5 февраля 2011, 02:50

Стивен Фиринг: "Могул - как вождение автомобиля"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧЕМПИОНАТ МИРА

В минувшую среду российские могулисты Александр Смышляев и Екатерина Столярова своими отличными выступлениями на трассе в Дир Вэлли доказали: в набирающем ход олимпийском цикле с ними придется считаться. Напомним, что несколько месяцев назад к работе с командой по могулу в качестве старшего тренера приступил иностранный специалист - Стивен Фиринг. Сегодня россияне постараются развить успех в параллельном могуле, а накануне Фиринг рассказал "СЭ" о себе и о принципах своей работы с нашей сборной.

Дмитрий ОКУНЕВ
из Дир Вэлли

У могулистов, несколько "заскучавших" в последние пару сезонов, на чемпионате мира подобрался весьма и весьма перспективный состав, где каждый способен лихо проехать по бугристой трассе, а попутно еще и завернуть акробатический этюд на трамплине. Пусть пока они не так результативны, как хотелось бы, но ведь и Тадж-Махал не сразу строился.

Кстати, о "строителях". В сборной Фирингу помогает чемпион мира-2003 в акробатике Дмитрий Архипов, отвечающий, ясное дело, за прыжки. По моим наблюдениям, зарубежный специалист очень популярен среди спортсменов и одним только своим присутствием вызывает у команды, особенно у ее женской части, сильнейшее желание моментально проявить лучшие качества.

- Мой тренерский стаж насчитывает уже 22 года, - рассказал Фиринг. - Мне было лишь 24, когда я приступил к работе с канадской командой. Потом в течение восьми лет тренировал сбороную Японии, затем занимался с корейцами. А вот собственная спортивная карьера оказалась слишком короткой. Входил, правда, в сборную США, участвовал в международных турнирах. Вообще же занимался самыми различными видами - и горными лыжами, и лыжными гонками. Я настоящий фанат лыж, и фристайл для меня - это, прежде всего, лыжи, а потом все остальное.

- Почему так рано завершили спортивную карьеру?

- Виной всему травмы (смотрит на свои колени). К тому же мне очень понравилось тренировать. Считаю, я хороший педагог. По крайней мере спортсмены меня слушают и выполняют все, о чем я их прошу.

- Откуда вы родом?

- Из Миннесоты.

- Но живете ведь не там?

- Верно, в Японии. Моя жена - японка, и как только выдается свободное время, сразу лечу в Токио: у нас трое детей. Вся жизнь в разъездах.

- Вы американец?

- Моя мама канадка, а отец американец. Поэтому у меня два паспорта.

***

- Многие здесь считают, что Столярову лишила медали чрезмерная благосклонность судей к олимпийской чемпионке Дженнифер Хейл. Разделяете это мнение?

- Наша команда показала максимум своих возможностей. Естественно, мы рассчитывали на призы, и, думаю, у Алекса Смышляева и Кати Столяровой были хорошие шансы. Ребята не сделали серьезных ошибок. Мне кажется, они добились большого прогресса за короткий период нашей совместной работы.

- Но какие-то помарки они все же допустили?

- Да, были небольшие ошибки и в езде, и в прыжках. У Алекса существуют проблемы с приземлением, но мы работаем над этим. При подготовке к следующему сезону придется хорошенько потрудиться на водном трамплине - поэтому планируем летом два месяца заниматься на воде. А у Кати есть недостатки в технике катания, но и их, думаю, устраним ближайшим летом.

- Столярова высоковата. Это создает ей определенные трудности при прыжках?

- Да, но и преимущества в ее росте есть: сейчас мы с Дмитрием Архиповым, тренером по прыжкам, разучиваем с ней "бэкфолл". Надеюсь, в ближайшие два года доведем его до автоматизма. Почему так долго? Но ведь это сложнейший кульбит. В исполнении такой высокой спортсменки "бэкфолл" будет выглядеть потрясающе. Она должна покорить судей.

- Женская сборная прогрессирует под вашим началом быстрее мужской. Почему?

- Моя сильная сторона как тренера - это техника катания. Хочу, чтобы у моих учеников техника была лучшей в мире, и, думаю, это возможно. Кажется, девушки уже понимают мои идеи, но я не хочу форсировать события. Пусть они продвигаются шаг за шагом.

- Велико ли отставание наших лидеров от мировых?

- За счет устранения технических недостатков мы сможем этот разрыв снивелировать. Понимаете, у россиян была недостаточной сложность прыжков, они были слишком простые. А у Архипова пока имелось слишком мало времени для внесения кардинальных изменений. Тогда как моя главная задача - сделать так, чтобы спортсмены проходили трассу быстрее.

- Как считаете, сильно ли разнится менталитет российских атлетов и североамериканских?

- Российские спортсмены очень умные. Но все-таки мне еще надо посмотреть, как они будут вести себя во время соревнований. Я пока плохо знаю вашу страну, хотя впервые побывал там еще в восьмидесятые, когда участвовал в соревнованиях на Домбае. А всего приезжал в Россию семь раз.

- Русский учите?

- Я понимаю немножко (произносит по-русски). Надеюсь, в следующий раз дам интервью на вашем родном языке (смеется). А ребята прогрессируют в английском. Особенно усердствует Марика Пертахия, ей очень нравится учиться чему-то новому.

- Стив, как в школе, рисует на досочке спуск и объясняет спортсменам, куда ездать надо, а куда не надо, - включился в разговор и.о. главного тренера сборных России Алексей Покашников.

- Любопытно. А как вы выстраиваете план на гонку? - снова вопрос Фирингу.

- Стратегию для Смышляева, например, продумывали ночью. Смонтировали видео и проанализировали его прошлые ошибки. Алекс, как и большинство могулистов, смотрит на расстоянии десяти метров перед собой. А надо видеть дальше. Еще когда прыгаешь с первого трамплина, важно уже контролировать глазами второй, а не смотреть себе под ноги. Как и при вождении автомобиля: смотришь перед собой - и кажется, что все за лобовым стеклом стремительно пролетает назад. А если глядеть вдаль - события будут происходить куда медленнее.

Придумай мем

Новости