! А у нас сейчас Джуджаков и Алвешей покупают за такие деньги. Спор конечно беспредметный, поскольку сравнить этих футболистов в одинаковых условиях не получится. Даже в заочном споре Месси с Криштиану не все так просто :) Но одно хочу сказать: Зубастик с учетом его биографии куда больше подходит на звание кумира. Карьера Месси пока не содержит неожиданных поворотов, взлетов, падений. Развивается поступательно, все делает правильно. Вспоминают его только в связи с очередным рекордом на футбольном поле. В карьере Роналдо столько недосказанного, противоречивого, загадочного. Если он когда-то захочет написать книгу о своей жизни - она могла бы быть интересна и тем, кто далек от футбола

13:47 16 марта 2012

Будущий Тренер Сборной России

Delavar.8016 Марта 2012 | 02:27 Ты не адекват.

13:28 16 марта 2012

ФанаТыч

Да что вы спорите?! У каждого времени были свои герои. Когда-то королями футбола были Пеле, Марадона, Кройф, Гулит, Райкард, Ван Бастен , Роналдо, Зидан, Рони, можно перечислять до бесконечности... Сейчас это Месси, Рональдо, Хави, Иньеста. Спорить глупо кто лучше а кто хуже.

13:22 16 марта 2012

СереХа

рубрика "Разговор по пятницам" самое классное что есть на СЭ

12:57 16 марта 2012

Delavar.80

помимо чемпионатов мира,что правда-он в сборной никакой.Также месси играл только в одной команде. Роналдо играл в голландии италии испании бразилии-он блистал везде. Плюч конечно хроническая травма колена. И учтите одну очень важную вещь,кто помнит, вспомните какие тогда в италии и в сборных играли защитники Неужели вы думаете ,что месси вот так бы легко ушел от молодых Мальдини,Несты,Каннаваро,Барези,Тюрама,Галласа... неужели думаете,что он убежал бы от Лизаразю? да никогда бы в жизни. Его бы защитники мирового класса,коих сейчас почти нет (стабильно никто не выступает) съели бы просто с говном,и не было бы вашего Месси. Ну так конечно,он в свою команду попал,к своему тренеру,вот и создается лживая видимость,что Месси больше чем просто звезда.

12:24 16 марта 2012

Delavar.80

Kaisar "ты или слепой или просто фанат зубастика, при всем уважении к нему Мессии в свои 24 года сделал не достижимое, и тут никакие колени его не отмажут. я сам вживую смотрел игры зубастика с 1996 года и я могу сравнивать." ясно все с тобой,очередная малолетка. говорить бесполезно

12:20 16 марта 2012

Rame

Месси никак не станет королем футбола, пока не выиграет чемпионат мира хотя бы 1 раз! Пеле, Марадона, Роналдо выигрывали чепионаты мира. Месси блещет тольо в клубе. Рановато так его называть.

12:08 16 марта 2012

Scartain

Месси никак не станет королем футбола, пока не выиграет чемпионат мира хотя бы 1 раз!

11:47 16 марта 2012

Сам Такой

Болен футболом, почему же не станет? Сейчас или через год выиграет ЛЧ с Реалом, ну и чемионат Испании само собой со всякими там кубками. Что еще остается? ЧЕ и ЧМ со сб. Португалии, ну или другой какой. На это уйдет 8 или 12 лет. Будет Мауру за 60, он выиграет к тому моменту абсолютно все в футболе. Найдет какой-нибудь скромный клуб вроде Анжи :) будет делать из них грандов :)

11:46 16 марта 2012

chempion

Kaisar , Роналдо действительно сильней Месси Бразилец мог в любой комнаде один выигрывать и матчи и турниры. Особенно Роналдо до травмы 98 года - вообще ракета с мячом, финты которого можно рассмотреть только в повторе, сверх быстро все делал

11:32 16 марта 2012

Kaisar

Delavar.80 16 Марта 2012 | 02:27 Роналдо,кто знает его историю,сгубило колено А вообще достаточно посмотреть его биографию,как он мучился с коленом от непомерных футбольных нагрузок,лечился потом забивал.Снова лечился и все равно забивал Таких больше нет и не будет. Он феномен навсегда И те кто знает его судьбу и видел его игру никогда не назовут Месси великим ты или слепой или просто фанат зубастика, при всем уважении к нему Мессии в свои 24 года сделал не достижимое, и тут никакие колени его не отмажут. я сам вживую смотрел игры зубастика с 1996 года и я могу сравнивать. Месси новый король футбола!!!!!!

10:56 16 марта 2012

stav26

Delavar.80 16 Марта 2012 | 02:27 На 100% согласен,Роналдо велик..Месси? НЕТ..Роналдо был сильней как ни крути

10:43 16 марта 2012

Сам Такой

Болен футболом, в рубрике "разговор по пятницам" почти всегда очень увлекательные и познавательные интервью. Насчет тренеров, Маур все-таки уникум. Почти везде выигрывал все что только можно. Конечно топ-клубы могут предоставить ему все необходимое, но надо ведь знать что просить. Его последователи в Порту, Челси и Интере работают далеко не так успешно. А есть тренеры вроде Липпи, которые начинали с выхода из серии С в серию В, а после добрались до ЛЧ и чемпионата мира. Долго в одной команде и проще и сложнее. С одной стороны, больше времени чтоб построить все так как надо. С другой стороны, глаз замыливается, каких-то проблем можно не заметить

10:39 16 марта 2012

Alex

Когда грубо нарушаешь режим, не готовишь организм на тренировках, то потом при колосальных перегрузках, которых есть в матчах, организм не выдерживает. Это главная причина травм Роналдо. Здесь чюдес не бывает. Но я удивляюсь, как при таком отношении к тренировкам, выдавать такие результаты. Для меня Роналдо футболист номер 1, но оказывается сколько мог он еще достичь.

08:46 16 марта 2012

Artem K

2 Delavar.80 - Луческу это и сказал. Вот только он причину видит в том, что к возрасту, когда футболист должен наоборот окрепнуть, у Роналдо начались проблемы, в неправильном подходе к тренировочному процессу. При гиперпластике связок можно творить чудеса, но при этом связки у тебя почти всегда в максимальном напряжении - любой лишний килограмм сверху или недоразминка могут привести к печальному результату. З.Ы. Обожаю Роналдо, но при этом считаю Месси великим

08:40 16 марта 2012