13:21 1 мая 2014 | Формула-1

Он был? Он есть! И всегда будет

Айртон СЕННА.
Айртон СЕННА.
85

1 мая 1994 года, ровно двадцать лет назад, в повороте Тамбурелло на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле случилось то, что навсегда изменило "Формулу-1". Мир лишился одного из самых ярких представителей рода человеческого, трехкратного чемпиона мира, великого и ужасного Волшебника, Человека дождя, бразильца Айртона Сенны.

Однажды он сказал: "Мы все созданы из эмоций". Эту короткую фразу можно было бы начертать девизом на фамильном гербе, если бы таковой у него был. Потому что главное, что отличало этого невероятного человека от других, таких же невероятных людей, деливших с ним жизнь и гонки и бывших для него не просто соседями по жизни и не просто соперниками, это его обнаженная, бесстрашная, острая эмоциональность. Он сам был как обнаженный нерв. И такими же были его гонки.

Чтобы таким быть и таким жить, требуется немалое мужество. Те, прежние чемпионы в большинстве своем были в этом смысле очень мужественными людьми. Их эмоции, их чувства были настоящими, а не напоказ. И ни один из тех, кто наследовал их формулическую славу или даже ее в чем-то превзошел, никогда не сравнится с ними в этом показателе.

И даже среди тех великих – великих по-настоящему, заслуживших это звание болью, потом, кровью, жизнью, – Сенна был особенным. И особенными были все его победы и поражения.

"Мы все созданы из эмоций", – сказал он. Его эмоции, его страсть выплескивались наружу не только в моменты триумфа. Это был стиль его пилотажа, временами уводившего Айртона куда-то за грань человеческих возможностей.

Десять самых ярких моментов его гонщицкой биографии – это десять ярких иллюстраций высказывания, которое приписывают другому великому человеку, Марку Твену: "Nothing great in the world has ever been accomplisher without passion".

"Гран-при Монако"-1984

Первые пять гонок дебютного для Сенны сезона-84 не привлекли особого внимания к пилоту скромного "Тоулмена". Но шестая, "Гран-при Монако", изменила все. И навсегда. На неконкурентоспособной машине, в проливной дождь, на узкой и скользкой, словно намыленная, трассе, он с 13-го места пробился в лидеры и обогнал не кого-нибудь, а Алена Проста! Но на подиум поднялся только вторым, потому что кругом раньше было принято решение гонку остановить.

"Гран-при Португалии"-1985

Это снова была гонка, проходившая в условиях, когда современные "Гран-при" останавливают красными флагами или же возят следом за пейс-каром. В Эшториле шел проливной дождь, видимость почти нулевая, пилоты едут практически наощупь. И лучшим среди них – впервые в своей карьере, – становится Сенна, уже на "Лотусе", машине, чуть лучшей "Тоулмена", однако отнюдь не чемпионской. Это была всего лишь вторая гонка Айртона в знаменитой команде, принесшая ему первый в карьере поул и первую победу. Именно после Эшторила за ним окончательно закрепился титул Человека дождя.

"Гран-при Монако"-1988

С этой гонкой у Айртона были особые отношения. За десять лет, проведенных в "Формуле-1", в Монако Сенна побеждал шесть раз – больше, чем любой другой пилот. Впервые на этих узких улицах он выиграл годом раньше на "Лотусе", больше, чем на полминуты опередив Нельсона Пике. Именно та победа стала ключом, открывшим Сенне двери из середняка "Лотуса" в команду топ-уровня, "Макларен". А годом позже именно здесь родился уникальный, потрясающий воображение квалификационный круг, повторить который вряд ли кому удастся. Ближайшего преследователя, двукратного чемпиона мира, человека, трижды становившегося лучшим на этих улочках, некоронованного короля Монако и своего напарника по команде Алена Проста, он опередила на секунду и четыре десятых! На 1,427, если быть точной.

"Внезапно я понял, что уже не пилотирую машину сознательно, – сказал тогда Сенна. – Я словно бы провалился в какое-то иное измерение и вел машину, подчиняясь инстинктам".

"Гран-при Японии"-1988

Это была та гонка, которая лишний раз доказала – такие люди, как Сенна, умеют быть сильнее обстоятельств. "Макларен" Айртона заглох в момент старта. Однако каким-то чудовищным усилием воли бразилец заставил машину двигаться! Конечно, ему помогло то, что стартовая прямая на Сузуке идет чуть под уклон, но это отнюдь не отменяет человеческий фактор. Это была та гонка, которая принесла Сенне его первый из трех чемпионских титулов.

"Гран-при Бразилии"-1991

Понятие "Родина" для Сенны не было просто высокопарным словом. Бразилию он любил горячо и искренне, без всякого пафоса. Он много делал для своих обездоленных сограждан, никогда не афишируя свою благотворительность. Поэтому так глубоко переживал тот факт, что, раз за разом выигрывая "чужие" гонки, у себя дома никак не мог победить. Но в 1991-м самая желанная победа далась-таки ему в руки. Эта гонка стала одной из самых героических в биографии Сенны, но узнали об этом гораздо позже. Для поколения Сенны и Проста не было ничего героического в том, чтобы побеждать на неисправной технике. Для них это было не показателем силы, а знаком того, что они, профессионалы, что-то недоглядели или сделали не так. Поэтому мало кто знал, что на Интерлагосе коробку на сенновском "Макларене" заклинило на шестой передаче и что выиграл он на машине, которой было практически невозможно управлять.

"Гран-при Монако"-1992

Сезон-92 запомнился всем как сезон тотального превосходства "Уильямса" FW 14 c активной подвеской и Найджелом Мэнселлом за рулем. Это был тот самый случай, про который говорят – против лома нет приема, если нет другого лома. И только такой мастер и виртуоз, как Сенна, мог нанести казавшемуся непобедимым тандему Мэнсеел-"Уильямс" поражение, ярко показавшее, что есть человек, а что есть машина. Мэнселл в одни ворота выиграл пять стартовых гонок подряд, а в Монако получил пощечину. Вынужденный пит-стоп англичанина ради смены изношенной резины позволил Сенне выйти в лидеры. Бразилец защищался как бог – на более медленной машине, на истертой вдрызг резине круг за кругом возил за собой Мэнселла, так ни разу и не дав ему даже микроскопической надежды на ошибку и шанса на обгон.

"Гран-при ЮАР"-1993

Таких схваток за десять лет соперничества между Сенной и Простом было множество. Схваток, пропитанных невероятной страстью, пронизанных колоссальным напряжением, окрашенных невероятными эмоциями. Но гонка в Кьялами все-таки стоит особняком. Ибо в ней непримиримые соперники сошлись лицом к лицу впервые после годичного перерыва. Прост – за рулем суперчемпионского "Уильямса", Сенна – за рулем "Макларена", уступавшего машине соперника по всем статьям. Кроме одной – человека в кокпите.

"Гран-при Европы"-1993

11 апреля 1993 года в Донингтоне шел дождь. А это означало только одно – что трехкратный чемпион мира Айртон Сенна на "Макларене" с мотором "Форд", в квалификации ставший только четвертым, пропустив вперед два "Уильямса" с моторами "Рено" Алена Проста и Дэймона Хилла, и "Бенеттон" Михаэля Шумахера, получал невероятный шанс. Которым воспользовался. Эта гонка вошла в историю благодаря одному-единственному кругу в исполнении Сенны. Шумахер заблокировал Айртона, чем немедленно воспользовался квалифицировавшийся пятым Карл Вендлингер, который прошел обоих. А затем пришел черед Сенны, который последовательными атаками за один круг на мокром асфальте обогнал Шумахера в третьем повороте, Вендлингера в Craner Curves, Хилла в Coppice Corner и, наконец, Проста в Melbourne Hairpin! На финише гонки только одна машина, "Уильямс" Хилла, сумела удержаться в том же круге, что и победитель.

"Гран-при Австралии"-1993

Помню эту гонку так, словно она состоялась вчера. Заключительный этап 44-го чемпионата мира в Аделаиде имел глубокую эмоциональную окраску. Это была последняя гонка в карьере Проста. И последняя гонка Сенны за "Макларен". И последняя – но тогда мы этого еще не знали, – победа Айртона в "Формуле-1". Это была гонка – прощальный подарок одного великого гонщика другому. Вообще-то ее надо смотреть от начала до конца. Как хороший полнометражный фильм о "Формуле-1", фильм из жизни, снять который искусственно, по заранее написанному сценарию невозможно. Потому что не родился еще тот сценарист, кто сможет переплюнуть в своих фантазиях эту самую жизнь, и нет такого режиссера, который был бы способен правдоподобно зафиксировать на пленке хотя бы сотую долю реально существовавших чувств.

Ну и еще три фрагмента это невероятно насыщенной и противоречивой жизни, без которых история была бы неполной.

У каждого времени – свои песни. Свои легенды и были. Свои герои. Но это правда только отчасти. Потому что есть в истории личности, которые остаются в ней навсегда. Вот уже два десятка лет в "Формуле-1" нет среди действующих пилотов ни Айртона Сенны, ни Алена Проста, но мир "Формулы-1" по-прежнему не свободен от их присутствия. Сегодня, как и вчера, как и всегда впредь, любой поступок, любое слово или действие современной элиты немедленно сравниваются с тем эталоном, который оставили по себе эти двое. Эталоном не в смысле непогрешимости, отнюдь. В смысле чего-то более высокого, более волнующего, в смысле тех полных и глубоких страстей, которые переживал мир, следивший за каждым шагом, вздохом, движением ресниц своих любимцев. Кудесников, искренне и щедро создававших высокую драму двух жизней, в чем-то неразделимых, в чем-то антагонистичных друг другу.

Три фрагмента этой драмы, комментариев к которым не требуется.

"Гран-при Японии"-1989

"Гран-при Японии"-1990

"Гран-при Сан-Марино"-1994

"I miss you Alain…"

"Формула-1" изрядно обеднела, потеряв то, что было смыслом жизни этих двоих. Увы, но вернуть эти времена не представляется возможным. Потому что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. А жизнь, как сказал однажды Жан Тодт, очень похожа на "Формулу-1". Она проходит очень быстро. Слишком быстро, чтобы успеть что-то большее, чем бросить несколько беглых взглядов в зеркало заднего вида.

ПОСЛЕДНЯЯ ПРЯМАЯ АЙРТОНА СЕННЫ...

We miss you, Ayrton…

85
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (85)

azamaticus89

Про него сняли отличный документальный фильм - "Сенна" (2010) Советую всем поклонникам Формулы-1

12:50 11 мая 2014

Peterboro

...сенне везло всю карьеру, выиграл больше чем мог. никаких проблем с командами и судьями... Вы в своем уме? В 89 Балестр(президент FIA) на GP Японии, волевым решением отнял победу в гонке и чемпионате у Сенны и вручил Просту. Что бы судить о величайшем противостоянии в истории автоспорта(Сенна-Прост), надо знать историю этого противостояния.

23:14 10 мая 2014

Колобок Колобков

Всё же промыли псу кубанскому мозги...Не удивительно, впрочем...

08:54 5 мая 2014

S-Ex__YOBA

Колобок Колобков 03 Мая 2014 | 16:24 Колобок, ересь здесь пишешь в основном ты. а телевизоры тогда были в основном с двумя каналами. 1й и 2й. и это факт -) то, что ты даже такую элементарную вещь понять не можешь, это несомненно говорит о зашкаливании у тебя уровня идиотизма. про НТВ и прочее. не там ты ищешь образец документальности. НТВ и северокорейское ТВ еще образец правдивости по сравнению с той же европейской или пиндосской массмедиа. так что не пи.ди, рылопопый.

08:10 5 мая 2014

Oland

Спасибо Айртону, что он Был! Я тоже никогда не любил сотворять себе кумиров, но этот человек живет в моем сердце до сих пор! Значит в нём что-то было... Я тоже в 1994-м плакал тогда в подушку, когда узнал страшную новость. Слезы полились сами собой и сейчас, кода прочитал статью и посмотрел архивные видео... Спасибо!

12:28 4 мая 2014

Колобок Колобков

Executor 03 Мая 2014 | 01:00 Ну вот. Тебе 40 , а мозгов осталось как у 20-ти летнего ))) Ты , малыш, всё ещё веришь документальным фильмам. Постажируйся в телекомпании НТВ или в северной Корее, увидишь какие правдободобные документальные фильмы делают эти ребята. Если вот дядя Миша так в себя и не придёт, то и про него снимут слизливый документальный фильм. Мы снова тут прочтём всю ересь про телевизоры с двумя каналами и про цветы , которые кто-то где-то когда -то возложит...

16:24 3 мая 2014

iu68786878

просто АВАРИЯ Ники дала виток хоть чему-то а так...австриец в одну калитку должен был закрывать всех(без вариантов!) и для себя в плюс заносить тот сезон

01:33 3 мая 2014

iu68786878

Radej 02 Мая 2014 | 00:12 Колобок Колобков Да формула и состоит из Сенн, Простов, Ники Лауд, Хантов и т.д. Почему выделил из 4 думаю тебе понятно - это самые яркие противостояния гонщиков за всю историю. не претендую на истину... НО НЕ БЫЛИ НИКАКОГО СВЕРХПРОТИВОСТОЯНИЯ ЛАУДЫ ПРОТИВ ХАНТА 1976 две гонки завершили первый-второй,второй-первый ...и всёёёёёёёёёёёё 1977_Formula_One_season 1.Лауда 2.Хант (ГП ВЕЛ/ 10ый этап)

01:31 3 мая 2014

Executor

Светлая память! 1 мая ему, если не ошибаюсь, было 33, а мне почти 20... Инета у меня еще не было, поэтому о Его смерти тоже узнал по ящику... Где-то около 20 (по Москве)... В июне сбудется моя мечта - буду в Сан-Пауло, возложу Ему цветы... Сейчас мне почти сорок, а ему так и осталось 33, но Ayrton Senna FOREVER!!! ЗЫ: а Круглому Тролю советую посмотреть документальный фильм про Айртона - там всё по полочкам разложено: кто Царь и Бог, а кто оно...

01:00 3 мая 2014

S-Ex__YOBA

да, в 94м был старый телевизор с двумя каналами. и Пасха тогда была. и погода была хорошая. и шок был неимоверным. насколько я не любил Сенну до этого, настолько стало пусто после его ухода. практически так же пусто, как после вести о том, что сезон 93 будет последним для Алена, но немного по другому. все таки Ален остался жив, хоть и покинул кокпит, а Волшебника не стало. зато осталось великое противостояние между Волшебником и Профессором. это и есть квинтэссенция Формулы 1. нынешняя Ф-1 и рядом не стоит с теми временами. так и заглохнет без настоящих эмоций, на одном голом расчете. с Простом и Сенной из Ф-1 ушла душа, а новую в нее вдохнуть пока некому. надеюсь, что только пока. но с каждым годом надежда все призрачнее и призрачнее.

16:29 2 мая 2014

S-Ex__YOBA

gisean 02 Мая 2014 | 03:05 тогда, наверное, Лотус был самовозкой? или Маки в 92-93? никто ваши слова из контекста не выдергивал. просто вы конкретно детали путаете.

15:37 2 мая 2014

Ivan Jackson

gisean 02 Мая 2014 | 02:17 Почему то никто не вспоминает Штефана Белоффа... ---------------------- вот они поклонники российские и почитатели))) вы бы хоть фамилию правильно бы запомнили))) он не Белофф (это вам не водка Смирнофф) а Беллоф)))

08:27 2 мая 2014

Колобок Колобков

Как же некоторые любят красивые слова... Почему в 1994 году у всех фанатов Сенны были "старые телевизоры с двумя каналами" ? )))) Не путают они случайно с 1984 ????

08:06 2 мая 2014

PEP

За 20 лет никто из пилотов Ф1 так и не полюбился мне даже близко как Айртон. Не видел момент аварии со времени гонки ни разу и думал что давно всё это забыл, а сейчас прочитав статью и посмотрев видео сижу в слезах, как и тот 11летний пацан у старого телевизора с двумя каналами.

04:54 2 мая 2014

gisean

Не нужно вырывать из контекста: все чемпионы начинают с минарди или с тоулмена...

03:05 2 мая 2014

Sanja

МИ насчет черновой работы....Сенна был в этом отношении кочегаром, т.к. он очень педантично относился к мелочам, разбирал свои ошибки....

02:46 2 мая 2014

Sanja

gisean02 Мая 2014 | 02:17 решил тут написать Колобок абсолютно прав. Сенна великий спору нет. Но он талант. Он выстрел. Не более. Есть пилоты менее талантливее (возможно) но более пилоты, уж простите за тавталогию. Мало быстро гонять. нужно быть МОТИВАТОРОМ. Нужно уметь довести до команды ЗДЕСЬ ПОДКРУТИТЬ ТАМ ЗАВЕРНУТЬ, ТУТ ОСЛАБИТЬ, ЖЕСЧЕ ПОДВЕСКУ. РЕБЯТА, ЕЩЕ ПАРУ КРУГОВ ПРОВЕРИМ. ОСТАЕМСЯ ДОПОЗДНА. тесты...тесты...это не Сенна. Сенна всю жизнь гонялся на самовозках,и не особо утруждал себя черновой работой, давайте уж до конца быть честными. Так вот такими МОТИВАТОРАМИ были только три пилота: Лауда, Прост и Шумахер. Почему то никто не вспоминает Штефана Белоффа... или того же Ратценбергера, получается они менее таланливее? ------------------------------------------------- "Сенна вю жизнь гонялся на самовозках...." Ну-ну....Болид "Тоулман" был самовозкой?

02:43 2 мая 2014

gisean

решил тут написать Колобок абсолютно прав. Сенна великий спору нет. Но он талант. Он выстрел. Не более. Есть пилоты менее талантливее (возможно) но более пилоты, уж простите за тавталогию. Мало быстро гонять. нужно быть МОТИВАТОРОМ. Нужно уметь довести до команды ЗДЕСЬ ПОДКРУТИТЬ ТАМ ЗАВЕРНУТЬ, ТУТ ОСЛАБИТЬ, ЖЕСЧЕ ПОДВЕСКУ. РЕБЯТА, ЕЩЕ ПАРУ КРУГОВ ПРОВЕРИМ. ОСТАЕМСЯ ДОПОЗДНА. тесты...тесты...это не Сенна. Сенна всю жизнь гонялся на самовозках,и не особо утруждал себя черновой работой, давайте уж до конца быть честными. Так вот такими МОТИВАТОРАМИ были только три пилота: Лауда, Прост и Шумахер. Почему то никто не вспоминает Штефана Белоффа... или того же Ратценбергера, получается они менее таланливее ?

02:17 2 мая 2014

superperez7

Самый великий гонщик в истории Ф-1 - Михаэль Шумахер! Возвращайся к нам, МИША!!!

01:30 2 мая 2014

Колобок Колобков

Radej02 Мая 2014 | 00:15 Слушай,парень,ты можешь не оправдываться больше. Ты изначально написал, что всегда смотрел ф-1 только ради Сенны и из-за него. Так что,теперь совсем необязательно блистать умом и вспоминать Лауду или Ханта. Для тебя ф-1 закончилась 1 мая 1994 года, для меня она закончится в день моей смерти, вот и вся разница. А формула-1 и есть машинки. Твоему умишке это сложно понять, это заметно...Но уходили Фанхио,Лауды, Сенны,Просты,Шумахеры, уйдут Алонсо и Феттели, а "машинки" останутся. Вот хоть ты тресни. Ф-1 - это и есть машинки. А Сенна- лишь исполнитель.

00:51 2 мая 2014

Glebuchev

Колобок Колобков 02 Мая 2014 | 00:03 Ибо он сам всегда гонялся ради ф-1, а не ради своего имени в ф-1.-------------Хорошие слова.Благодарю за ответ.Только ведь люди высказывают свою точку зрения...Что здесь плохого?Всего доброго!

00:30 2 мая 2014

Radej

Колобок Колобков Сам он гонялся ради желания быть первым, в королеве автогонок то есть в формуле 1. Было б это ДТМ гонялся бы в ДТМ. Если не знаешь о чем говоришь не говори или почитай литературку, могу даже ссыль дать.

00:15 2 мая 2014

Radej

Колобок Колобков Да формула и состоит из Сенн, Простов, Ники Лауд, Хантов и т.д. Почему выделил из 4 думаю тебе понятно - это самые яркие противостояния гонщиков за всю историю. Они красят формулу, о них помнят, они и есть формула, а вот кто ты такой и что ты любишь? Что формула без этих людей? Машинки? Так попроси мамку она тебе купит и иди играйся в песочницу.Ну или сам купи, если можешь себе позволить это(Но потом обязательно в песочницу). Ты кругом сам себе противоречишь. Даже факт твоей любви или уважению к Шумми говорит только о том что для тебя формула это формула его времени. А по поводу идите отсюда вообще маразм. Это статья о Сенне в частности, вали на другую ветку и лей желчью там. Прям не дать не взять старина Берни под твоим ником олицетворяющий всю формулу. Кем ты себя возомнил?

00:12 2 мая 2014

Колобок Колобков

Glebuchev 01 Мая 2014 | 23:32 С такой. Можно уважать Сенну в день его памяти, а можно писать "смотрел гонки только благодаря Сенне". Лди, которые пишут такое, даже не подозревают, что сам Сенна крутится в гробу. Ибо он сам всегда гонялся ради ф-1, а не ради своего имени в ф-1. Не всем дано понять, к сожалению...

00:03 2 мая 2014

Glebuchev

Колобок Колобков 01 Мая 2014 | 23:04Так вот- валите тогда на фиг отсюда.------------------А зачем так грубо?Сегодня день памяти Сенны.Поэтому люди и вспоминают Айртона.Статья именно о нём.С какой стати им валить отсюда?Сам подумай.

23:32 1 мая 2014

Колобок Колобков

Иван5701 Мая 2014 | 23:19 Всё стало "более искусственным". Даже "возврат" Крыма... Но-жизнь продолжается. И Мы любим и смотрим ф-1 не ради Сенны или Шумахера. Это Сенна и Шумахер кладут свою жизнь ради ф-1. Это им важна каждая сотая секунды на круге , это они готовы выбить к чертовой бабушке Проста,Хилла или Вильнёва. Это они готовы жертвовать ногами,руками и жизнью ради победы...А формуле-1 всегда было начхать на них. Формула-1 была , есть и будет. Вот правильный заголовок. А Сенны и Шумахеры- приходят и уходят.

23:29 1 мая 2014

Иван57

Колобок Колобков01 Мая 2014 | 23:04 Переживет-это факт. Только после его смерти формула1 стала какой-то более академичной что ли. Стали многое запрещать, штрафовать за все. Борьбы на трассе стало меньше и какая то она искусственная не захватывает.

23:19 1 мая 2014

Колобок Колобков

Все фанаты Сенны всплакнули, а жизнь-то продолжаются... Некоторые "умники" могут писать после каждой гонки, что "ф-1. умерла для болельщиков"... Так вот- валите тогда на фиг отсюда. Ф-1 пережила Сенну, переживёт дядю Мишу и переживёт всех вас, тупых троллей.

23:04 1 мая 2014

Колобок Колобков

Radej 01 Мая 2014 | 22:38 Ну как-бы не очень красит тебя,когда ты отказываешься от собственных слов... Ты же написал, что всегда смотрел гонки ф-1 только ради Сенны. Поэтому тебе здесь не место после 1 мая 1994... Ты конечно можешь продолжать писать,это всё ещё свободная страна...Ну, почти свободная. Только я не понимаю твоих усилий.

22:59 1 мая 2014

Radej

Колобок Колобков Ограниченность, отрицание другой точки зрения, думаю нам не о чем говорить. Потому как моя цель донести свою точку зрения а не убедить тебя в ней, у каждого свои интересы и истины. Так что тролль на ветке дальше любитель формулы 1 )

22:38 1 мая 2014