00:37 2 марта 2012 | РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Василис Хадзипанагис: лучший грек

1975 год. Лидеры "Пахтакора" - Владимир ФЕДОРОВ, Михаил АН и Василис ХАДЗИПАНАГИС (слева направо). Фото "Спортархив". Фото "СЭ"
1975 год. Лидеры "Пахтакора" - Владимир ФЕДОРОВ, Михаил АН и Василис ХАДЗИПАНАГИС (слева направо). Фото "Спортархив". Фото "СЭ"
58

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

В холле "Рэдиссона" взглядом его отыскали сразу - бывший форвард "Пахтакора" и "Ираклиса", признанный лучшим футболистом Греции за последние полвека, в центре комической суеты. Живописен невероятно, похож на постаревшего Игоря Саруханова.

Вокруг люди, люди. 57-летний Хадзипанагис, человек-оркестр, говорил одновременно со всеми. Хватало его и на нас.

Кто-то протягивал нам электронный адрес, не умещавшийся в три строки. Кто-то нес воду на подносе. А кто-то, склонившись, рассказывал про давний вечер:

- Это было в Афинах. На стадионе устроили банкет в честь одного игрока сборной Греции. Легкое вино. Вдруг заговорили про Василиса: "Уто Пеле! Уто Эйсебио!" То есть ни Пеле, ни Эйсебио не могут сравниться с его искусством.

Хадзипанагис энергично кивал и раздавал характеристики приятелям в полный голос, не стесняясь.

- Вот он - бразилец, - указал на кого-то. - Вдвоем из Салоник прилетели.

Мы промолчали. Хадзипанагис решил, что недостаточно убедителен:

- Десять лет играл за ПАОК, чемпион Греции 1976-го. Нето Гуэрино.

- О! - обрадовались мы.

Бразилец вытянулся, победно посмотрел поверх очков.

- Хотим открыть с ним агентство, - сообщил Василис. - Пока не знаю, есть ли у меня к этому дар. Но, думаю, мы будем хорошими агентами. Потому что сегодняшних спросишь, как выглядит мяч, - ответят: "Квадратный".

Энергии в Хадзипанагисе столько, что заглядывались на него даже посторонние. Он и интервью превратил в какой-то хаос. Время от времени поднимал палец, обращаясь то к одному из нас, то к другому:

- Вот это запиши.

Кто-то из свиты Василиса держал в руках "СЭ" - и тыкал пальцем в фотографию Хадзипанагиса. Восклицал с короткими передышками:

- Я из вашей газеты узнал, что мой друг детства приехал! Мы вместе играли на "Кожаный мяч"! Двадцать лет не виделись! Приехал - и не позвонил!

А гражданин постарше, меньше всего похожий на грека, все-таки оказался греком. Большим человеком из московской диаспоры и физкультурным деятелем. Со своими печалями - о которых успел рассказать, пока у корреспондентов совсем уж не раскружилась голова.

- Была у Росатома команда "Комета". Теперь умерла, нет ее. Стадион на Рязанском проспекте заколочен. Сейф мой заперли внутри. Президенту буду писать.

Греческому или какому-то из наших - уточнять не стали. Лишь переспросили:

- А в сейфе что?

- Да барахлишко всякое. И стакан.

Хадзипанагис тем временем решал вопрос поважнее. Куда там сейф со стаканом. Искал ушанку - собирался в Лужники на матч "Рубина" с "Олимпиакосом".

Внезапно разглядел на той же полосе "СЭ" собственное изображение. Выхватил газету, всмотрелся в фото:

- Ой-ё! Что это? Откуда у вас? У меня такой нет! Оригинал пришлете?

- Обязательно, - на два голоса пообещали мы. С трудом усадив Василиса, разложили вопросы. До стартового свистка в студеных Лужниках времени оставалось в обрез.

* * *

- Двадцать лет в Москве не были?

- Последний раз - в 1990-м. Смотрю на этот торговый центр, - Василис указал рукой на стену, за которой притаился "Европейский". - Настоящий капитализм. Правда, Москва дорогая стала. Меня из Греции провожали - сказали: "Не удивляйся". Но я все равно удивляюсь. Цены космические. Два дня живу в "Рэдиссоне" - а первая ночь была в гостинице "Юность".

- Это испытание.

- Никакого испытания. Я простой парень.

- В таких гостиницах жили разве что с "Пахтакором" в 70-е?

- Запомните, друзья мои, - "Пахтакор" всегда останавливался в гостинице "Россия"! Напиши обязательно - такого чемпионата, как в Советском Союзе, нигде не было. Классный! Команды были изумительные… Эх, в Москву надо на неделю приезжать. И летом. Сейчас никого не повидал - а так хотелось в футбольную федерацию заглянуть. Все звоню Диме, сыну Вячеслава Соловьева, но трубку не снимает.

- В сборной СССР вас звали Вася?

- Нет, Василис. Или Лакис. В "Васю" я превратился в Греции. Смешно.

- Товарищи из бывшего Союза навещают в Салониках?

- Когда "Ираклис" тренировал Протасов, - с ударением на вторую "о" ответил Хадзипанагис, - мы общались. До сих пор вспоминаю, как в 1980-м на матч Кубка кубков в Грецию приезжало тбилисское "Динамо". Мой друг Кипиани, Гуцаев… С московским "Динамо" играли товарищеский матч - Валера Газзаев еще был футболистом.

- Значит, русский язык не забываете?

- Хорошо говорю?

- Прекрасно.

- Некоторые слова все-таки с трудом подбираю. Вот интересная история, запиши: я до школы знал лишь греческий. Потом за год его забыл, говорил уже только на русском. Хоть нам, грекам, в школе дважды в неделю давали родной язык, грамматику и историю Греции.

- Ваши родители перебрались в Союз в 1949-м?

- Да. Дома шла гражданская война, они входили в партизанское движение. Часть греческих политэмигрантов осела в Чехословакии, Польше, Венгрии, но большинство - в Ташкенте. Там их было пятьдесят тысяч. Мать устроилась уборщицей в аптеке, отец - на стройку. Клал черепицу.

- Это они вас убедили вернуться на историческую родину?

- Наоборот! Я - их! Не сказал бы, что отец очень уж туда рвался. А я мечтал о Греции. Вбил себе в голову - "земля предков". Да и почти все ташкентские греки стали уезжать, когда в 1975-м позволили возвращаться политэмигрантам. Мама у меня гречанка, отец - киприот. Настоящие коммунисты, убежденные. У папы был какой-то свой диалог с коммунизмом.

- К старости взгляды изменил?

- До последнего дня оставался коммунистом! Такие старики не меняются! Ему не понравилась перестройка в СССР. Говорил - слишком быстро, нужно было потихонечку перестраиваться. Мы с ним часто спорили. Я помоложе, мозги свежие…

- В Ташкенте тоже не были с 1990-го?

- Прошлым летом прилетал. Меня принимал президент "Пахтакора", провел по стадиону, город показал. Не думал, что народ меня помнит. Дошел до базара - у-у, такое началось! Правильно говорят: Ташкент - город хлебный. Там никто с голода не умрет. Восточный базар - ой! Всё есть! А дыни какие!

- Погостили бы вы, Василис, еще в Москве.

- Рад бы - да слишком много дел в Греции.

- Мы телевизор смотрим. Дела в Греции хоть куда.

- Да уж, погромы. Никто не знает, что будет дальше. Людей увольняют, сокращают зарплаты…

- Вам-то не сократили?

- Кто? У меня своя футбольная академия.

- В академии вы тренер?

- Зачем тренер? Я хозяин! Вложил в нее 600 тысяч евро.

- Отбили затраты?

- Куда там! Пока кризис не кончится, об этом и думать не стоит. Часть помещений сдаю в аренду спортивной фирме. У меня два синтетических поля и одно… натуральное, так это по-русски? Тренируются мальчишки от 6 до 14 лет.

- Академия у вас появилась не сразу. Чем занимались после того, как закончили играть?

- Вот это запиши. Работал в федерации футбола Греции спортивным директором. Отслеживал талантливых ребят в юношеских сборных.

- И свой магазинчик, кажется, был?

- Нет-нет, только академия. Другого бизнеса у меня не было.

- За ветеранов играете?

- Э-э! Мало, мало. Закончил я в 1991-м. А в 1999-м устроили прощальный матч, сборная Греции принимала Гану. Мне было 45 лет. Отбегал минут двадцать. Лишнего веса почти не было - но все равно пришлось вставать пораньше, готовиться.

* * *

- Главным тренером "Ираклиса" вам когда-нибудь предлагали стать?

- Сто раз!

- Что же помешало?

- Никогда не хотел тренировать. Не лежит душа. Вы в курсе, что я играл за сборную мира? Это запиши…

- Уже записано.

- В 1984-м, в Нью-Йорке ЮНИСЕФ организовывал матч. Сказали - из каждой страны должен приехать лучший футболист. В Америке огромная греческая диаспора, там спросили - кого пригласить? Американские греки ответили: "Если привезете Хадзипанагиса, двадцать тысяч наших будут биться за билеты". Так и произошло. А недавно англичанин, игравший когда-то за "Челси", прислал мне диск с этим матчем. Видео выложу на своем сайте. Качество великолепное.

- Кто был в вашей команде?

- Беккенбауэр, Шилтон, Футре, Магат, Кемпес… Самый хороший парень - Кевин Киган, мы с ним сразу сошлись. Меня выпустили на последние 35 минут. Слышу - объявляют: "Игрок сборной СССР и "Пахтакора", грек Хадзипанагис…" Это тоже надо записать. Я всегда помню, что родился в Ташкенте. Родился бы в Греции - может, и не вырос бы в такого футболиста.

- Футбол там в 70-е был хилый?

- Да, в Союзе перспектив у меня было больше. Здесь я в олимпийской сборной провел весь отборочный цикл к Играм-76. Про первую сборную начали говорить. С Блохиным на турнире в Польше, посвященном 30-летию освобождения от фашизма, мы здорово сыгрались. Если б не уехал - точно стал бы чемпионом Европы с молодежкой, где наш Миша Ан был капитаном.

- Ан в 1979-м погиб с "Пахтакором" в авиакатастрофе.

- Летом зашел на ташкентское кладбище. Думал: был бы среди этих ребят, если бы остался в Союзе? Или перешел бы в московский клуб? Звали и "Спартак", и "Торпедо", и "Динамо". Но я уже настроился на отъезд в Грецию… Из основного состава "Пахтакора" уцелело несколько человек. Вратарь Саша Яновский восстанавливался после травмы и в Минск улетел с дублем. Сломались Толя Могильный и Туляган Исаков. А главный тренер Олег Базилевич отправился на пару дней к семье в Сочи и планировал оттуда приехать в Минск.

- Могильный, говорят, после этого в религию ушел.

- Не знаю, давно не виделись. Он вроде переехал в Ростов. Я встречался с Исаковым, тот по-прежнему в Ташкенте. Ан тоже был травмирован и не мог играть в Минске. Но образовался лишний билет, и он решил лететь, чтоб поддержать команду.

- Правда, что цыганка нагадала ему смерть в самолете?

- Мне рассказали об этом, когда уже после гибели "Пахтакора" приезжал в Ташкент. Вроде бы и у Володи Федорова были скверные предчувствия. Мишу так хорошо помню, будто вчера видел. Удивительно добрый парень. Родился он под Ташкентом в колхозе имени Свердлова. Иногда приглашал туда всю команду на кукси - знаменитый корейский суп.

- В этом колхозе Ан и похоронен - отдельно от команды.

- На ташкентском кладбище из "Пахтакора" лежат, по-моему, пятеро. Остальных по желанию родственников хоронили в разных уголках Союза. Когда я в Ташкенте, обязательно бываю и на могиле Миши.

- Ваш друг Кипиани рассказывал, как тбилисское "Динамо" приехало в Ташкент на первый после трагедии домашний матч "Пахтакора"?

- Да, от него и узнал подробности этой истории. Тбилисцы сами решили - в такой день "Пахтакор" проиграть не имеет права. И матч закончился 2:1 в его пользу. "Мы не могли поступить иначе", - сказал мне Давид. Какой поступок, а?!

- В олимпийской сборной вы играли не только с Кипиани, но и с покойным уже Михаилом Булгаковым.

- Про смерть Давида я знал. А что случилось с Мишей?

- В 1984 году шагнул из окна 11-го этажа.

- О, Господи! Сколько ж ему было? 32? Помню Мишу по "Спартаку" - невысокий, техничный. Вот судьба…

- У вас за "Пахтакор" в 96 матчах - 22 гола. Какой не забудете никогда?

- Тот, что забил "Заре" в 1974-м. Мы выиграли дома - 4:2, а мой гол признали одним из самых красивых в сезоне. На небольшом пятачке накрутил четверых, а дальше… Как же это по-русски? А-а, подсек мяч, который перелетел через вратаря. После этого в журнале рядом с моей фотографией опубликовали снимок горнолыжника. И написали: мол, учитесь, лыжники, дриблингу у Хадзипанагиса.

- Туляган Исаков поведал в интервью о случае в Одессе. На следующий день после матча с "Черноморцем" он, Хадзипанагис, Ан и Федоров отправились на пляж. Местные ребята, узнав вас, предложили сыграть в футбол босиком на песке. И выиграли! Потом в утешение подарили ящик пива и рассказали, что здесь же в свое время раскатали киевских динамовцев во главе с Блохиным - 5:0.

- Как интересно! Но этого момента совершенно не помню. Главное, поверить не могу - неужели мы продули каким-то любителям?! Может, выпившие были? Кстати, что касается киевлян и счета 5:0, то именно так в 1975-м завершился матч в Ташкенте. Представляете, они только-только победили "Баварию" в Суперкубке, приехали к нам - и получили целую авоську мячей!

- Фантастика. Особенно с учетом того, что как раз в том сезоне "Пахтакор" загремел в первую лигу.

- Стечение обстоятельств. По игре вылета мы не заслуживали. Состав был очень сильный. Когда такое было, чтоб сразу три футболиста "Пахтакора" вызывались в сборную СССР?! Это Ан, Федоров и я. А для киевского "Динамо" мы считались крайне неудобным соперником. Тогда и в первом круге их обыграли - 1:0.

- Недавно разговаривали с Сергеем Андреевым. Так он вспоминал: "Рассказываю, как киевляне били - мне никто из нынешних не верит. Принимаешь мяч - и тебе уже кто-нибудь катится в ахиллы. Лобановский аплодировал с лавки: "Браво!" Вам тоже от них доставалось?

- Хм, в каждой команде были жесткие защитники. У киевлян - Трошкин, у тбилисцев - Дзодзуашвили, в ЦСКА - Уткин, в "Спартаке" - Логофет, в московском "Динамо" - Никулин и Новиков…

- Двое последних - по прозвищу Коса и Автоген.

- Помню-помню. И все же никого из них к костоломам отнести не могу. Да, играли жестко, но не грубо. А если кто-то и бил по ногам, я знал, что делать в такой ситуации.

- Что же?

- Подпрыгивать надо! Получалось неплохо. Наверное, поэтому и доиграл до тридцати семи.

* * *

- Виктор Понедельник через много лет после окончания карьеры мог в туфлях на спор пробить с линии штрафной три раза в перекладину…

- Какой молодец!

- … А вы - забьете сегодня прямым ударом с углового, как в молодости?

- Если немножко потренируюсь - почему нет? В свое время этот удар у меня был доведен до автоматизма. В официальных матчах таким образом забил шесть голов. Греческие журналисты писали, что это рекорд Европы.

- Лобановский тоже с угловых немало забивал.

- Сколько у него таких голов, не знаю, но мне сказали - меньше шести… А пари и у меня случались. Был в "Ираклисе" югослав Антоневич. Как-то поспорили, кто с линии штрафной чаще попадет в перекладину. Из десяти ударов у меня точными оказались восемь, у него - два.

- На что спорили-то?

- Вам это действительно интересно? Тогда запиши - на ужин в ресторане.

- Как думаете, почему сейчас "сухой лист" практически никто не исполняет?

- Так это сколько времени нужно потратить, чтоб отшлифовать удар! Я-то после каждой тренировки оставался минимум на полчаса - и бил, бил, бил. Штрафные, угловые, пенальти.

- С "точки" не промахивались?

- Отчего же - бывало. Обидно вышло в 1976-м в финале Кубка Греции с "Олимпиакосом". В серии пенальти я бил последним. Если забиваю - Кубок наш. Вратарь еще до удара выскочил метра на три вперед, но судья, как ни странно, не отреагировал.

- И что, проиграли?

- Слава богу, нет. Началась серия до гола. Игрок "Олимпиакоса" промазал, а наш забил. 1976-й - самый удачный год для Салоник. "Ираклис" взял Кубок, а ПАОК стал чемпионом! Больше в истории греческого футбола такого не было ни разу.

- Чему научиться сложнее - дриблингу или "сухому листу"?

- Удары с углового натренировать трудно, но можно. Кому-то на это потребуется пять лет, кому-то - десять. А дриблинг - это от Бога. Либо дано, либо нет. Помимо отменной физической подготовки необходима еще фантазия. Я ведь никогда заранее не знал, какой финт использую. Все получалось само собой.

- Не каждому тренеру по душе, когда игрок любит возиться с мячом.

- Да, но я никого не слушал. В "Ираклисе" был тренер, который ворчал: "С такой игрой Хадзипанагис отбросит греческий футбол на двадцать лет назад!" Я спросил - почему?

- Что ответил?

- "Ты прекрасно обращаешься с мячом. Но остальные будут брать с тебя пример, пытаться играть так же - только у них ни черта не выйдет". Зато в "Пахтакоре" Соловьев меня, наоборот, поддерживал: "Не бойся, обостряй!" Я же не идиот и не пускался в обводку в центре поля. Делал это на фланге или в штрафной.

- Нынче кто из футболистов напоминает вам себя в молодости?

- Месси. Так в Греции многие говорят. Что-то общее между нами есть - скорость, техника, короткие движения. Я, правда, повыше ростом. Месси - великий фантазер. Важно, что Гвардьола дает ему творить на поле, не загоняет в рамки. А вот когда некоторые сравнивали меня с Марадоной, поражался. Мы совсем не похожи. У него абсолютно другой дриблинг. Вообще какое счастье, что придумали интернет!

- Это вы к чему?

- Он помог увидеть мою игру в разных странах. Когда признали лучшим футболистом Греции за 50 лет, журналисты из Англии, Испании, Германии заинтересовались - кто такой Хадзипанагис? Отыскали в интернете подборку моих голов, потом звонили, брали интервью. Все задавались вопросом: "Как такой игрок всю карьеру провел в Греции?!"

- Вот именно - как?

- Ох, больная тема. Если б был шанс отмотать все назад, я бы ни за что в Греции не задержался. Поехал бы в Европу. Физически готов был после чемпионата СССР так, что в любом клубе заиграл бы. С "Арсеналом" даже тренировался в 1977-м!

- Хотели перейти?

- Мечтал. И "Арсенал" меня хотел - "Ираклис" уперся. В 1980-м "Штутгарт" звал, тоже не отдали. Следом "Лацио". Опять мимо. После матча за сборную мира Джорджо Киналья, легенда "Лацио", игравший и в американском "Космосе", давал за меня 300 миллионов драхм!

- Это сколько в долларах?

- Около двух миллионов! Но в Греции были дикие законы. Подписал-то я с "Ираклисом" контракт на два года - однако по этим законам десять лет клуб автоматически мог его продлевать без моего желания.

- Кошмар.

- Я долго судился из-за этого пункта. Первый суд выиграл, затем проиграл "Ираклису" апелляцию. Но правило в итоге изменили. Так что я - греческий Босман. Свободным стал в 33 года - какой там "Арсенал", поздно было ехать.

* * *

- Великие греческие клубы выкупить вас не пытались?

- Меня то "Панатинаикос" тянул, то "Олимпиакос", который согласен был арендовать на матчи еврокубков. "Ираклис" отшивал всех. Между прочим, "Олимпиакос" первым положил на меня глаз. В Исландии, когда играл за сборную, Старостин сказал: "Пришла бумага - тебя "Олимпиакос" хочет". Предлагали 10 миллионов драхм. Можно было купить пятнадцать домов в Пирее.

- Почему же вскоре очутились в тихом "Ираклисе"?

- Один армянин устроил в этот клуб - и всё. Не вырваться. Я из Советского Союза приехал, законов не знал. Дали бумагу на греческом - подписывай.

- Что за армянин?

- Председатель общества греческих политэмигрантов. Жил в Москве, фамилия - Мкртчян, его брат - футбольный арбитр. Впрочем, я сам виноват. Не стоило слушать никаких Мкртчянов. Эх, правильно говорили умные люди: слетай сначала в Грецию с матерью, месяц отдохни, осмотрись. Я-то до этого ни разу там не был. Надо было готовить почву для отъезда. И не торопиться подписывать что-то с греками. А я молодой, глупый, горячий.

- Мкртчян умышленно подсунул вам кабальный контракт?

- Наверняка. И, думаю, получил за это хорошие деньги. Ладно, бог ему судья. А вторая моя ошибка - то, что отказался от советского паспорта. На суде с "Ираклисом" он бы мне очень пригодился.

- Как?

- Не исключено, отстоять права помогли бы люди из советского посольства. А так я и к Союзу отношения уже не имел, и греческого гражданства еще не было - лишь вид на жительство. Борьбу вел в одиночку.

- Так почему "Ираклис" вас никуда не отпустил?

- Руководители опасались гнева фанатов, которые говорили: "Кого угодно продавайте, только не Хадзипанагиса! А то убьем". У президента клуба реально могли возникнуть проблемы. Сами знаете, болельщики в Греции буйные. До моего появления на "Ираклис" ходило три-четыре тысяч зрителей. После - по 20 тысяч! Однажды произошла невероятная история. Играли мы в Афинах с "Этникосом", который матчи проводил на том же стадионе, что и "Панатинаикос". Хозяева напечатали десять тысяч билетов - казалось, с запасом, ведь на "Этникос" обычно собиралось зрителей раз в пять меньше. А тут их набился полный стадион, 35 тысяч!

- Каким образом?

- Когда в кассах закончились билеты, толпа бросилась на штурм стадиона. И полиции ничего не оставалось, как открыть ворота и бесплатно пустить всех желающих.

- Деньгами-то в "Ираклисе" вас не обижали?

- Первая зарплата - 10 тысяч драхм. Из них полторы тысячи уходилo на оплату квартиру. Потом, конечно, платили больше, но все равно не сравнить с миллионом долларов, который мне предлагал "Космос".

- Вы были великим футболистом? Или просто отличным?

- Главное, меня любит вся Греция. Пойду сейчас на футбол, увидят болельщики "Олимпиакоса" - с ума сойдут. Как вчера сошли греческие журналисты, обнаружив в холле гостиницы. Это мое богатство! Хоть в Пирей приеду, хоть в Афины.

- Пройдете по Афинам - погромы остановятся?

- Вряд ли. Но меня любят. Захожу в кафе - мне самое лучшее несут: "Угощайся!" Помню, едва приехал в Грецию, мы у кого-то выиграли 6:0. Я хет-трик сделал. Когда забивал шестой, обыграл троих, следом вратаря и катнул мяч в пустые ворота. На трибуне сидел врач, так он перемахнул через ограду - и кинулся ко мне, целовать. Полиция перехватила, а он кричал: "Ты меня рассудка лишишь!" Три сезона "Ираклис" тренировал швед Агне Симонссон. В финале чемпионата мира-1958 он забил гол Бразилии, в "Реале" играл. Авторитетный человек. Вот его слова: "Включаю Хадзипанагиса в десятку сильнейших игроков мира за всю историю футбола!" А чего только в греческих газетах обо мне не писали!

- Храните?

- Целую пачку. Запомнилась фраза: "Хадзипанагис способен обыграть нескольких соперников в телефонной будке". Кто-то написал: "Его родила не мать, а мяч". Кто-то назвал "футбольным Нуреевым".

- На балете-то бывали?

- В Греции - нет, а в Советском Союзе нас водили. Хотя балет не люблю.

- Вы в жизни раздали тысячи автографов. А сами у кого-нибудь брали?

- Ни разу. У меня был кумир Гарринча - вот если б его увидел, обязательно взял бы. Но не случилось.

- Вы сказали, Гарринча - ваш кумир. Финт его освоили?

- У меня были свои финты. Посмотрите на сайте. Соловьев поражался: "Что у тебя за фантазия?!" А Качалин говорил моему отцу: "Зачем работаете на стройке? У вашего сына золотая левая нога, в Греции будет миллионером…" Бесков, который тренировал олимпийскую сборную, про меня в книжке очень тепло написал. Отговаривал уезжать.

- Вас в Греции признали лучшим игроком за 50 лет. А сами кого назвали бы?

- Хадзипанагиса. Ха!

- Так мы и думали.

- Я шучу. Но отрыв от Домазоса из "Панатинаикоса", который вторым стал, - три тысячи голосов! И это при том, что я провел всего один матч за сборную Греции!

- ФИФА запретила?

- Ну да. Когда приехал, через шесть месяцев позвали в сборную. Выиграли 1:0 у поляков, и вдруг депеша из ФИФА: "Хадзипанагис не может выступать за Грецию, потому что заигран за сборную СССР".

- Подарок лучшему футболисту страны полагался?

- Греческая федерация заказала мой большой портрет с мячом. В концертном зале в Салониках устроили торжественный вечер - собралось пять тысяч человек. Депутаты поздравляли.

- Хоть одну игровую майку сохранили?

- За той, в которой играл против Ганы, очередь образовалась в тысячу человек. Любые деньги предлагали. Но я подарил - не помню кому. И все майки "Ираклиса" раздарил. Себе оставил ту, в которой играл за сборную мира. Да еще в Ташкенте вручили майку "Пахтакора" с 11-м номером, под которым начинал.

- К Салоникам после тяжбы с "Ираклисом" неприязни не возникло?

- Я к городу прирос. Там родители жили и умерли. Куда я поеду?

- Пару лет назад вы сказали: "У меня все хорошо, живу один". Что ж тут хорошего?

- Когда на дворе кризис, одному спокойнее. Нет, правда, ребята, у меня все нормально. Пусть нет ни жены, ни детей, зато друзей - море.

- Когда-нибудь были очень близки к тому, чтоб жениться?

- У-у, сколько раз! Но обычно сам уходил. И не жалею. Сейчас уже привык к холостяцкому образу жизни.

* * *

День спустя один из нас улетал в Минск - а у соседней стойки в аэропорту шла регистрация рейса на Салоники. Греки, забыв про багаж, глазами сверлили спину знакомого человека. Нашего нового друга Василиса.

- Вчера-то в Лужниках не околели?

- Нормально! - выписал указательным пальцем спираль Хадзипанагис. - Водочки накатили, сразу тепло стало. На бразильца ушанку надели, а я спортивной шапочкой ограничился. Честно скажу, в такую погоду смотреть футбол еще не приходилось.

- А играть?

- Тем более! Ох, не завидую ребятам из "Рубина" и "Олимпиакоса". Может, поэтому и уровень футбола оказался слабенький. К тому же видно, что "Рубин" к сезону пока не очень готов.

- Были на стадионе любопытные встречи?

- С Бышовцем пообщался. Больше знакомых лиц в Лужниках не было. Наверное, мороза испугались. Как я их понимаю!

…Кто-то, не видевший Хадзипанагиса в деле, подумает - что за хвастун? То с Месси равняет себя, то с Марадоной.

Может, и мы так решили бы. Если б не заглянули на сайт Василиса. До сих пор под впечатлением.

Зайдите и вы. Посмотрите на гения.

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

58
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (58)

howard

Своеобразные люди греки. Василиса к сожалению не помню. А вот Пехлеваниди нравился в Кайрате. Всегда нравились удары по воротам с угловых. Таковые делал еще мнтересный форвард Виктор Грачев.

10:46 4 марта 2012

CARZAY

...а Лакис Хадзипанагис,не обладая скоростью Месси,имел потрясающий дриблинг,что несомненно ещё сложнее в сравнении с аргентинцем...

15:43 3 марта 2012

CARZAY

Буровик,Чимуренга... А.Могильный-уроженец Самарканда,до Ростова играл за местный "Спартак" в кл.Б.В Ростов попал в армию и остался. Из состава погибшего "Пахтакора - 79 " "басмачей" было - О.Аширов,В.Сабиров,Р.Агишев,Ш.Ишбутаев,О.Базаров,Т.Исаков,А.Убайдуллае в,Н.Нартаджиев(последние трое были травмированы и небыли в поездке)... В 60-70-80 -е годы за "Пахтакор" из МЕСТНЫХ КОРЕННЫХ НЕ ПОНАЕХАВШИХ играли: 1."Басмачи" - Б.Абдураимов,В.Каххаров,И.Тазетдинов,В.Суюнов,В.Таджиров,Р.Закиров,Р.Т ургунов,Х.Рахматуллаев,Р.Ибрагимов,Т.Шаймарданов,А.Убайдуллаев,И.Ахмед ов,Н.Нартаджиев,Х.Эргашев,М.Касымов,Ф.Магометов,А.Иноятов,А.Рашидов... и т.д. - участники чемпионатов СССР . 2.Уроженцы Ташкента и воспитанники местного футбола -"СЛАВЯНЕ" Г.Красницкий,С.Стадник,В.Мухин,О.Маторин,Ю.Пшеничников,В.Беляков,В.Люб ушин,В.Федоров,И.Шквырин,С.Доценко,О.Синелобов,В.Кечинов,А.Пятницкий,Ю .Иванов,Н.Турчиненко,А.Волков,В.Варюхин...и т.д. 3.Греки - Л.Хадзипанагис; 4.Корейцы - М.Ан,Д.Огай,О.Пак...

15:04 3 марта 2012

Буровик

чимуренга 11:15 | 03 Марта 2012 Могильный ,Серостанов ранее играли в СКА (Р-н-Д). Так что Могильный попросту вернулся в Ростов-Дон . "Басмачи спустились с гор - к нам приехал Пахтакор!" Там "басмачей" маловато было/или вообще не было. Свои греки-славяне-корейцы + привозные ------------------------------------------------------------ --------- Ты прав там басмачей было очень мало,Абдураимов -104 гола в чем СССР Исаков бросил играть после катастрофы,Базаров вобше не играл за Пахтокор,летел на 1 матч.И 17летний пацан Ишбутаев,тоже там был.

11:54 3 марта 2012

Буровик

Пордон за Банникова сильно ошибся даже очень.

11:42 3 марта 2012

чимуренга

Могильный ,Серостанов ранее играли в СКА (Р-н-Д). Так что Могильный попросту вернулся в Ростов-Дон . "Басмачи спустились с гор - к нам приехал Пахтакор!" Там "басмачей" маловато было/или вообще не было. Свои греки-славяне-корейцы + привозные .

11:15 3 марта 2012

Singbеrt7

Да уж сколько лет то прошло, а все кто помнит эту команду, все древние, какие- то факты у людей из головы вылетели, а через лет 10 и про Хомича будут рассказывать...))) В том составе ташкентской команды погиб защитник Корченов, воспитанник казанского Рубина.

01:12 3 марта 2012

skant

Василис легенда на самом деле его боготворила Греция. Великий игрок и человек, три месяца гостил в Салониках так он жил в соседнем доме часто с ним видились простой мужик.Будь здоров, Вася!

21:51 2 марта 2012

чимуренга

Буровик, какой Банников в 1983 ?

21:51 2 марта 2012

Djo

Да спасибо нашёл на youtube классный игрок,дриблинг , а передачи какие!!!

20:51 2 марта 2012

rtu-rs

asatour 09:31 | 02 Марта 2012 rtu-rs 06:32 | 02 Марта 2012 avkikkas 06:33 | 02 Марта 2012 На youtube набираете VASILIS HATZIPANAGIS (Highlights)... Spasibo

19:20 2 марта 2012

ged

Спасибо СЭ за это интервью. Вроде ничего особенного, но вспоминается вся симпатичная команда Ташкента: Ан, Федоров, Константин Баканов... Милости Божией, Царства Небесного! А Хадзипанагису - бодрости духа и вдохновения. Интересным было и первое поколение, с которым Пахтакор начинал играть в классе А, - Геннадий Красницкий, Станислав Стадник и другие.

17:19 2 марта 2012

Буровик

1983г в москве смотрел Динамо- Торпедо,по воротам Торпедо произвели сильный удар,а Банников с трудом отбил,а мы тут захлопали в ладоши, Мужики поварачиваються к нам , а вы за кого болеете. Мы за Пахтакор.А здесь все болеют за Торпедо,так мы и хлопаеми вратарю Торпедовцев.Тут конечно общий язык нашли. И попробуй им сказать" Кто болеет за Торпедо ,тот родился от соседа"

17:09 2 марта 2012

Аллочка-фиалочка

Kezya,а ты молодец,что вспомнил,интересно,эти Мкртчаны родственники?учитывая сходство фамилий ,методов моральных принципов=очень даже может быть...или это одно и то же лицо???Виктор Ворухайло,Вы тоже человек наблюдательный,да действительно,надо командам футольным и хоккейныим туда не ездить,особенно не летать,а если уж очень надо=пусть добираются своим ходом.

16:38 2 марта 2012

Singbеrt7

георгий 1958г.р. 16:25 | 02 Марта 2012 Singbеrt7 Землетрясение еще тогда было с эпицентром в Молдавии,по-моему. И госпиталь тряхнуло слегка... Я не помню, после ВУЗа служил....у нас дозиметры зашкаливали, как раз Чернобыльская авария произошла, ориентир у меня свой)))

16:36 2 марта 2012

Singbеrt7

георгий 1958г.р Я тебе про начало 80-х говорю)Когда в армии служил, слышал такое от хлопцев с Украины, было тогда противостояние между украинскими клубами, в основном ДК и Спартаком.)Если за водкой постоянно бегали, то где же там заметишь!))))Вот я в армии за всё время службы, только один раз выпил...))

16:34 2 марта 2012

георгий 1958г.р.

Singbеrt7 Землетрясение еще тогда было с эпицентром в Молдавии,по-моему. И госпиталь тряхнуло слегка...

16:25 2 марта 2012

георгий 1958г.р.

Singbеrt7 16:15 | 02 Марта 2012 В Днепропетровске жил? А я служил в Кривом Роге,а после ранения в Днепропетровском центральном военном госпитале меня вытаскивали. Помню,напротив винный был,туда сквозь ограду наши за водкой постоянно просачивались))) Но надписей мелом не видел.) Был февраль 77-го,Спартак в первой лиге готовился звездить. А где тогда играл Днепр-не помню)))

16:22 2 марта 2012

asatour

Demetr-ptz 13:44 | 02 Марта 2012 Кто-нибудь из современников его таланта может вспомнит, как Василис выглядел в сборной СССР, я так понял, там он нечастым гостем был, да и по интервью сложно сделать какой-либо вывод. Он уехал в Грецию в 21 год, к этому времени успел провести только 4 игры (1 гол) за олимпийскую сборную СССР.

16:21 2 марта 2012

георгий 1958г.р.

Буровик 15:43 | 02 Марта 2012 Floe Вспомнил старую кричалку - "Басмачи спустились с гор - к нам приехал Пахтакор!" ))) ------------------------------------------------------------------ ---- Спасибо,помню. Ну,это все лучше,чем нынешний мат)

16:17 2 марта 2012

Singbеrt7

Floe 15:30 | 02 Марта 2012 Вспомнил старую кричалку - "Басмачи спустились с гор - к нам приехал Пахтакор!" ))) Помню! А когда Спартак приезжал в Днепропетровск, люди на асфальте крупно писали мелом... Приезжай Спартак московский........ ты ... днепропетровский!)))Без обид, спартачи! )Просто воспоминания ))

16:15 2 марта 2012

Буровик

Floe Вспомнил старую кричалку - "Басмачи спустились с гор - к нам приехал Пахтакор!" ))) ------------------------------------------------------------------ ---- Спасибо,помню.

15:43 2 марта 2012

Буровик

Floe Вспомнил старую кричалку - "Басмачи спустились с гор - к нам приехал Пахтакор!" ))) ------------------------------------------------------------------ ---- Спасибо,помню.

15:43 2 марта 2012

bruze

Очень любит себя родного! Не может никак нахвалиться!Нарциисс!Надо быть поскромнее.

15:40 2 марта 2012

Буровик

Георгий привет Я не говорю,что хадзипагис был ,лучшим в союзе.тот же Мунтян,Коньков,Черенков ,Папаев это да ,про Гуцаева и Кипиани вообще молчу.братья Мачаидзе,согласис у нас в России таких технарей очень даже нету,футбол другой.Аршавин пасы может раздать, как они на маленьком участке поля обыграть и пас отдать не могут.Если в те времена угловые были очень опасный момент у ворот соперника,а сейчас спокойно отбивают за линию ворот.

15:37 2 марта 2012

георгий 1958г.р.

Буровик 14:57 | 02 Марта 2012 Георгий мое почтение Вам ,но Аршавину до Хадзипанагиса не дано.никогда. Привет,Буровик,рад тебя видеть. Только почему на "Вы"?))) Видишь ли,я помню те времена. Помню,как после трагедии из других команд добавили игроков в Пахтакор,в частности,Якубика,и он там неплохо играл,забивал. Если сравнивать Хадзипанагиса с Аршавиным,то тогда по-другому играли в футбол. По этому поводу очень хорошо сказал Егор Титов. Егора спросили,как ему понравился гол Марадоны в ворота англичан,который Диего забил,пройдя с мячом от своей штрафной и обыграв по пути пол-команды. Титов ответил,что в нынешнее время Марадоне оторвали бы ноги уже в центральном круге,и до штрафной соперника докатилась бы одна голова. Мне кажется (к сожалению) что Егор прав. И потом. Я видел нарезку моментов игры Лакиса. Но нарезка дает несколько завышенную картину. Это ведь можно и нарезку удачных действий нашего деревянного Дзюбы сделать. А уж какая нарезка получится из моментов Черенкова или того же Гуцаева. Или Гаврилова. Или Кипиани. А какой технарь Витя Папаев был до армии... Хадзипанагис был прекрасный игрок. Но то,что он был лучше всех в Союзе...в этом не соглашусь.

15:17 2 марта 2012

Буровик

Спасибо ,за статью,большое,на фотки этих пацанов смотришь ,детство вспомнил. Хадзипанагиса весь народ любил,не дай бог он в запасе сидит,если на поле его нету,то народ требовал выпустить,они с Мишей Аном как будто соревновались по голам с угловых,и с штрафных.Из современных футболистов можно сравнивать Месси с ним,но Месси не все может,что мог ЛАКИС, Георгий мое почтение Вам ,но Аршавину до Хадзипанагиса не дано.никогда.

14:57 2 марта 2012

Demetr-ptz

Открыл для себя, откровенно говоря, интересную фигуру, спасибо авторам!!! Кто-нибудь из современников его таланта может вспомнит, как Василис выглядел в сборной СССР, я так понял, там он нечастым гостем был, да и по интервью сложно сделать какой-либо вывод.

13:44 2 марта 2012

Kezya

.......Мкртчан.......Где то я уже слышал эту фамилию...)))...(речь не о Фрунзике).Дело Никезича. Всем привет и хорошего настроения! Хороший "разговор" на этот раз,а видео еще лучше.Классный игрок был...

13:42 2 марта 2012

Николай Васильевич...

Жаль,хорошая была команда Пахтакор.В связи с этой катастрофой у них было 4 года невылета из высшей лиги.Жалко что Василис уехал в Грецию,что поделать земля предков.

12:17 2 марта 2012