10:30 21 марта 2014 | Формула-1

Звуковой барьер

Наушники и беруши в "Формуле-1" скоро могут стать раритетом. Фото REUTERS
Наушники и беруши в "Формуле-1" скоро могут стать раритетом. Фото REUTERS

Новый технический регламент лишил Королевские гонки их главной достопримечательности – рева моторов. Но станут ли тихие "Гран-при" менее интересными?

После первого этапа чемпионата мира в "Формуле-1", который прошел в минувшие выходные в Мельбурне, все, кто хоть немного интересуется автоспортом, остались в недоумении. Звук новых турбодвигателей оказался совершенно не похож на привычный рев, который издавали прежние моторы. И, по всей видимости, больше никогда похож не будет. С одной стороны, это важный шаг в направлении экологичности автоспорта и уменьшения негативного влияния на окружающую среду. С другой – грохот мощных движков является одним из главных брендов "Больших призов". Тихая "Формула", по мнению многих фанатов, – это такая же нелепость, как, скажем, футбол на розовом газоне или хоккей без силовых приемов.

Спонсоры недовольны, организаторы этапов нервничают и даже собираются судиться с промоутерами Королевских гонок и Международной федерацией автоспорта. При этом босс "Ф-1" Берни Экклстоун только подлил масла в огонь, заявив, что долго тишина продолжаться не может. "Мы посмотрим еще пару этапов, а затем будем принимать какие-то решения. Меня не беспокоил прежний шум, но сейчас серьезно беспокоит его отсутствие. То, что мы слышали в Австралии, напоминает мурлыканье", – сказал 83-летний британец.

Экклстоун заметил, что организаторы "Гран-при Австралии" пожаловались ему, что новый звук болидов нарушает контракт, и они переплатили за лицензию на проведение этапа кучу денег. По словам главы FOM, подобные высказывания он услышал еще от двух руководителей этапов чемпионата мира, а глава "Феррари" Лука ди Монтеземоло посетовал на огромное количество жалоб со стороны болельщиков.

Однако по большому счету разница в шуме не так велика. Специалисты оценивают громкость новых двигателей примерном в 134 децибела по сравнению с 145 в прошлом году. Но для гурманов автоспорта эти 11 децибел, видимо, имеют принципиальное значение.

Сейчас Экклстоун собирается решить вопрос с поставщиками моторов – "Мерседесом", "Феррари" и "Рено", чтобы каким-то образом искусственно усилить звук двигателей. Но к тому времени, когда его издавали восьмицилиндровые моторы, не говоря о десятицилиндровых, невозможно вернуться иным путем, кроме восстановления старого технического регламента. Однако на это уже не пойдет никто. "Формула-1" всегда была витриной автоспорта, а сейчас она все больше использует технологии, которые можно применить и в реальной жизни.

Современные же реалии таковы, что автопроизводители все больше делают упор на электромобили и используют все рычаги влияния на то, чтобы рынок активнее реагировал на появление новых моделей. При поддержке Международной федерации автоспорта в нынешнем году стартует "Формула Е", в которой все болиды будут электрическими. И "Формуле-1" никуда не уйти от того, чтобы соответствовать тренду. Еще три года назад, когда обсуждался переход на новый технический регламент, Берни Экклстоун высказался против того, чтобы когда-нибудь его любимое детище использовало электромоторы. Президент ФИА Жан Тодт, на которого давили, давят и будут давить автопроизводители и "зеленые", с Экклстоуном согласился, но на введении более экономичных и экологичных двигателей все же настоял.

Автоспорт становится более тихим, как и звук двигателей серийных автомобилей на улицах. И это эволюционный процесс, а не козни врагов настоящих гонок. Возьмем, например, спортпрототипы, участвующие в знаменитом суточном марафоне "24 часа Ле-Мана". Немецкая компания "Ауди" первой перешла на машины с дизельными двигателями, которые работали намного тише бензиновых и были оснащены гибридной системой. Да, болельщики заметили это, но на интересе к гонке и к суточным марафонам вообще это никак не отразилось.

Кроме того, аудитория "Формулы-1" меняется, и ее основу составляют не ретрограды. Молодые болельщики могут познакомиться с ревом 12-цилиндровых моторов, разве что найдя ретроролики в Интернете, и даже 10-цилиндровые моторы многие уже не помнят. Скорее всего, процент тех фанатов, кто смотрит ролик ради звука, стремится к нулю. Кстати, в телевизионных трансляциях разница не особо заметна.

Исходя из всего вышеперечисленного, вряд ли стоит ждать возвращения звука только потому, что Экклстоуну вместо рева слышится мурлыканье, промоутеры этапов "Гран-при" к тишине не привыкли, а количество болельщиков, затыкающих уши, на трибунах станет меньше. Да и так ли уж важно, с каким ревом проносятся автомобили по трассе? Ведь смысл автоспорта не в том, чтобы принести беруши на трибуны или же, забыв их дома, уйти после гонки оглохшим и с головной болью.

"Формула-1" – это не только полигон для обкатки технологий, но и спорт. А в любом спорте важна интрига. В прошлом году Себастьян Феттель и команда "Ред Булл" на ревущих, а не мурлыкающих моторах, убили интригу задолго до завершения чемпионата. Если же новые двигатели сделают гонки более интересными и не такими предсказуемыми, то звук вообще не важен. Даже если он будет напоминать шипение или кваканье – Королевские гонки в глазах настоящих болельщиков не перестанут быть главным и самым привлекательным событием в мире автоспорта.

8
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (8)

Oland

А я присоединяюсь к автору. Буду смотреть Ф1 в любом случае, даже если будут безшумные, но мощные электродвижки. Главное, чтобы была интрига. И да, всё должно меняться, и хватит уже человекам думать о сиюминутных удовольствиях. Пора уже думать и об окружающем мире. Шумовое загрязнение также опасно, как и всё остальное порождение нашей мусорной цивилизации. Рад, что в Ф1 приходят именно такие перемены. Также присоединяюсь к памятным поздравлениям Айртону. Айртон - ты лучший навсегда!

22:09 21 марта 2014

Neveselyi

Аффтар видать на гонках не был... SunChess, не путайте уровни электрической мощности и звукового давления. Как вы правильно заметили, дб - это логарифмическая шкала поэтому разница например в 10 дБ между 10 и 20 дБ гораздо больше чем та же разница в те же 10 дБ между 135 и 145 дБ. Чтобы долго не приводить формулы, разница между 134 и 145 составляет примерно 2 раза, что очень много - это как если бы вас пересадили с расстояния 50 м от трассы на 100 м или если брать Большой ьеатр - из партера на галёрку.. Не надо быть "гурманом", чтобы не заметить - многие люди писали, что теперь в поворотах слышно скрип шин - это, товарищи, уровень формул типа Лада-Гранта... Звук новых моторов похож на газонокосилки. Автору-экологу советую смотреть Формулу-Е! Там тишина... и мертвые вдоль трассы с косами стоят...

20:29 21 марта 2014

Torky7

АЙРТОН - великий! Звук моторов (а я смотрю только телетрансляции) скушен... Я знал о новом регламенте, первой трансляцию новой Ф1 сморел квалификацию... 15 минут шаманил со звуком, не мог понять что ни так. Картинка есть - звука нет. Оказывается разница "всего" в 11 децибел. Теперь я знаю что это пропасть

19:38 21 марта 2014

reyders

И я присоединяюсь! Он навсегда в моем сердце!

19:33 21 марта 2014

Дандрей 3

attafella21 Марта 2014 | 11:28 Присоединяюсь к поздравлениям! Я,лично, буду помнить его всю жизнь! АЙРТОН - ВЕЛИЧАЙШИЙ!!!

18:28 21 марта 2014

SunChess

Только неграмотный может написать, что разница в 11 децибел слышна и принципиальна только поклонникам. Разъясняю - децибелы измеряются по логарифмической шкале, где разница в 10 децибел означает увеличения уровня шума в 10(десять)!!! раз, а разница в 12 децибел в 16(шестнадцать) раз!!!!! Т.е. это не прирост на 9%, а на 1400(тысячу четыреста)!!! процентов. Это очень серьезная разница!

13:46 21 марта 2014

кубань чемпион

Помним... навсегда.

11:45 21 марта 2014

attafella

Оставим на время беруши, рев моторов и пр. Формула 1 - это не только техника. Сегодня День рождения Бразильского волшебника Айртона Сенны...Ты был бесподобен и уникален... Спасибо за те эмоции и за те годы! Мы тебя помним!! Навсегда!!...Царство небесное, ВЕЛИКИЙ ГОНЩИК..

11:28 21 марта 2014